ОВЗ
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание , мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.
Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволят расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, вооружить их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей. Не всё получается сразу, и я считаю, что необходимо приглашать родителей на свои уроки, на дополнительные занятия, чтобы они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, и уверена что многие родители пойдут на контакт. Сейчас все родители приветствуют ЗОЖ и согласятся на домашние задания по физической культуре и помогут своим детям выполнять правильно и задания и упражнения.
Согласно социологическому исследованию семей с детьми, страдающими различного рода заболеваниями - характерными психологическими трудностями этих детей являются многочисленные страхи: боязнь диагноза, медицинские процедуры и т.д. Ребёнок страдает от острого дефицита общения прежде всего со сверстниками, боится одиночества, опасается предстоящих встреч со значимыми для него людьми и учителями.
Подростки до болезни или в момент болезни, имевшие сложившиеся профессиональные представления, страдают от своей профнепригодности. Они заведомо знают физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида. Часто подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, что будут отставать в учёбе. Ощущая острый дефицит знаний, умений и навыков, понимая свои ограниченные возможности.
Часто близкие ребёнка-инвалида сами пребывают в состоянии хронического стресса , вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.
Чтобы преодолеть эти факторы надо решить следующие задачи:
- развитие навыков у ребёнка и членов его семьи понимания СЕБЯ, своих чувств и чувств близких;
- грамотная поддержка родными больного, не забывая о собственных потребностях, делая акцент на его САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
-стремление поощрять не болезнь, а здоровье.
Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:
-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;
-поощрять любые проявления его инициативы,
-отмечать его успехи в физическом развитии;
-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.
-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же , чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.
На своих уроках или на дополнительных занятиях я подхожу индивидуально к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.
-даю посильные задания для выполнения;
- контролируя выполнение и задания и домашнего задания;
-не выделяю среди сверстников;
-привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;
- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;
На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. МОЕ КРЕДО – трудных детей нет, есть дети, которым трудно –помоги им. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.
Хочется верить, что совместные усилия учителя с родителями дадут достойные плоды.
Учитель физической культуры МОУ СОШ №2 г.Хвалынска А.А.Корякова