СТАТЬЯ по теме"ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
статья по физкультуре на тему

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием город Пермь 19-21 мая 2016 год. Тема конференции "Физическая культура, спорт, туризм, научно-методическре сопровождение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_s.v._barskova.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С.В. Барскова, магистрант 1 курса, психолого-педагогического образования

Научный руководитель Т.И. Митичева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородская область, г. Арзамас, Россия

        Проблема совершенствования психосоматических возможностей детского организма является весьма актуальной. Несмотря на очевидную заинтересованность общества в качественном здоровье, его состояние у взрослого населения и, детей в особенности, давно вызывает тревогу и широко обсуждается на самых различных уровнях. Эксперты ВОЗ считают, что здоровье человека лишь на 7- 10% зависит от системы здравоохранения, на 50-60% от образа жизни человека, на 15-20% от экологической обстановки и примерно на столько же – от наследственности.

       Образ жизни можно определить, как типичные и существенные в сложившихся социально-экономических условиях формы жизни и деятельности человека. Образ жизни – наиболее важный фактор, влияющий на здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия.

       Уникальное место среди многих факторов, характеризующих здоровый образ жизни, занимает физическая культура. Физическая культура в ее исконном, широком смысле, включая физические упражнения и закаливание, аутогенную тренировку и дыхательную гимнастику, массаж и использование природных факторов, полноценный сон и адекватное питание и, конечно, отказ от вредных привычек, в значительной степени является основой ЗОЖ, его движущей силой.

       Повышение уровня здоровья и функционального состояния детей невозможно без широкого и всестороннего использования средств физической культуры, и спорта, в рамках организованных тренировочных занятий. «Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими его функциональные, психосоматические резервы» [2,8]. Большое разнообразие средств физической культуры обеспечивает возможности разнопланового воздействия на растущий организм.

       Особое значение воздействия средств физической культуры для развивающегося организма определяется тем, что посильная двигательная активность является фактором физиологической биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов биологической адаптации, существенным пусковым механизмом развития ребенка, включая эмоциональную и интеллектуальную сферы.

       Состояние физического развития и двигательной подготовленности сочетается с высокими показателями умственной работоспособности подрастающего поколения и служат важными показателями социального благополучия.

       «Рост спортивных достижений возможен только на основе активных, постоянных поисков новых путей раскрытия всех потенциальных возможностей человека, касающихся как функционального состояния организма, так и задатков человека, как целостной личности» [1,6]. В настоящее время психологический компонент двигательной деятельности выходит на основное место, поэтому проблема подготовки юных школьников включает методы и приемы воспитания личностных качеств, в том числе и волевых.

       Регулярная двигательная активность в рамках организованного двигательного режима оказывает определяющее воздействие не только на формирование опорно-двигательного аппарата, двигательных качеств и навыков, выносливости и работоспособности, но и на формирование морально-волевых качеств личности.

       Актуальность проблемы управления формированием волевых качеств средствами физической культуры заключается в том, что в современном воспитании учащихся, развитие волевых качеств играет одну из главных ролей в полноценном формировании личности. Представляется актуальным поиск и разработка новых нетрадиционных методов и средств физической культуры, применение которых в работе по физическому воспитанию детей делает возможным максимальное совершенствование психосоматических возможностей организма, способствует активному развитию эмоционально-волевой сферы и личностного развития ребенка в целом.

       Большое разнообразие средств физической культуры обеспечивает возможности разнопланового воздействия на растущий организм. С целью совершенствования психосоматических возможностей наиболее целесообразным для занимающихся ОФП (общей физической подготовкой) нам представляются занятия с применением нетрадиционных средств физической культуры. Этот выбор обусловлен как привлекательностью этого вида деятельности и легкостью формирования мотивации для занимающихся, так и мощным средством физиологическим воздействием на организм. В процессе регулярной тренировки целенаправленно повышаются функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения, а также общая работоспособность, совершенствуются волевые качества.

     Имеется достаточное основание утверждать, что успешное применение методического подхода в учебно-тренировочном процессе по ОФП, с использованием нетрадиционного методического подхода, способствует эффективному улучшению уровня физического развития, двигательной подготовленности, а также общей физической работоспособности. Наряду с этим, получены убедительные результаты, свидетельствующие о совершенствовании волевых качеств занимающихся. 

