Доклад по самообразованию по теме «Развитие выносливости у детей с О.В.З на уроках физической культуры».
материал по физкультуре на тему

Липко Нина Петровна

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.  Выражается через  совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных, зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию по теме

«Развитие выносливости у детей с О.В.З на уроках физической культуры».

Подготовила учитель физкультуры:

Липко Н.П.

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности, способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Характеризуется временем, в течение которого человек выполняет физическую работу.  Выражается через  совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных, зонах мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок.

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, например, длительно бежать без снижения скорости бега. 

 Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно – сосудистой и дыхательной систем. 

1.физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время;

2.циклические упражнения: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в различном темпе, ходьба на лыжах в переменном темпе; подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

Методы развития:

1.метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности;

2. метод повторных упражнений или более активных упражнений с небольшими интервалами.

Различают выносливость общую , специальную, скоростную, силовую, скоростно-силовую.

Общая выносливость – это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба на лыжах).

Специальная выносливость – выносливость в определенной деятельности:

Скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости (бег на короткую дистанцию), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократное выполнение приседаний, подтягиваний) это  способность длительно выполнять сложно-координационные движения с максимальным напряжением мышц.

Скоростно-силовая выносливость – способность длительно выполнять сложно-координационные движения с критической скоростью и максимальным напряжением мышц.

Трудно переоценить значение выносливости в жизни человека, которое обусловливается взаимосвязью этого качества с трудовой деятельностью. Установлено также, что дети, имеющие высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше успевают по  общеобразовательным предметам .

Для развития выносливости применяются различные упражнения: бег, кросс, лыжные прогулки, езда на велосипеде, плавание, гребля, катание на коньках, а также игры в футбол, хоккей, теннис, гандбол и т. д.

Основные средства, наиболее развивающие выносливость  у детей школьного возраста. Прежде всего, это подвижные игры, содержащие двигательные действия, повторяющиеся кратковременно, но интенсивно, чередующиеся с сюжетными паузами , а также игры большой интенсивности . Проводить эти игры на уроках физической культуры необходимо на протяжении всего учебного года. При этом важно помнить, что развитию выносливости будет способствовать такая игровая деятельность, при которой частота пульса была бы не ниже 130 уд./мин. ЧСС определяется в процессе игры выборочно у трех-четырех учащихся с разными уровням.

     Развитию выносливости способствует также выполнение упражнений станционным способом (по типу круговой тренировки). При этом, как известно подбираются несколько целенаправленных упражнений (6-8), каждое из которых повторяется в указанном месте (станции) в течение 30 сек., после чего ученики отдыхают – не более 60 сек. Класс делят на группы по числу станций, каждая из которых по сигналу переходит от одной станции к другой.

На протяжении 3-4 недельного цикла занятий число повторений заданных упражнений (кругов) увеличиваются до трех при сохранении тех же интервалов отдыха между ними. Учитель составляет комплексы из освоенных упражнений в зависимости от того учебного материала, который осваивается в данный период.

Предлагаю примерный подбор упражнений для выполнения их станционным способом (каждое упражнение повторяется в течении 30 сек.).

·  Лежа лицом вниз на гимнастической скамейке сгибанием рук продвижение вперед.

·  И. п.- о. с., руки на поясе. 1- поворот туловища налево; 2- и. п.; 3- то же в другую сторону; 4- и. п.; 5-8- подскоки на месте на обеих ногах. То же, но на счет 5-8- подскоки на правой. При следующем повторении подскоки на левой

·  Прыжки через скакалку.

·  Пять сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа на гимнастической скамейке (ноги на полу). Отдых – 10 сек.

·  И. п. – о. с., руки на поясе. 1 – наклон влево, правая рука вверх; 2 – и. п.; 3 – то же в другую сторону; 4 – и. п.; 5-7 – пружинящие наклоны вперед (руками касаться пола); 8 – и. п.; 9 – упор присев; 10 – упор лёжа; 11 – упор присев; 12 – и. п.

В начале каждого урока полезно проводить равномерный бег 3 – 6 мин. Чтобы поддерживать интерес детей к этому упражнению, целесообразно бег чередовать с ходьбой, бегом «змейкой», бегом с изменением направления, перепрыгиванием через гимнастическую палку, прыжками вверх толчком одной с разбега, касаясь рукой «высокого» ориентира (подвешенного мяча, гимнастической палки и др.).

Развитию выносливости способствуют также различные эстафеты. Приведу   примерное содержание некоторых из них.

