Методические приемы для развития ловкости в теннисе.
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Щербакова Галина Алексеевна

Ловкость – это способность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Основа ловкости – подвижность двигательного навыка.  В то время как другие двигательные качества можно развивать посредством относительно простых физических упражнений, для развития ловкости привлекаются упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_lovkosti_v_tennise.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы для развития ловкости в теннисе

Воспитание ловкости Ловкость – это способность быстро и правильно решать двигательные задачи, особенно те, которые возникают неожиданно и требуют немедленного решения. Основа ловкости – подвижность двигательного навыка.  В то время как другие двигательные качества можно развивать посредством относительно простых физических упражнений, для развития ловкости привлекаются упражнения, отличающиеся известной степенью трудности в координационно-двигательном отношении. Упражнения для воспитания ловкости должны проводиться в начале основной части тренировочного занятия, поскольку нужно, чтобы состояние спортсмена было оптимальным. Упражнения, подбираемые для воспитания ловкости должны включать элементы, связанные с мгновенным реагированием на меняющуюся обстановку, а также упражнения, координационная сложность которых повышается от занятия к занятию.  При воспитании ловкости можно применять подготовительные упражнения. Очень полезны акробатические упражнения и упражнения на батуте. Они развивают способность ориентироваться в пространстве после выполнения всевозможных переворотов, прыжков, поворотов. Для развития ловкости целесообразны также разнообразные прыжки, при выполнении которых теннисист в фазе полета производит различные сложные, заранее не предвиденные, движения. Одним из таких упражнений могут быть разнообразные прыжки в длину и высоту с разбега, в фазе полета которых занимающийся ловит брошенный ему в заранее не известном направлении теннисный мяч.  В связи с отмеченными особенностями прыжков теннисиста во время игры в занятиях следует использовать, помимо обычных прыжков вперед, также и разнообразные прыжки в сторону, назад и вверх, причем направление толчка иногда должно несколько не соответствовать направлению разбега. Ловкость во многом связана со способностью действовать быстро и находчиво. В процессе воспитания такой способности особое место отводится спортивным и подвижным играм. Среди спортивных игр целесообразнее всего выделить баскетбол и футбол, но на ограниченном поле. Эти игры наряду с воспитанием быстроты, силы, выносливости являются действенным средством воспитания ловкости. Среди подвижных игр в большей мере отвечают требованиям воспитания ловкости такие игры, как «Круговая лапта», «Бегуны», «Разведка», «Рыбалка» и многие другие. Н. Г. Озолин особо выделяет для воспитания ловкости такую игру, как «Борьба за мяч», в которой правилами допускается вырывать мяч, бежать с ним, удерживать бегущего за ноги и т. д. Это приводит к быстрой смене весьма неожиданных ситуаций, заставляет играющих принимать мгновенные решения и действовать соответствующим образом. Быстрота отдельных движений наиболее полно проявляется в процессе выполнения мелких движений руками. Это особенно ярко проявляется у детей в играх, связанных с передачей, бросанием и ловлей предметов (мячей); в играх на внимание, а также в упражнениях, которые требуют быстрого реагирования на  сигнал. Объем применяемых упражнений не должен быть большим - одно-два упражнения в занятии с несколькими повторениями. Отдых между упражнениями устанавливается в зависимости от состояния и тренированности спортсмена. Во время паузы необходимо решать проблему восстановления, чтобы следующий повтор выполнить без нарушения координации. Из специально- подготовительных упражнений можно рекомендовать следующие:

1. Отбивать мячи с лета - ударами между ног, из - за спины;

2. Стоя спиной к сетке - играть с полулета - справа, между ног , слева. Соблюдать строгое чередование ударов;

3. Мячи подбрасывать влево и вправо, однако бить их соответственно справа и слева;

4. Игрок сидит на хавкорте. Для выполнения удара необходимо встать - сыграть с лета - снова сесть и т. д;

5. Лежа на спине ногами к сетке - по ракетке в каждой руке. Подбрасываемые мячи отбивать с лета;

Основа методического приема

Приемы

Введение необычных исходных положений

Прыжки в длину или в глубину, стоя боком и/или спиной по направлению к прыжку. Старты из различных положений (стоя, лежа, сидя) на короткие отрезки. Выполнение ударов из различных исходных положений - из упора присев, сидя, выпада и т.д.

Зеркальное выполнение упражнений

Всевозможные виды метаний на дальность левой рукой для правшей и наоборот. Прыжки на дальность и в высоту, отталкиваясь слабейшей (маховой) ногой. Игра в теннис левой рукой для правшей, и наоборот.

Изменение скорости или темпа движения. Усложнение темпа движений с помощью заданий типа жонглирования.

Броски мяча в цель с резко различных расстояний. Чередование ударов по силе. Жонглирование мячами, предметами, отличающимися по весу и размеру. Всевозможные подбивания мяча ракеткой, разными сторонами струнной поверхности, в разных сочетаниях, с различными вращениями.

