Пояснительная записка К тематическому планированию по физической культуре Для учащихся 5 – 9 классов.
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Халимов Руслан Саидбакоевич

Пояснительная записка

К тематическому планированию по физической культуре

Для учащихся 5 – 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g5-9_rab_programmaplany_na_2015-2016_u.g.docx54.71 КБ

Предварительный просмотр:

   Программы разработаны в соответствии с Государственным стандартом  образования по физической культуре и с учетом результатов экспериментальной апробации Примерных программ по данной дисциплине.

Пояснительная записка

К тематическому планированию по физической культуре

Для учащихся 5 – 9 классов.

Данная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» авт. В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2006г. И с учетом следующих нормативных документов:

    -Федеральный закон  «О физической культуре и спорте в РФ» от 04. 12. 2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04.2011г.);

    -Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1312 (ред. От 30.08.2010г.);

    -О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. №06-499;

    -О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг.. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

   -Приказ  Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Методические рекомендации о внедрении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

  -Письма Министерства образования Московской области от 13.07.2012 № 694714с/07

Тематическое планирование составлено  на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях,  А.А.Зданевич. – Москва Просвещение,2013) ,и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений  Российской Федерации. Она разделена на три программы для 1-4 классов, 5-9 классов и 10-11 классов.

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры.  Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию  убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить  так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

      Предметом обучения физической культуре в школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

       Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального, среднего и полного образования. Уровень  изучения учебного материала базисный.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводиться три часа в неделю всего 68 (102) часов в год.

Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5-9 классах в учебном процессе для обучения предлагается использовать следующие учебники.

Уровень программы

Программа

Тип классов

Кол-во часов

Учебники

Базовый

Авторская

5-9

3

Физическая культура 5-7 классы под редакцией М.Я.Виленского - Москва Просвещение 2010 год

Физическая культура 8-9 классы под редакцией В.И. Лях – Москва .Просвещение 2009 год

Углубленный

Авторская

5-9

3

Физическая культура 5-7 классы под редакцией М.Я.Виленского - Москва Просвещение 2010 год

Физическая культура 8-9 классы под редакцией В.И. Лях – Москва .Просвещение 2009 год

В программе В.И.Лях, А.А. Зданевича программный материал делиться на две части – базовую и вариативную. В  базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по гандболу, баскетболу.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются разделами легкой атлетики и спортивными играми. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и один час урочного времени в каждой четверти.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и мере текущего освоения  умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору.

Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре .

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изучения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (тип телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка  выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за триместр, четверть  (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

I.Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими  упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные  беседы, тестирование.

Оценка 5

(отлично)

Оценка 4

(хорошо)

Оценка 3

(удовлетворительно)

Оценка 2

(неудовлетворительно)

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За непонимание и незнание материала программы

II.Техника владения двигательными умениями и навыками.

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

(отлично)

Оценка 4

(хорошо)

Оценка 3

(удовлетворительно)

Оценка 2

(неудовлетворительно)

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движений, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях, может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником, уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательные действия в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

III.Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Оценка 5

(отлично)

Оценка 4

(хорошо)

Оценка 3

(удовлетворительно)

Оценка 2

(неудовлетворительно)

Учащийся умеет:

*самостоятельно организовать место занятий;

*подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

*контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся:

*организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

*допускает незначительные ошибки в подборе средств;

*контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

IV.Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка 5

(отлично)

Оценка 4

(хорошо)

Оценка 3

(удовлетворительно)

Оценка 2

(неудовлетворительно)

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности и, предусмотрительному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической  подготовленности

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, гандболу, лыжной подготовке, легкой атлетике – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: в соответствии  с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры  предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся средней школы ориентируется на решение следующих целей и задач:

цельюпрограммы - формирование у учащихся начальной и средней школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным и спортивным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  •  формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, спортивным играм, формам активного отдыха и досуга;
  •  обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа направлена на:

— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями .

— реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной, средней и старшой школы является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального, среднего общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

        — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Задачи физического воспитания учащихся 5 – 9 классов.

  • Решение задачи физического воспитания учащихся направлено на:
  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

обучение основам базовых видов двигательных действий.

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых нравственных качеств.
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу.

  • основы истории физической культуры в России.
  • особенности развития избранного вида спорта.
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью.
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой.
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности.
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь.

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.
  • проводить самостоятельные занятия по развитию  основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности.
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми, владеть культурой общения.
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать.

