Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Гоголевская Ирина Владимировна

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_osobymi_obrazovatelnymi_potrebnostyami.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Вопрос обеспечения дифференцированного подхода к организации образовательного процесса на уроках физической культуры остается актуальным и в современной педагогической практике. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплено право равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

С 1 сентября 2016 года с целью введения в единое образовательное пространство всех детей с особенностями развития реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с указанными стандартами в каждой общеобразовательной организации должны быть созданы условия для обучения детей, имеющих особые потребности в области образования.

Традиционно все обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.

Уроки физической культуры в общеобразовательных организациях проводятся совместно для обучающихся специальной медицинской группы(далее – СМГ) и детей с ОВЗ и остальными школьниками. Однако для учащихся с ОВЗ и СМГ разрабатываются индивидуальные маршруты упражнений и обеспечивается дозирование нагрузки. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями (с учетом конкретного заболевания).

Остановимся подробнее на каждой группе.

Основная – к ней относятся дети не имеющие отклонений в состоянии здоровья.

Подготовительная группа - учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.

Задачи занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы: укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Специальная группа - учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Задачи физического воспитания для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе:

- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
-создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, где продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140—150 уд./мин. (контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей). 

Кроме уроков используются: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др. 

По ходу уроков с участием обучающихся подготовительной и специальной медицинской группы, я при постановке задач урока выделяю задачу для обучающихся подготовительной и СМГ;

- при беге строем всей группы я не отстраняю такого ученика, а лишь регулирую темп и продолжительность его бега своевременной подачей команд — «медленней», «перейти на шаг». Есть дети, которые вообще преодолевают заданную дистанцию только шагом;

- при общеразвивающих упражнениях для всех занимающихся обучающийся спецмедгруппы также их выполняет, но уменьшается количество серий выполнения упражнения, либо упражнение, сложное для таких детей, совсем пропускается.

-при проведении подвижных игр (включая спортивные) ученик спецмедгруппы по моему усмотрению  принимает участие в них в зависимости от интенсивности игры и характера проведения. Если игра малоподвижная, не дающая большой физической нагрузки, то ребенок участвует в ней в качестве игрока, а если же игра повышенной интенсивности, то такой ученик выступает в ней в роли судьи или помощника учителя. Также, если , например, идет урок баскетбола ( учебная игра), учащиеся основной и подготовительной группы играют в баскетбол, а дети, отнесенные к спецмедгруппе могут играть в шашки или шахматы.

       - во время занятий гимнастикой ( например тема урока: совершенствование техники выполнения комбинации из элементов акробатики) я предварительно даю задание всему классу: - составить каждому обучающемуся свою комбинацию из 7-8 изученных элементов акробатики, при этом учитывать выполнение обязательных элементов. Есть в классе дети, которым противопоказано выполнение кувырков. Они включают вместо этих элементов различные перекаты, упражнения в равновесии («ласточка»), «полушпагат», наклоны, махи, подскоки, многоскоки и т.д.

               Успеваемость оценивается по посещаемости занятий

               физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов

               упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ,

               умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных

               возможностей.

               Вывод. Организация занятий ФК обучающихся и воспитанников,

               отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам,

               основывается на врачебно-педагогическом контроле, что способствует

               предупреждению прогрессирования болезни и коррекции отклонений в

               состоянии здоровья детей и тем самым - включению в социальную жизнь

               общества более здорового подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Система игровых заданий в процессе обучения учащихся с элементами спортивных игр на уроках физической культуры

Успешное выполнение учебных программ по физическому воспитанию на современном этапе не возможно без разнообразного и всестороннего применения игрового метода. Гибкий, вариативный характер игровог...

Доклад по самообразованию по теме «Развитие выносливости у детей с О.В.З на уроках физической культуры».

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Характеризуется вр...

Особенности организаци образовательного поцесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Организация образовательного пространства для детей с особыми образовательными потребностями в рамках реализации национального проекта «Образование»

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....