Рабочая программа учебного курса "Русская лапта"
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Русская лапта" составлена для 6-9 классов, 1 час в неделю. Структура программы включает: планируемые результаты, содержание, тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78.27 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы________/______________/ __________ /______________/ Приказ №____от________________2018 г. «______»_______________2018 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Перелешинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
учебного курса «Русская лапта»
для 6 - 9 классов
на 2018 – 2019 учебный год
Класс | Количество часов в год | Резервное время |
6 | 35 | 1 |
7 | 35 | 1 |
8 | 35 | 1 |
9 | 34 | 1 |
Итого: | 139 |
Составитель: учитель физической культуры Рассмотрено на заседании ШМО учителей
___________________________ нравственно-эстетического цикла
Руководитель ШМО_____/ ____________ / Протокол №___от_______________2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская лапта»
Личностные
у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию исамообразованию;
- способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач,решений,
- рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректныевысказывания.
Метапредметные
учебно-интеллектуальные:
учащиеся научатся:
- выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐреализации;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐрешения;
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способудействия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровеньусвоения.
учебно-коммуникативные
учащиеся научатся:
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников;
- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
- учащиеся получат возможность научиться: координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐроввсотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности.
учебно-организационные
учащиеся научатся:
- работать синформацией;
- применять правила и пользоватьсяинструкциями;
- использовать знаки, символы, схемы;
учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственныесвязи;
- строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) ивыводы.
Предметные
- учащиеся познакомятся с историей возникновения русскойлапты;
- учащиеся познакомятся с правилами игры в русскуюлапту,
- учащиеся овладеют различными приемами владениямячом.
учащиеся получат возможность научиться:
- применять тактические и стратегические приемы организации игры в русскуюлапту;
- применять во время игры в русскую лапту все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой помячу);
- применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении изащите;
- организовывать и судить школьные соревнования.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Учащиеся после 1-го года обучения
должны знать:
- технику безопасности на занятиях по Русской лапте;
- составляющие самоконтроля спортсмена;
- основные правила игры в Русскую лапту;
- историю возникновения и развития Русской лапты;
- гигиену повседневного быта. Режим дня.
Должны:
- владеть основными элементами игры в Русскую лапту;
- владеть основами тактики игры в Русскую лапту;
- освоить силовую подготовку.
Основные требования к уровню подготовленности учащихся по разделу «Русская лапта» школьной программы.
В результате изучения раздела «Русская лапта» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны:
Знать
- Значение Русской лапты в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- Правила безопасного поведения во время занятий по Русской лапте;
- Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники
- Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
- Упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценивания физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- Основное содержание правил соревнований по Русской лапте;
- Жесты судьи;
- Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами Русской лапты;
Уметь
- Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях по русской лапте;
- Выполнять технические приемы и тактические действия;
- Контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях по Русской лапте;
- Играть в Русскую лапту с соблюдением основных правил;
- Демонстрировать жесты судьи.
Содержание программы «Русская лапта»
6 класс
- Вводноезанятие.
Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Теоретическаяподготовка.
Теория:
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русскойлапты.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
- Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры.
- Общая физическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки,стойки.
3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки черезпрепятствия.
- Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки подвое»,«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
- Специальная физическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой идр.).
4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском вцель).
- Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
- Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русскойлапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
- Техническая и тактическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
- Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратномнаправлении;
- В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и вноги;
- В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10м;
- то же на расстоянии 15-20м;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями наскорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
- Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высокомуровнях;
- Удары по мячу способом «сбоку» плоскойбитой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 ммячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту
1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию инизкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости отрасстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками илиодной).
- Контрольные игры исоревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде,.и с учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
- Контрольно-переводныеиспытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся. Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапеобучения.
Практика: Сдача контрольных нормативов.
Содержание программы «Русская лапта»
- класс
- Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Теоретическая подготовка.
Теория:
- Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и воспитательное значение. Из истории развития русской лапты.
- Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы, связочный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок.
- Правила игры в русскую лапту. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подача. Перемена подачи. Удары по мячу. Выход мяча из игры. Счет и результат игры. Права и обязанности игроков. Состав команды, замена игроков. Упрошенные правила игры. Судейская терминология.
- Общая физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
3.2.Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
- Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки подвое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
- Специальная физическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
4.2. Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
- Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
- Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
- Техническая и тактическая подготовка.
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
- Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча: В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
- В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
- В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10м;
- то же на расстоянии 15-20м;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
- Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
- Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
- Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту
1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
- Контрольные игры и соревнования.
Теория: Разъяснение соревновательных условий; определение каждому учащемуся игровой функции в команде, .и с учетом этого индивидуализация видов подготовки
Практика: Участие в школьных и в товарищеских играх.
- Контрольно-переводные испытания.
Теория: Анализ физического развития занимающихся. Учет полученных результатов для индивидуализации подготовки на следующем этапе обучения.
Практика: Сдача контрольно-переводных нормативов.
8класс
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
Теория:
- Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде иобуви.
- Правила игры в русскую лапту. Судейскаятерминология.
- Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытойплощадке.
- Развитие русской лапты вРоссии.
Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.
- Общая физическаяподготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки,стойки.
2.2. Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
2.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
3. Специальная физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1.Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
3.2.Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
3.3.Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
3.4.Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
4. Техническая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Техника и тактика нападения
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
– В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
– то же на расстоянии 15-20 м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
– Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
– Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 ммячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию инизкую.
- Техника и тактиказащиты
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу, стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости отрасстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками илиодной).
- Интегральнаяподготовка.
Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков влапту.
Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключенияв выполнение техническихприемов и тактическихдействий. Учебные игры.
- Контрольные игры исоревнования.
Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.
Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.
- Контрольныеиспытания.
Теория: Анализ результатов. Рекомендации.
Практика: Сдача контрольных нормативов.
9 класс
1. Вводное занятие. Теоретическая подготовка.
Теория:
- Правила техники безопасности; правила поведения на занятии; контроль уровня физической подготовки. Гигиенические требования к местам физкультурно-спортивных занятий. Общие гигиенические требования к занимающимся русской лаптой. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю, спортивной одежде и обуви.
- Правила игры в русскую лапту. Судейская терминология.
- Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в русскую лапту в спортивном зале, на открытом воздухе. Оборудование и инвентарь для игры в русскую лапту в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытой площадке.
- Развитие русской лапты в России.
Практика: Оздоровительная и прикладная направленность русской лапты.
- Общая физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
2.1. Акробатические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Перекаты, кувырки, стойки.
2.2. Легкоатлетические упражнения: упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствия.
2.3. Подвижные игры: эстафеты с элементами русской лапты, игры «Перебежки по двое»,
«Один на один», «Передал – садись», «Чей отскок дальше», «Падающая палка».
3. Специальная физическая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
3.1.Специальные подготовительные физические упражнения: прыжковые упражнения; имитация нападающего удара, упражнения с набивными мечами. Темповая переменная работа; повторные упражнения (бег, серийные прыжки «в глубину», со скакалкой и др.).
3.2.Упражнения по овладению техникой игры: перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары. Упражнения сопряженного характера (передачи, метания тяжелого мяча, броском в цель).
3.3.Упражнения по формированию тактических приемов игры: выработка умений принятия правильного решения в различных играх; умений наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия; умения взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Упражнения на гибкость и расслабление.
3.4.Специальные подготовительные игры: эстафеты с элементами русской лапты,
«Парная лапта», «Двое на двое», «Трое на трое», «Лапта с выбыванием», «Борьба квартетов»; эстафеты с ловлей и передачей мяча.
4. Техническая подготовка
Теория: Техника выполнения упражнений, техника безопасности при выполнении упражнений, правила игр, учет физических и возрастных особенностей занимающихся при подборе упражнений.