Физические способности

Физические упражнения

Возраст,

лет

мальчики

девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта и низкого старта.(сек)

Бег 30 м с высокого старта. (сек)

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

10,0-10,6-11,2

9,8-10,4-11,1

9,4-10,2-11,0

8,8-9,7-10,5

8,4-9,2-10,0

6.3 - 5.5 - 5.0

6.0 – 5.4 – 4.9

5.9 – 5.2 – 4.8

5.8 – 5.1 – 6.1

5.5 – 4.9 – 6.0

10,4-10,8-11,4

10,4-10,6-11,2

9,8-10,4-11,2

9,7-10,2-10,7

9,4-10,0-10,5

6.4 – 5.7 – 5.1

6.3 – 5.5 – 5.0

6.2 – 5.4 – 5.0

6.1 – 5.4 – 4.9

6.0 – 5.3 – 4.9

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса (м);

на низкой перекладине из виса лежа (д),( количество раз.)

Прыжок в длину с места.(см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ( кол. раз.)

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

1 – 4 – 6

1 – 4 – 7

1 – 5 – 8

2 – 7 – 9

3 – 8 – 10

195-170-140

200-175-145

205-180-150

210-185-160

220-190-175

4 – 13 – 19

4 -14 – 20

5 – 15 – 19

5 – 15 – 19

5 – 13 - 16

185-150-130

190-155-135

200-160-140

200-165-145

205-165-155

К выносливости

Кроссовый бег 2 км.

Передвижение на лыжах 2 км.

6-ти минутный бег, (м)

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

9.20-10.00-11.00

9.20-10.00-11.00

13.00-14.00-14.30

12.30-13.00-14.00

12.30-13.00-14.00

1300-100-900

1250-1100-950

1400-1150-100

1450-1200-1050

1500-1250-1100

10.20-12.00-13.00

14.00-14.30-15.0

11.30-12.00-13.00

1100-850-700

1150-900-750

1200-950-800

1250-1000-850

1300-1050-900

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков.

Бросок малого мяча в мишень.(м)

Челночный бег 3*10 м.( сек)

11

12

13

14

15

8,5-8,8-9,7

8,3-8,6-9,3

8,3-8,6-9,3

8,0-8,3-9,0

7,7-8,0-8,6

8,9-9,5-10,1

8,8-9,6-10,0

8,7-9,5-10,0

8,6-9,4-9,9

8,5-9,3-9,7

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя.(см)

11

12

13

14

15

10-6-2

10-6-2

9-6-2

11-7-3

12-8-4

15-8-4

16-9-5

18-10-6

20-12-7

20-12-7

Двигательные умения, навыки и способности.

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 метров из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 минут (мальчики) и до 15 минут (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину, проплывать 50 метров (если есть условия).

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12м) с использованием четырех шажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10 - 15 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине, опорные прыжки через козла в длину (м) и в ширину (д), выполнять акробатическую  комбинацию из четырех элементов, включая кувырки вперед и назад в полу шпагат и упор присев, мост и поворот в упор стоя на одном колене (д).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать , как минимум среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развития быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости, соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью, бег 60м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость,  участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену, помогать друг другу и учителю, проявлять активность и самостоятельность, выдержку и самообладание.

Структура и содержание рабочей программы

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры»,  «кроссовая подготовка». Каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы,  сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю  необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику  распределения  программного  содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в средней и старшей школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятияфизическими упражнениями.

Формы организации.

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники по физической культуре, особенно те их разделы,которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки. На этих уроках учащиеся осваивают новые знания.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки отначала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках собразовательно-тренировочной направленностью необходимоформировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и еевлиянии на развитие систем организма. Также на этих урокахобучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность,

необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре для 5-9 классов.

Вид программного материала

Количество часов уроков

Класс

5

6

7

8

9

1

Базовая часть

80

80

80

80

80

Основы знаний о физической культуре

Спортивные игры(баскетбол, волейбол, гандбол, мини футбол)

32

32

32

32

32

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

18

18

Легкая атлетика

30

30

30

30

30

Вариативная часть

22

22

22

22

22

Спортивные игры

Итого

102

102

102

102

102

Содержание программного материала.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.5-9 классы.

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках, так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

Естественные основы.

5 – 6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7 – 8 класс. Опорно - двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнениеосновных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Социально –психологические основы.

5-6 класс. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.  Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

7-8 класс. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование лично значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение обще подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.

Культурно-исторические основы.

5-6 классы Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношение к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.

Приемы закаливания.

5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка)

7-8 классы. Водные процедуры(обтирание, душ).Купание в открытых водоемах.

9 классы. Пользование баней.

