Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)
материал по теме
Учебный план 5-9 классов разработан на основе:
- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);
- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));
- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_osnovnaya_shkola_2011-2012.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к учебному плану
МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы
на 2011-2012 учебный год.
Учебный план 5-9 классов разработан на основе:
- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);
- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));
- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).
Федеральный компонент определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.
Базовый компонент учебного плана:
предметы |
русский язык |
литература |
английский язык |
алгебра |
геометрия |
информатика и ИКТ |
история |
природоведение |
краеведение |
обществознание |
география |
биология |
химия |
физика |
физическая культура |
ОБЖ |
искусство |
музыка |
ИЗО |
технология |
Вариативная часть учебного плана включает в себя школьные компоненты.
Школьный компонент:
предметы |
русский язык |
краеведение |
Художественная обработка изделий |
Дизайн и декоративно-прикладное искусство |
Экология животных |
Декоративно-прикладное искусство в изготовлении сувениров и предметов быта |
Декор в одежде |
ОБЖ |
Региональный компонент
предметы |
духовное краеведение Подмосковья |
1.Русский язык.
Согласно требованиям федерального компонента изучается во всех классах основной школы. Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний об устройстве, функционировании, развитии языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция осуществляется в процессе решения практических задач:
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
• овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся в устной и письменной форме;
• обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
2. Литература.
Целью литературного образования является формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Задачи литературного образования определены его целью: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны народа, формирование культуры чтения, освоение теоретических понятий, способствующих глубокому постижению конкретных художественных произведений, умение использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Литература изучается во всех классах основной школы по концентрической системе. Литературные произведения в программе классов школы II ступени предстают и как художественное целое, и как звено в сложном процессе. Структура курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
3. Иностранные языки (английский).
Изучение иностранных языков в основной школе направлено на реализацию стандарта основного общего образования, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.
В 5- 9 классах обучение иностранным языкам осуществляется из расчета 3 часа в неделю в федеральном компоненте базисного учебного плана.
- Математика (алгебра, геометрия).
Обучение математики в основной школе предполагает:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования;
- формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающей действительности;
- умение грамотно владеть математическим языком с целью расширения коммуникативных возможностей.
Являясь основной дисциплиной, математика изучается во всех классах основной школы. Математика (алгебра, геометрия) изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
5. Информатика и ИКТ.
Информатика и ИКТ изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в 8 классе, по 2 часа в 9 классе.
На данном этапе обучения учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для изучения теоретической и практической информатики, знакомятся с современными информационными технологиями. Формируется нелинейное мышление, развиваются творческие способности в области освоения и использования информационных и коммуникационных технологий.
6. История. В первом концентре исторического образования предусматривается систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней. Основной целью исторического образования является формирование системы знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитание гражданина и патриота России.
История изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки в 5 - 9 классов.
7. Обществознание. Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Данный курс содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации, способствует формированию человека - гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства.
Обществознание изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу недельной нагрузки в 6 - 9 классах.
8. География. Целью школьного географического образования является формирование у учащихся географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. У учащихся за период изучения географии в основной школе складывается представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в странах. Содержание предмета передает учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире, формирует экологически грамотную личность, понимающую причины и сущность противоречий между природой и обществом.
География изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу в 6 классе, по 2 часа недельной нагрузки в 7 - 9 классах.
9. Биология. Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека. Обучение биологии позволяет сформировать понимание значения жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; воспитать экологическую культуру; овладеть биологическими терминами; применить полученные знания в повседневной жизни.
Биология изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в 6 классе и по 2 часа в 7-9 классах.
10. Химия. Изучив курс базового уровня, школьники овладевают знаниями неорганических и органических веществ и умениями определять принадлежность веществ к этим классам; умениями в рамках теоретических положений характеризовать химические свойства веществ, определять типы химических реакций, правильно обращаться с изученными веществами, проводить несложные химические опыты. Обучение химии на данном этапе позволит учащимся понять химические явления в окружающем мире, уяснить роль химии в развитии экономики страны, сформировать «химическую культуру» обращения с веществами и минералами.
Учебный курс «Химия» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часа недельной нагрузки в 8-9 классах.
11. Физика. В задачи обучения физики в основной школе входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в повседневной жизнедеятельности;
- усвоение школьниками единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.
Обучение физике формирует у учащихся познавательный интерес к физическим явлениям, происходящим в природе, в экономике страны, готовит к сознательному выбору будущей профессии.
Физика реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета по 2 часа недельной нагрузки в 7 - 9 классов.
12. ОБЖ. Данный курс ставит своей целью:
- формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения;
- воспитание гражданских патриотических чувств к Родине.
ОБЖ реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета по 1 часа недельной нагрузки в 8 классе.
13. Физическая культура. Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.
Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет 3 часов, определенных федеральным компонентом учебного плана.
14. Искусство (ИЗО и музыка). Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:
• нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в окружающем мире;
• художественно-творческая активность;
За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
15. Музыка. Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.
Учебный курс «Искусство» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часу недельной нагрузки в 5-,7классах, по 1 часу – 8-9 классах.
16. Технология. В процессе обучения технологии у школьников формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:
- самопознание,
- предприимчивость;
- коллективизм;
- ответственность;
- культура поведения в трудовой деятельности;
- знания и умения построения технических рисунков, предметов, с правилами выполнения чертежа, установленными госстандартами ЕСКД;
- развиваются все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью;
- умения пользоваться учебным и справочным материалом;
- культура графического труда.
Обучение школьников технологии осуществляется по двум направлениям: технический труд (мальчики) и обслуживающий труд (девочки) в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения по образовательной области «Технология».
Учебный курс «Технология» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки в 5-7 классах, по 1 часу в неделю в 8 классе.
Инвариантная часть учебного плана общеобразовательных классов полностью соответствует федеральному компоненту.
Вариативная часть распределена следующим образом:
Краеведение 5 – 6 классы (по 1 часу), как предмет краеведение изучается интегрировано в начальных классах на уроках природоведения, ИЗО, чтения, истории. В 5-9 классах также интегрировано краеведение изучается на уроках истории, биологии, литературы, химии, географии. Цель предмета помочь учащимся изучить природу, историю, литературу и искусство родного края.
Духовное краеведение -8 класс (1 час), дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли, способствовать решению задач нравственного воспитания школьников.
Экология животных – 7 класс (1 час), с целью углубления и конкретизации основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах «Природоведение», «Основы экологии» и «Экология растений».
ОБЖ 5 -7, 9 классы (по 1 часу), курс ставит своей целью формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.
Русский язык – 5-6 класс (по 3 часа), 7 класс (1 час) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;
Трудовое обучение - 8 класс (1 час), факультативный курс «Художественная обработка изделий», «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» с целью расширения знаний и умений школьников в области декоративно-прикладного искусства, 9 класс (1 час – элективный курс: «Декоративно-прикладное искусство в изготовлении сувениров и предметов быта», «Декор в одежде»),курс направлен на помощь в самоопределении ученика относительно профиля обучения в дальнейшем и на расширение знания ученика по предмету.
В учебном плане основной школы (5 - 9-х классов) сохраняется допустимая нагрузка школьников при 5-ти дневной неделе обучения согласно нормам СанПиНа и рекомендациям МО и науки РФ:
- 5 класс - 29 часов;
- 6 класс -30 часов
- 7 класс - 32 час;
- 8 класс – 33 часа;
- 9 класс - 34 часа.
Анализ учебного плана основной школы дает возможность констатировать:
- соответствие федерального компонента с БУП;
- соблюдение принципа предметной преемственности;
- соблюдение преемственности в организации и комплектации классных коллективов.
Учебный план
МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы
на 2011 -2012 учебный год
5 - 9 классы
Название учебных предметов | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | всего |
Русский язык | 3+3ш | 3+3ш | 3+1ш | 3 | 2+1ш | 22 |
Литература | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Английский язык | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Математика | 5 | 5 | 10 | |||
Алгебра | 3 | 3 | 3 | 9 | ||
Геометрия | 2 | 2 | 2 | 6 | ||
Информатика и ИКТ | 1 | 2 | 3 | |||
История | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 11 |
Обществознание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Физика | 2 | 2 | 2 | 6 | ||
Природоведение | 2 | 2 | ||||
Искусство | 1 | 1 | 2 | |||
Музыка | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
ИЗО | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 15 |
Технология | 2 | 2 | 2 | 1+1ф | 1(э) | 9 |
Биология | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
География | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |
Химия | 2 | 2 | 4 | |||
Краеведение | 1ш | 1ш | 2 | |||
Духовное краеведение | 1р | 1 | ||||
Экология животных | 1ш(ф) | 1 | ||||
ОБЖ | 1ш | 1ш | 1ш | 1 | 1ш | 5 |
Обязательная нагрузка | 24 | 25 | 29 | 31 | 31 | 140 |
Обязательные занятия по выбору | 5 | 5 | 2 | 1 | 2 | 15 |
Факультативные занятия | - | - | 1 | 1 | 2 | |
Элективные занятия | 1 | 1 | ||||
Количество часов | 29 | 30 | 32 | 33 | 34 | 158 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)
Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...
Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)
Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные ...
пояснительная записка к календарному плану к учебнику 5 класса к УМК Афанасьевой О.В
Пояснительная записка, график реализации учебного материала,календарно-тематическое планирование, критерии оценивания знаний учащихся 5 класса по английскому языку к УМК Афанасьвой О.В для общеобразов...
пояснительная записка к календарному плану к учебнику 5 класса к УМК Афанасьевой О.В
Пояснительная записка, график реализации учебного материала,календарно-тематическое планирование, критерии оценивания знаний учащихся 5 класса по английскому языку к УМК Афанасьвой О.В для общеобразов...
пояснительная записка к календарному плану к учебнику 6 класса к УМК Афанасьевой О.В
Пояснительная записка к учебнику английского языка 6 класса к УМК Афанасьевой О.В...
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план допобразования...
Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год
В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня; художественной, технической, социально-педагогическо...