Пояснительная записка по физ-ре 1-4 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему

Цепаев Андрей Николаевич

Пояснительная записка по физ-ре 1-4 класс по ФГОС автор В.И. Лях

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по физической культуре 1-4  класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(пр.№ 373 от 06.10.2009 г., в ред. Приказов № 1241 от.26.11.2010 г., № 2357 от.22.09.2011 г.), с учетом изменений ( пр. МИОБРНАУКИ России от 31.12.2015 г. № 1576 ( начальная школа), примерной основной образовательной  программы начального общего образования ( пр.№ 1/15 от 08.04.2015 г.), авторской программы «Школа России», федерального перечня учебников (пр. № 576 от 08.06.2015 г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новопокровская СОШ№7» (пр. № 75 от 26.06.2015 г.), авторской программы по физической культуре для начальной школы автор  Лях, В.И . Москва «Просвещение» 2012г., годового календарного учебного графика и учебного плана школы.

УМК:

1.Примерная программа по физической культуре.

2. АвторскаяпрограммаЛях В. И. Физическая культура. 1-4 классы.

3. Учебник для общеобразовательных учреждений 1-4 классы / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2013 г.

 Так как в ОУ нет бассейна, то количество часовотведенное на вариативную часть распределено на другие виды программного материала.

Цель: школьного физического воспитания - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачи:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
  • овладение школой движений;
  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования обучающихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизацияи гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, оптимизация, расширение межпредметных связей.

Общая характеристика  учебного предмета.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • Законе «Об образовании»;
  • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
  • примерной программе начального общего образования;
  • приказеМинобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.

Место предмета в учебном плане

класс

Количество часов в неделю

Количество  недель

Количество часов в год

1

3

33

99

2

3

34

102

3

3

34

102

4

              3

34

102

405

Сетка  контрольных, практических, лабораторных  работ 1 класс

№ п/п

Тема работ

Дата проведения

1

Стартовая диагностика физических качеств

2

Промежуточная аттестация

Сетка  контрольных, практических, лабораторных работ 2 класс

№ п/п

Тема работ

Дата проведения

1

Стартовая диагностика физических качеств

2

         Промежуточная аттестация

Сетка  контрольных, практических, лабораторных работ 3 класс

№ п/п

Тема работ

Дата проведения

1

Стартовая диагностика физических качеств

2

Промежуточная аттестация

Сетка  контрольных, практических, лабораторных работ 4 класс

№ п/п

Тема работ

Дата проведения

1

Стартовая диагностика физических качеств

2

Промежуточная аттестация

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

– оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним, находить общие интересы с ними.

-самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на здоровый образ жизни;

- готовность и способность к саморазвитию;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;

-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

-формировать положительное отношение к урокам физкультуры;

- учиться принимать образ «хорошего ученика» и учиться нести личную ответственность за здоровый образ жизни;

-учиться ответственному отношению за общее благополучие и умению не создавать конфликтов;

-находить выходы из спорных ситуаций.

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-мотивационная основа на занятия гимнастикой;

-учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой  с основами акробатики.

Метапредметные

Регулятивные

-умения принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений;

- действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

- принимать инструкцию педагога и чётко следовать ей;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата.

умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств (гибкости);

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

-оценивать правильность выполнения двигательных действий.                                                                        

Познавательные

-осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой атлетике;

-выражать  творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без.

Коммуникативные

- определять общую цель и пути ее достижения;

- договариваться о совместной деятельности и распределении функций участников игры;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве совместной деятельности

-участвовать в коллективном обсуждении;

уметь слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении акробатических комбинаций

-взаимодействовать со сверстниками в игре и совместной деятельности;

- уметь определять общую цель и пути её достижения;

- уметь адекватно оценивать свои действия;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве;

- владеть способами взаимодействия с окружающими, переживать и «болеть» за своих товарищей.

В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности.

Предметные результаты

1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Ученик научится                                                                                                                                 Ученик получит возможность научится

Раздел «Знание о физической культуре»

Научится:

Получит возможность научиться:

  • соблюдать режим дня и личную гигиену;
  • понимать связь занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья
  • выполнять и составлять комплексы утренней зарядки

  • различать основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие;
  • производить закаливание организма (обтирание)
  • понимать правила проведения закаливающих процедур;
  • характеризовать понятие об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки
  • понимать связь физических упражнений с трудовой деятельностью;
  • узнавать виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные);
  • характеризовать физическую нагрузку и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС)
  • характеризовать спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол

ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;

раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности, укрепление здоровья и развитие физических качеств;

ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, равновесие, гибкость) и демонстрировать физические упражнения, направленные на их развитие;

характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры и организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе).

выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Раздел «Способы физкультурной деятельности»

  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  • играть в подвижные игры;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • выполнять строевые упражнения
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
  • выполнять утреннюю зарядку и гимнастику под музыку;
  • выполнять упражнения развивающие быстроту и равновесие;
  • определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости)
  • вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • выполнять комплексы упражнений для развития равновесия

  • выполнять комплекс общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств;
  • подводящие упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол;
  • развивать выносливость во время лыжных прогулок;
  • измерять частоту сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений;
  • проводить элементарные соревнования
  • целенаправленно осваивать подводящие упражнения для закрепления и совершенствования двигательных действий в футбол, волейбол, баскетбол

отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами;

организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений; вести систематические наблюдения за динамикой показателей.

вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;

целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Раздел «Физическое совершенствование»

  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические и гимнастические упражнения прикладного характера;
  • выполнять легкоатлетические упражнения;
  • выполнять упражнения из подвижных игр
  • выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
  • выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча
  • выполнять акробатические упражнения;
  • выполнять гимнастические упражнения (на канате, бревне);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (прыжки в длину);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр
  • составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
  • проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
  • составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
  • вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений

выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, равновесия); оценивать величину нагрузки по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

выполнять организующие строевые команды и приёмы;

выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, гимнастическое бревно);

выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мячей разного веса и объёма);

выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;

выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;

выполнять передвижения на лыжах.

Содержание учебного предмета.

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания,  передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр.

Футбол:  подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол:  подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подвижные игры на материале волейбола.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).

Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.

Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы школы.

Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.

В базовую часть входят:

Естественные основы знаний.

Здоровье и физическое развитие ребенка. Основные формы движений. Работа органов дыхания.

Выполнение основных движений с предметами, с разной скоростью, на ограниченной площади опоры. Измерение роста, веса, положение в пространстве.

Тематическое планирование 1 класс

Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

Неурочные формы организации образовательной деятельности

легкая атлетика

 34 часа

Тестирование-1 ч.

Промежуточная аттестация

(сдача нормативов)- 1 ч.

подвижные игры

20 часов

Урок-игра-20 ч.

Гимнастика с элементами акробатики  

18 часов

лыжная подготовка

27 часов  

Тематическое планирование  2 класс

Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

Неурочные формы организации образовательной деятельности

легкая атлетика

 35 часа

Тестирование-1 ч.

Промежуточная аттестация

(сдача нормативов)- 1 ч.

подвижные игры

20 часов

Урок-игра-20 ч.

Гимнастика с элементами акробатики  

18 часов

лыжная подготовка

29 часов  

Тематическое планирование  3 класс

Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

Неурочные формы организации образовательной деятельности

легкая атлетика

 35 часа

Тестирование-1 ч.

Промежуточная аттестация

(сдача нормативов)- 1 ч.

подвижные игры

20 часов

Урок-игра-20 ч.

Гимнастика с элементами акробатики  

18 часов

лыжная подготовка

29 часов  

Тематическое планирование  4 класс

Разделы и темы программы

Количество часов

Формы контроля

Неурочные формы организации образовательной деятельности

легкая атлетика

 35 часа

Тестирование-1 ч.

Промежуточная аттестация

(сдача нормативов)- 1 ч.

подвижные игры

20 часов

Урок-игра-20 ч.

Гимнастика с элементами акробатики  

18 часов

лыжная подготовка

29 часов  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)

 Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные ...

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов....

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей....

Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.

Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...

Пояснительная записка к уроку обществознания в 7 классе по теме "Подростковая культура"

Цели и задачи урока,на основе каких документов разработан урок по теме "Подростковая культура"...

Пояснительная записка к планированию по литературе 5 класс ФГОС (программа Г. Меркина)

Пояснительная записка содержит необходимые по структуре материалы....

Пояснительная записка по предметам Чтение и письмо класс 7 класс специальной (коррекционной) школы

Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной  умственной отсталостью построена с учетом регионального учебного плана рекомендованного для организации образовательной работы с данной катег...