Практика:
4.1. Техника и тактика нападения
Формирование навыков ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча:
– В парах: на расстоянии 8-10 м друг от друга. Один игрок набрасывает мяч по средней или высокой траектории на голову партнеру, другой, смещаясь на мяч, ловит его и выполняет набрасывание в обратном направлении;
– В парах: первый бросает мяч с достаточной силой из-за плеча, другой ловит и выполняет бросок в обратном направлении, поочередно направляя мяч выше головы, в грудь и в ноги;
– В парах: ловля мяча одной рукой поочередно правой и левой. Какой рукой игрок поймал мяч, той и делает передачу. Расстояние 8-10 м;
– то же на расстоянии 15-20 м;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передачи на месте со сменой мест. После передачи обучающиеся могут перемещаться в конец своей колонны, в конец встречной колонны, обегать встречную колонну и возвращаться в конец своей колонны;
– Построение во встречных колоннах по 4-6 человек. Передача на месте на быстроту, сочетать передачи с перемещениями на скорость.
Обучение ударам битой по мячу способом «сбоку»:
– Имитация удара способом «сбоку» в медленном темпе, производя имитацию ударов на низком, среднем и высоком уровнях;
– Удары по мячу способом «сбоку» плоской битой;
- То же, только круглой битой по подвешенному на высоту 1-1,5 м мячу;
- Удары по мячу способом сбоку, подброшенному партнером на высоту 1,5 – 2м;
- То же, только задавая достаточно высокую траекторию полету мяча, среднюю траекторию и низкую.
- Техника и тактика защиты
Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите:
- В парах на расстоянии 18-20 м. Один партнер с мячом располагается спиной к игроку. По сигналу игрок без мяча бежит к партнеру или от него. По второму сигналу стоящий спиной разворачивается и выполняет точную передачу партнеру. Игрок, поймавший мяч, по сигналу выполняет аналогичное задание. Способы передачи постоянно меняются в зависимости от расстояния;
- Построение в колонну по одному. На расстоянии 15 м находится игрок. Направляющий в колонне выполняет передачу игроку и бежит к нему навстречу. Игрок возвращает мяч направляющему, который убегает в конец колонны. Потом следующий из колонны выбегает и т. д. Способы передачи в зависимости от ситуации меняются;
- Построения в кругах по 5-7 человек, у всех в руках мячи. В центре круга один игрок. По сигналу игроки с мячами по очереди бросают в центр круга мячи. Игрок, стоящий в центре круга, поворачивается к бросающему мяч и старается поймать его любым способом (двумя руками или одной).
- Интегральная подготовка.
Теория: Интегральная подготовка, как система тренировочных воздействий, призванная максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки в соревновательной деятельности игроков в лапту.
Практика: Упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы физической и технической подготовок; технической и тактической подготовок; переключения в выполнение технических приемов и тактических действий. Учебные игры (см. Приложение 3).
- Контрольные игры и соревнования. Теория: Анализ игровых ситуаций. Педагогическая поддержка.
Практика: Участие в школьных, муниципальных и районных соревнованиях, в товарищеских играх.
- Контрольные испытания. Теория: Анализ результатов. Рекомендации.
Практика: Сдача контрольных нормативов.
