Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Паймулкина Эльвира Асхатовна

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование – важная составляющая биологических знаний

Биологические знания, получаемые учеником, очень тесно взаимодействуют с экологическими, улучшающими общую картину современного мира. Экологическое воспитание выступает сегодня как одно из приоритетных направлений развития современной школы и системы образования в целом.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамического продвижения в решении насущных проблем современности:

воспитание экологически грамотной личности, обладающей аналитическими навыками определения причинно - следственных связей и закономерностей развития окружающей среды; повышение уровня экологической культуры учащихся; развитие социально значимых качеств личности: коммуникативных, познавательных, исследовательских, регулятивных;

улучшению состояния окружающей среды и здоровья человека.

В процессе обучения у школьников формируются ключевые компетентности, базирующиеся на четырех основаниях:

учиться познавать, учиться делать, учиться жить, учиться быть.

Конечный результат - модель выпускника, ответственного за экологическое состояние окружающей среды, обладающего высоким уровнем реального здоровья, вооруженного необходимым багажом знаний, умений, навыков и высокой экологической культурой.

Одна из задач экологического образования - разностороннее развитие ребенка, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

При решении вопроса формирования экологической культуры ставится задача на внедрение в практику информационных, проектных и здоровье сберегающих технологий.

Информационные технологии позволяют построить открытую систему образования, формируя у них системное мышление и рационально организовать познавательную деятельность. В старшем и в среднем звене активно используются элементы проектных технологий. Проектная деятельность школьников имеет ярко выраженную межпредметную направленность. Особенно это касается проектов, посвященных экологическим темам, как совокупности учебно - познавательных приемов, позволяющих решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В конечном итоге результаты процесса должны быть направлены на преобразование и улучшение той социальной и природной действительности, которая окружает учащихся. Социально – значимая работа позволяет преодолеть равнодушие учащихся к окружающим, потребительское и пассивное отношение к окружающей жизни.

Формирование экологического мышления на уроках биологии.

В нашей гимназии организована исследовательская работа, в ходе которой учащиеся проводят изучение природных объектов, мониторинг помещений школы и окружающей среды, влияние вредных привычек и факторов среды на здоровье человека. Результаты своей работы ребята представляют на школьной учебной конференции, которая привлекает большое количество учащихся школы. Такие мероприятия вызывают большой интерес, т. к. многие школьники принимают участие в процессах исследования.

Все описанные формы работы обеспечивают развитие познавательного интереса учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира.

Метапредметные результаты освоения биологии и экологии способствуют созданию:

1. умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. овладения основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

9. умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ноосферного мышления школьников на уроках биологии

Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать...

Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время.

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальн...

НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

В статье рассматриваются аспеты экологического восспитания учащихся разных возросных групп, которые можно использовать на уроках биологии. Обращаю внимание на анализирование собственного поведения уча...

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...

"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"

В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....

Формы и методы экологического воспитания школьников на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником духовного существования человека. В процессе освоения природы обязат...