Формирование экологической культуры школьников на уроках музыки
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры школьников на уроках музыки
Одной из важнейших задач современного образования является формирование экологической культуры подрастающего поколения. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют её как результат образовательного процесса, включающий развитие ценностного отношения к природе, осознанного и ответственного поведения в окружающей среде.
Уроки музыки имеют большие возможности в этом направлении, так как музыка тесно связана с природой. Она отражает её красоту, гармонию, динамику и учит воспринимать окружающий мир через художественные образы.
Теоретические основы формирования экологической культуры на уроках музыки
В педагогике экологическая культура рассматривается как единство трёх компонентов:
Когнитивный (знания): представления о природе, о её связи с музыкой, знание произведений, посвящённых природным образам.
Эмоционально-ценностный: умение сопереживать природе, формирование эстетического чувства гармонии.
Деятельностный: умение бережно относиться к окружающей среде, отражать природные явления в творчестве, применять полученные знания в жизни.
Согласно ФГОС, экологическое воспитание на уроках музыки достигается через:
интеграцию знаний из разных областей (искусство + экология);
проектную и исследовательскую деятельность;
использование игровых и творческих методик;
развитие личностных и метапредметных результатов (умение работать в группе, анализировать, делать выводы, проявлять инициативу).
Методика формирования экологической культуры на уроках музыки
Методические приёмы, эффективные для реализации задач ФГОС:
анализ музыкальных произведений с природными образами (например, «Времена года» Вивальди или Чайковского);
игровые методы («Угадай звук природы», «Музыкальный пейзаж»);
творческая деятельность (сочинение песен и импровизаций на темы природы);
интеграция искусств (соединение музыки, живописи, литературы и экологических знаний);
проектная работа (создание школьных концертов или эко-проектов с музыкальным сопровождением).
Примеры уроков с методикой
Пример 1. Урок «Звуки природы в музыке» (3–4 класс)
Цель: развитие слухового восприятия и эмоционального отношения к природе.
Методика:
Прослушивание аудиозаписей (шум дождя, пение птиц, шум леса).
Определение звуков и их характеристик.
Прослушивание музыки (например, пьесы П. И. Чайковского из «Детского альбома» или «Времена года» А. Вивальди).
Обсуждение: «Какие природные явления вы услышали? Что чувствовали при прослушивании?»
Практическое задание: создание «музыкального пейзажа» с помощью инструментов и шумовых эффектов.
Результат по ФГОС: развитие метапредметных умений (наблюдение, анализ), личностных качеств (бережное отношение к природе).
Пример 2. Урок «Музыкальные образы времен года» (5–6 класс)
Цель: формирование умения отражать сезонные изменения в музыкальной форме.
Методика:
Прослушивание фрагментов из «Времён года» А. Вивальди.
Анализ средств выразительности: темп, динамика, тембр.
Обсуждение: «Какие чувства вызывает у вас музыка весны? А осени?»
Творческое задание: в группах сочинить небольшую композицию о любимом времени года с использованием шумовых и мелодических инструментов.
Результат по ФГОС: достижение предметных результатов (понимание музыкальных средств), развитие коммуникативных навыков (работа в группе).
Пример 3. Урок-проект «Эко-песня» (7–9 класс)
Цель: формирование активной позиции по защите природы через музыкальное творчество.
Методика:
Обсуждение проблем экологии (сохранение лесов, чистая вода, защита животных).
Прослушивание современных песен об экологии.
Создание в группах «Эко-песни» — сочинение текста и мелодии.
Презентация проекта: исполнение песни для одноклассников.
Результат по ФГОС: развитие личностных результатов (ценностное отношение к природе, социальная активность), формирование метапредметных навыков (проектная деятельность, презентация).
Примеры упражнений и мини-викторины
Упражнение «Угадай звук природы» – дети слушают аудиофрагменты (дождь, гром, шелест листвы) и угадывают их, а затем подбирают музыкальные инструменты для имитации.
Упражнение «Музыкальный пейзаж» – совместное создание музыкальной картины природы (лес, море, поле).
Мини-викторина «Музыка и природа»:
Кто написал «Времена года»? (А. Вивальди).
На каком инструменте легче изобразить ветер? (Флейта).
Какой музыкальный прием отражает бурю? (Быстрый темп, громкая динамика).
Формирование экологической культуры на уроках музыки— это интеграция знаний о природе, развитие эмоциональной отзывчивости и формирование активной жизненной позиции. Музыка помогает школьникам научиться видеть гармонию в окружающем мире, чувствовать его красоту и выражать своё отношение через творчество.
Таким образом, уроки музыки становятся не только средством художественного воспитания, но и важным элементом экологического образования, отвечающего требованиям новых ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...

"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"
проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...
Выступление на ШМО. «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии».
laquo;Природа- это уникальная книга....

"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"
В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....

Методическая разработка: Формирования экологической культуры школьников на уроках ОБЖ.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитан...

Формирование экологической культуры школьников на уроках изобразительного искусства.
В работе обоснована необходимость экологического воспитания школьников, роль общего образования, в частности уроков эстетического цикла на формирование экологической культуры, здоровьесбережение и дух...
