Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)
материал по теме

Минаева Любовь Сергеевна

 

Учебный план  5-9 классов разработан на основе:

- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);

- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));

- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_osnovnaya_shkola_2011-2012.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к учебному плану

МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы

на 2011-2012 учебный год.

Учебный план  5-9 классов разработан на основе:

- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);

- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));

- Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).

Федеральный компонент определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.

Базовый компонент учебного плана:

предметы

русский язык

литература

английский язык

алгебра

геометрия

информатика и ИКТ

история

природоведение

краеведение

обществознание

география

биология

химия

физика

физическая культура

ОБЖ

искусство

музыка

ИЗО

технология

Вариативная часть учебного плана включает в себя школьные компоненты.

Школьный компонент:

предметы

русский язык

краеведение

Художественная обработка изделий

Дизайн и декоративно-прикладное искусство

Экология животных

Декоративно-прикладное искусство в изготовлении сувениров и предметов быта

Декор в одежде

ОБЖ

Региональный компонент

предметы

духовное краеведение Подмосковья

1.Русский язык. 

Согласно требованиям федерального компонента изучается во всех классах основной школы. Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний об устройстве, функционировании, развитии языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция осуществляется в процессе решения практических задач:

 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

 овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся в устной и письменной форме;

 обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

2. Литература.

Целью литературного образования является формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Задачи литературного образования определены его целью: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны народа, формирование культуры чтения, освоение теоретических понятий, способствующих глубокому постижению конкретных художественных произведений, умение использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Литература изучается во всех классах основной школы по концентрической системе. Литературные произведения в программе классов школы II ступени предстают и как художественное целое, и как звено в сложном процессе. Структура курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

3. Иностранные языки (английский). 

Изучение иностранных языков в основной школе направлено на реализацию стандарта основного общего образования, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.

В 5- 9 классах обучение иностранным языкам осуществляется из расчета 3 часа в неделю в федеральном компоненте базисного учебного плана.

  1. Математика (алгебра, геометрия). 

Обучение математики в основной школе предполагает:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования;
  • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающей действительности;
  • умение грамотно владеть математическим языком с целью расширения коммуникативных возможностей. 

Являясь основной дисциплиной, математика изучается во всех классах основной школы. Математика (алгебра, геометрия) изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

5. Информатика и ИКТ.

Информатика и ИКТ  изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в  8 классе, по 2 часа в 9 классе.

На данном этапе обучения учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для изучения теоретической и практической информатики, знакомятся с современными информационными технологиями. Формируется нелинейное мышление, развиваются творческие способности в области освоения и использования информационных и коммуникационных технологий.

6. История. В первом концентре исторического образования предусматривается систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней. Основной целью исторического образования является формирование системы знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитание гражданина и патриота России.

История изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки в   5 - 9 классов.

7. Обществознание. Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Данный курс содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации, способствует формированию человека - гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства.

Обществознание изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу недельной нагрузки в  6 - 9 классах.

8. География. Целью школьного географического образования является формирование у учащихся географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. У учащихся за период изучения географии в основной школе складывается представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в странах. Содержание предмета передает учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире, формирует экологически грамотную личность, понимающую причины и сущность противоречий между природой и обществом.

География изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу в 6 классе, по 2 часа недельной нагрузки в  7 - 9 классах.

9. Биология. Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека. Обучение биологии позволяет сформировать понимание значения жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; воспитать экологическую культуру; овладеть биологическими терминами; применить полученные знания в повседневной жизни.

Биология изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в  6 классе и по 2 часа в 7-9 классах.

10. Химия. Изучив курс базового уровня, школьники овладевают знаниями неорганических и органических веществ и умениями определять принадлежность веществ к этим классам; умениями в рамках теоретических положений характеризовать химические свойства веществ, определять типы химических реакций, правильно обращаться с изученными веществами, проводить несложные химические опыты. Обучение химии на данном этапе позволит учащимся понять химические явления в окружающем мире, уяснить роль химии в развитии экономики страны, сформировать «химическую культуру» обращения с веществами и минералами.

Учебный курс «Химия» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часа недельной нагрузки в  8-9 классах.

11. Физика. В задачи обучения физики в основной школе входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в повседневной жизнедеятельности;
  • усвоение школьниками единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.

Обучение физике формирует у учащихся познавательный интерес к физическим явлениям, происходящим в природе, в экономике страны, готовит к сознательному выбору будущей профессии.

Физика реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета по 2 часа недельной нагрузки в  7 - 9 классов.

12. ОБЖ. Данный курс ставит своей целью:

  • формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения;
  • воспитание гражданских патриотических чувств к Родине.

      ОБЖ реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета   по 1 часа недельной нагрузки в  8  классе.

13. Физическая культура. Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.

Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет 3 часов, определенных федеральным компонентом учебного плана.

14. Искусство (ИЗО и музыка). Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:

 нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в окружающем мире;

 художественно-творческая активность;

За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

15. Музыка. Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.

Учебный курс «Искусство» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часу недельной нагрузки в  5-,7классах, по 1 часу – 8-9 классах.

16. Технология. В процессе обучения технологии у школьников формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:

  • самопознание,
  • предприимчивость;
  • коллективизм;
  • ответственность;
  • культура поведения в трудовой деятельности;
  • знания и умения построения технических рисунков, предметов, с правилами выполнения чертежа, установленными госстандартами ЕСКД;
  • развиваются все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью;
  • умения пользоваться учебным и справочным материалом;
  • культура графического труда.

Обучение школьников технологии осуществляется по двум направлениям: технический труд (мальчики) и обслуживающий труд (девочки) в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения по образовательной области «Технология».

Учебный курс «Технология» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки  в  5-7 классах, по 1 часу в неделю в 8  классе.

Инвариантная часть учебного плана общеобразовательных классов полностью соответствует федеральному компоненту.

Вариативная часть распределена следующим образом:

Краеведение    5 – 6 классы (по 1 часу), как предмет краеведение изучается интегрировано в начальных классах на уроках природоведения, ИЗО, чтения, истории. В 5-9 классах также интегрировано краеведение изучается на уроках истории, биологии, литературы, химии, географии. Цель предмета помочь учащимся изучить природу, историю, литературу и искусство родного края.

Духовное краеведение -8 класс  (1 час), дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли, способствовать решению задач нравственного воспитания школьников.

Экология животных – 7 класс (1 час), с целью углубления и конкретизации основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах «Природоведение», «Основы экологии» и «Экология растений».

ОБЖ  5 -7, 9 классы (по 1 часу), курс ставит своей целью формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.

Русский язык – 5-6 класс (по 3 часа), 7 класс (1 час) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;

Трудовое обучение - 8 класс (1 час), факультативный курс «Художественная обработка изделий», «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» с целью расширения знаний и умений школьников в области декоративно-прикладного искусства, 9 класс (1 час – элективный курс: «Декоративно-прикладное искусство в изготовлении сувениров и предметов быта», «Декор в одежде»),курс направлен на помощь в самоопределении ученика относительно профиля обучения в дальнейшем и на расширение знания ученика по предмету.  

 В учебном плане основной школы (5 - 9-х классов) сохраняется допустимая нагрузка школьников при 5-ти дневной неделе обучения согласно нормам СанПиНа и рекомендациям МО и науки РФ:

  • 5 класс - 29 часов;
  • 6 класс -30 часов
  • 7 класс - 32 час;
  • 8 класс – 33 часа;
  • 9 класс - 34 часа.

 Анализ учебного плана основной школы дает возможность констатировать:

  • соответствие федерального компонента с БУП;
  • соблюдение принципа предметной преемственности;
  • соблюдение преемственности в организации и комплектации классных коллективов.


 

Учебный план

МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы

на 2011 -2012 учебный год

5   -  9 классы

Название учебных предметов

5  

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

всего

Русский язык  

3+3ш

3+3ш

3+1ш

3

2+1ш

22

Литература

2

2

2

2

3

11

Английский язык

3

3

3

3

3

15

Математика

5

5

10

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Информатика и ИКТ

1

2

3

История

2

2

2

2

3

11

Обществознание

1

1

1

1

4

Физика

2

2

2

6

Природоведение

2

2

Искусство

1

1

2

Музыка

1

1

1

3

ИЗО

1

1

1

3

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Технология

2

2

2

1+1ф

1(э)

9

Биология

1

2

2

2

7

География

1

2

2

2

7

Химия

2

2

4

Краеведение

2

Духовное краеведение

1

Экология животных

1ш(ф)

1

ОБЖ

1

5

Обязательная нагрузка

24

25

29

31

31

140

Обязательные занятия по выбору

5

5

2

1

2

15

Факультативные занятия

-

-

1

1

2

Элективные занятия

1

1

Количество часов

29

30

32

33

34

158


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)

 Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...

Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)

 Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные ...

Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса

Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса, УМК М.З. Биболетова...

Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса

Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса, УМК  "English -9" , В.Н. Кузовлев...

Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план допобразования...

Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год

В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогическо...