Главные вкладки

    Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
    статья по английскому языку на тему

    Петрова Ольга Юрьевна

    В современном обществе человеку необходимо уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать решения на анализе соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие сопоставлять информацию, полученную из различных источников, формировать собственную систему взглядов.Технология развития критического мышления позволяет обучать  студентов мыслить логично, оценивать и запоминать факты, формировать свою точку зрения.  В  статье рассматриваются приемы развития критического мышления, применяемые на уроках английского языка 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Петрова Ольга Юрьевна,

    преподаватель Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа

    Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    В современном обществе человеку необходимо уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие сопоставлять информацию, полученную из различных источников, формировать картину мира на основании собственных систем взглядов.

    Технология развития критического мышления хорошо применима на уроках иностранного языка. Данная технология позволяет преподавателю давать студентам возможность высказывать свою точку зрения в рамках изучаемой темы, сочетать индивидуальную, парную и групповую работу, услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

    Технология развития критического мышления на уроках английского языка, как правило, включает в себя три стадии.

    Первая стадия – стадия вызова. Основными задачами данной стадии является развитие интереса и повышение учебной мотивации, обобщение имеющихся знаний по заданной проблеме.

    Вторая стадия – стадия осмысления содержания. На данной стадии выдвигаются следующие задачи: обеспечение знаниями студентов, осмысление полученных знаний, соотношение имеющихся знаний.

    Третья стадия – стадия рефлексии. На данной стадии происходит формирование у студентов собственного отношения к проблеме, осмысление и обобщение полученных знаний, присвоение (запоминание) знаний. Студенты размышляют о том, что нового они узнали, активно перестраивают свои представления о проблеме с тем, чтобы включить в них новые понятия.  

    Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка предполагает использование различных приемов и стратегий: кластеры, написание синквейнов, инсерт, корзина идей, написание эссе,  тонкие и толстые вопросы, фишбон, чтение с остановками, бортовые журналы. Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над пословицами может стать хорошей основой для развития критического мышления студентов.

    Рассмотрим задания для развития критического мышления, которые мы используем в своей практике преподавания английского языка.

    1.  Таблица вопросов.

    Прием ««тонкие» и «толстые» вопросы» помогает студентам правильно строить общение. Важно научить студентов задавать друг другу вопросы, которые побуждают размышлять, думать, анализировать. Умение находить варианты ответов на «толстые» вопросы  и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления.

    Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. На стадии вызова это вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы при изучении темы. Студенты формулируют вопросы по теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Преподаватель  просит студентов попробовать ответить на них, аргументируя свои предположения.  В левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке фиксируются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, студентам предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии рефлексии преподаватель дает задание составить еще 3 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всей группе.

    Форма таблицы «тонких»  и «толстых» вопросов по теме

    «The Traditional Economy»

    “Thin” questions

    “Thick” questions

    What is the traditional economy?

    Is it a simple economy?

    Where does the traditional economy still exist?

    Do you agree that the traditional economy has its benefits and drawbacks?

    Why are people who live in traditional societies among the poorest people in the world?

    What is the most important idea of the text?

    What is the difference between the traditional economy and market economy?

    What are the benefits and drawbacks of the traditional economy?

    Why do you think there is no future of the traditional economy?

    Would you like to live in traditional economics? Why/why not?

    1. Таблица «З-Х-У»

    Данный прием помогает студентам собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемой теме. На стадии вызова преподаватель просит студентов вспомнить, что им известно по изучаемой теме. Ответы студентов заносятся  в первую колонку таблицы. Следующий этап работы – заполнение графы «Хочу узнать». Для ее заполнения студенты задают вопросы: что они хотят узнать до работы с текстом? На стадии осмысления содержания переходим к тексту, который поможет нам ответить на вопросы, подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у нас сведения, расширить категории информации. Когда студенты прочитают статью и заполнят свои таблицы, обсуждаем, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Преподаватель предлагает студентам  различные способы дальнейшего поиска информации.

    Пример использования таблицы «З-Х-У» по теме: «The Planned Economy»:

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    • The planned economy is controlled.
    • The USSR had the planned economy in the 20th century.
    • What are the advantages of the planned economy?
    • Does it have any drawbacks?

    • The government sets prices in a planned economy.
    • Worker’s wages depend on a service they provide to the society.
    • Huge industries can grow overnight in a planned economy.
    • It is difficult for governments of planned economy to know exactly how much to produce to meet the demand.

    1. Инсерт.

    Во время чтения текста студенты делают на полях пометки: “V” – уже знал; “+” – новое; “ – ” – думал иначе; “?” – не понял, есть вопросы. Прочитав текст один раз, студенты могут вернуться к своим записям, изменить их или дополнить. Следующим шагом может стать заполнение таблицы “Инсерт”. Важным этапом работы группы является обсуждение записей, внесенных в таблицу.

    Приведем пример одной из таблиц, составленных студентами, после чтения текста «The Mixed Economy»:

    «V»

    «+»

    «-»

    «?»

    There is no completely free market or a totally controlled one

    Deregulation means freeing up the economy to allow private businesses to compete with state-run industries

    Governments create laws to prevent monopolies

    Why do governments deregulate some industries?

    1. Перекрестная дискуссия

    Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Перекрестная дискуссия помогает студентам избежать однозначного толкования темы, а с другой стороны – научиться уважать чужое мнение. Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии, должен быть стержневым для изучаемой темы. На первом этапе студенты делятся по парам. Студентам предлагается начертить и заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» и несколько аргументов «против».  После того, как оба списка готовы, эта пара присоединяется к другой паре. Они сравнивают свои записи, взвесив аргументы за и против, и приходят к какому – либо выводу, который выписывается на демонстрационном листе.

    1. Синквейн

    Синквейн – эффективный инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию.  Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке называется тема (существительное); во второй строке дается описание предмета (два прилагательных); в третьей строке характеризуется действие предмета (три глагола); в четвертой строке выражается отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

    Пример составленного синквейна по теме «The Market Economy»:

    Market
    Free and technological
    Buy, sell and use

    Helps to control prices and quality
    A competition

    1. Эссе.

    Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт студента по определенной теме. Эссе называют “потоком сознания, перенесенного на бумагу”. Так, после детального обсуждения на уроках двух текстов «The planned economy»  и «The market economy», показывающих проблему с разных сторон, студентам было предложено написать эссе на тему ‘Comparison of the planned economy and the market economy’ по плану:

    1. Introduce the subject by saying what a planned economy is and what a market economy is.
    2. Describe a planned economy explaining its advantages and disadvantages.
    3. Describe a market economy explaining its advantages and disadvantages.
    4. Conclude by saying which system you think is the best. Or

    Explain why you think neither system is the best.

    Таким образом, рассмотрев приемы развития критического мышления, можно сделать выводы, что данная технология обучает  студентов мыслить логично, оценивать и запоминать факты, формировать свою точку зрения. Технология развития критического мышления дает преподавателю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции студентов на уроке английского языка. 

    Список литературы

    1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192 с.
    2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.,: «Просвещение», 2011. – 233 с.
    3. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2006. – 289 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

    Технология развития критического мышления на уроках английского языка

    Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....

    Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

    Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

    ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

    Применение технологии "Развитие критического мышления" на уроках иностранного языка позволяет формирования умения мыслить логично, выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко, самостоятельно работ...

    Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка

    Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"...