Причины травматизма на уроках физической культуры и техника безопасности на занятиях
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Важные моменты, на которые стоит обратить внимание учащимся, чтобы не получить травму на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_travmatizma_i_tb.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Причины травматизма

Основными причинами травматизма при выполнении физических упражнений являются: недостаточная культура поведения занимающихся; нарушение медицинских требований; неподходящие для занятий одежда и обувь; неудовлетворительное содержание и состояние места занятий; неисправные оборудование и спортивный инвентарь; чрезмерные нагрузки (физические, эмоциональные, психологические), отсутствие страховки и самостраховки, неблагоприятные погодные условия. Как правило, эти причины кроются в нарушении установленных и обязательных для исполнения правил при проведении занятий по физической культуре и спорту.      

 К травмам может привести и отсутствие разминки перед началом занятий или соревнований. Разминка готовит опорно-двигательный аппарат человека к предстоящим нагрузкам. Во время её проведения мышцы разогреваются, приобретают способность совершать работу с большей амплитудой и быстротой, что значительно снижает возможность травмирования.

Причиной травм во время занятий бегом часто являются неровности грунта (бугры, ямки, рытвины) и неподходящая для этого обувь. Поэтому, особенно при освоении нового маршрута, сначала надо ознакомиться с ним, обратив внимание на травмоопасные участки.

 При выполнении упражнений на спортивных снарядах к травмированию могут привести влажные ладони (из-за них можно не удержаться на снаряде, сорваться и упасть). Приземляться на гимнастические маты после выполнения прыжков и соскоков со спортивных снарядов рекомендуется мягко на носки ступней, пружинисто приседая при этом. Если приземляться, выпрямив ноги и спину, можно получить травму позвоночника, суставов, сотрясение мозга.          

Купаться и плавать можно только в специально отведённых для этого местах. Берег водоёма должен быть пологим, дно ровным (лучше песчаным), а вода чистой. Нельзя купаться в тех местах, где выше по течению находятся сточные трубы.

Общие требования техники безопасности.

 На занятиях по физической культуре и спортивных соревнованиях необходимо строго выполнять следующие общие правила техники безопасности:

 • ногти на руках должны быть коротко острижены; очки (только в роговой оправе) закреплены резинкой; длинные волосы заплетены в косичку или завязаны хвостом; ювелирные украшения (цепочки, серьги, кольца, браслеты), часы перед занятиями надо снять;

• на уроках физической культуры спортивная форма занимающихся должна соответствовать погодным условиям и видам занятий; прибывшие без установленной спортивной формы на уроках присутствуют, но к занятиям не допускаются;

• во время занятий обучаемые должны следить за своим состоянием, корректировать физическую нагрузку с учётом рекомендаций врача и учителя; выполнять требования инструкций по технике безопасности и правила соревнований;

 • во время занятий физическими упражнениями запрещается что-либо жевать, сосать или держать во рту, чтобы исключить случайное попадание пищевых продуктов и других предметов в дыхательные пути; брать спортивный инвентарь без разрешения учителя; кричать, топать, грубить, угрожать сопернику, судье, зрителям; мешать товарищам в момент выполнения ими упражнений на спортивных снарядах; разговаривать по телефону и слушать плеер;

 • по свистку и команде «Стоп!» учителя обучаемый должен прекратить выполнение упражнения, повернуться к учителю и внимательно выслушать указания, замечания и объяснения.

Лёгкая атлетика

 Во время занятий необходимо соблюдать следующие требования:

             • бег на стадионе можно проводить только против часовой стрелки; при групповом старте на короткие дистанции бегать разрешается только по своей беговой дорожке; во время бега на дистанции и при финишировании нельзя выполнять «стопорящую» остановку;

            • перед выполнением прыжков надо тщательно разрыхлить песок в яме — месте приземления — и удалить из песка посторонние предметы; нельзя выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте и приземляться на руки;

            • перед метанием мяча и других снарядов необходимо убедиться, нет ли людей в секторе метания; в мокрую погоду перед метанием следует вытирать снаряды насухо; нельзя выполнять метания и ходить в поле за снарядами без разрешения учителя, а также стоять справа от метающего (при метании левой рукой — слева);

            • нельзя пересекать места занятий, где обучаемые выполняют беговые упражнения, прыжки и метание;

            • не разрешается оставлять без присмотра спортивный инвентарь, грабли и лопаты; грабли нельзя укладывать зубьями вверх, а беговые туфли шипами вверх.

Гимнастика

На занятиях необходимо выполнять следующие меры безопасности:

            • заниматься разрешается только в обуви с нескользкой подошвой;

• при передвижении и установке гимнастических снарядов следует соблюдать осторожность и обеспечивать надёжность их крепления; в местах соскоков гимнастические маты должны быть уложены так, чтобы их поверхность была ровной;

• заниматься на гимнастических снарядах можно только под руководством учителя или его помощника; нельзя выполнять упражнения на загрязнённых снарядах, без страховки, с влажными ладонями или свежими мозолями на них; не разрешается находиться рядом с гимнастическим снарядом при выполнении на нём упражнения другим обучающимся;

• при выполнении упражнений потоком (один за другим) следует соблюдать установленные интервалы и дистанцию;

• при потере равновесия стремиться не допустить падения на прямые руки; падая вперёд, надо стараться перейти в упор лёжа на согнутых руках или сделать кувырок вперёд; падая спиной, следует отставить согнутую ногу назад, присесть, сгруппироваться и выполнить перекат назад.

Баскетбол

Наиболее типичными травмами в этой игре являются вывихи, переломы костей кисти и пальцев, разрывы ахиллова сухожилия, повреждения голеностопного и коленного суставов. На занятиях, чтобы исключить травмирование, необходимо выполнять следующие правила:

 • играть разрешается только на чистой и сухой площадке с нескользким покрытием;

• соревнования и тренировки можно проводить на спортивных площадках и в залах, соответствующих правилам игры;

• выполнять требования и указания судьи, учителя, тренера, капитана команды следует беспрекословно; недопустимо умышленно бросать или отбивать мяч в игрока;

• при приёме мяча не следует выставлять вперёд пальцы рук;

• нельзя хватать, удерживать, тянуть, ударять, обхватывать, толкать и отталкиваться от игрока команды соперников, отбирать у него мяч вдвоём, втроём и т. д., а также сзади.

Подвижные и народные игры

         На самочувствие и физическое состояние человека благоприятно влияют подвижные и народные игры. Однако при их проведении необходимо строго выполнять следующие правила безопасности:

 • участники игры должны внимательно слушать и строго выполнять указания (сигналы) учителя и капитана команды;

• перед игрой учащиеся должны провести разминку;         

• во время игры следует соблюдать установленные правила, избегать столкновений, ударов и толчков;

 • при падении надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги;

• если спортивный инвентарь или оборудование вышли из строя, следует прекратить игру и устранить неисправности.

Волейбол

Травмы волейболисты чаще всего получают при падениях, прыжках и блокировке мяча. Наиболее типичными из них являются растяжения связок и мышц, ушибы тела и пальцев рук. Несколько реже происходят переломы и вывихи плечевого сустава, пальцев рук, разрывы мышц голени, ахиллова сухожилия, связок голеностопного сустава, повреждения коленных суставов. Профилактика травматизма заключается в соблюдении следующих правил:

            • занятия и соревнования должны проводиться на сухой площадке (в зале на сухом полу);                

• при температуре воздуха +10 °С и выше следует использовать так называемую короткую спортивную форму (трусы, майку), а при температуре ниже +10 °С — длинную (тренировочный костюм);

 • перед изучением техники приёма и передачи мяча, нападающего удара и блока следует проделать несколько разминочных упражнений для пальцев;

 • перед отработкой защитных действий надо изучить и практически освоить технику способов падения и приземления;

• во время игры необходимо пользоваться защитными приспособлениями (наколенники, налокотники);

 • нельзя использовать мячи нестандартных размеров и массы; выставлять пальцы рук навстречу летящему мячу; сгибать руки в локтях при приёме мяча снизу; после прыжков приземляться в широкую стойку на согнутые ноги.

Лыжная подготовка

На тренировках и соревнованиях травмирование чаще всего происходит в местах, где мало снега, на обледенелых склонах, если снег покрыт коркой, там, где растёт кустарник, торчат пни, лежат камни. В морозную погоду возможны обморожения лица, рук, ног. Занимаясь лыжной подготовкой, необходимо выполнять следующие правила безопасности:

• подбирать в зависимости от погодных условий и установленных требований подходящие для занятий и соревнований одежду и обувь; иметь исправный спортивный инвентарь;

 • при следовании к месту занятий через проезжую часть дороги надо обязательно снимать лыжи и держать их в руках;

 • лыжню для самостоятельных занятий следует прокладывать в защищённом от ветра месте, она не должна пересекать железнодорожные пути, автомобильные дороги, замёрзшие водоёмы, густые заросли кустарника;

• следуя по лыжне в колонне, надо сохранять дистанцию 3—4  м от впереди идущего лыжника; при спусках нельзя выставлять лыжные палки перед собой; при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону; при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

 • нельзя обгонять других лыжников на узких участках дистанции, останавливаться на спусках и пересекать лыжню; если пришлось сойти с дистанции по какой-либо причине, необходимо обязательно предупредить об этом учителя через других учащихся или лично;

 • при первых признаках обморожения или плохом самочувствии надо немедленно прекратить занятия и сообщить об этом учителю.