ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10 классов
рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10  классов, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре
для учащихся 10  классов

Рабочая программа как часть  образовательной программы среднего общего образования ГБОУ СОШ №47 составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;  (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12. 2014 года № 1645, от 31.12.2015 № 1578) на основе примерной программы «Физическая культура», входящей в состав Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 28 июня 2016 г. №2/16-3).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса для 10 класса:  «Физическая культура для учащихся 10-11 классов», под общ.ред. В.И.Ляха, (М.: Просвещение, 2012 г. ).

Количество часов: 105 часов, 3 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Физическая культура». В процессе изучения предмета также обеспечиваются условия для достижения планируемых результатов  обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Изучение физической культуры в 10 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов.

Личностные результаты:

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности;

- владение знаниями о способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

- владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности;

В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

- способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

-  формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и спортивной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:

В области познавательной культуры:

- овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека;

- понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;

- понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения

В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

- проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

- приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

- закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями; В области эстетической культуры:

- знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

- понимание культуры движений человека;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения;

В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

В области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями;

- владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности;

Предметные результаты:

- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создания основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

- освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;

- обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;

- формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

- овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

- повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Выпускник научится: 

- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

-характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем и профилактикой вредных привычек;

 -раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

-разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

-руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

-руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

-составлять комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности;

- подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);

- выполнять основные технические действия и приемы игры волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

 - характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

- вести дневник по физкультурной деятельности;

- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы, бега, туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;

 - преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

- выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;

- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

 -выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

 Контроль и оценка планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета.

Оценка достижения планируемых результатов реализуется путем оценки предметных, метапредметных результатов.

Оценка предметных результатов: предварительная, оперативная, текущая, тематическая, итоговая, промежуточная, (результаты физического воспитания в соответствии с нормативами физического развития).

Форма оценки: тест, самостоятельная работа, проекты, самоконтроль, мониторинг (входной и выходной), индивидуальный опрос, самостоятельная работа, обобщение в игровой форме.

Содержание учебного предмета

В учебном плане  ГБОУ СОШ № 47 на 2018-19 учебный год на изучение физической культуры в 10 классе предусмотрено  105 часов из расчета 3 учебных часа в неделю.

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

Баскетбол

21

Волейбол

21

Гимнастика с элементами акробатики

21

Легкая атлетика, кроссовая подготовка

42

Итого

105

Типы уроков построены в соответствии системно-деятельностного подхода: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью. При организации процесса обучения в рамках данной рабочей программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

•        ИКТ;

•        обучение в сотрудничестве;

•        метод проектов

•        здоровьесберегающие технологии;

•        игровые методы обучения

Приложения к рабочей программе: тестовые нормативы.

                                Приложение № 1 

Уровень физической подготовленности

№ п/п

Физические способности

Контрольное

упражнение (тест)

Возраст, лет

Уровень

Юноши

Девушки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег30 м, сек.

16

17

5,2 и ниже 5,1

5,1-4,8

5,0-4,7

4,4 и выше

4,3

6,1 и ниже 6,1

5,9—5,3

 5,9—5,3

4,8 и выше

4,7

2

Координационные

Челночный бег 3х10 м, с

16

17

8,2 и ниже

8,1

8,0-7,6

7,9-7,5

7,3 и выше 7,2

9,7 и ниже 9,6

9,3—8,7

9,3—8,7

8,4 и выше 8,4

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

16

17

180 и ниже

190

195-210

205-220

230 и выше

240

160 и ниже

160

170—190

170—190

210 и выше

210

4

Выносливость

6-минутный бег, м

16

  17

1100 и ниже

1100

1300-1400

1500  и

выше

 1500

900 и ниже

900

1050-1200

1050-1200

1300 и выше

1300

5

Гибкость

Наклоны вперед из положения стоя, см

16

17

5 и ниже

5

9-12

9-12

15 и выше

 15

7 и ниже

7

12—14 12—

14

20 и выше

20

6

Силовые

Подтягивание на высо-кой пере-кладине из виса, кол. раз (юноши), на низкой пе-рекладине из виса лежа, кол. раз (девушки)

16

17

4 и ниже

5

8-9

9-10

11 и выше

12

6и ниже

6и ниже

13—15

13—15

18 и

выше

18 и

выше

        Приложение № 2

Нормы оценок  учащихся

10 класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Юноши

Девушки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

Челночный бег 3x10 м (с)

7,3

7,6

8,2

8,4

8,7

9,7

Бег30 м  (с)

4,7

5,0

5,5

5,2

5,9

6,1

Бег 60 м с высокого старта (с)

8,3

9,1

9,8

9,3

9,9

10,4

Бег на 100 м (с)

13,5

14,3

14,6

16,3

17,6

18,0

Бег 1000 м (мин, с)

3.45,0

4.00,0

4.30,0

4.10,0

4.40,0

5.10,0

Бег  500м  (мин, с)

1.45,0

2.05,0

2.20,0

2.15,0

2.25,0

2.50,0

Бег на 2 км (мин, с)

8.00,0

9.00,0

9.30,0

9.55,0

11.25,0

11.55,0

Бег на 3 км (мин, с)

13.10,0

14.40,0

15.10,00

Без учета времени  

Прыжок  в длину с места (см)

230

210

180

185

170

160

Прыжок в длину с разбега (см)

440

380

360

360

320

280

Прыжок в высоту с разбега (см)

125

120

105

110

105

95

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девушки)

12

9

7

19

14 

10 

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)

30

26

22

16

11

9

Наклон  вперед из положения сидя (см)

14

10

7

18

12

9

Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз 1 мин)

50

40

30

40

30

20

Прыжки  со скакалкой (кол-во раз 30 с)

68

64

58

76

72

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 5-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–9 классовРабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физическог...

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 10-11 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10–11 классовРабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физическ...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Пояснительная записка к Комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка к комплексной программе физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.Издание 2-е, "Учитель", 2012...

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС на 2 часа в неделю.

Пяснительная записка к рабочей программе по физической культуре для 1 классов по ФГОС расчитанная на 2 часа,третий час у нас идёт плавание и на него отдельная программа....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов.

Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Ком­плексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича....