Главные вкладки

    Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)
    материал по теме

    Минаева Любовь Сергеевна

     

    Учебный план  5-9 классов разработан на основе:

    - Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);

    - изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));

    - Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);

    - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_osnovnaya_shkola_2011-2012.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к учебному плану

    МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы

    на 2011-2012 учебный год.

    Учебный план  5-9 классов разработан на основе:

    - Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);

    - изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. № 1312» (приложение № 1));

    - Закона РФ «Об образовании» (статьи 7, 14, 15, п.3 статьи 17);

    - санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление от 29.12.2010 № 189).

    Федеральный компонент определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.

    Базовый компонент учебного плана:

    предметы

    русский язык

    литература

    английский язык

    алгебра

    геометрия

    информатика и ИКТ

    история

    природоведение

    краеведение

    обществознание

    география

    биология

    химия

    физика

    физическая культура

    ОБЖ

    искусство

    музыка

    ИЗО

    технология

    Вариативная часть учебного плана включает в себя школьные компоненты.

    Школьный компонент:

    предметы

    русский язык

    краеведение

    Художественная обработка изделий

    Дизайн и декоративно-прикладное искусство

    Экология животных

    Декоративно-прикладное искусство в изготовлении сувениров и предметов быта

    Декор в одежде

    ОБЖ

    Региональный компонент

    предметы

    духовное краеведение Подмосковья

    1.Русский язык. 

    Согласно требованиям федерального компонента изучается во всех классах основной школы. Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний об устройстве, функционировании, развитии языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция осуществляется в процессе решения практических задач:

     формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

     овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся в устной и письменной форме;

     обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

    Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

    2. Литература.

    Целью литературного образования является формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Задачи литературного образования определены его целью: сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны народа, формирование культуры чтения, освоение теоретических понятий, способствующих глубокому постижению конкретных художественных произведений, умение использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи. Литература изучается во всех классах основной школы по концентрической системе. Литературные произведения в программе классов школы II ступени предстают и как художественное целое, и как звено в сложном процессе. Структура курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.

    Литература изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

    3. Иностранные языки (английский). 

    Изучение иностранных языков в основной школе направлено на реализацию стандарта основного общего образования, развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации.

    В 5- 9 классах обучение иностранным языкам осуществляется из расчета 3 часа в неделю в федеральном компоненте базисного учебного плана.

    1. Математика (алгебра, геометрия). 

    Обучение математики в основной школе предполагает:

    • овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования;
    • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе;
    • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающей действительности;
    • умение грамотно владеть математическим языком с целью расширения коммуникативных возможностей. 

    Являясь основной дисциплиной, математика изучается во всех классах основной школы. Математика (алгебра, геометрия) изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.

    5. Информатика и ИКТ.

    Информатика и ИКТ  изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в  8 классе, по 2 часа в 9 классе.

    На данном этапе обучения учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для изучения теоретической и практической информатики, знакомятся с современными информационными технологиями. Формируется нелинейное мышление, развиваются творческие способности в области освоения и использования информационных и коммуникационных технологий.

    6. История. В первом концентре исторического образования предусматривается систематическое изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней. Основной целью исторического образования является формирование системы знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитание гражданина и патриота России.

    История изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки в   5 - 9 классов.

    7. Обществознание. Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Данный курс содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации, способствует формированию человека - гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства.

    Обществознание изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу недельной нагрузки в  6 - 9 классах.

    8. География. Целью школьного географического образования является формирование у учащихся географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. У учащихся за период изучения географии в основной школе складывается представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в странах. Содержание предмета передает учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире, формирует экологически грамотную личность, понимающую причины и сущность противоречий между природой и обществом.

    География изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 1 часу в 6 классе, по 2 часа недельной нагрузки в  7 - 9 классах.

    9. Биология. Целью биологического образования является подготовка биологически и экологически грамотного человека. Обучение биологии позволяет сформировать понимание значения жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; воспитать экологическую культуру; овладеть биологическими терминами; применить полученные знания в повседневной жизни.

    Биология изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 1 часу недельной нагрузки в  6 классе и по 2 часа в 7-9 классах.

    10. Химия. Изучив курс базового уровня, школьники овладевают знаниями неорганических и органических веществ и умениями определять принадлежность веществ к этим классам; умениями в рамках теоретических положений характеризовать химические свойства веществ, определять типы химических реакций, правильно обращаться с изученными веществами, проводить несложные химические опыты. Обучение химии на данном этапе позволит учащимся понять химические явления в окружающем мире, уяснить роль химии в развитии экономики страны, сформировать «химическую культуру» обращения с веществами и минералами.

    Учебный курс «Химия» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часа недельной нагрузки в  8-9 классах.

    11. Физика. В задачи обучения физики в основной школе входят:

    • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
    • овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в повседневной жизнедеятельности;
    • усвоение школьниками единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.

    Обучение физике формирует у учащихся познавательный интерес к физическим явлениям, происходящим в природе, в экономике страны, готовит к сознательному выбору будущей профессии.

    Физика реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета по 2 часа недельной нагрузки в  7 - 9 классов.

    12. ОБЖ. Данный курс ставит своей целью:

    • формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения;
    • воспитание гражданских патриотических чувств к Родине.

          ОБЖ реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы из расчета   по 1 часа недельной нагрузки в  8  классе.

    13. Физическая культура. Курс «Физическая культура» направлен на развитие физического здоровья учащихся и включает занятия как общеразвивающего и общеукрепляющего характера, так и элементы спортивной подготовки. Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленных на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. Способы двигательной активности, приобретенной школьниками в процессе обучения физической культурой, позволяют использовать в практической жизнедеятельности.