Тематическое планирование
6 – 7 классы
№ п/п | Наименованиетем | Количество часов | |
6 класс | 7 класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Теоретическая подготовка | В процессе занятий | |
3 | Общаяфизическая подготовка(ОФП): | ||
3.1 | Акробатические упражнения | 4 | 4 |
3.2 | Легкоатлетические упражнения | 4 | 4 |
3.3 | Подвижные игры | 4 | 4 |
4 | Специальная физическая подготовка (СФП): | ||
4.1 | Специальные подготовительные физические упражнения | 4 | 4 |
4.2 | Упражнения по овладению техникой игры | 3 | 3 |
4.3 | Упражнения по формированию тактических приемов игры | 3 | 3 |
4.4 | Специальные подготовительные игры | 2 | 2 |
5 | Техническая и тактическая подготовка (ТТП) | 7 | 7 |
6 | Контрольные игры и соревнования | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие. Контрольные испытания | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 35 |
8-9 классы
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | |
8 класс | 9 класс | ||
1 | Вводное занятие. Теоретическая подготовка | 1 | 1 |
2 | Общая физическая подготовка(ОФП): | ||
2.1.Легкоатлетическиеупражнения | 3 | 3 | |
2.2.Акробатическиеупражнения | 3 | 3 | |
2.3. Подвижные игры | 3 | 3 | |
3 | Специальная физическая подготовка (СФП): | ||
3.1. Специальные подготовительные физические упражнения | 3 | 3 | |
3.2.Упражнения по овладению техникой игры | 3 | 3 | |
3.3. Упражнения по формированию тактических приемов игры | 3 | 3 | |
3.4. Специальные подготовительные игры | 3 | 3 | |
4 | Техническая и тактическая подготовка (ТТП): | ||
4.1.Техникаи тактика нападения | 3 | 3 | |
4.2. Техника и тактика защиты | 3 | 3 | |
5 | Интегральная подготовка. | 3 | 3 |
6 | Контрольные игры и соревнования | 3 | 2 |
7 | Итоговое занятие. Контрольные испытания | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 6 класс (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по ТБ. История развития русской лапты. Ловля и передача мяча. | ||||
2 | Правила игры в лапту | ||||
3 | Как держать биту. ОРУ | ||||
4 | Передача мяча на точность | ||||
5 | Передача мяча на дальность | ||||
6 | Ловля, передачи мяча в движении в тройках | ||||
7 | Ловля мяча в движении от земли | ||||
8 | Ловля мяча в движении от земли | ||||
9 | ОФП с набивнымимячами | ||||
10 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
11 | Беговые упражнения. Передачи мяча снизу | ||||
12 | ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч | ||||
13 | Смена команд без осаливания | ||||
14 | ОРУ. Ловля и передача мяча | ||||
15 | Игра в поле. Бьющие игроки | ||||
16 | Осаливание и борьба за «город» | ||||
17 | ОФП с предметами, с мячами | ||||
18 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
19 | Ловля и передача мяча на дальность | ||||
20 | Ловля и передача мяча в цель | ||||
21 | Ловля и передача мяча от удара от пола | ||||
22 | Передачи мяча на короткие дистанции | ||||
23 | ОФП с набивными мячами | ||||
24 | Игровой день | ||||
25 | Игра в нападении. Челночный бег | ||||
26 | Развитие скоростных способностей | ||||
27 | Игра в защите с осаливанием | ||||
28 | Развитие координационных способностей | ||||
29 | Подача мяча в цель | ||||
30 | Упражнения на силу мышц ног | ||||
31 | Подача мяча в цель, на дальность | ||||
32 | Упражнения на силу мышц рук | ||||
33 | Развитие скоростно-силовыхспособностей | ||||
34 | ОФП с предметами | ||||
35 | Игровой день. Контрольные испытания. |
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 7 класс (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по ТБ.История развития русской лапты. | ||||
2 | Передачамячанадальность.Упражнения на силу мышц ног. | ||||
3 | «Пятнашки» - играотпола | ||||
4 | Упражнения на силу мышц рук | ||||
5 | Двухсторонняя игра, разбор ошибок | ||||
6 | Развитие координационных способностей | ||||
7 | Смена команды после осаливания | ||||
8 | Развитие силовых способностей | ||||
9 | Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча | ||||
10 | ОФП с предметами | ||||
11 | Игровой день | ||||
12 | Передачи мяча снизу в цель | ||||
13 | Подачи мяча снизу в цель | ||||
14 | Подачи мяча с боку в цель | ||||
15 | Подачи мяча сверху в цель | ||||
16 | Эстафеты с теннисными мячами | ||||
17 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
18 | Передачи мяча в парах в цель | ||||
19 | ОФП Развитие силовых способностей | ||||
20 | Игровой день | ||||
21 | Развитие координационных способностей | ||||
