ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
статья по немецкому языку на тему

 Малышева Татьяна Владимировна

Применение технологии "Развитие критического мышления" на уроках иностранного языка позволяет формирования умения мыслить логично, выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко, самостоятельно работать с новым материалом. Эта технология ориентирует учителя и обучающихся  на деятельностное участие в процессе обучения, на сотрудничество учителя и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_tehnologii.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Малышева Татьяна Владимировна, учитель иностранного языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», г Абакан.


       Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития познавательного интереса у обучающихся к содержанию обучения.       Технология критического мышления – универсальная, развивающая технология. При помощи этой технологии достигается важный результат – повышение уровня познавательной компетенции,  учебной мотивации обучающихся. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным [2].

«Развитие критического мышления» - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире»[3]. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых в учебе,  в обычной жизни.

Применение технологии «Развитие критического мышления» на уроках иностранного языка позволяет формировать умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно и чётко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию. Технология «Развитие критического мышления», ориентирует учителя и обучающихся на деятельностное участие в процессе обучения, на сотрудничество учителя и обучающихся [3].

 Я применяю технологию «Развитие критического мышления»  на средней и старшей ступени обучения немецкому языку. На своих уроках я использую методические приёмы,  формирующие критическое мышление: кластер, мозговой штурм, синквейн, таблицу «ich weiss/ ich will wissen/ ich habe erfahren, инсерт, 5-«w» и т.д. Эти приёмы позволяют организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся, способствуют развитию мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия).

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы

I фаза 
Вызов

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза

Осмысление

 содержания
(получение новой информации)

  III фаза
  Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Фрагмент урока немецкого языка по теме «Подготовка к путешествию» (8 класс). На стадии «Вызов» я прелагаю обучающимся заполнить кластер, что они знают о туризме. Кластер - приём графической систематизации учебного материала используется при изучении нового материала или при повторении [1]. Заслушиваются  все версии обучающихся.   Затем предлагаю заполнить первую  и вторую колонки таблицы «ich weiss/ ich will wissen/ ich habe erfahren». Этот приём используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового [1].

На стадии «Осмысление» обучающиеся работают в группах. Читают текст о туризме с использованием метода Инсерт. Инсерт – приём маркировки текста, который применяется для чтения сплошных информационных текстов [1]. Обучающиеся на полях текста ставят карандашом знаки:  ۷ -   обозначает знакомую информацию;

+ -   обозначает новую информацию;  ?  -   обозначает неясную информацию.

Затем заполняют третью колонку таблицы «ich weiss/ ich will wissen/

ich habe еrfahren». Обсуждают в группах. Каждая группа рассказывает,

что узнали нового. Работают с картой мира.

На стадии «Рефлексия» каждая группа получает задание. Например,

первая группа – выполнение задания «Was passt zusammen?», вторая группа – работа по картинкам, к какому виду  туризма относится картинка, третья группа - представляет прогнозы развития туризма. В заключение урока – художественная форма письменной рефлексии - синквейн.

Использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяет добиться усвоения материала всеми учащимися. Учитель становится координатором самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Технология «Развитие критического мышления»  направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие [1].

Библиографический список

  1. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в учебном процессе [Текст] - Томск, 2008 - с.6, 21
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление? http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm
  3. Сухова.В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе.-2006.-№1.-С.ЗО.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...

Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В современном обществе человеку необходимо уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать решения на анализе соответствующей информации. Обществу нужны люди, умеющие сопоставлять информацию, ...

Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Обобщение педагогического опыта "Применение методических приемов технологии развития критического мышления на уроках английского языка"...

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается умение творчески работать с...

Выступление на РМО по теме «Применение технологий развития критического мышления на уроках английского языка»

Применение разных технологий на уроке помогает добится поставленных целей и задач. Одним из них является технология развития критического мышления....

Применение технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка

Применение  технологии развития критического мышления на уроках немецкого языка...