Усложнение действия добавочными движениями и комбинирование их в различных сочетаниях.

Выполнение прыжка через препятствие с дополнительным поворотом на 360оС и т.д. Во время игры по элементам (по линии, по диагонали) - доставание предмета (стула), стоящего в стороне.

Варьирование тактических условий

Разыгрывание различных тактических комбинаций- против игрока, в основном успешно действуя с задней линии, у сетки, по всей площадке. Двусторонняя игра с различными партнерами.

Введение дополнительных объектов действия и сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий

Изменение направления бега по сигналу, изменение последовательности выполнения упражнения по сигналу. Игра в теннис двумя мячами при одновременном их введении. Парная игра в теннис при наличии одной ракетки у партнеров.

Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение

Игра в баскетбол в одно кольцо, в футбол - в одни ворота, в теннис - на половину площадки до линии подачи

Варьирование условий выполнения задания

Бег по сильно пересеченной местности. Игра в теннис при сильном ветре. Игра на разных покрытиях (мягких, средних, жестких). Игра в закрытом или открытом помещениях. Игра на корте, расположенном не в соответствии с общепринятыми стандартами. Игра мячами различной жесткости.

Как улучшить ловкость?

Для успешной игры в большой теннис необходимо развить свои координационные способности, ловкость. При выполнении этих упражнений потребуется теннисный мяч, а если его нет — то любой другой «прыгающий» мячик, размером приблизительно как теннисный. Эти упражнения можно выполнять как на занятиях по теннису, так и в любой другой обстановке: дома, на работе.

5 простых упражнений для развития координации в теннисе

«Баскетбол»

Мяч находится в удобной (ведущей руке). С высоты собственного плеча отпускаем мяч вниз, чтобы он ударился об пол и сразу после этого ладонью другой руки ударяем по мячу сверху, чтобы мяч снова полетел вниз. После отскока от пола выполняем такой же удар по мячу сверху-вниз другой рукой. Получается: удар правой ладонью удар левой ладонью. Между ударами мяч должен касаться пола один раз. После ошибки (потери мяча) — повторить упражнение 10-12 раз. Общее количество ударов мяча об пол должно быть более 100 раз.

«Бросок мяча вверх с хлопками»

Мяч находится в удобной (ведущей) руке. Бросаем мяч вверх на высоту около 1 метра и сразу после броска делаем два хлопка ладонями (пока мяч в воздухе). Затем необходимо сразу поймать мяч, пока он не упал на пол. Первые десять бросков выполняем правой рукой — ловим двумя. Затем следующие десять бросков выполняем левой рукой — ловим двумя. Следующие двадцать бросков выполняем так: бросаем правой — ловим одной левой, бросаем левой — ловим одной правой. Продолжительность упражнения 5-7 минут.

«Переброс мяча через голову»

Очень важное упражнение для теннисиста. Исходное положение — стоя, мяч в правой руке, голова повернута в сторону правой руки, глаза «смотрят» на мяч, мяч напротив носа. Руки отведены в стороны, ладони направлены вверх. Необходимо бросить мяч через голову из правой руки в левую, чтобы мяч не упал на пол. Бросаем мяч из правой руки в левую, из левой в правую.  Во время того как мяч пролетает над головой необходимо следить за мячом глазами и поворачивать за ним голову, то есть мяч все время должен находиться напротив носа. Продолжительность упражнения 5-7 минут.

«Бросок и ловля с отскока»

Для выполнения это упражнения потребуется стена (возможно в спортивном зале или дома, на улице) или партнер, который будет ловить мяч и бросать его обратно вам. Упражнение очень простое. Бросаем мяч вперед одной рукой так, чтобы после отскока от стены мяч ударился об пол и сразу ловим его. Бросаем правой, после отскока — ловим левой рукой и наоборот. Выполняем упражнение в течение 5-и минут. При ловле мяча старайтесь поймать его перед собой а не сбоку, то есть при подлете мяча к вам немного вытянуть руку вперед навстречу мячу. Взгляд не забываем фиксировать на мяче.

«Бросок и ловля без отскока»

Начало упражнений точно такое же как в упражнении «4». Отличается тем, что после броска мяча мы не ждем его приземления на пол, а сразу ловим его. Мяч не должен удариться об пол! Бросаем правой рукой — ловим левой и наоборот.  При выполнении этого упражнения особенно важно непрерывно следить глазами за мячом, не отводя взгляд. Продолжительность упражнения 5-7 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Первые шаги на пути обучения большому теннису младших школьников: «Школа мяча» - развитие ловкости и координации.

Данный материал посвящен первым шагам практически в любом виде игрового спорта. Здесь представлены разннообразные комплексы упражнений для развития ловкости и координации под общим названием «Шк...

Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках географии.

Эта статья содержит описание основных методических приемов технологии развития критического мышления. Данная разработка является универсальной для всех учителей - предметников....

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»

Статья «Методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории»...

Использование методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии

Представлен материал применения методических приемов технологии развития критического мышления на уроках географии....

Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"...