Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка
методическая разработка

Васильева Нина Сергеевна

Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_18.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта «Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка»

Васильева Н.С.,

учитель английского языка

МБОУ «Байкальская СОШ»,

2017 – 2018 учебный год

Введение

    Иностранный язык как учебный предмет владеет богатыми возможностями для формирования конструктивно думающей, свободной и динамичной в своих поступках личности. Владение иностранным языком создает предпосылки для деятельности, не ограниченной собственным языковым пространством.

В 2015 - 2016 учебном году была проведена предварительная  диагностика заинтересованности школьников 2 класса в изучении английского языка. Подобные исследования проводились в данном классе также в 2016 - 2017 и в 2017 - 2018 учебных годах.

     В 2015 – 2016 учебном году при анкетировании школьников было установлено, что из 11 обучающихся в классе 5 человек (45%) выразили  заинтересованность в изучении английского языка, в 2016 - 2017 учебном году – 6 человек (54 %), в 2017- 2018 учебном году 7 (64%) школьников из класса проявили интерес к  занятиям английским языком в школе. (Приложение1 - диаграмма )

  1. Актуальность опыта

 Статус иностранного языка как школьного учебного предмета изменился. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Государство и общество испытывают реальную потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Иностранный язык в полной мере осознаётся как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей. Возникли противоречия:

1.        Между высокими требованиями к уровню подготовки учащихся, предъявляемыми современным обществом, и низкой потребностью школьников в изучении иностранного языка.

2.        Между недостаточной коммуникативной подготовленностью большинства школьников и высоким уровнем общения на иностранном языке в современном обществе.

3.        Между отсутствием языковой среды и пассивным запасом знаний учеников и учителя.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии  коммуникативных умений и навыков у каждого обучающегося на основе совершенствования  оценочных и рефлексивных свойств мышления на уроках английского языка.

2. Новизна опыта

заключается в комбинации элементов  технологий коллективных и групповых способов обучения, сотрудничества, развивающего обучения в процессе преподавания иностранного языка и культуры.

3. Теоретические аспекты  опыта

Согласно исследованиям, технология развития критического мышления является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Научную базу моего педагогического опыта составляют: технология проблемного обучения Дж. Дьюи, технологии развития критического мышления Ч. Темпла, Д. Стилла, К.  Мередит,  учение о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка Л.С. Выготского, теория  об основах формирования и развития критического мышления К. Поппер и Р. Пол, а также технология развивающего обучения  Д.Эльконина и В.Давыдова.

        В исследовательских работах по данному вопросу справедливо подчёркивается, что критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Таким образом, подобный подход предполагает определение цели занятий на уроке иностранного языка с позиции школьника, при этом не только в плане приобретения им знаний, но и с точки зрения прогрессивных изменений в личности обучающегося.

В условиях совместной творческой деятельности, как на занятии, так и вне его, между учителем и школьником складываются отношения партнёрства; оно проявляется в согласованности их речевых поступков и имеет для каждого из них личностный смысл.

По мнению Ж. Пиаже, Л.С. Выготского описываемая технология позволяет учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного, творческого сотрудничества, дает возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, став практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек определяют критическое мышление как «способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Таким образом, технология развития критического мышления дает

ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

Из данных психологических и методических  исследований следует, что использование теории развития критического мышления на уроках иностранного языка даёт возможность создавать условия для активного, творческого процесса познания, предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приёмов, которые создают атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем, учитывая интересы школьников, а обучающимся помогает определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, предполагает принятие собственной ответственности за сделанный выбор.

Этапы работы над опытом длились в течение 3 лет.

1 этап (аналитико-диагностический, 2015 - 2016 гг.) – проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе; определены цель, объект, предмет и задачи деятельности, сформулирована ведущая педагогическая идея, определена методика проведения исследования.

2 этап (исследовательский, 2016 - 2017 гг.) – апробирована методическая система изучения материала, проведена работа по диагностике уровня заинтересованности изучения иностранного языка.

3 этап (аналитико-обобщающий, 2017 - 2018 гг.) – систематизированы результаты исследований,  сформулированы основные выводы, отработаны и подведены итоги.

4. Технология опыта

  Цель исследования: научить каждого школьника мыслить критически, уметь самореализоваться, адаптироваться к различным жизненным ситуациям, культурно общаться в процессе изучения иностранного языка.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание необходимых условий для наиболее полного всестороннего ознакомления обучающихся с национально-культурными особенностями стран изучаемого языка, с правилами речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях.

2. Совершенствование педагогической компетенции учителя

3. Совершенствование методов и форм организации коммуникативной деятельности школьников при  овладении ими иноязычной речью.

5. Организация учебно-воспитательного процесса.