22 | Беговые упражнения. Игра «Пятнашки» | ||||
23 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
24 | Игра в нападении без подачи | ||||
25 | Игра в защите в «доме» | ||||
26 | Работа с битой. Выбрасывание | ||||
27 | Работа с битой. Выбрасывание | ||||
28 | Развитие силовых способностей | ||||
29 | Осаливание биты в «доме». Игра | ||||
30 | ОРУ с теннисными мячами. Игра | ||||
31 | ОФП. Развитие силовых способностей | ||||
32 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
33 | Игровой день. | ||||
34 | Эстафеты с теннисными мячами | ||||
35 | Итоговое занятие. Контрольные испытания |
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 8 класс (35 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности История развития русской лапты | ||||
2 | Развитие скоростных способностей | ||||
3 | Ловля и передача мяча на месте и в движении | ||||
4 | Развитие силовых способностей | ||||
5 | Передача мяча на месте и в движении | ||||
6 | Ловля и передача мяча в парах в движении | ||||
7 | Передача мяча от стенки в движении | ||||
8 | Передачи мяча в движении в тройках | ||||
9 | Игровой день | ||||
10 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
11 | ОФП с набивными мячами | ||||
12 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
13 | Беговые упражнения Передачи мяча снизу | ||||
14 | ОРУ в движение Осаливание и борьба за мяч | ||||
15 | Смена команд без осаливания | ||||
16 | ОРУ. Ловля и передача мяча | ||||
17 | Игра в поле. Бьющие игроки | ||||
18 | Осаливание и борьба за «город» | ||||
19 | ОФП с предметами, с мячами | ||||
20 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
21 | Ловля и передача мяча на дальность | ||||
22 | Ловля и передача мяча в цель | ||||
23 | Ловля и передача мяча от удара отпола | ||||
24 | Передачи мяча на короткие дистанции | ||||
25 | ОФП с набивными мячами | ||||
26 | Игровой день | ||||
27 | Игра в нападении Челночный бег | ||||
28 | Развитие скоростных способностей | ||||
29 | Игра в защите с осаливанием | ||||
30 | Развитие координационных способностей | ||||
31 | Подача мяча в цель | ||||
32 | Упражнения на силу мышц ног | ||||
33 | Подача мяча в цель, на дальность | ||||
34 | Упражнения на силу мышц рук. | ||||
35 | Итоговое занятие. Контрольные испытания |
Календарно-тематическое планирование
Русская лапта, 9 класс (34 ч)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание | ||
поплану | фактически | коррекция | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. История развития русской лапты | ||||
2 | Развитие скоростных способностей | ||||
3 | Подача и ловля мяча в парах | ||||
4 | ОФП с предметами | ||||
5 | Игровой день | ||||
6 | ОРУ с теннисными мячами. Игра | ||||
7 | Игровой день | ||||
8 | Передача мяча на дальность | ||||
9 | Упражнения на силу мышц ног | ||||
10 | «Пятнашки» - игра от пола | ||||
11 | Упражнения на силу мышц рук | ||||
12 | Двухсторонняя игра, разбор ошибок | ||||
13 | Развитие координационных способностей | ||||
14 | Смена команды после осаливания | ||||
15 | Развитие силовых способностей | ||||
16 | Передачи мяча в парах, в тройках, защита мяча | ||||
17 | ОФП с предметами | ||||
18 | Передачи мяча снизу в цель | ||||
19 | Подачи мяча снизу в цель | ||||
20 | Подачи мяча с боку в цель | ||||
21 | Эстафеты с теннисными мячами | ||||
22 | Развитие скоростно-силовых способностей | ||||
23 | Передачи мяча в парах в цель | ||||
24 | ОФП Развитие силовых способностей | ||||
25 | Игровойдень | ||||
26 | Развитие координационных способностей | ||||
27 | Беговые упражнения. Игра «Пятнашки» | ||||
28 | Развитие координационных способностей | ||||
29 | Эстафеты с элементами русской лапты | ||||
30 | Игра в нападении без подачи | ||||
31 | Игра в защите в «доме» | ||||
32 | Работа с битой. Выбрасывание | ||||
33 | Осаливание биты в «доме». Игра | ||||
34 | Итоговое занятие. Контрольные испытания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-447584-1400353779.jpg)
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-447584-1400353779.jpg)
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-373358-1389376033.jpg)
Рабочая программа по русской лапте.
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса игроков в лапту на различных этапах многолетней подготовки в центрах дополнительного...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/09/picture-1482581-1694233650.jpg)
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...