Использование креативных (художественно-музыкальных) видов двигательной активности в процессе инклюзивного физического воспитания детей среднего школьного возраста
статья по физкультуре

Матвеева Дарья Владимировна

Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Активизация работы с инвалидами средствами физической культуры и спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества.

Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать такое явление, как инклюзивное (включающее) образование, которое дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, университета, в дошкольной и школьной жизни.

Возрастные особенности периода взросления часто приводят к тому, что традиционные средства и методы обращения к их личности являются неэффективными. В таком случае одним из путей решения является применение средств креативных (художественно- музыкальные) виды двигательной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kreativnyh.docx29.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ (ХУДОЖЕСТВЕННО- МУЗЫКАЛЬНЫХ) ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является максимальная их адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, овладению профессией. Проблема нормального функционирования и взаимодействия в обществе человека с ограниченными возможностями предполагает процесс расширения и приумножения социальных связей, создание полноценных условий для достижения максимально возможной совместимости инвалида с естественной социальной средой. Активизация работы с инвалидами средствами физической культуры и спорта имеет большое социальное значение и способствует гуманизации самого общества.

Одним из результатов гуманистического развития современного общества можно считать такое явление, как инклюзивное (включающее) образование, которое дает возможность всем детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, университета, в дошкольной и школьной жизни.

Суть его заключается в том, что дети с особыми образовательными потребностями получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных (массовых) школах среди здоровых сверстников.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Многие специалисты не верят в эффективность подобной системы, а некоторые вообще считают ее неосуществимой в условиях нашей образовательной системы. Между тем инклюзивное обучение было внедрено в 70-х гг. 20 в. За этот период была проделана серьёзная работа, направленная на развитие инклюзивного образования: постоянно совершенствовалась его правовая и законодательная основа; средства массовой информации, лидеры политических течений, представители власти постоянно разъясняли важность включения в среду здоровых сверстников детей-инвалидов, толерантного к ним отношения; специальная система образования интегрировалась в общую.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 гг. В Москве в 1991 г. по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).

Усилившийся интерес и стремление к преодолению эксклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья связаны, с одной стороны, с оздоровлением морально- нравственного климата, а с другой – с ростом инвалидизации общества. Если рассматривать сложившуюся ситуацию, то надо отметить, что в последнее время и в научных, и в общественных кругах об инклюзивном образовании и удовлетворении образовательных потребностей детей-инвалидов говорят очень много, и это, безусловно, влияет на социальные стереотипы. Актуализировавшая проблема вызвала к жизни «философию независимости», которая опирается и на перемены в переживании идентичности самими инвалидами, и на изменение статуса данной социальной группы.

Инклюзивное образование базируется на 8 принципах:

1)        ценность человека не зависит от его способности и достижений;

2)        каждый человек способен чувствовать и думать;

3)        каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4)        все люди нуждаются друг в друге;

5)        подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6)        все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников4

7)        для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8)        разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями представляет собой обучение детей с особыми образовательными потребностями в процессе общего, а не специального образования. При этом важно отметить, что, находясь в сфере общего образования, учащиеся с ограниченными возможностями должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. Без специально созданных условий им это не под силу. Кроме того, поспешный переход к интегрированному образованию, попытки подмены специального образования тотальным совместным обучением, могут привести не к равенству прав, а к потере такими детьми возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии.

Инклюзивные формы обучения предполагают организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное – штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но и ухудшается.

Как показывает опыт российских и зарубежных школ, объединяющих нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями, модификация содержания обучения является необходимым условием образовательной интеграции детей с нарушениями когнитивного развития. Функциональная недостаточность памяти, внимания и мышления становится причиной значительных трудностей усвоения образовательной программы, разработанной для нормально развивающихся детей. Для адаптации программы обучения из её общего содержания отбираются темы и понятия, обязательные для изучения особыми детьми. Кроме того, для этой категории детей разрабатываются индивидуальные рабочие планы, в которых определяется уровень знаний, характер умений и навыков, обязательных для овладения каждым конкретным ребенком.

Для обучения учащихся с ОВЗ, чей уровень когнитивного развития соответствует уровню развития остальных одноклассников, модификации подвергается организация учебного процесса в направлении его индивидуализации. Содержание образования остается единым для учащихся всего класса. Индивидуализация обучения, учитывающая возможности каждого ребенка, достигается, в данном случае, за счёт разнообразности и вариативности педагогических методов и средств.

Каждый интегрированный в группу ребенок нуждается в специальной педагогической помощи и психологической поддержке, поэтому в инклюзивной организации должна функционировать четко отлаженная инфраструктура специализированной помощи детям с отклонениями в развитии, интегрированным в группу обычных детей.

В контексте данной проблемы уточним, каким же должен быть современный педагог, способный работать в инклюзивных группах. Дети сегодня доверяют педагогам творческим, понимающим, рискующим, мудрым, невозмутимым, любящим. Педагог безусловно, должен быть квалифицированным, успешным; очень желательно, чтобы он был счастливым. Счастливый педагог всегда добрый. Если это так, то у ребенка на всю жизнь остается позитивное отношение и к школе, и к знаниям, и к учебному заведению.