   В своей работе я стремлюсь творчески реализовать принципы, позволяющие развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, а именно:

1. Обучение иностранному языку ориентировано на личность ученика, то есть обучение предмету имеет личностно-деятельностную направленность. Каждый школьник индивидуален, имеет свою особую структуру способностей, свои предпочтения в выборе тем, проблем, видов деятельности.

2. Обучение иностранному языку направлено на развитие межкультурной компетенции учащихся.

3. Многогранность содержания обучения, наличие в нем различных точек зрения, мнений, свободы выбора развивают у школьников способность к самостоятельному мышлению, к самовыражению, а также интерес к родному языку и культуре.

В соответствии с программой общеобразовательных учреждений к содержанию образования по английскому языку относятся темы общения, страноведческая информация, коммуникативные умения, языковые средства общения, а также общеучебные умения.

   В школе есть необходимый учебно-методический комплект для изучения иностранных языков. Ни один учебник или УМК не могут полностью соответствовать реальным потребностям учебного процесса. Поэтому мне приходится в зависимости от предпочтений и возможностей учащихся творчески переосмысливать содержание учебного материала, заменять имеющиеся тексты, задания. Новые материалы я беру из различных источников: систематически читаю научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», использую Интернет-ресурсы (www.englishteachers.ru ; www. http://in-yaz.3dn.ru ; http://www.teachers.tv и ряд других).

  По окончании обучения школьник должен решать различные задачи в области практического владения иностранным языком. Этому способствует использование на уроках английского языка технологии развития критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Применение ТРКМ приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысления содержания (получение новой информации)

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

   На каждом из этапов  урока я использую определённые приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления.

ВЫЗОВ. В процессе реализации стадии вызова я применяю различные приёмы и методы, способствующие актуализации имеющихся у обучающихся знаний и представлений о предмете изучения:

  • Кластер
  • Корзина идей»
  • «Дерево предсказаний»
  • Прогноз «Логические цепочки»
  •  Концептуальное колесо
  • Взаимоопрос и взаимообучение
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Знаете ли вы, что…(верные и неверные утверждения)
  • Круги по воде
  • Таблица «З–Х–У»
  • Кластер («гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Правила очень простые. В центре – это наша тема, ключевое понятие, а вокруг него крупные смысловые единицы. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Кластер позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

  • Корзина идей – учебно-мозговой штурм. Это прием  индивидуальной или  групповой работы для актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний. Этот прием похож на кластер, но отличается оформлением. На доске фиксируется изображение корзины, можно схематично, учащимся выдаются листы, для фиксации своих идей. Каждый ученик прикрепляет на доске при помощи магнита, свой лист одним предположением, важно не повторяться. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
  • «Дерево предсказаний» напоминает «Корзину идей», но оформляется в форме дерева, а идеи – листья. Тема записывается в стволе дерева. Она обязательно должна  содержать вопрос, адресованный в будущее. Данный вид работы предполагает, что дети высказывают свои предположения с опорой на текст. Этот приём я использую на уроке лишь единожды, и все  версии, которые высказывают дети обязательно  аргументированы, основываются на том тексте, с которым знакомимся, а не на  домыслах и фантазиях детей. После прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет.
  • Прогноз «Логические цепочки» по своей сути очень похож на кластер, но оформление не в форме грозди, в форме цепи. Данные приемы позволяют сформировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,

- умение выражать свои мысли;

- формирования навыков смыслового чтения

  • «Концептуальное колесо». Предлагаю обучающимся подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать их в секторы колеса, таким образом происходит активизация лексического материала по теме. Например:

Like, love, to be fond of, enjoy, to be keen on, get pleasure with, prefer …

  • Проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы.

 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.

  • Рассказ-предположение по ключевым словам («дерево предсказаний»)
  • Мозговая атака
  • Загадка / фантастическая добавка
  • Круги по воде. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например,  ENVIRONMENT (7 класс)

E -     earth                    - ecologically good

N -    nature                  - nasty

V -    vegetation           - various

I -     ice-house              -ideal

R -   rubbish                  - racy

O -   oceans                   - oppressive

N -    nests                     - natural

M -    mountains           - murderous

E -     ecology                 - everyday

N -    nation                    - neutral

T -     trees                      - tolerable

  • Таблица «З–Х–У»

В начале урока спрашиваю, что учащиеся знают по данной теме. Для активизации можно использовать картинку или предмет, обсудить, что учитель сам знает. Затем дети предлагают свои идеи, которые выписываются на доску в первую колонку. Можно попросить учащихся записать возникшие у них вопросы в рабочую тетрадь и предполагаемые ответы – колонки 2 и 3. Затем идет  работа с текстом и поиск ответов на поставленные вопросы. Обязательно нужно узнать,  на все ли получен ответ.

