Рабочая программа учебного курса "Русская лапта"
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9 класс) по теме

Рабочая программа  учебного курса  "Русская лапта"  составлена для 6-9 классов, 1 час в неделю. Структура программы включает: планируемые результаты, содержание, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_lapta_6-9kl_2018-19.docx78.27 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР                         Директор школы________/______________/        __________ /______________/               Приказ №____от________________2018 г.                 «______»_______________2018 г.                        

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Перелешинская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области

Рабочая программа

учебного курса «Русская лапта»

для 6 - 9  классов

на 2018 – 2019 учебный год

Класс

Количество часов

в год

Резервное время

6

35

1

7

35

1

8

35

1

9

34

1

Итого:

139

Составитель: учитель физической культуры      Рассмотрено на заседании  ШМО учителей

___________________________                           нравственно-эстетического цикла      

                                                                                 Руководитель ШМО_____/ ____________ /                  Протокол №___от_______________2018 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская лапта»

Личностные

у учащихся будут сформированы:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию исамообразованию;
  • способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач,решений,
  • рассуждений;

у учащихся могут быть сформированы:

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректныевысказывания.

Метапредметные

учебно-интеллектуальные:

учащиеся научатся:

  • выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐреализации;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐрешения;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять        последовательность        промежуточных        целей        соответствующих        им действий с учѐтом конечного результата;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способудействия;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровеньусвоения.

учебно-коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников;
  • работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
  • учащиеся получат возможность научиться: координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐроввсотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности.

учебно-организационные

учащиеся научатся:

  • работать синформацией;
  • применять правила и пользоватьсяинструкциями;
  • использовать знаки, символы, схемы;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственныесвязи;
  • строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) ивыводы.

Предметные

  • учащиеся познакомятся с историей возникновения русскойлапты;
  • учащиеся познакомятся с  правилами игры в русскуюлапту,
  • учащиеся овладеют различными приемами владениямячом.

учащиеся получат возможность научиться:

  • применять тактические и стратегические приемы организации игры в русскуюлапту;
  • применять во время игры в русскую лапту все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой помячу);
  • применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении изащите;
  • организовывать и судить школьные соревнования.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Учащиеся после 1-го года обучения

должны знать:

  • технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
  • составляющие самоконтроля спортсмена;
  • основные правила игры в Русскую лапту;
  • историю возникновения и развития Русской лапты;
  • гигиену повседневного быта. Режим дня.

   Должны:

  • владеть основными элементами игры в Русскую лапту;
  • владеть основами тактики игры в Русскую лапту;
  • освоить силовую подготовку.

 Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская лапта» школьной программы.

В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:

Знать

  • Значение Русской лапты  в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;
  • Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники
  • Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
  • Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • Контрольные упражнения (двигательные тесты)  для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;
  • Жесты судьи;
  • Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами Русской лапты;

Уметь

  • Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по русской лапте;
  • Выполнять технические приемы и тактические действия;
  • Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по Русской лапте;
  • Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;
  • Демонстрировать жесты  судьи.

    Содержание программы «Русская лапта»

6 класс

  1. Вводноезанятие.

Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.

  1. Теоретическаяподготовка.

Теория:

  1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русскойлапты.
  2. Сведения о строении и функциях организма человека.
  3. Влияние физических упражнений на организм человека.
  4. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
  5. Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры.
  1. Общая физическаяподготовка.

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки,стойки.

3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки черезпрепятствия.

  1. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки подвое»,«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
  1. Специальная физическаяподготовка.

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

4.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой идр.).

4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском вцель).

  1. Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
  2. Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русскойлапты,

«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.

  1. Техническая и тактическаяподготовка.

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

  • Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратномнаправлении;
  • В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и вноги;
  • В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10м;
  • то же на расстоянии 15-20м;
  • Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
  • Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями наскорость.

Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:

  • Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высокомуровнях;
  • Удары по мячу способом «сбоку» плоскойбитой;
  • То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 ммячу;
  • Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту

1,5 – 2м;

  • То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию инизкую.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:

  • В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости отрасстояния;
  • Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
  • Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками илиодной).
  1. Контрольные игры исоревнования.

Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде,.и с учетом этого индивидуализация видов подготовки

Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.

  1. Контрольно-переводныеиспытания.

Теория:        Анализ        физического        развития        занимающихся.        Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапеобучения.

Практика: Сдача контрольных нормативов.

     Содержание программы «Русская лапта»

  1. класс
  1. Вводное занятие.

Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.

  1. Теоретическая подготовка.

Теория:

- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русской лапты.

- Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.

- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

- Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.

- Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры. Судейская терминология.

  1. Общая физическая подготовка.

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.

3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.

  1. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки подвое»,

«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».

  1. Специальная физическая подготовка.

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

4.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).

4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).

  1. Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
  2. Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,

«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.

  1. Техническая и тактическая подготовка.

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

  • Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
  • В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
  • В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10м;
  • то же на расстоянии 15-20м;
  • Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
  • Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.

Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:

  • Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
  • Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
  • То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
  • Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту

1,5 – 2м;

  • То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:

  • В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
  • Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
  • Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
  1. Контрольные игры и соревнования.

Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде, .и с учетом этого индивидуализация видов подготовки

Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.

  1. Контрольно-переводные испытания.

Теория:        Анализ        физического        развития        занимающихся.        Учет        полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.

Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.

8класс

1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.

Теория:

  1. Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде иобуви.
  2. Правила игры в русскую лапту. Судейскаятерминология.
  3. Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытойплощадке.
  4. Развитие русской лапты вРоссии.

Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.

  1. Общая физическаяподготовка

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки,стойки.

2.2.        Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.

2.3.        Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,

«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».

3.        Специальная физическая подготовка

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

3.1.Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).

3.2.Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).

3.3.Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.

3.4.Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,

«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.

4.        Техническая подготовка

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

4.1. Техника и тактика нападения

Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:

–        В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;

–        В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;

–        В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;

–        то же на расстоянии 15-20 м;

–        Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;

–        Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.

Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:

–        Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;

–        Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;

  • То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 ммячу;
  • Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2м;
  • То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию инизкую.
  1. Техника и тактиказащиты

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:

  • В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу, стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости отрасстояния;
  • Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
  • Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками илиодной).
  1. Интегральнаяподготовка.

Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки  в  соревновательной деятельности игроков влапту.

Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключенияв выполнение техническихприемов и тактическихдействий. Учебные игры.

  1. Контрольные игры исоревнования.

Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.

Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.

  1. Контрольныеиспытания.

Теория: Анализ результатов. Рекомендации.

Практика: Сдача контрольных нормативов.

9 класс

1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.

Теория:

  1. Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования  к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
  2. Правила игры в русскую лапту. Судейская терминология.
  3. Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.
  4. Развитие русской лапты в России.

Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.

  1. Общая физическая подготовка

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.

2.2.        Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.

2.3.        Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,

«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».

3.        Специальная физическая подготовка

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

3.1.Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).

3.2.Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).

3.3.Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.

3.4.Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,

«Парная лапта», «Двое на  двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.

4.        Техническая подготовка

Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.

Практика:

4.1. Техника и тактика нападения

Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:

–        В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;

–        В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;

–        В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;

–        то же на расстоянии 15-20 м;

–        Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;

–        Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.

Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:

–        Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;

–        Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;

  • То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
  • Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2м;
  • То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
  1. Техника и тактика защиты

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:

  • В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
  • Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
  • Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
  1. Интегральная подготовка.

Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки  в  соревновательной деятельности игроков в лапту.

Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключения  в выполнение технических приемов и тактических действий. Учебные игры (см. Приложение 3).

  1. Контрольные игры и соревнования. Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.

Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.

  1. Контрольные испытания. Теория: Анализ результатов. Рекомендации.

Практика: Сдача контрольных нормативов.

                                 Тематическое планирование

 6 – 7 классы

№ п/п

Наименованиетем

Количество часов

6 класс

7 класс

1

Вводное занятие

1

1

2

Теоретическая подготовка

В процессе занятий

3

Общаяфизическая подготовка(ОФП):

3.1

Акробатические упражнения

4

4

3.2

Легкоатлетические упражнения

4

4

3.3

Подвижные игры

4

4

4

Специальная физическая подготовка (СФП):

4.1

Специальные подготовительные физические

упражнения

4

4

4.2

Упражнения по овладению техникой игры

3

3

4.3

Упражнения по формированию тактических приемов игры

3

3

4.4

Специальные подготовительные игры

2

2

5

Техническая и тактическая подготовка (ТТП)

7

7

6

Контрольные игры и соревнования

2

2

7

Итоговое занятие. Контрольные испытания

1

1

Итого:

35

35

8-9 классы

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

8 класс

9 класс

1

Вводное занятие. Теоретическая подготовка

1

1

2

Общая физическая подготовка(ОФП):

2.1.Легкоатлетическиеупражнения

3

3

2.2.Акробатическиеупражнения

3

3

2.3. Подвижные игры

3

3

3

Специальная физическая подготовка (СФП):

3.1. Специальные подготовительные физические

упражнения

3

3

3.2.Упражнения по овладению техникой игры

3

3

3.3. Упражнения        по формированию тактических приемов игры

3

3

3.4. Специальные подготовительные игры

3

3

4

Техническая        и        тактическая подготовка (ТТП):

4.1.Техникаи        тактика нападения

3

3

4.2. Техника и тактика защиты

3

3

5

Интегральная подготовка.

3

3

6

Контрольные        игры        и соревнования

3

2

7

Итоговое занятие. Контрольные испытания

1

1

Итого:

35

34

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Русская лапта, 6 класс (35 ч)

№  п/п

Дата

Тема

Примечание

поплану

фактически

коррекция

1

Инструктаж по ТБ. История развития русской лапты. Ловля и передача мяча.

2

Правила игры в лапту

3

Как держать биту. ОРУ

4

Передача мяча на точность

5

Передача мяча на дальность

6

Ловля, передачи мяча в движении в тройках

7

Ловля мяча в движении от земли

8

Ловля мяча в движении от земли

9

ОФП с набивнымимячами

10

Эстафеты с элементами русской лапты

11

Беговые упражнения. Передачи мяча снизу

12

ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч

13

Смена команд без осаливания

14

ОРУ. Ловля и передача мяча

15

Игра в поле. Бьющие игроки

16

Осаливание и борьба за «город»

17

ОФП с предметами, с мячами

18

Развитие скоростно-силовых способностей

19

Ловля и передача мяча на дальность

20

Ловля и передача мяча в цель

21

Ловля и передача мяча от удара от пола

22

Передачи мяча на короткие дистанции

23

ОФП с набивными мячами

24

Игровой день

25

Игра в нападении. Челночный бег

26

Развитие скоростных способностей

27

Игра в защите с осаливанием

28

Развитие координационных способностей

29

Подача мяча в цель

30

Упражнения на силу мышц ног

31

Подача мяча в цель, на дальность

32

Упражнения на силу мышц рук

33

Развитие скоростно-силовыхспособностей

34

ОФП с предметами

35

Игровой день. Контрольные испытания.

Календарно-тематическое планирование

Русская лапта, 7 класс (35 ч)

№  п/п

Дата

Тема

Примечание

поплану

фактически

коррекция

1

Инструктаж по ТБ.История развития русской лапты.

2

Передачамячанадальность.Упражнения на силу мышц ног.