·  Учащиеся выстраиваются в колонну по одному (2-3 колонны). По сигналу учителя первые номера в колоннах, держа в руках эстафетную палочку, бегут по гимнастической скамейке. Добежав до обусловленного предмета, касаются его рукой, быстро возвращаются назад и передают эстафетную палочку очередному номеру. Выигрывает команда, игроки которой раньше выполнят задание. Дистанция от линии старта до указанного ориентира должна быть не менее 20 м.

·  Построение то же. По сигналу первые номера в колоннах обегают «змейкой» четыре предмета (кегли, фишки), расставленные в 4 м один от другого. Добежав до указанного ориентира и коснувшись его рукой, возвращаются обратно, передают эстафетную палочку очередному номеру. Выигрывает команда, игроки которой выполнят задание быстрее.

·  Построение то же. По сигналу учителя первые номера в колоннах прыжками на одной ноге продвигаются до первого обозначенного ориентира. Затем продолжают движение до второго ориентира прыжками на другой ноге, возвращаются назад бегом и передают эстафетную полочку очередному номеру. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Эффективным средством развития выносливости на уроках физической культуры является темповая ходьба на лыжах. Планируется 15-20 занятий, составляющих 3 цикла.

-Первый цикл – 2-4 занятия. На них дети  проходят три дистанции. Первая и третья преодолеваются с умеренной интенсивностью (в течение 4 мин.), а вторая с большой (в течение 3 мин.). Интервал отдыха между прохождением очередного отрезка – 10 мин.

-Второй цикл включает 5-7 занятий, на каждом из которых занимающиеся проходят четыре дистанции. Первая и третья – умеренно, вторая и четвертая – с большой интенсивностью. Интервал отдыха – 8 мин.

-Третий цикл состоит из 8-9 занятий. На них учащиеся преодолевают три отрезка с умеренной интенсивностью и два – с большой. Интервал отдыха сокращается до 6 мин.

Для планомерного и правильного развития выносливости необходимо уметь контролировать этот процесс с помощью специально разработанных тестов.

-В зимнее время детям предлагается пятиминутный бег на лыжах. Фиксируется число пройденных метров. Следовательно, чем большее расстояние преодолел лыжник за это время, тем выше его общая выносливость.

-Используются и другие тесты, не требующие специального оборудования. Один из них – это количество приседаний, которое ученик способен выполнить в течение 30 сек.

Упражнения тестов выполняются в максимально возможном для каждого ученика темпе.

Выносливость в значительной мере определяет здоровье человека, его общую физическую работоспособность.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет, наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Показателями выносливости у школьников могут служить учебные нормативы (бег на длинные дистанции, кроссы, бег на лыжах). В них достигается устойчивое состояние, т.е. мощность работы (скорость бега) соответствует функциональным возможностям организма.

Физические упражнения как основной способ усовершенствования выносливости должны отвечать таким требованием:

-быть простыми по технике исполнения и доступными для всех учеников;

-при их исполнении должны активно функционировать большинство скелетных мышц; их исполнение должно вызывать активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;

-их исполнение позволяет дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;

-возможность их выполнения продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).

-К перечисленным требованиям следует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их мало эффективными для детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика.

-Дополнительными способами комплексного развития выносливости является дыхательные упражнения. Они сводятся к регулированию изменений частоты, глубины и ритма дыхания, легочной гипервентиляции и нормирования задержки дыхания, целесообразно синхронизировать дыхания с фазами движений, выборочными применениями дыхания разного типа - ротового и носового, грудного и брюшного.

-Эти же упражнения целесообразно применять для развития скоростной выносливости. ----Для развития силовой выносливости применяется циклические упражнения в усложненных условиях (бег в горку, плавание против течения) и ациклические движения с дополнительной нагрузкой. Повышению эффективности упражнений на развитие выносливости влияет целенаправленное использования факторов внешней среды: температуры воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое облучение, атмосферное давление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Учебно-тренировочное занятие на тему развитие координационных способностей. констатирующий срез. 1 комплекс. 7 класс. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).

Тема: Комплексная тренировкаЦель: Развитие координации у волейболистовЗадачи:1. совершенствование технических и тактических навыков в волейболе2. развитие координационных способностей3. воспитывать ди...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Статья на тему "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КООРДИНАЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЫ"

Аннотация: Развитие координационных способностей способствует быстрой адаптации детей к появляющимся новым технологиям, к быстрому темпу жизни и изменениям окружающей среды. В статье научно-практическ...