Сущность понятия «круговая тренировка» на уроках гимнастики
методическая разработка по физкультуре на тему

Казаков Михаил Олегович

Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovaya_trenirovka.docx197.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность понятия «круговая тренировка» на уроках гимнастики

На протяжении всей своей работы в школе комплексно использую различные методы и приемы, но предпочтение отдаю методу круговой тренировки, так как считаю, что этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств учащихся.

Круговая тренировка, осуществляемая на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Она не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений, она включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным общим воздействием на организм учащихся. Она органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю выполнять учебную деятельность.

Схематично организационно-методическую форму проведения занятий способом круговой тренировки можно выразить следующим образом (см.Приложение 1).

Итак, основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование и лишь приблизительная программа действий.

Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной темы и с учетом комплектования класса. На уроках используются снаряды, которыми оснащены большой (игровой) и малый [гимнастический] спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов. Этим достигается высокая организация урока.

Другое преимущество: ученикам достаточно один раз "пройтись" по всем снарядам [станциям], чтобы получить высокую разностороннюю нагрузку. Педагогика утверждает, что нельзя назвать определенные универсальные методы обучения. Каждый метод эффективен, если он наиболее успешно решает намеченную задачу. Поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание средств, методов и форм обучения, такому сочетанию наиболее приемлем метод круговой тренировки.

На уроках также используется наглядное пособие - контрольные карточки, карточки для работы по станциям. Такие карточки комплектуются по отдельным темам. Большинство упражнений, включенных в карточки, уже знакомы ученикам, поэтому при их выполнении нет затруднений. Но если есть необходимость, то отдельные упражнения сначала разучиваются с учащимися.

Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности учащихся. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом. В настоящее время в практике работы с детьми принята следующая возрастная периодизация [по Фомину Н.А.], охватывающая сроки обучения их в школе: 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет [девочки], 8-12 лет [мальчики] - период второго детства; 12-15 лет [девочки], 13-16 лет [мальчики] - подростковый возраст; с 16 лет у девочек и 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст, которым и заканчивается школьный возрастной период.

Круговая тренировка - это форма занятий, при которой упражнения выполняются учащимися поочередно или группами на заданных местах, в процессе движения по кругу или замкнутой линии.

Ряд теоретических и методических предпосылок круговой тренировки был создан в советской системе физического воспитания.

В последние годы эта методическая форма комплексного использования физических упражнений детально разрабатывалась английскими специалистами из Германии [12. C. 49].

Круговая тренировка - это цепная, организационно-методическая форма занятий, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения [9. C. 15].

Круговая тренировка - поточное, последовательное выполнение комплекса физических упражнений. Круговым методом называют потому, что упражнения по кругу состоят из нескольких станций. [10]. Круговая тренировка - представляет собой целостную самостоятельную организационно-методическую форму занятий и в то же время не сводиться к какому-либо одному методу. Она включает ряд частных методов строго регламентированного упражнения с избирательным и общим воздействием на организм занимающихся [4. C. 60].

О.В.Худолеева (1983), говорит, что круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, направленная на комплексное развитие физических способностей занимающихся, на повышение их физической подготовленности. Все эти авторы представили свое понимание данной формы занятий.

Каждое определение, хоть и выражено разными словами, но несет один и тот же смысл.

По своей форме круговая тренировка разделяется на поточную и групповую.

Поточная форма тренировки предполагает непрерывное движение учеников в колонне по замкнутой линии (окружности, периметру прямоугольника и пр.), с преодолением по ходу движения препятствий или выполнением отдельных упражнений (кувырок вперед, отжимания, бросок мяча в корзину и т.п.).

По указанию учителя дистанцию можно преодолевать несколько раз с перерывами на отдых или без них.

Групповая форма тренировки предполагает разделение класса на небольшие по численности группы, каждая из которых автономно работает на отдельных «станциях» с быстрой или отодвинутой по времени сменой мест занятий.

Остановимся на содержательной стороне круговых тренировок.