    Реализация предмета «Физическая культура» осуществляется за счет 3 часов, определенных федеральным компонентом учебного плана.

    14. Искусство (ИЗО и музыка). Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. У учащихся за период обучения ИЗО в основной школе формируются:

     нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в окружающем мире;

     художественно-творческая активность;

    За период обучения ИЗО учащиеся овладевают образным языком искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

    15. Музыка. Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.

    Учебный курс «Искусство» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, - по 2 часу недельной нагрузки в  5-,7классах, по 1 часу – 8-9 классах.

    16. Технология. В процессе обучения технологии у школьников формируются политехнические знания и экологическая культура, обеспечиваются:

    • самопознание,
    • предприимчивость;
    • коллективизм;
    • ответственность;
    • культура поведения в трудовой деятельности;
    • знания и умения построения технических рисунков, предметов, с правилами выполнения чертежа, установленными госстандартами ЕСКД;
    • развиваются все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью;
    • умения пользоваться учебным и справочным материалом;
    • культура графического труда.

    Обучение школьников технологии осуществляется по двум направлениям: технический труд (мальчики) и обслуживающий труд (девочки) в соответствии с нормативными требованиями к организации обучения по образовательной области «Технология».

    Учебный курс «Технология» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана - по 2 часа недельной нагрузки  в  5-7 классах, по 1 часу в неделю в 8  классе.

    Инвариантная часть учебного плана общеобразовательных классов полностью соответствует федеральному компоненту.

    Вариативная часть распределена следующим образом:

    Краеведение    5 – 6 классы (по 1 часу), как предмет краеведение изучается интегрировано в начальных классах на уроках природоведения, ИЗО, чтения, истории. В 5-9 классах также интегрировано краеведение изучается на уроках истории, биологии, литературы, химии, географии. Цель предмета помочь учащимся изучить природу, историю, литературу и искусство родного края.

    Духовное краеведение -8 класс  (1 час), дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли, способствовать решению задач нравственного воспитания школьников.

    Экология животных – 7 класс (1 час), с целью углубления и конкретизации основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 и 6 классах «Природоведение», «Основы экологии» и «Экология растений».

    ОБЖ  5 -7, 9 классы (по 1 часу), курс ставит своей целью формирование у школьников сознательного, ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, мотивов, побуждающих к соблюдению норм и правил безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.

    Русский язык – 5-6 класс (по 3 часа), 7 класс (1 час) с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;

    Трудовое обучение - 8 класс (1 час), факультативный курс «Художественная обработка изделий», «Дизайн и декоративно-прикладное искусство» с целью расширения знаний и умений школьников в области декоративно-прикладного искусства, 9 класс (1 час – элективный курс: «Декоративно-прикладное искусство в изготовлении сувениров и предметов быта», «Декор в одежде»),курс направлен на помощь в самоопределении ученика относительно профиля обучения в дальнейшем и на расширение знания ученика по предмету.  

     В учебном плане основной школы (5 - 9-х классов) сохраняется допустимая нагрузка школьников при 5-ти дневной неделе обучения согласно нормам СанПиНа и рекомендациям МО и науки РФ:

    • 5 класс - 29 часов;
    • 6 класс -30 часов
    • 7 класс - 32 час;
    • 8 класс – 33 часа;
    • 9 класс - 34 часа.

     Анализ учебного плана основной школы дает возможность констатировать:

    • соответствие федерального компонента с БУП;
    • соблюдение принципа предметной преемственности;
    • соблюдение преемственности в организации и комплектации классных коллективов.


     

    Учебный план

    МОУ Алферьевской основной общеобразовательной школы

    на 2011 -2012 учебный год

    5   -  9 классы

    Название учебных предметов

    5  

    класс

    6

    класс

    7

    класс

    8

    класс

    9

    класс

    всего

    Русский язык  

    3+3ш

    3+3ш

    3+1ш

    3

    2+1ш

    22

    Литература

    2

    2

    2

    2

    3

    11

    Английский язык

    3

    3

    3

    3

    3

    15

    Математика

    5

    5

    10

    Алгебра

    3

    3

    3

    9

    Геометрия

    2

    2

    2

    6

    Информатика и ИКТ

    1

    2

    3

    История

    2

    2

    2

    2

    3

    11

    Обществознание

    1

    1

    1

    1

    4

    Физика

    2

    2

    2

    6

    Природоведение

    2

    2

    Искусство

    1

    1

    2

    Музыка

    1

    1

    1

    3

    ИЗО

    1

    1

    1

    3

    Физическая культура

    3

    3

    3

    3

    3

    15

    Технология

    2

    2

    2

    1+1ф

    1(э)

    9

    Биология

    1

    2

    2

    2

    7

    География

    1

    2

    2

    2

    7

    Химия

    2

    2

    4

    Краеведение

    2

    Духовное краеведение

    1

    Экология животных

    1ш(ф)

    1

    ОБЖ

    1

    5

    Обязательная нагрузка

    24

    25

    29

    31

    31

    140

    Обязательные занятия по выбору

    5

    5

    2

    1

    2

    15

    Факультативные занятия

    -

    -

    1

    1

    2

    Элективные занятия

    1

    1

    Количество часов

    29

    30

    32

    33

    34

    158


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)

     Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...

    Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)

     Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные ...

    Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса

    Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса, УМК М.З. Биболетова...

    Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса

    Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса, УМК  "English -9" , В.Н. Кузовлев...

    пояснительная записка к календарному плану к учебнику 5 класса к УМК Афанасьевой О.В

    Пояснительная записка, график реализации учебного материала,календарно-тематическое планирование, критерии оценивания знаний учащихся 5 класса по английскому языку к УМК Афанасьвой О.В для общеобразов...

    Пояснительная записка к учебному плану

    Учебный план допобразования...

    Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год

    В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогическо...