"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"
статья по биологии (9 класс)

Чиботэрикэ  Марина Юрьевна

В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chiboterike_m.yu_.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

       «Формирование экологической культуры на уроках биологии»

                                                     Чиботэрикэ М.Ю. учитель биологии

                                                                МБОУ «Школа №117»

                                                                        г. Н.Новгород

Ключевые слова:  экологическая культура, экологическое самосознание, экологическое образование школьников, окружающая среда, внеклассная работа

В современном обществе на сегодняшний день как никогда остро и актуально стоит вопрос  воспитания экологически культурного гражданина своей страны.  Данный факт напрямую связан с нашим будущим, выражающемся в безопасности будущего наших детей и внуков. Современное развитие мирового природопользования предопределяет интеграцию ранневозрастного понимания ребенком всевозможных обстоятельств к чему может привести безрассудное пользование природными благами [2]. В концепции общего экологического образования указывается, что экологическая культура опирается на духовный и практический опыт поколений воспитания бережного отношения к природе и ее всевозможным ресурсам.Одной из главных задач школы— научить школьников основам экологической грамотности, расширить знания не только связанные с природой, но и правильно сформировать  экологическую культуру по отношению к окружающей  среде. В основном эта работа проводится на внеклассных мероприятиях.

 В системе среднего образования внеклассная работа определяется как форма организации добровольной деятельности учеников во внеурочное время, проводимая под руководством учителя.

 Главной целью внеклассного образования является пробуждение познавательного интереса учащихся, развитие творческого подхода к познанию окружающей действительности и 3 повышение самостоятельности ребенка. Однако необходимо отметить, что в школьном образовании в основном осуществляется теоретическая сторона экологического образования с минимальным и явно недостаточным акцентом на прикладной составляющей.

Данные аспекты позволяют говорить о высокой актуальности внеклассной экологической работы в части развития как общих познавательных навыков каждого индивидуального ученика, так и специфических знаний и умений, направленных на прививание «в жизнь» биологической призмы эволюции живого вещества и экологической значимости жизни каждого человека [1].

Так что же такое экологическая культура?

На наш взгляд смысл данного термина достаточно удачно раскрыт в определении, предложенным универсальной Интернет-энциклопедией «Wikipedia». Здесь указывается [3], что « экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом ».

Иными словами, здесь указываются все те же давно устоявшиеся взгляды бережного отношения к природе и ко всему тому, что нас окружает , отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества. « Любить природу – значит любить Родину», – эти слова замечательного писателя и природоведа М.М. Пришвина как нельзя лучше выражают гражданскую позицию, выражающуюся в содержательности отношения людей к природным условиям и то, насколько зависит сама нравственная сущность человека от этого отношения .

С раннего возраста у детей должно формироваться представление о нормах и правилах взаимодействия с окружающей средой. Экологическая культура-это в первую очередь результат деятельности каждой личности в достижении гармоничных отношений с природой. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии.

 Существует огромное количество форм преподавания данному предмету, благодаря которым можно достичь результатов поставленных целей. Причем данная деятельность может быть реализована как непосредственно во время урока, так и во внеурочное время. Главной задачей для учителя здесь остается заинтересовать ученика в сути предмета и в итоге воспитать экологически культурного человека.

В рамках экологизации биологических знаний, преподаваемых на уроках биологии в школе, перед учителем биологии стоят следующие задачи: 1. развитие познавательного интереса к миру дикой природы; 2. воспитание гуманного отношения к окружающей среде; 3. повышение уровня информационной культуры в вопросах экологического воспитания. Данные задачи в течение многих лет решаются, в том числе и методами внеклассной работы и проектного подхода.

Так, экологическое образование и воспитание учащихся нашей школы ведется на уроках экологии в 10-11 классах, на уроках биологии, начиная с 6 класса, а также во внеклассной и внешкольной работе в течение всего обучения среднему образованию.

У школыесть   программа экологического воспитания школьников, при разработке которой учитывались направления на изменение поведения учащихся в окружающей среде , на повышение нравственных ценностей природы в сознании и внутренних этических установок, а также на утверждение представлений о естественнонаучной картине устройства мира [1].

Школьники получают теоретические знания, которые применяют на практике в разнообразных формах классной и внеклассной работ. Это способствует  оценки взглядов учащихся  на изучаемый предмет, развивает самосознание, углубляет понимание нравственных норм , этических ценностей,  с которыми мы живем, как и почему поступаем, а также возможных последствий необдуманных поступков.

 Одним из наиболее эффективных методов развития внеклассной работы школьников при воспитании в них экологической культуры является проектный метод, направленный на осуществление межпредметной интеграции, развития у учащихся способности к самостоятельному осуществлению практической деятельности, а также к анализу результатов проекта и синтезу нового мнения.

 Проектная работа с учениками в первую очередь направлена на усвоение и принятие учащимися определенной позиции по конкретному изучаемому вопросу в аспектах экологизации биологических знаний. Все полученные знания, учащиеся школы закрепляют на практике. Это подготовка и участие в олимпиадах по экологии, лабораторные  и практические работы ,  кружки и факультативы, озеленение классов и рекреаций школы, тематические экскурсии , походы .

 Особую роль играет природоохранная деятельность, а именно защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек для птиц, борьба с мусором,  сезонная уборка пришкольного участка, участие в экологических акциях , выращивание цветочной рассады и посадке ее на клумбах пришкольного участка. В рамках внедрения внеклассной деятельности при формировании экологической культуры школьников мы поддерживаем тесную связь с Советом своего микрорайона, проводим агитационную работу, участвуем в благоустройстве территории. Также учащиеся школы принимают участие в летних трудовых бригадах. Результатом таковых внедрений является реальное повышение экологической активности и инициативности у детей.  Такая деятельность способствует сохранению природной среды через организационные и познавательные мероприятия, практическую и просветительную работу, благотворительные акции и познавательноразвлекательные мероприятия.Учащиеся средней школы No 117 ежегодно принимают участие в различных акциях «Поможем реке», «Чистый город», «Сормово очистим сами», где не только убирают территорию от твердых бытовых отходов, но и привлекают сормовичей к проблемам загрязнения окружающей среды, выбрав для этого такие формы воздействия как конкурсы «кричалок» и демонстрационных плакатов.

Также наши ученики принимают участие в более широких мероприятиях, посвященных «Дню птиц», конкурсах стихов, сочинений, презентаций «Марш парков и заповедников», а также в смотрах экологических агитбригад. Проектный метод реализации внеклассной работы воспитания экологической культуры учащихся внедряется также и научноисследовательской работой.

 Наши ученики ежегодно принимают участие в районных и городских секциях НОУ, городском конкурсе «Наш дом Нижний Новгород», а также в научно-практической конференции «Экология и здоровье», проводимой Мининским университетом среди общеобразовательных школ в рамках ежегодного областного конкурса «Эврика». Также школьники активно участвуют в экологических играх: «Птичьи тайны», КВН, «Что? Где? Когда?», в экологических викторинах и аукционах.

 Проводятся деловые и ролевые игры, научные и пресс-конференции. Много внимания отводится и просветительской работе школьников, проводимой для школы и ее посетителей. Это конкурсы рисунков, плакатов, выпуск фотостендов, бюллетеней, листовок и просмотр видеофильмов .

В рамках тематических недель по биологии и экологии проводятся беседы и дискуссии: «Переработка мусора», «Фауна и флора Нижегородской области». Старшеклассники выступают перед младшими учащимися и их родителями, изготавливая при этом для них плакаты, рисунки и стенгазеты. Таким образом, мы можем говорить об успешном внедрении экологической культуры в образовательный процесс учащихся школы N 117, проводимого при помощи проектного метода и разнообразной внеклассной работы.

Только благодаря систематической деятельности по воспитанию у школьников экологической культуры можно говорить о повышении уровня экологической грамотности учащихся и, как следствие, об изменении отношения к окружающей нас природе.

Пропедевтическая составляющая системы данной внеклассной работы с учениками, направленная на воспитание экологической культуры, в итоге вкладывает «зерно» не только в выбор будущей линии образования и профессии, но также и во внутреннее самосознание гармоничного сосуществования с окружающей средой.

Литература: 1. Дюльдина, Э.В. Естественнонаучная картина мира / Э.В. Дюльдина, С.П. Клочковский, Б.Р. Гельчинский, О.С. Габриелян, Н.И. Барышникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с. 2. Ситаров, В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 517 с. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологическая_культура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии

Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...

Методический семинар: «Формирование экологической культуры обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб.  Каждый должен понять, что только в гармонии с природой возможно да...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитан...

Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.

В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и дух...