Специфическая особенность поточной круговой тренировки состоит в том, что она проводится в довольно быстром темпе, не предполагающем обучение школьников каким-либо умениям, а только с использованием уже имеющегося у них двигательного опыта. Поэтому подбор упражнений должен соответствовать возможностям учеников. Однако строить тренировку, ориентируясь только на слабейших, конечно, не стоит. Здесь надо найти компенсирующий вариант: тем, кто не может выполнить, скажем, переворот в упор на высокой перекладине, предложить подтянуться на ней 2-3 раза или в висе поднимать ноги вперед; при прыжках на одной ноге через «резинку» натянуть ее наклонно, давая ученикам право самим выбирать посильную высоту; при работе с отягощениями выставить гантели или набивные мячи разного веса и т.п. При этом время выполнения компенсирующего упражнения не должно превышать времени выполнения основного упражнения, так как нужно освободить «точку» - место для подбегающего к нему следующего ученика. Учитель должен подбирать для поточной тренировки задания, выполняемые примерно за одинаковое время. Иначе у некоторых «точек» будет выстраиваться очередь, и поточная форма занятий превратится в групповую.

При таком нормировании нагрузки соблюдается единство общего и индивидуального подхода: вся группа получает относительно равное задание. В  результате у сильных и у слабых поддерживается интерес к занятиям. Понятно как это важно в педагогическом отношении (Е.С. Григорович, 1977; В.Н. Кряж, 1982 и др.).

Надо сразу сказать, что поточную тренировку в идеальной форме (непрерывное движение всех учеников от одной «точки» занятий к другой) невозможно организовать в малых по размеру спортивных залах. Как бы ни комбинировал учитель варианты расстановки мест занятий, возле них всегда будут находиться несколько ожидающих своей очереди учеников [3].

Задачи круговой тренировки:

Основная задача круговой тренировки - обеспечить высокую работоспособность организма.

Без мышечных движений, невозможна практическая деятельность человека и значит совершенствования его в процессе воспитания. Таким образом, воздействия физических упражнений тесно связаны с деятельностью мышц, органов, суставов, внутренних органов, коры головного мозга [3].

В физическом воспитании применение круговой тренировки дает возможность:

  • самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества;
  • совершенствовать отдельные умения и навыки;
  • позволяет добиться высокой работоспособности организма;
  • приучать занимающихся к самостоятельному мышлению.

Наряду с этим, круговая тренировка, позволяет решать ряд воспитательных задач:

  • формирование чувства ответственности за порученное дело;
  • настойчивость в достижении цели;
  • честность;
  • добросовестность;
  • стремление к физическому совершенствованию.

Содержание круговой тренировки:

Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение упражнений в комплексе в соответствии с определенной схемой - «символом круговой тренировки» - и выполняемых в порядке последовательной смены «станций» (мест для каждого из упражнений с соответствующим оборудованием), который располагаются в зале или на площадке по замкнутому контуру в виде круга либо аналогичной фигуры. На каждой станции (обычно их 7 - 10) повторяется один вид движений или действий. Большинство из них воздействуют преимущественно на отдельные мышечные группы; Как правило, в кругу включаются также 1 - 2 упражнения общего воздействия (Л. П. Матвеев, 1976 г.).

В своих исследованиях автор книги «Круговая тренировка в физическом воспитании студентов» В. Н. Кряж приходит к выводу, что происходит как бы ее фокусирование с получением срочного аккумулятивного тренировочного эффекта.

В учебном процессе на уроках физического воспитания круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет большому числу учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

Исследования, проведенные автором по сравнительной эффективности использования различных способов организации общефизической и специальной подготовки, в контрольных и экспериментальных показали преимущество круговых занятий, особенно при воспитании физических качеств с профессионально-прикладной направленностью обучения. Показатели в экспериментальной группе оказались в большинстве случаев выше, чем в контрольной (при р < 0,05). Результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что прохождение программного материала по физическому воспитанию в школе с использованием круговых занятий дает положительные результаты, способствует успешному развитию общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки и успешной сдаче учебных нормативов. Таким образом, круговая тренировка, введенная в урок физического воспитания, способствует прогрессированию нагрузок, повышает моторную плотность занятий, делая уроки более эмоциональными и разнообразными. Они становятся интересными для учащихся тем, что открывают простор индивидуальным возможностям и личной инициативе [12. C. 33].

