Формирование волевых качеств у учащихся через соревновательный метод физического воспитания
статья по физкультуре на тему

Мамажонов Умарали Кодирович

Материал для темы самообразования. Применения соревновательного метода на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тутурская средняя общеобразовательная школа

Формирование волевых качеств у учащихся

через соревновательный метод физического воспитания

Учитель физической культуры

 Мамажонов Умарали Кодирович

В процессе физического воспитания постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое внимание оно оказывает на развитие воли человека. Это объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связано с преодолением трудностей: взять высоту в прыжке, пробежать дистанцию и выполнить временной норматив и пр. Такое условие содействует развитию способности к волевым усилиям.

Трудности, встречающиеся при волевых действиях, могут быть разнообразными. Например, трудности преодоления больших физических напряжений и утомления, трудности неожиданно возникшей ситуации. Преодоление их требует разных качественных особенностей воли, которые называют волевыми качествами. В одних случаях необходимо проявления смелости, в других – упорства и настойчивости, и в третьих – инициативности или решительности.

Чтобы успешно воспитывать у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому-либо действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решать, и ясно представить, как это надо делать. Целенаправленность действий организует поведение и поступки учащихся, делает их осмысленными.

Инициативность выражается в активном, самостоятельном выполнении общественно полезного дела и ответственном к решению поставленной задачи, в стремлении к новым достижениям, к творческому труду.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка. Дисциплинированный человек поступает всегда в интересах коллектива. Он умеет подчинять свои действия, поведение установленным правилам или требованиям.

Уроки физического воспитания, спортивно-тренировочные занятия и участия в соревнованиях требуют от учащихся сознательного исполнения указаний, команд, распоряжений учителя, сознательной дисциплины, большой инициативы и самостоятельности в принятии решений.

Выполнений многих физических упражнений связано с определенным риском и проявлением смелости для достижения успеха. Это упражнения с высокими скоростями перемещения в пространстве в гимнастике, легкоатлетические прыжки в высоту. Тренируясь в подобных условиях обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, укрепляет у себя чувство уверенности, развивает смелость.

В процессе занятий физическими упражнениями укрепляются такие важные качества как настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек длительно и повторно направляет свои усилия на достижение сознательно поставленной цели.

Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований, всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсоревновательное волнение, тревогу за исход соперничества, торжество победы, огорчение при поражении и пр. Переживая большие эмоциональные напряжения, учащиеся приобретают способность сохранять сознательный контроль над своим поведением, действовать расчетливо, не терять самообладания в трудных условиях. Чтобы избавится от излишнего волнения или перенапряжения и вызвать состояние эмоциональной устойчивости к сильнодействующим неблагоприятным раздражителям, используют и некоторые специальные упражнения. К ним в частности относится аутогенная тренировка: последовательное и постепенное расслабление разных групп мышц (рук, плечевого пояса, ног, спины, лицевых мышц); активизация мышечных напряжений, концентрация внимания, самовнушение. Эти упражнения сочетаются с дыхательными (успокаивающими или возбуждающими – в зависимости от состояния), а также с приемами самомассажа.

Метод организации упражнений в форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе физического воспитания.

Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека. Это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет:

- стимулирует максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

- обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод может и должен широко использоваться в процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Несоблюдение этого условия может нанести существенный вред их здоровью.

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, учителю физкультуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях – спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательный. Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательного метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными.

Соревновательный метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучении без принуждения, что я считаю немаловажном в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательной деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Стремления учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Применять на уроке соревновательный метод мне помогает определенная схема-модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершении соревновательного двигательного действия. Данную схему я использую, как для каждой части урока, так и для урока в целом.

Схема – модель взаимосвязи между преподавателем и учащимися при совершенствовании соревновательного двигательного действия.

Если нет данной взаимосвязи, трудно добиться какого-либо результата.

Итак, каждый урок начинается с подготовительной части, т.е. на уроке физкультуры все начиняется с построения учащихся. Даю задание на перестроение по времени, кто быстрее по отделениям. Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).

Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются за качество выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Для этого использую следующие перестроения: слабых ставлю напротив сильных или девочек строю напротив мальчиков. Дети наглядно следят за выполнением упражнений друг друга, учатся друг у друга, что положительно сказывается на технику выполнения общеразвивающих упражнений, особенно с предметами. Далее в подготовительной части урока, обязательно даю упражнения в движении. Такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Все делается ненавязчиво. Предлагается: кто лучше выполнит, кто быстро найдет ошибку общую или индивидуальную. Например, если в основной части урока нужно будет ребятам проявить скоростные качества, задание даю такое: догнать, обогнать, кто быстрее, и специальные беговые, прыжковые упражнения на технику выполнения.

Основная часть урока:

Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнения и правильный показ учителем обязателен (особенно, если урок ведется в начальном и среднем звене). В более старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Я стараюсь так преподнести задание ученику, чтобы произошло правильное его осмысление. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.

В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, предлагаю детям соревнование в теоретических знаниях. Например: в умении объяснить технику основного упражнения, изученного на уроке.

Я стараюсь оценить на уроке всех или их большинство. Если ребята выполняют задания верно, то идет переход к новому по схеме – модели. Если кто-то не смог выполнить задание, идет исправление ошибок с показом и разбором учителя или ученика, освоившего упражнение в совершенстве.

Достичь двигательной активности (деятельности) ребятам помогает соревновательный метод, присутствующий во всех видах учебной программы. Он применим с одинаковым успехом и в не игровых видах физического воспитания.

Гимнастика

Играть и соревноваться в гимнастике можно также успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения, как отдельных учащихся, так и команд. Итак, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, даю задание на их выполнение в соревновательной обстановке. Делю класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. Соревнования провожу в параллельных колоннах или шеренгах с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.

Для того, чтобы повысить внимание в начале урока провожу игру, где учащиеся должны выполнять строевые команды учителя, когда в начале команды присутствуют слова «класс» или какой-либо предварительный жест. Например: поднятие руки вверх.

При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени, как на месте, так и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной, двух ногах, через определенное количество шагов, ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.

При выполнении комплексов провожу соревнование. Как за качество выполнения, так и синхронность. К судейству привлекаю самих учащихся. Выполняя упражнения на снарядах, учащиеся соревнуются на лучшее выполнение самих упражнений, а также оцениваю подход к снарядам и отход от него.

Легкая атлетика

Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Легкоатлетические упражнения, наряду с гимнастическими являются ведущими в физическом воспитании.

Однако легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательный метод, цель которого повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке даю учащимся следующее задание: бег с определением лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным, с обязательной оценкой достигнутого уровня; поощряю учащихся в разнообразии применения технических приемов, а также способов выполнения задания. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться своих личных результатов.

Лыжная подготовка

Лыжная подготовка – важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу. Применение соревновательных заданий является эффективным средством в обучении и совершенствовании лыжной техники, а также развития физических качеств на уроках лыжной подготовки. Играя и соревнуясь, учащиеся успешно приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а также закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности. Соревновательные упражнения учащимся даю на учебном кругу, также как техника скольжения, обгона. Спуски, подъемы и повороты – соревнуемся на пологом склоне. На длинных дистанциях учу детей тактично противостоять сопернику, а также развиваю выносливость.

Спортивные игры

На первый взгляд может показаться, что роль соревновательного метода в освоении спортивных игр незначительно и его использование мало эффективно, так как спортивные игры очень эмоциональные и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения, подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю. Меняю игры: «не давай мяч водящему», «борьба за мяч» и т.д. Также, изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю соревновательные задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.

Применение соревновательного метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста и полового различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование волевых качеств

Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся в процессе подготовки к концертному выступлению....

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ.

Реферат.Разъяснение понятий "физические качества" и "физические (двигательные способности"...

СТАТЬЯ по теме"ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием город Пермь 19-21 мая 2016 год. Тема конференции "Физическая культура, спорт, туризм, научно-методическре сопровождение"....

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...

Игровой и соревновательный методы физического воспитания

Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство....

"Исследовательская деятельность и формирование волевых качеств обучающихся"

В статье рассматривается процесс формирования волевых качеств обучающихся в ходе исследовательской деятельности....