Главные вкладки

    Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год
    статья

    Тарасова Елена Вячеславовна

    В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня;  художественной, технической, социально-педагогической направленности, согласно особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

    В соответствии с Положением об отделении дополнительного образования ГКОУ  «ЦИО «Южный», педагоги дополнительного образования самостоятельно разрабатывают программы  своей деятельности с учетом Программы развития ГКОУ «ЦИО «Южный», основных образовательных программ  начального и основного общего образования ГКОУ «ЦИО «Южный»,  разработанных  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ и ментальными нарушениями;  основного общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями на основе уровневой дифференциации, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

    Деятельность отделения строится на принципах свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности; творческого развития личности; светского характера образования, гуманизма и демократии, с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Пояснительная записка 39.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный»

    на 2017-2018 учебный год

    Учебный план отделения дополнительного образования (ОДО) составлен на основе следующей  нормативной документации:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
    • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
    • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
    • Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году».
    • Приказ Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
    • Приказ Департамента образования города Москвы от 8 сентября 2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
    • Приказ Департамента образования города Москвы от 31 января 2017 г. № 30 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
    • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
    • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”.
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
    • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 – 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной 05 сентября 2014 г. № 1726-р.

    В Центре в 2016-2017 учебном году реализуется

    9 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ относящихся

    к ознакомительному уровню, которые предоставляются основному контингенту обучающихся нашей образовательной организации в возрасте от 5 до 18 лет.

    1. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, Альтернатива, срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Занятия с детьми с ОВЗ) Адрес: Москва, Царицыно,Ереванскаяул.,д.19

    2. Живопись, графика, ИЗО-студия "Ботега", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Рисунок, глина, керамика, батик). Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д.19

    3. Компьютерные технологии, программирование, робототехника, Кружок "Компьютерная азбука", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Компьютерные технологии, программирование, робототехника). Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    4. Основы театрального и музыкального творчество, Музыкальная студия "Театр-Плюс", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Актерское мастерство)
    Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    5. Фольклорный или этнокультурный коллектив, У околицы, срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 5-8 (Фольклорный ансамбль)
    Адрес: Москва, Москворечье – Сабурово, Каширское шоссе, д. 57, корп. 8

    6. Художественные и ремонтные работы с изделиями, состоящими из различных материалов, Кружок"Домовята", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Техники работы художественными материалами) Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    7. Вокальный ансамбль, Вокальный кружок "Арлекино", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (Вокальный ансамбль) Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    8. Изучение основ потребительской культуры, Кружок "Путешествие в страну "Экономика", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-12 (Семейная экономика) 
    Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    9. Предметная область история, За страницами учебника Истории, срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (История) Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    Срок освоения программ –  1, 2 года обучения,   время обучения – от 1 до 2 часов в неделю.

    Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы с целью социализации и адаптации детей-инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Для обучающихся программ ознакомительного уровня – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности.

    Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребёнка.

    Для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также стимул к разработке базовой программы.

    Ознакомительный уровень программ решает следующие задачи:

    1. Обучающие: ознакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации.

    2. Развивающие: развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления; развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе.

    3.Воспитательные: воспитать чувство коллективизма; воспитать самооценку собственного «Я» в среде; воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации.

    Ожидаемые результаты при освоении программ ознакомительного уровня обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами:

    - овладение первоначальными знаниями в предметной деятельности.

    - знание основных терминов, понятий, определений, знаков и символов, составляющих содержание предметной области.

    - умение кратко излагать содержание предметной области.

    - развитие начальных навыков анализа информации предметной деятельности.

    - практическое создание форм моделей, конструкций, носящих творческий характер, в рамках предметной деятельности.

    - умение вступать в контакт, поддерживать его.

    Реализуемые на этом уровне дополнительные общеобразовательные программы в Центре создают условия для интенсивной социальной адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов и направлены на повышение психологической готовности ребёнка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учётом его интересов, способностей и возможностей.

    Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов  осуществляется в Центре на основе дополнительных адаптированных программ с привлечением 14 педагогов ДО - специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, прошедших соответствующую переподготовку по следующим направлениям:

    • Художественное (5 объединений)
    • Техническое (1 кружок)
    • Социально-педагогическое (2 кружка)
    • Естественнонаучное (1 кружок)

    Контингент:  Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (обучающиеся по основным адаптированным общеобразовательным программам для детей с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, со сложными дефектами, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями в развитии,  с различными степенями умственной отсталости).

    Художественная направленность

           Художественное воспитание играет важную роль в личностном развитии детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, оказывает позитивное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развивает его воображение, творческое мышление, формирует нравственное самосознание. Выбирая художественную направленность, учащиеся выбирают свободу выражения, полет фантазии, преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации, а значит - поднимают свой культурный уровень.

    Программы художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре.

    Одним из средств всестороннего развития школьников является хореография. Ее высокая продуктивность обусловлена синтезирующим характером, который объединяет в себе музыку, ритм, изобразительное творчество, театр, пластику движений. Хореографические занятия снимают умственное утомление и дают дополнительный импульс для мыслительной деятельности. Художественное слово и театральное творчество привлекательны своим игровым началом, они таинственные и завораживающие. Мимика, телодвижения, жесты, интонация речи облегчают понимание художественного произведения, вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Ребенок ставит себя на место героя и проживает увлекательные приключения вместе с ним.

    В Центре данное направление представлено следующими объединениями (студиями и кружками) дополнительного образования:

    Музыкальная студия «Театр-Плюс»,  актёрское мастерство, ритмопластика, фольклор и сценический грим, современный танец, срок обучения 1 год, ознакомительный уровень, возраст 7 – 18 лет. Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., 19 – педагог дополнительного образования Финенко К.С.

    Программа направлена на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков  в искусстве. Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной сценической деятельностью вводят детей в мир прекрасного,  пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В музыкально-театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, вокала музыкальный театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение  нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

    Тонко чувствовать всё разнообразие цветовой гаммы, подключать и свободно использовать свою фантазию позволяет изобразительное искусство, которое дает возможность всем детям искать и находить гармонию между собой и внешним миром. Раскрывать свои таланты, узнавать историю и традиции своей многонациональной Родины позволяет декоративно-прикладное искусство. Вышивание, вязание, лепка и занятия керамикой – прекрасные способы творческого самовыражения.

    В Центре данное направление представлено следующими объединениями дополнительного образования:

    Студия «Ботега», работа с глиной, с тканью и текстильными материалами срок обучения 1 год, ознакомительный уровень, возраст 7-18. Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., 19 – педагоги дополнительного образования Хлебникова Л.Л., Рассолова Е.А.

    Программа студии включает в себя следующие предметы: батик, керамику, рисунок, живопись. Она рассчитана на изучение основных видов и техник изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также на приобретение профессиональных навыков, творческого опыта, развития мелкой моторики и образного мышления у детей  с особенностями развития.  

    Кружок «Домовята», работа с тканью и текстильными материалами, конструктором ЛЕГО срок обучения 1 год, ознакомительный уровень, возраст 7-18 лет. Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., 19 – педагог дополнительного образования Белова Н.В.

    Программа способствует приобретению практических навыков в области шитья, валяния, вязания, плетения из бисера.  В программе используются традиционные и нетрадиционные методы и способы развития детского творчества:

    -применяются изготовленные самостоятельно инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования, печати по ткани,

    -использование  нетрадиционного техник рисования (мраморирование, печать овощами, монотипия и т д.)

    - использование ЛЕГО - конструирования, создания традиционной народной куклы, войлоковаляния и тестопластики в одном курсе с целью расширения представлений об окружающем мире.

    Кружок «У околицы»,   срок обучения 2 года, ознакомительный уровень, возраст 5-8 лет. Адрес: Москва, Москворечье – Сабурово, Каширское шоссе, д. 57, корп. 8  – педагог дополнительного образования  Ломакина Н.И.

    Данная программа обобщает и систематизирует фольклорный репертуар из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 5 до 8 лет, а также, преодоление застенчивости у детей с ограниченными возможностями средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально-позитивное общение дошкольников.

    Программа студии «У околицы» имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Программы художественной направленности предоставляют широкие возможности для публичной демонстрации ребятами результатов обучения и своих творческих достижений через концерты, спектакли, выставки, фестивали и конкурсы.  

    Вокальный кружок "Арлекино", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18.   Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19 – педагог дополнительного образования Татарникова Е.В. Музыкальное воспитание детей с ОВЗ является составной частью учебно – воспитательного процесса. Музыкально-вокальная деятельность способствует формированию у учащихся эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, поэтому необходимо детей включать в дополнительные занятия по музыке и пению, в кружковую работу. Чем раньше ребенок, с особенностями  развития, займется музыкально-вокальной деятельностью, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут корректироваться имеющие особенности.      

    Техническая направленность

    Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности.   Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

    В Центре данное направление представлено следующей студией:

    Кружок «Компьютерная азбука», информационные и компьютерные технологии, срок обучения 1 год, ознакомительный уровень, возраст 7 – 18 лет. Педагог дополнительного образования – Семикин А.В.  Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19

    Данный курс направлен на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,  развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечение индивидуальных потребностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Задачей курса является развитие ИКТ-компетенций обучающихся, с возможностью применения их в учебных предметах ИЗО, технология, математика, русский язык, окружающий мир.

    Социально-педагогическая направленность

    Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание развитие патриотических чувств, раскрытие творческого потенциала детей – основные задачи программ социально-педагогической направленности. Данные программы создают твердую почву для национального самосознания, гражданской позиции, дают возможность почувствовать себя частью богатейшей истории страны, возвращают современному поколению его подлинное историческое прошлое и накопленные веками духовные ценности.

    Особую группу программ социально-педагогической направленности составляют программы для детей и подростков с ограниченными жизненными возможностями. Цель этих программ состоит в медико-социально-психологической реабилитации детей-инвалидов, адаптации их к взрослой жизни и интеграции в современное общество. Занятия по таким программам, расширяя жизненное пространство детей с ограниченными жизненными возможностями, повышают уровень их жизнеспособности, способствуют формированию стойких мотивов, ориентированных на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.

    Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья c тяжелыми множественными нарушениями в развитии через средства изобразительной деятельности. Разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование  универсальных творческих, способностей до уровня соответствующего его возможностям. Расширение  представления детей об изобразительных возможностях красок. Закрепление умения называть основные цвета. Учить подбирать нужный цвет при создании определенного образа; закреплять технические приемы владения кистью руки, пальцами. Воспитывать самостоятельность и творчество. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности. Снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей. Увеличение способности детей к концентрации внимания. Развитие умения максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Помощь детям в преодолении барьеров в общении. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. Развитие мелкой моторики рук и коррекции.

    Объединение (кружок) «Альтернатива», программа милосердия, социального общения и поддержки, срок обучения 1 год, ознакомительный уровень, возраст 6 – 18 лет. Педагоги дополнительного образования, реализующие данную программу: Попова Н.В.,  Ризаева С.М.,  Хромова Е.А., Плахотник Т.А., Зотова Е.С.

    Ребенок с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).

    Занятия по данной программе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающие занятия направлены:

    - на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;

    - на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;

    -на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

    Изучение основ потребительской культуры, Кружок "Путешествие в страну "Экономика", срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-12 (Семейная экономика) 
    Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19 –
    педагог ДО Черкасова Л.П.

    В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

    Естественнонаучная направленность

    За страницами учебника Истории, срок обучения 1 год, Ознакомительный, возраст 7-18 (История) Адрес: Москва, Царицыно, Ереванская ул., д. 19 – педагог ДО Сосновских Е.В. В рамках системы патриотического воспитания особо важные функции выполняет историческое образование. Знакомство с героическими страницами исторического прошлого способствует формированию у школьников чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. С этой точки зрения значимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны  и других  войн России на протяжении  значительного исторического периода, которое нуждается в дополнительной аргументации. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных событиях и подвигах российской истории. Актуальность определяется важностью изучения вопросов для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ГИА. На основе углубленного изучения истории участия России в войнах активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением всего комплекса развивающих и воспитательных задач исторического образования в основной и средней школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)

     Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...

    Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)

     Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные ...

    Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)

     Учебный план  5-9 классов разработан на основе: - Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы ...

    Пояснительная записка к учебному плану

    Учебный план допобразования...

    Воспитательный план классного руководителя 6 класса МБОУ СОШ с.Дуслык на 2017-2018 учебный год

    Являясь классным руководителем , предлагаю вашему вниманию содержание плана воспитательной работы 6 класса....

    План самообразования преподавателя иностранного (немецкого) языка Н.В. Беляевой на 2017 – 2018 учебный год

    Методическая тема ОГБПОУ «Галичский педагогический колледж Костромской области» -Инновационная деятельность преподавателя в образовательном процессе колледжа....

    Анализ работы МО педагогов дополнительного образования технического направления МБОУ ДОД ЦРТДЮ за 2017- 2018 учебный год.

    Анализ работы МО педагогов дополнительного образования технического направления МБОУ ДОД ЦРТДЮ за 2017- 2018 учебный год. 1. Планирование работы. 2. Воспитательная направленность кружковых занятий. 3....