Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)
материал на тему

Минаева Любовь Сергеевна

 

Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:

- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);

- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));

- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_nachalnaya_shkola_2011-2012.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к учебному плану

МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы

на 2011-2012 учебный год.

Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработан на основе:

- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);

- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));

- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).

Структура Учебного плана  начальных классов  отражает требования Базисного плана МО и науки РФ: в учебном плане данной параллели выделяются два основных компонента:

  • Федеральный компонент – 2 класс:  19 часов в неделю;

                                                    3 -4 классы: 20 часов в неделю

  • Региональный компонент- 2 класс: 4 часа в неделю;

     3-4 классы: 3 часа в неделю.

Федеральный компонент определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.

Федеральный компонент представлен предметами:

  1. Русский язык

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:

1)  освоение учащимися первоначальных знаний о звуко - буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

2)  знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.

Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

2.Литературное чтение

Литературное чтение  предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

 Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

—  развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

—  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

—   формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

—  развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

—  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

—   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

—   формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

—  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

—  расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

—  обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

—  работать с различными типами текстов;

—  создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

3. Английский язык

 Изучение иностранных языков направлено на реализацию раннего знакомства с иностранным языком, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.

Иностранный язык в 2 -4  классах  изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа в неделю.

4. Математика.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Математика изучается в 2-4 классах за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 4 часа в неделю.

5. Природоведение

Учебный курс «Окружающий мир: Мир вокруг нас» преподается в 2—4 классах четырехлетней начальной школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Окружающий мир  изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа в неделю

6. Музыка.

Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.

Учебный курс «Музыка» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 1 час.

7.Изобразительное искусство.

Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:

 нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное  в окружающем мире;

 художественно-творческая активность;

За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Учебный курс «ИЗО» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 1 час. 

Во втором  и третьем классах изучается предмет «Изобразительное искусство и художественный труд».

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. В процессе обучения технологии у учеников начальной школы формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:

самопознание, предприимчивость, коллективизм, ответственность, культура поведения в трудовой деятельности

Учебный курс «Изобразительное искусство и художественный труд» во 2-3 классах  изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана- 2 часа.

8.Физическая культура.

Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.

Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет часов федерального компонента -3 часа.

9. Технология  

В процессе обучения технологии у учеников начальной школы формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:

самопознание,

предприимчивость;

коллективизм;

ответственность;

культура поведения в трудовой деятельности;

Реализация предмета « Технология» в 4 классе (по 2 часа) осуществляется за счет часов федерального компонента.

  1. «Информатика и ИКТ»

Курс нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления школьников. Реализация предмета «Информатика и ИКТ» в 3 классе (1 час) осуществляется за счет часов федерального компонента.

Вариативная часть распределена следующим образом:

Русский язык – 2-4 классы (по 2 часа); литературное чтение – 2 класс (2 часа), 3-4 классы (по 1 часу), из расчета, что часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитаются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.»

В учебном плане учащихся 2 - 4 классов сохраняется допустимая нагрузка школьников при 5-ти дневной неделе обучения согласно нормам СанПиНа и рекомендациям МО и науки РФ: 23 часа

Анализ учебного плана учащихся 2 - 4-х классов дает возможность констатировать:

  • соответствие федерального компонента с БУП;
  • соблюдение принципа предметной преемственности;
  • соблюдение преемственности в организации и комплектации классных коллективов.

Учебный план

МОУ Алферьевской основная общеобразовательная школа.

на 2011 -2012 учебный год

2   -  4 классы

Название учебных предметов

2

КЛАСС

3

КЛАСС

4

КЛАСС

всего

Русский язык  

3+2р

3+2р

3+2р

15

Литературное  чтение

2+2р

2+1р

2+1р

10

Английский  язык

2

2

2

6

Математика

4

4

4

12

Окружающий мир

2

2

2

6

Музыка

1

1

1

3

Изобразительное искусство

1

2

Изобразительное искусство и художественный труд

2

2

1

Физическая культура

3

3

3

9

Технология

2

4

Информатика и ИКТ

1

1

Обязательная нагрузка

19

20

20

59

Обязательные занятия по выбору

4

3

3

10

Итого

23

23

23

69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)

 Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...

Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)

 Учебный план  5-9 классов разработан на основе: - Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы ...

Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса

Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса, УМК М.З. Биболетова...

Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса

Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса, УМК  "English -9" , В.Н. Кузовлев...

пояснительная записка к календарному плану к учебнику 5 класса к УМК Афанасьевой О.В

Пояснительная записка, график реализации учебного материала,календарно-тематическое планирование, критерии оценивания знаний учащихся 5 класса по английскому языку к УМК Афанасьвой О.В для общеобразов...

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план допобразования...

Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год

В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогическо...