Основные направления физической подготовки по легкой атлетике.
статья по физкультуре (5 класс)

Основные направления физической подготовки по легкой атлетике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления физической подготовки по легкой атлетике.

Достижение результатов, определённых вузовской программой, для занимающихся лёгкой атлетикой, немыслимо без всестороннего физического развития, которое осуществляется в круглогодичном учебном цикле и направлено на последовательное приспособление организма к интенсивным нагрузкам и совершенствование морально-волевых качеств спортсмена.

Для всестороннего физического развития лёгкоатлетов используются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения и дополнительные виды спорта: гимнастика (упражнения на гибкость, растяжки и т.д.), конькобежный спорт, велоспорт, плавание и др.. Все эти физические упражнения включаются в занятия, в подготовительную его часть, с учётом состояния здоровья, индивидуальных качеств и состояния физической и спортивно-технической подготовленности на данный период.

Под влиянием упражнений укрепляется и развивается мускулатура, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, нервной и других систем  организма. Следует помнить, что для достижения результатов в физическом развитии необходимо постепенное повышение объёма и интенсивности упражнений.

Особое значение для спортсменов имеют общеразвивающие и специальные физические упражнения избранного вида спорта. Ими надо заниматься систематически. Только многократное повторение специальных упражнений (имитационные упражнения, подводящие, спецбеговые, прыжковые упражнения с отягощениями и т.д.) даёт положительный результат в процессе обучения спортсмена. В этой связи предлагаем основные направления и рекомендации по развитию физических качеств, необходимых легкоатлету. Развитие силы. Развивая силу мышц в лёгкой атлетике, необходимо учитывать специфику вида легкоатлета, требующей прыгучести, быстроты и выносливости. Поэтому излишнее увлечение упражнениями, развивающими собственно силу, может лишить движения эластичности.. Упражнения должны быть разнообразными и равномерно развивающими все группы мышц. Упражнения, развивающие силу, следует чередовать с упражнениями, способствующими развитию гибкости, эластичности и координации движений.

Развитие быстроты является чрезвычайно важным физическим качеством в лёгкой атлетике. Спортсмен должен быстро оценивать обстановку, быстро реагировать, стартовать, быстро делать замах, быстро двигаться, быстро менять направление перемещений и т. д. Только при наличии быстроты реакции можно в сложной и быстро меняющейся соревновательной обстановке использовать благоприятные моменты, захватить инициативу и добиться победы.

Хорошим дополнением к специальным занятиям служат игры, различные виды бега на скорость (старты по 30 м, челночный бег, эстафета , многоскоки т.д.). Однако решающее значение для развития быстроты имеет скоростная работа, особенно повторение упражнений со скоростью 90-95 от максимальной. Между повторениями нужен отдых до полного восстановления, чтобы повторять их, не снижая быстроты. Такие упражнения должны быть непродолжительным, но частыми. Развивая быстроту движения, одновременно следует воспитывать мгновенную реакцию на зрительные восприятия, применяя упражнения, в которых сигналы подаются не звуком, а различными движениями.

Развитие ловкости

Ловкость - это умение легко, быстро и эффективно совершать самые разнообразные движения, пользуясь арсеналом технических приемов и способов передвижения и прыжков. Спортсмен должен свободно владеть своим телом, чтобы выполнять различные физические упражнения (прыжки, барьерный бег, метание и т.д.)Этот поток сложных технических приёмов требует экономных, ловких движений. Общая ловкость развивается путём занятий различными видами спорта: теннисом, баскетболом, хоккеем, гимнастикой, акробатикой и подвижными играми.

Специальная ловкость лучше всего вырабатывается в результате тренировок с применением специальных и подводящих упражнений. Тренировки, посвящённые развитию ловкости, должны быть насыщены разнообразными вариантами технических приёмов. Чем больше выполняется выпадов, бросков и различных передвижений, тем продуктивнее тренировка.

Комплексы упражнений для развития быстроты и ловкости:

-бег и скользящие прыжки с быстрой сменой направления ;

-упражнения со скакалкой - 1 минута;

-бег по ступенькам лестницы;

-бег на месте с высоким подниманием бедра;

-бег с ускорением;

-челночный бег;

-переменный бег ( 30 м -быстро, 30 м -медленно);

-передвижение боком скачками;

- прыжки в стороны (ширина 2,5 м, цикл 30'', по 5 циклов);

- переступание боком (цикл 20 м за 25''по 1-3 цикла);

-ускорение с хода

-прыжки с места

-многоскоки

Развитие выносливости

Значение выносливости в легкой атлетике как скоростной, так и специальной огромно. Очень часто спортсмены, владеющие хорошей техникой и общей физической подготовкой, но недостаточной выносливостью, блестяще проходит первую половину дистанции, а вторую проигрывает, у них ослабевало внимание, нарушалось нормальное дыхание, увеличивалась потливость.

В каждом соревновании нагрузка имеет свои особенности. Она бывает продолжительной или кратковременной, но всегда очень интенсивной. Этозависит от года обучения, уровня спортивно- технической подготовленности, специализации в избранном виде спорта, веса, пола и т.д..

Принято различать общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью следует понимать способность организма к длительной работе, а под специальной, или скоростной выносливостью, способность в течение определенного времени выполнять работу с наибольшей интенсивностью.

На основании общей выносливости развивается специальная выносливость, без которой невозможно добиться положительных результатов.

Большое значение имеет и умение спортсмена соразмерять свои мышечные усилия и расслаблять мышцы во время бега и выполнении других физических упражнений . Это предохранит мышцы от быстрого утомления.

Общая выносливость лучше всего развивается посредством длительной, но умеренной работы, дающей постепенно возрастающую нагрузку на сердце лёгкие. Очень полезны в этом случае упражнения со скакалками, спортивная ходьба, кросс, ходьба на лыжах, спортивные игры, систематические повторные пробежки, специальные упражнения, а также участие в соревнованиях.

Развитие гибкости.

При занятиях легкой атлетикой спортсмену необходимо эластичность мышц всего тела, так-как при беге, прыжках, метании работают практически все мышцы.

Гибкость развивается с помощью упражнений на растягивание, маховых движений, специальных гимнастических упражнений для плеча, тазобедренного и др. суставов. Выполнять их следует очень осторожно, так как чрезмерная нагрузка может привести к разрыву мышц и связок.

Гибкость развивается медленно, постепенно. Сохранение этого качества на должном уровне требует регулярной тренировки. Спортивная форма - подготовленность организма к выполнению наивысшей спортивной нагрузки для данного индивидуума. Хорошая форма достигается путём систематической, специальной и всесторонней физической подготовки. Спортсмен, находящийся в хорошей спортивной форме, энергичен и полон желания много тренироваться. Организм такого спортсмена быстрее входит в работу, меньше утомляется, и силы его быстрее восстанавливаются.

При проведении учебных занятий следует, независимо от времени года, проводить одно-два занятия в месяц на воздухе. Для чего используются пешие и лыжные прогулки, кроссы, подвижные и спортивные игры.

Правильная постановка дыхания - важнейшая часть физической подготовки каждого легкоатлета. Дышать следует, возможно, ровнее и глубже, темп дыхания должен соответствовать темпу движений. При правильной работе дыхательного аппарата развивается выносливость спортсмена, и легче преодолевается нервное напряжение. Одним из важных видов контроля за спортивной формой является самоконтроль. В этих целях заводится дневник, где записываются основные данные о состоянии здоровья, а также антропологические данные: рост, вес, объём груди, мышц рук и ног, ёмкость лёгких. В дневнике отмечаются все отклонения от нормы. Самоконтроль - лучшее средство выявления  перетренированности.

Занимающиеся легкой атлетикой должны знать, что нормальный пульс здорового человека в спокойном состоянии 60-80 ударов в мин, после быстрого бега он доходит до 160-180 ударов в минуту, а у более тренированных спортсменов при той же нагрузке - до 130-140 ударов. При чрезмерной нагрузке пульс может повыситься до 200 ударов, это значит, что нагрузку надо сократить. Надо следить также за своим дыханием. В норме человек делает 15-17  вдохов и выдохов в минуту. Если дыхание в покое учащённое, значит, занимающийся устал или нездоров. В большинстве случаев одышка сопровождается повышенной потливостью .Во время участия в соревнованиях спортсмены теряют в весе от 250-300 г. У здорового человека после занятий спортом появляется хороший аппетит, у больного- усталость и отсутствие аппетита.

Нельзя принимать большое количество пищи непосредственно перед сном, а так-же менее чем за 1,5-2 часа до старта. Если утром после сна появляется головная боль, вялость, значит, организм ещё не отдохнул, не подготовлен к предстоящей нагрузке и её надо сократить. Если чувствуется слабость, головная боль, озноб, заниматься нельзя. Это может нанести непоправимый ущерб здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету: "Физическая культура", раздел-Легкая атлетика, 9 класс

Данная разработка урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности....

Тест по предмету физическая культура. раздел Легкая атлетика

СПЕЦИФИКАЦИЯКомпетентностно – ориентированного заданий по  для учащихся 10  классов по теме «Легкая атлетика .  Назначение тестовой работы –°...

Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.

Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...

План конспект урока по физической культуре по легкой атлетике для учащихся 10а класса (мальчики). Тема урока: «Техника спринтерского бега - 100м »

Бег ведет к перестройке костей, что ведет к снижению травм у человека в обычной жизни. Бег заставляет работать все основные группы мышц тела и возмещает недостающие энергозатраты, что ведет похуданию ...

План-конспект урока по физической культуре по легкой атлетике для 5 класса.

Лёгкая атле́тика — совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и...

Открытое занятие по физической культуре, раздел - легкая атлетика.

проект открытого занятия по физической культуре. по теме: "техника безопасности на занятиях по легкой атлетике. Техника прыжка в высоту способом: "перешагивания"....

Физическая, техническая и тактическая подготовка в легкой атлетике

прзенация физическая, техническая и тактическая подготовка в легкой атлетике...