Время, планируемое на проведение круговой тренировки, будет зависеть от задач, которые необходимо решить в процессе общей и специальной подготовки. Так, например, в школе оно определяется из расчета всего объема времени, выделенного для проведения общей, специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, и колеблется от 10 до 15 мин.

Круговая тренировка в зависимости от количества станций укладывается в соответствующий лимит времени при большой моторной плотности, что особенно важно на уроках физического воспитания.

В зависимости от поставленных задач круговая тренировка может планироваться преподавателем в начале или в конце основной части урока. Ее применение будет также зависеть от контингента учащихся, от года обучения, от физической подготовленности и уровня технического мастерства каждого класса. Включение ее в начало основной части урока связано с предстоящей интенсивной работой по воспитанию физических качеств, требующих большого напряжения и волевых усилий в достижении поставленной цели в оптимальных условиях. Роль такого комплекса заключается в физической подготовке организма учащихся к предстоящей работе и носит характер общеразвивающих упражнений, решающих основную задачу [7. C .49].

Применение круговой тренировки в начале основной части урока также связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнить работу в большом объеме. В конце основной части урока комплексы круговой тренировки планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов - сохранение и закрепление достигнутого уровня физического развития, а также совершенствование пройденного учебного материала.

Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Главное внимание при таких занятиях следует обращать на правильность и качество выполнения. При разучивании и опробовании комплексов круговой тренировки, переходы со станций на станцию и упражнения выполняют по команде или заранее установленному сигналу лица, ведущего занятие (педагога, тренера).

На втором занятии, после подготовки станций, каждый занимающийся получает карточку достижений установленного образца и заполняет её (в зависимости от метода круговой тренировки). После этого он занимает станцию, с которой начинал знакомство с комплексом на предыдущем занятии. Главной задачей второго занятия является определение максимального количества упражнений МП в заданное время или без учета времени. Если упражнение может повторяться 10 - 15 раз, время выполнения не ограничивается. Время определения МП более простых упражнений устанавливают равным 30 секундам. Если упражнение может быть повторено более 30-ти раз, то подсчитывают число повторений за 1 минуту. Время отдыха между подходами к станции при определении МП устанавливает преподаватель, оно должно быть достаточным для отдыха занимающихся.

Индивидуальное количество повторений упражнения на станции в круговой тренировки устанавливают в долях от МП в зависимости от решаемых задач, метода тренировки, подготовленности занимающихся, трудности упражнения и других факторов. Оно может быть равным 3*МП; 4*МП/3;МП/2 и т.д. В соответствии с формулой, которая написана на табличке, расположенной на станции, каждый занимающийся рассчитывает свою меру нагрузки и заносит ее в свою карточку достижений. На следующем занятии занимающиеся выполняют на каждой станции установленное количество повторений или упражняются определенное время. Так продолжается до смены комплекса [7. C. 58].

При соответствующем подборе упражнений, установленном времени работы, интенсивности, количества подходов к каждой станции, длительности и характере отдыха можно добиться развития физических качеств занимающихся с учетом требований программы и специфике вида спорта. Отличительными чертами круговой тренировки, характеризующими ее, как отдельно самостоятельную форму организационно - методическую форму, являются:

  • Регламентация работы и отдыха на каждой станции;
  • Индивидуализация тренировочной нагрузки;
  • Систематическое и постоянное повышение тренировочных требований;
  • Периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;
  • Использование хорошо изученных упражнений;

Последовательно включение в работу различных мышечных групп.