Чтобы соответствовать гуманистической ориентации образования, современному педагогу, работающему в сфере инклюзии, необходимы такие качества, как педагогическая наблюдательность (умение определять потребности ребенка и те ограничения, которые мешают ему их реализовать), педагогический оптимизм (желание видеть сильные стороны ребенка и опираться на них), педагогическая ответственность (умение понимать индивидуальные проявления в поведении ребенка, создавать условия для дальнейшего развития его как индивидуальности), педагогическая настойчивость (потребность определять и отстаивать интересы ребенка в различных жизненных ситуациях).

 По мнению Ахметовой Д.З. (2014), современный, востребованный в системе инклюзивного образования педагог – это педагог- фасилитатор. Одной из актуальных и сложных проблем профессиональной подготовки к педагогическому труду является необходимость «вооружения» педагога знаниями и технологией фасилитации. Фасилитация – это психологизированная организация процесса групповой и индивидуальной работы, направленная на выявление сложностей в деятельности и помощь в достижении личностью поставленных целей. Реализация фасилитации позволит повысить эффективность групповой работы, вовлечь в деятельность и заинтересовать ребенка и всех участников группы, раскрыть потенциал субъектов учения; это помощь детям, задача которой – облегчение межличностного взаимодействия внутри группы.

Работа с педагогами: командное обучение, то есть участие в процессе обучения второго учителя или тьютора. Тьютор – новая специальность в нашем образовании. Понятие тьюторства пришло в Россию из Великобритании, где это исторически сложившаяся педагогическая позиция обеспечивает  разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В инклюзивном образовании позиция тьютера сохраняет свою основу, но приобретает и новые, особые составляющие. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребёнка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учёбы и социальной адаптации.

Правила инклюзивной школы:

1.        Все ученики равны в школьном сообществе.

2.        Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течении дня.

3.        У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

4.        Необходимо планировать и проводить эффективное обучение.

5.        Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальной интеграции среди сверстников.

6.        Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.

7.        Семьи активно участвуют в жизни школы.

8.        Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

В любом обществе, независимо от уровня его общественно- исторического, экономического и культурного развития, наиболее незащищенными в социальном плане оказываются инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Несомненно, существующие серьезные нарушения в соматической, психической, двигательной, поведенческой, интеллектуальной сферах затрудняют или резко ограничивают возможности самостоятельного установления человеком полноценных связей с обществом. И здесь свою значительную роль должно сыграть инклюзивное образование, одной из центральных задач которого является помощь детям- инвалидам и детям с ограниченными возможностями развития в достижении ими максимально возможного (индивидуального для каждого) уровня социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

В период взросления подросток решает несколько специфических задач, связанных с развитием: принятием своей внешности и расширение возможностей своего тела; усвоение специфики поведения и образа своей мужской или женской роли; установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; формирование эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессиональной карьере; формирование социально ответственного поведения; построение системы ценностей и эстетического сознания как ориентиров собственного поведения, в процессе которого происходят столкновения с родителями, учителями, сверстниками, социальной средой, расширение «личностного пространства», переживание стрессов.

Возрастные особенности периода взросления часто приводят к тому, что традиционные средства и методы обращения к их личности являются неэффективными. В таком случае одним из путей решения является применение средств креативных (художественно- музыкальные) виды двигательной активности.

Креативные (художественно- музыкальные) виды двигательной активности адаптивной физической культуры – компонент (вид) адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства. Именно в креативных телесно- ориентированных практиках единение духовного и телесного начал человека в процессе занятий физическими упражнениями является обязательным, непременным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать. Творческий аспект является самой сущностью данного вида АФК.

Основной целью креативных (художественно- музыкальных) телесно- ориентированных практик необходимо считать приобщение инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе – в профессионально- трудовую деятельность.

Отличительными чертами креативных (художественно- музыкальных) телесно- ориентированных видов адаптивной физической культуры являются следующие.

1.        Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного являются главной отличительной чертой креативных (художественно- музыкальных) телесно- ориентированных видов двигательной активности.

2.        Другой отличительной особенностью креативных (художественно- музыкальных) телесно- ориентированных видов двигательной активности является обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимально возможное привлечение в сферу адаптивной физической культуры средств и методов психологии и психотерапии и, с другой стороны, обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями адаптивной физической культуры – вот главный признак этой отличительной особенности данного вида адаптивной физической культуры.

3.        Важнейшей отличительной особенностью креативных телесно- ориентированных видов адаптивной физической культуры является интеграция двигательной деятельности со средствами и методами искусства. Здесь широко используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.д.

4.        Вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатлениями, образами, активностью. Здесь происходит не просто смена вида деятельности, а полное переключение сознания, погружение в новою, необычную для повседневности деятельность.

5.        Возможность занимающихся перерабатывать свои негативные состояния, проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше познать и понять себя; совместно переживать ситуации с другими людьми; экспериментировать со своим телом и движениями; развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение и радость от ощущений собственного тела.

Основное средство методики креативных (художественно- музыкальных) телесно- ориентированных видов адаптивной физической культуры целесообразно рассмотреть на примере танцевальной терапии, получившей наибольшее распространение в нашей стране.

Танец, как и другой вид искусства, являясь продуктом жизнедеятельности человека, способен удовлетворять целый спектр потребностей человека.

Социальные танцы сейчас несколько преобразились, прониклись современным духом, однако сохранили свою аутентичность. Они перестали нести роль просто танца – это теперь общество людей, которых танцы объединили некой атмосферой, отношениями и для которых стали цельным пластом культуры. Танцевальные упражнения повышают эмоциональный настрой детей и  делают занятия более привлекательными. Танец является чрезвычайно сложной областью искусства, владение которой требует специального образования. Для проведения занятия от педагога требуется знание основных танцевальных элементов.

Показывая детям незнакомое танцевальное движение, педагог должен исполнять его правильно и выразительно, чтобы донести до детей характер движения и музыки. Словесные объяснения должны быть краткими, образными, четкими; они должны направлять внимание детей, как на правильное выполнение движения, так и на его связь с музыкой.

Список литературы:

  1. Колобков П.А., Евсеев С.П., Томилова М.В., Малиц В.Н. О создании условий для занятий физической культуры и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // АФК. -2014. - №4. – С. 2
  2. Рипа, М.Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании : учеб. пособие для академического бакалавриата.– М. : Издательство Юрайт, 2018. – 170с.
  3. Беляев, А.Г. Персональный портрет танцевального социума; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта // Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов : материалы междунар. науч. конф., 24-27 сент. 2008 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, каф. философии ; Рос. фонд фундамент. исслед. - СПб, 2008. - С. 23-26.
  4. Бахарева, О.А. Танец как форма рекреативной технологии. Орловский гос. техн. ун-т // Физическая культура и спорт: анализ социальных процессов : материалы междунар. науч. конф., 24-27 сент. 2008 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, каф. философии ; Рос. фонд фундамент. исслед. - СПб, 2008. - С. 21-23.
  5. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений : в 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов.спорт, 2005. - 448 с. - Гриф: Доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту. - ISBN 5-85009-855-0.
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник для высш. учеб. заведений : в 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов.спорт, 2005. - 448 с. - Гриф: Доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту. - ISBN 5-85009-855-0).
  7. Токарь, И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития; Педагогическая академии последиплом. Образования // Социальная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 93-105.
  8. Самсонова, Е В., Рыскина В.Л. Инклюзивное образование: технологии формирования у детей навыков социального взаимодействия; Московский городской психолого-педагогический университет // Социальная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 57-66. - Библиогр.: с. 66.
  9. Ахметова,Д.З.  Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу = Inclusive education - the way to the inclusive society; Институт экономики, управления и права, Казань // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70. - Библиогр.: с. 70.
  10. Шевелева, Д.Е. Инклюзивное образование: развитие равноправных отношений между учащимися; Институт теории и истории педагогики Российской академии образования // Социальная педагогика. - 2014. - № 2. - С. 61-70. - Библиогр.: с. 70.
  11. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) "Физическая культура" / С. П. Евсеев [и др.] ; под общ. ред. С. П. Евсеева. - Москва : Советский спорт, 2014. - 297 с. : ил. - Гриф УМО вузов РФ по образованию в обл. физ. культуры. - Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-9718-0714-8).
  12. Любимов, М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с ораниченными возможностями здоровья / Михаил Львович Любимов ; Моск. гос. психолого-педагогический ун-т // Социальная педагогика. - 2012. - № 2. - С. 48-53.
  13. Осьмук, Л.А. Образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 137-143).
  14. Любавина, Н.В. Инклюзивное и интегрированное обучение для детей с ограниченными возможностями: проблемы и условия эффективности = Inclusive integrated schooling for children with limited capabilities: issues and effectiveness preconditions; Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти // Социологические исследования. - 2013. - № 9 (353). - С. 64-69. - Библиогр.: с. 69).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста

     Духовно - нравственное  воспитание является неотъемлемой  частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого  в системе образовании: духовные упра...

Исследование физической подготовленности детей среднего школьно возраста занимающихся регби

Исследование физической подготовленности детей среднего школьного занимающихся регби...

Физическое воспитание детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годи...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Программа духовно – нравственного воспитания детей среднего школьного возраста «Первые шаги»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии...

«Особенности физического воспитания в среднем школьном возрасте»

Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности...

Особенности построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста

Актуальность исследования: в настоящее время подготовка юных баскетболистов не отличается особой оригинальностью, что влияет на односторонность подготовки в целом. Мы видим необходимым внести некоторы...