3

«Пятнашки» -  играотпола

4

Упражнения на силу мышц рук

5

Двухсторонняя игра, разбор ошибок

6

Развитие координационных способностей

7

Смена команды после осаливания

8

Развитие силовых способностей

9

Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча

10

ОФП с предметами

11

Игровой день

12

Передачи мяча снизу в цель

13

Подачи мяча снизу в цель

14

Подачи мяча с боку в цель

15

Подачи мяча сверху в цель

16

Эстафеты с теннисными мячами

17

Развитие скоростно-силовых способностей

18

Передачи мяча в парах в цель

19

ОФП Развитие силовых способностей

20

Игровой день

21

Развитие координационных способностей

22

Беговые упражнения. Игра «Пятнашки»

23

Эстафеты с элементами русской лапты

24

Игра в нападении без подачи

25

Игра в защите в «доме»

26

Работа с битой. Выбрасывание

27

Работа с битой. Выбрасывание

28

Развитие силовых способностей

29

Осаливание биты в «доме». Игра

30

ОРУ с теннисными мячами. Игра

31

ОФП. Развитие силовых способностей

32

Эстафеты с элементами русской лапты

33

Игровой день.

34

Эстафеты с теннисными мячами

35

Итоговое занятие. Контрольные испытания

Календарно-тематическое планирование

Русская лапта, 8 класс (35 ч)

№  п/п

Дата

Тема

Примечание

поплану

фактически

коррекция

1

Инструктаж по технике безопасности История развития русской лапты

2

Развитие скоростных способностей

3

Ловля и передача мяча на месте и в движении

4

Развитие силовых способностей

5

Передача мяча на месте и в движении

6

Ловля и передача мяча в парах в движении

7

Передача мяча от стенки в движении

8

Передачи мяча в движении в тройках

9

Игровой день

10

Развитие скоростно-силовых способностей

11

ОФП с набивными мячами

12

Эстафеты с элементами русской лапты

13

Беговые упражнения Передачи мяча снизу

14

ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч

15

Смена команд без осаливания

16

ОРУ. Ловля и передача мяча

17

Игра в поле. Бьющие игроки

18

Осаливание и борьба за «город»

19

ОФП с предметами, с мячами

20

Развитие скоростно-силовых способностей

21

Ловля и передача мяча на дальность

22

Ловля и передача мяча в цель

23

Ловля и передача мяча от удара отпола

24

Передачи мяча на короткие дистанции

25

ОФП с набивными мячами

26

Игровой день

27

Игра в нападении Челночный бег

28

Развитие скоростных способностей

29

Игра в защите с осаливанием

30

Развитие координационных способностей

31

Подача мяча в цель

32

Упражнения на силу мышц ног

33

Подача мяча в цель, на дальность

34

Упражнения на силу мышц рук.

35

Итоговое занятие. Контрольные испытания

Календарно-тематическое планирование

Русская лапта, 9 класс (34 ч)

№  п/п

Дата

Тема

Примечание

поплану

фактически

коррекция

1

Инструктаж по технике

безопасности. История развития русской лапты

2

Развитие скоростных способностей

3

Подача и ловля мяча в парах

4

ОФП с предметами

5

Игровой день

6

ОРУ с теннисными мячами. Игра

7

Игровой день

8

Передача мяча на дальность

9

Упражнения на силу мышц ног

10

«Пятнашки» -  игра от пола

11

Упражнения на силу мышц рук

12

Двухсторонняя игра, разбор ошибок

13

Развитие координационных способностей

14

Смена команды после осаливания

15

Развитие силовых способностей

16

Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча

17

ОФП с предметами

18

Передачи мяча снизу в цель

19

Подачи мяча снизу в цель

20

Подачи мяча с боку в цель

21

Эстафеты с теннисными мячами

22

Развитие скоростно-силовых способностей

23

Передачи мяча в парах в цель

24

ОФП Развитие силовых способностей

25

Игровойдень

26

Развитие координационных способностей

27

Беговые упражнения. Игра «Пятнашки»

28

Развитие координационных способностей

29

Эстафеты с элементами русской лапты

30

Игра в нападении без подачи

31

Игра в защите в «доме»

32

Работа с битой. Выбрасывание

33

Осаливание биты в «доме». Игра

34

  Итоговое занятие. Контрольные испытания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа по русской лапте.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах многолетней подготовки в центрах дополнительного...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...