Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
статья по географии на тему

Ясашнова Юлия Александровна

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по географии в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_kultura_na_urokah_geografii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

                                                                Природа неслышно уходит от нас.
                                                              Уходит, как девочка с праздника взрослых.
                                                              Уходит. Никто ей вдогонку не послан
                                                              Стыдливо и молча уходит от нас.

В. Шефнер

В последнее время все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков.

Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию.

К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. Поэтому у взрослых и учащихся часто происходит смешение и подмена понятий «экология» и «состояние среды», «экология» и «охрана природы».

 Экологическое воспитание на уроках географии- одна из важнейших проблем, требующая огромного внимания в современной школе. Именно поэтому  я и решила рассмотреть этот вопрос подробнее.

Цель работы : показать значение экологического воспитания на уроках географии.

Теоретические аспекты экологического воспитания  на уроках географии.

Уровень экологической культуры- один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков.

Экологическое воспитание - непрерывный процесс, в который включены: семья, дошкольные учреждения, школа, ВУЗ. В школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако школьная география по сравнению с другими учебными дисциплинами отличается большей экологизацией. В школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на 3-х уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого.

 В начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, природоведения расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется абстрактное мышление, он осознает необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «человек – природа», последствия этих отношений. В старших классах, владея такими мыслительными операциями, как анализ, обобщение, сравнение и т. д., учащийся может оценить хозяйственную деятельность человека, не только осознать наличие экологических проблем, но и выявить причины их возникновения, предложить и обосновать пути их решения.

Практически на любом уроке географии необходимо затрагивать вопросы экологической тематики. В каждом курсе географии присутствует экологическая направленность.

Одной из основных целей на уроках географии является – способствование экологическому воспитанию школьников через формирование экологического мировоззрения и экологической культуры, становление экологически грамотной личностью.

Экологическое воспитание детей должно осуществляться с раннего возраста. Это должен быть целенаправленный, непрерывный процесс, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. В средней школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако только география по сравнению с другими учебными предметами рассматривает экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Раскрытие их в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйстве деятельности человека, развитие ценностных организаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера(например, оценка ресурсообеспеченности стран, оценка природной и хозяйственной обстановки в своей местности и т.д.). Для экологического образования важное значение имеет работа на местности по оценки воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатываются привычки правильно, критически оценивать других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Большое воспитательное значение по формированию экологического мировоззрения имеют такие темы как, например: «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры борьбы с их загрязнением»; «Глобальные проблемы человечества» и многие другие. В курсе физической географии 6 класса начинается формирование представления о географии как науки о Земле и обществе. В процессе его изучения закладываются основы ценностных ориентаций учащихся, понимание ими взаимосвязей между отдельными компонентами природы, человеком и окружающей средой. В курсе физической географии России получают своё дальнейшее развитие основные направления экологического образование: рациональное использование природных ресурсов, влияние деятельности человека на природу, взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды и т. д. Система знаний о рентабельности, рациональности,  воспроизводстве и т. д. в курсе экономической и социальной географии Россия занимает ведущее место в воспитании таких качеств личности как бережливость, хозяйственность, предприимчивость, необходимые выпускникам в их трудовой деятельности. Одной из главных особенностей экологического воспитания в курсе экономической и социальной географии мира(10 класс) является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран  и народов и требующих совместных действий всех государств.

     Региональный уровень имеет естественную основу. Он состоит из взаимодействии индивидуума (в нашем случае ученика) с определенным типом ландшафта в нашей Владимирской области и исторически сложившемся типом нашей национальной структуры, что прежде всего выражается в форме отношений человека со средой обитания, воплощенной в характерные для нашей области материальные и духовные ценности.

        Региональная специфика экологического образования должна учитывать:

местные особенности среды жизни;

хозяйственно-экологическую структуру области;

структуру населения;

имеющиеся в области обеспечивающие структуры.

 Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, газеты, тематические проекты, сочинения на экологическую тему, которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов. Ребята с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях (экологии, географии), в школьных и районных олимпиадах, экологических конкурсах.

Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся. предупреждая утомление и перегрузку, сберегая их здоровье.

  Формы, методы и средства организации экологического воспитания. 

  Рациональный отбор методов обучения, оценка характера познавательной деятельности учащихся и эффективность процесса обучения определяют уровень усвоения знаний, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, их саморазвитию.

Различают:

а) традиционные;

б) активные, инновационные.

Выделяют:

-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).

-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).

-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).

-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.

-различные виды экскурсий.

-СМИ.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу, разработка маршрута экологической тропы);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

Заключение

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.

 Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. Исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

Именно поэтому взаимодействие экологического и нравственного воспитания  является   способом формирования  человека  с  высоким уровнем эколого-нравственной культуры,  сочетающего в себе эколого-нравственные знания и убеждения,  устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых эколого-нравственными ценностями.    Содержание школьного курса географии имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного  высоко нравственного  поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.  

Список использованной литературы:

1. Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель, 2000.

2. Кашлев С.С. Диагностика экологической культуры. – Мн., Беларусь, 2003.

3. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.- Москва, Просвещение,1990г

4. Материалы конференции «Духовно-нравственное воспитание в системе экологического образования: проблемы и пути их решения».- Ульяновск, 2008.

5. Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. – Мн., Асар.,2002.

6. Панчешникова К.М. Методика обучения географии в школе. - Москва, Просвещение,1997г.

7. Родзевич Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования, 1994.

8. Савенок А.Ф., Савенок Е.И. Основы экологии и рационального природопользования. – Мн., Сэр-Вит, 2004.

9. География и экология в ХХ1 веке -№ 5, № 6, № 7, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"

В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....

Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитан...

Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.

В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и дух...