Исследование, направленное на совершенствование психосоматических возможностей организма школьников, проводилось в динамике учебно-тренировочного процесса в группе ОФП. Традиционно работа в тренировочном процессе велась по пяти видам подготовки – техническая, тактическая, физическая, теоретическая и психологическая подготовка. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолировано. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших показателей.

     Содержание различных этапов тренировок включало в себя использование средств, направленных на совершенствование скоростно-силовых, координационных возможностей, выносливости и гибкости. Занятия строились по следующему плану: в начале тренировки разминка – бег, беговые упражнения, упражнения в ходьбе, ОРУ, упражнения на гибкость, (дыхательные упражнения, КАТА). В основной части: челночный бег, игра в баскетбол, силовая подготовка, (йога, основы самообороны, упражнения для развитие вестибулярного аппарата). В заключительной части тренировки использовались подвижные игры («вышибалы», «невод»), бег в медленном темпе, (дыхательные упражнения, аутотренинг). Использование на ряду со стандартными нетрадиционных средств таких как – элементы йоги, дыхательной гимнастики, упражнения на развитие вестибулярного аппарата, обучение основам самообороны и психологическая разгрузка в виде аутотренинга, позволили максимально усилить тренировочный эффект. Применение подвижных игр, эстафет, специализированных тренажеров, позволило разнообразить содержание тренировок, гармонизировать применяемые средства, уйти от стандартной монотонности занятий, и создать высокий уровень мотивации к занятиям. В результате школьники практически не пропускали занятий и работали на них с максимальной отдачей.

     Особое внимание при занятиях по данной методики было уделено воспитанию волевых качеств юных спортсменов, как основополагающих в психологии личности, этому содействовало применение особой категории средств ФК – нетрадиционных, а также использование метода постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировок и соревнований. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для школьника, (т.е. максимальные для данного состояния), волевые напряжения. Решающим фактором является ориентация деятельности на преодоление возрастающих трудностей. Систематическая тренировка и регулярные выступления в соревнованиях создают предпосылки для систематического преодоления психологического напряжения, что обеспечивает эффективность средства воспитания волевых качеств.

     Волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания воли органически увязывается с развитием физических качеств, совершенствование технико-тактического мастерства, интегральной подготовкой школьников.

     Отличительной чертой комплексного подхода была организация двигательного режима (ДР) в недельном цикле для занимающихся в секции ОФП. Двигательный режим включал в себя ежедневное применение утренней гигиенической гимнастики регулярное посещение школьных занятий по ФК, двух разовые занятия в секции ОФП, а также использование средств ФК в режиме дня, с предпочтительным выполнением нагрузок циклического характера, содействующих развитию общей выносливости (ходьба, бег, плавание, футбол).

         Адекватная, комплексная методика ОФП содействует укреплению здоровья занимающихся, содействует их правильному развитию. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетающиеся с соответствующими физическими нагрузками, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья детей. - Регулярные занятия ОФП повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятному влиянию окружающей среды, инфекциям.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что дети, регулярно занимающиеся физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, меньше утомляются на занятиях в школе, легче усваивают программный материал, успешнее обучаются, проще переносят психологические нагрузки, связанные с периодами адаптации к переходу на многопредметное обучение, написанию контрольных заданий, сдаче экзаменов и как следствие, у таких школьников в дальнейшем нет проблем с получением образования, карьерным ростом, удовлетворенностью результатами своей деятельности и в целом с успешностью жизни.

       Таким образом, содействие улучшению здоровья подрастающего поколения, повышению уровня работоспособности как умственной, так и физической, совершенствование морально-волевой сферы подростков а процессе регулярных тренировок с применением комплексного методического подхода позволяет решать, как соматические так и психологические проблемы подростков.

Литература:

 1.Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины / Предисл. В. У. Агеевца. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 295 с., ил.

2.Медицинский справочник тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 270 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание организма средствами физической культуры

Закаливание, из истории закаливания. Принципы закаливания. Методы закаливания. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья....

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут исп...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

Методические рекомендации. "Закаливание организма средствами физической культуры"

Рекомендации для студентов по закаливанию организма средствами физической культуры....