Статья. Роль учителя в системе ВФСК
статья по физкультуре

Ситуация, в которой находятся все граждане России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gto.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей №387 им Н. В. Белоусова

кировского района города Санкт - Петербурга.

Учитель физической культуры

 высшей категории

 Серебренная Екатерина Владимировна.

Роль учителя в системе ВФСК.

Не жаждущего осла не напоишь.

Восточная мудрость.

Занятие физической культурой – дела государственное, можно сказать, что в этом и заключается национальная идея: вырастить здоровое поколение людей, любящих свою страну (патриотов), способных защищать свое государство в случаи опасности.

Этой задачи отвечала система подготовки советских школьников (БГТО, ГТО). Сегодня школа готовит учеников по системе ВФСК. Смысл тот же.

Но сегодня учитель  физической культуры сталкивается с целым рядом трудностей. Рассмотрим проблему со всеми ее составляющими: родители – дети – учителя.

Родители хотят видеть своих чад гражданами физически развитыми, здоровыми, способными обеспечить семью и продолжить род.

Учителя понимают свою ответственность в подготовке здорового поколения, готового к интеллектуальной работе и к защите отечества.

Дети отличаются от своих сверстников в советском государстве многим: у них не развиты качества коллективизма (способность работать в команде), они менее здоровы (сказывается экология и особенности питания), они прагматичны (они понимают, что физическая подготовка поможет поступить в ВУЗ, даст дополнительные баллы). Дети рассматривают здоровье не как самоцель, а как средство достижения практической цели.

Быть  физически развитым для современного ученика – это готовить себя к благополучной жизни. Современные ученики ярко выраженные индивидуалисты. Они хотят в будущем материально обеспечения (это дает профессиональный спорт – футбол, теннис), и куда меньше  думают о гармоническом развитии.  При этом у современных учеников между понятиями хотеть и мочь не стоит представление о волевых усилиях, постоянных тренировках. Они считают, что результат быстро достижим, а если думают о цели, то цель для них конкретна: заработать баллы при поступлении в институт, а девочки в мечте о будущей профессии связывают физическое воспитание с красотой фигуры или модой, что приводит к анорексии.

В самом трудном положении оказываются учителя. Родители мало занимаются физическим воспитанием детей, перекладывая на систему образования ответственность за результат. При этом они часто волнуются, боясь увеличения нагрузки на уроках физической культуры и повышенного травматизма. В общей массе дети после уроков предоставлены сами себе., если не занимаются в спортивных секциях, а роль семейного воспитания в физической подготовке практически отсутствует.

Учитель физической культуры отвечает за подготовку учеников к сдаче норм ВФСК. Нормативы жесткие, уроков не достаточно, необходимо заниматься дополнительно.

Отчеты о подготовленных золотых, серебряных и бронзовых значках не всегда соответствуют уровню подготовки детей. Как правило, если ученик получает золотой значок, значит он занимается в спортивных секциях или физически одарен. Роль учителя в данных случаях минимальна.

Что же может учитель?

Если он  профессионально подготовлен и психологически грамотен, он может на протяжении одиннадцати лет давать детям и родителям (в тесном контакте) теоретические знания о гармоническом развитии и тренировать учеников с учетом их возрастных особенностей, привлекая учащихся к ежедневной физической нагрузке и обучая их расслаблению.

Учитель должен уметь убеждать ученика в необходимости заниматься физической культурой. Указывать какую роль это играет в становлении личности, в гармонизации интеллектуального, нравственного и физического уровня. Только так мы сумеем воспитывать граждан, патриотов.

В помощь учителям  необходимо придумать систему ценностей для каждой ступени ВФСК, кроме самой главной – здоровье. В образовательных учреждениях, где есть поступления в лицейские классы (например) можно внести дополнительные плюсы при составлении портфолио ученика.

В современной школе на учителя физической культуры возложено огромное количество документации. Начали внедрять нормативы, обязательные для заполнения в журнал. Так же учителя стали обязаны готовить документы на выпускников, которые претендуют на значки ВФСК. Составлять всевозможные отчеты о количестве учеников, сдававших, и претендующих на значки. Возможно, для объективного приема норм ВФСК можно составлять независимые комиссии. Это снимет ряд бумажных дел с учителя практика и освободит его время, которое он сможет более эффективно потратить на подготовку учеников.

Так же ни в коем случае не оценивать работу педагога по количеству значкистов. Причиной тому смотри вышесказанное.

Мне, как человеку, не сдававшему нормы ни БГТО, ни ГТО, но занимающемуся спортом и физической культурой всю жизнь, идея очень симпатична. С удовольствием работала бы в комиссии по принятию норм ВФСК, была бы объективной, занималась просветительской работой.

Заставлять принимать нормы, заставлять сдавать нормы дело важное, но гораздо важнее, когда родители, дети, учителя заинтересованы в процессе и результате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль учителя в работе с одаренными детьми."

В   настоящее   время   наблюдается   повышенный   интерес   к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и  развития  ...

Статья "Роль учителя в развитии патриотического самосознания старшклассников в условиях становления гражданского общества"

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ  В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА....

Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ - компетентности учителей и учеников»

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...

Статья: "Роль учителя в современном мире"

О значении и целях педагогической деятельности....

Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...

Статья: «Роль учителя информатики в формировании ИКТ компетентности учителей и учеников»

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я дол...

Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...