Спортивные игры. 5-9 классы

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуется баскетбол, гандбол, волейбол или мини футбол. При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон ,н. теннис. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности,  для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей. Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом.

Баскетбол.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте ив движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате) с пассивным сопротивлением противника. Ведение мяча в низкой, средней, и высокой стойке в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника и с пассивным сопротивлением защитника. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли)без сопротивления защитника и с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Комбинация из основных элементов. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменений и изменением мест. Позиционная игра 2*2; 3*3 на одно кольцо. Игра по упрощённым правилам.

Гандбол.

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча на месте и в движении без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Ведения мяча. Бросок мяча в ворота  в опорном положении и в прыжке. Блокирование мяча. Комбинация из освоенных движений. Тактика свободного нападения. Нападение с быстрым отрывом. Игра по упрощенным правилам.

Мини футбол.

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью стопы. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Ведения мяча по прямой и с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. Удары по воротам указанными способами на точность попадания мяча в цель. Перехват мяча. Тактика свободного нападения. Игра по упрощённым правилам.

Волейбол.

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. Тоже через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча с снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Прямой нападающий удар. Игра по упрощенным правилам.

Гимнастика.

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, ОРУ без предметов

5-9 классы.

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре. Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол шага». Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор;

5 класс. Вскок в упор присев; соскок прогнувшись.

6 класс.  Прыжок ногами врозь (козел в ширину, высота 100-110 см).

7-9 класс. Мальчики: Прыжок согнув ноги (козел в ширину, высоту 100-115 см). Прыжок согнув ноги(козел в длину) Девочки: Прыжок ноги врозь (козел в ширину высота 105-110см). Прыжок боком с поворотом на 90 градусов.

5 класс. Кувырок вперед и назад, стойка на лопатках.

6 класс. Кувырок вперед и назад слитно, мост из положения стоя с помощью.

7 класс. Кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами. Девочки: кувырок назад в полушпагат.

8 класс. Мальчики: Кувырок назад в упор стоя ноги врозь, кувырок вперед и назад, длинный кувырок вперед, стойка на голове и руках. Девочки: мост и поворот в упор стоя на одном колене, кувырок вперед и назад.

9 класс. Мальчики: из упора присев силой стойка на голове и руках, длинный кувырок вперед с трех шаров. Девочки: равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед.

5-9 классы. Лазанье по канату, шесту. Подтягивание, упражнения в висах и упорах.

Прыжки со скакалкой, поднимание туловища , из положения лежа руки за головой.

Легкая атлетика.

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину с разбега, метание. Основным моментом  в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Правильное применение материала способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на воздухе содействует укреплению здоровья. Способы прыжков учитель определяет самостоятельно в зависимости от наличия соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся и методического мастерства.

5 класс. Высокий старт от 210-15 м. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Бег на результат 60 м. Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег 1000 м. Прыжки в длину с 7-9 шагов. Метание теннисного мяча с места на дальность. Кросс до 15 мин. Варианты челночного бега.

6 класс. Высокий старт от 15 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 50 м. Скоростной бег до 50 м. Бег на результат 60 м. Бег в равномерном темпе до 15 мин. Бег 1200м. Прыжки в длину с 7-9 шагов. Метание теннисного мяча на дальность. Кроссовый бег до 15 мин. Варианты челночного бега.

7 класс. Высокий старт от 30 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 60 м. Бег в равномерном темпе до 20 мин. Бег на 1500 м. Прыжки в длину с 9-11 шагов. Метание теннисного мяча на дальность. Метание мяча весом 150 гр на дальность с 4 – 5 шагов. Кроссовый бег до 15 мин. Варианты челночного бега.

8-9 класс. Низкий старт до 30м. Бег с ускорением от 70 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 100 м. Бег на 2000 м(м) и на 1500 м (д). Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Кроссовый бег до 15 мин. Варианты челночного бега.

Список    рекомендуемой    учебной    литературы:

1.Программы общеобразовательных учреждений. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»; М. «Просвещение»  2013г.,  авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич.

2 . «Стандарты. Физическая культура.» М. 2010 год

3. «Разделы теории и методики физической культуры» М. «Физическая культура»2006г Рубин В.С.

4. Физическая культура. Учебник для 6 – 9 классов – М.: изд. «Просвещение» 2009г

Лях В.И., Зданевич А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.

Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....

Пояснительная записка к календарно – тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов – 3 часа в неделю.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по физической культуре для учащихся 6 классов - 3 часа в неделю...

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре 10-11 классов

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре 10-11 классов...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Ком­плексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 классов

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10  классов, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта сред...