Приложение 1

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОСОБОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

     

Приложение 2

КОМПЛЕКС КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

Станция 1

Станция 2         

 

Станция 3         

Станция 4

Станция 5

Станция 6

Список литературы

1. Лях, В. И. Рабочая программа / В. И. Лях, А. А. Зданевич. // Физическая культура. – 2008. – С. 56.

        2. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом
воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура культура и спорт, 1978.

3. Бондаревский, Е.Я. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности человека / Е.Я. Бондаревский, Ю.Г. Данилов и др. // Теория и практика физической культуры. – 1983. - № 1.

4. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. – Минск.: Высшая школа, 1985.

5. Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / В.Н. Кряж. – Минск.: Высшая школа, 1982.

6. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.- 2-е изд., испр./ Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.

7. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

8. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. М.,2001.

9. Михайлов, В.А., Хайкин Л.В. Организационно-методические основы поточно-круговой формы проведения учебного процесса по физическому воспитанию со студентами ВУЗа / В.А. Михайлов, Л.В. Хайкин // Теория и практика физической культуры. – 1985. - № 7.

10. Никитин, В.И. Оценка двигательной подготовленности школьников / В.И. Никитин. – Физкультура и спорт. – 1982. - № 7.

11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – 2-е изд; испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001.

12. Волков В.М. Теория и практика физической культуры: учебное пособие. - М.: Издательство «Спорт», 2007.

13. Коренберг В.Б. Теория и практика физической культуры: учебное пособие.-Спб.: Издательство «Питер», 2007.

14. Курамшин Ю.Ф. учебник Теория и методика физической культуры. – М.: «Спорт», 2007

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие.– М.: Издательство «ФиС», 2008.

16. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания: учебное пособие.- Алма-Ата. Издательство «Просвещение», 2012.

17. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта – М.: Издательский центр «Академия», 2012

18. Гавердовский, Ю.К. Программное обучение по физической подготовке по круговому методу тренировки / Ю.К. Гавердовский, В.Н. Лисицкий // Теория и практика физической культуры. – 1981 - № 8

19. Григорович, Е.С. Исследование эффективности круговой
тренировки / Е.С. Григорович, В.Н. Кряж. – Минск.: Высшая школа, 1977.

20. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание школьников в критические
периоды развития / А.А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. – 1977. - № 7.

21. Программа по физическому воспитанию учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы / Лях В.И., Мейксон Г.Б. – М., 1993. – 40 с.

22. Романенко, В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. – М.: Физкультура культура и спорт, 1986. – 143 с.

23. Солонкин А.А. Технология применения круговой тренировки на учебных занятиях: Автореф. дисканд. пед. наук. - Смоленск: СГИФК, 2002. - 23 с.

24. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: учебное пособие.-М.: Издательство «Спорт», 2010.-150с.

25. Попов В.С. Теоретико-практические основы развития физических качеств.:Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» ЮРГТУ– Новочеркасск, 2009. - 82 с.

26. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания: учебное пособие.- Алма-Ата. Издательство «Просвещение», 2012.-318с.

27. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» № 4- ООО Издательство « Школа-Пресс» 2010. – 63с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Круговая тренировка на уроках физической культуре."

В работе приводятся примерные комплексы круговой тренировки  для развития: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Круговую тренировку провожу во 2-3 четверти, по 8 уроков, с интервалом...

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

Круговая тренировка на уроках физической культуры.

Круговая тренировка - совокупность взаимосвязанных между собой упражнений, дающая высокий тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое упражнение в отдельности....

использование метода круговой тренировки на уроках по теме "Баскетбол"

С целью скорейшего освоения программного материала по «Тактические действия в защите», отработки навыков и умений в игре баскетбол продемонстрирован  метод круговой тренировки....

Метод круговой тренировки на уроках физической культуры

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуаль...

Круговая тренировка на уроках и дома.

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке и дома – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и инди...

Обобщение опыта.Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся.

Уроки "круговой тренировки" помогают избежать монотонности  урока, повысить самостоятельность учащихся, отработать больше двигательных навыков, задействовать развитие различных групп мышц...