 Таким образом, на стадии вызова полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Для последующего введения, отработки и закрепления новых знаний я использую следующие формы и методы работы.

Приемы работы на этапе осмысления:

  • «Пометки на полях»
  • Бортовой журнал
  • Инсерт
  • Зигзаг
  • «фишбоун»
  • «идеал»
  • Рассыпанный текст
  • Чтение с остановками

1. Методы активного чтения:

  • Инсерт (маркировка текста)

Данный прием используется для развития аналитического мышления, для отслеживания понимания материала при чтении научно-популярных текстов с большим количеством фактов и сведений. Во время чтения текста прошу обучающихся делать на полях пометки, а после прочтения заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. Я знакомлю учеников с рядом маркировочных знаков и

предлагаю  им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечают отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки  следующие:  

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнееВ таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  • Чтение с остановками

Подготовительная работа:

1. Выбирается текст для чтения. Текст должен быть абсолютно неизвестным для аудитории, сюжет – динамичным, событийным, с неожиданной развязкой, проблемным финалом.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т.д.

3. Заранее продумываю вопросы к каждой части текста (описанная технология может применяться как для чтения, так и для восприятия «на слух»)

Работая над текстом в таком режиме, добиваюсь того, что обучающиеся одновременно читают и понимают текст, а также развивают коммуникативные навыки.

  • ”Fish bone”(рыбий скелет)

В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть.

Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

  • Зигзаг

Данный прием используется при организации работы учащихся в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

Данный прием позволяет отработать большой по объему и содержанию материал, развивая одновременно навыки поискового чтения и коммуникативную компетенцию.

2. Ведение различных записей:

  • Бортовой журнал

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии.

«Бортовой журнал» применяется в самом простейшем варианте: перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

Что мне известно по данной теме?        

Что нового я узнал из текста?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

  • Двухчастный дневник

Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом.

Данные приемы и методы направлены не только на совершенствование и развитие навыков чтения с различной стратегией, но и на формирование и совершенствование навыков говорения и письма.

  • Рассыпанный текст

    Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются,  и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения.

РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. На данном этапе снова возвращаемся к заполнению кластеров, таблиц, установлению причинно-следственных связей между блоками информации, ответам на поставленные в начале урока проблемным вопросам, а также активно использует такие методы и приемы, как:

  • Письмо по кругу;
  • Кроссворды;
  • Закончи предложение;
  • Рефлексивные вопросы
  • Написание синквейна.
  • Устные и письменные круглые столы
  • Дискуссии
  • Исследования по отдельным вопросам; стратегия решения проблем «ИДЕАЛ»  
  • Письмо по кругу;

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.  «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей потому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.  

  • Рефлексивные вопросы

 Набор рефлексивных  вопросов:

- Что показалось вам сегодня трудным?

- Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

- Что в изученном сегодня для вас самое главное?

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

  • Написание синквейна.  Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы. Данному методическому приему посвящена отдельная работа.

  • Закончи предложение;

   Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How) и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»).

Е – Есть варианты решения.

А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы.

Л – Логические выводы.

Итак, в процессе реализации трех стадий теории развития критического мышления на уроках английского языка я стремлюсь добиться систематизации обучающимися новой информации по отношению к уже имеющимся у них представлениям, производить отбор информации, наиболее значимой как для понимания сути изучаемой темы, так и наиболее значимой для ее последующей реализации.

6. Результативность опыта

Анализируя проделанную работу, можно отметить ряд положительных результатов. В ходе применения теории критического мышления на уроках английского языка удалось активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться повышения мотивации. Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

     ВЫВОД:   Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышленияучитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. (Приложение1  - диаграмма, приложение 2 –презентация)

Рост мотивации к изучению английского языка (диаграмма)

                      2015 - 2016            2016 - 2017          2017 – 2018

Список литературы и источников:

1. http://infourok.ru/

  1. http://nsportal.ru/
  2. 3. http://pedsovet.su//

4. Федеральный государственный образовательный стандарт.

http://standart.edu.ru/ 

   5. Агапов И.А., учимся продуктивно мыслить. – М.: Про - Пресс, 2001.

6. Гордеева В.В. Педагогические советы, Волгоград, 2007.

7. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.

8. Клустер Д., Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005.

9. Муштавинская И. В. Технология критического мышления: научно - методическое осмысление//Методист. – 2002. - №2

10. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб, 2000.

11. Хуртова Т.В. Обучающие семинары, Волгоград, 2007.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В современном обществе человеку необходимо уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать решения на анализе соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие сопоставлять информацию, ...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...

«Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

О применении приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Выступление на РМО по теме «Применение технологий развития критического мышления на уроках английского языка»

Применение разных технологий на уроке помогает добится поставленных целей и задач. Одним из них является технология развития критического мышления....