Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»
статья по истории на тему

Лесных Наталья Петровна

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принципы организации образовательного процесса. Эти изменения внедряются в практику педагогов постепенно. В 2013-2014 учебном году  в рамках эксперимента в школе была апробирована нелинейная модель организации образовательного процесса. Эксперимент осуществлялся в двух направлениях:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konkurs.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принципы организации образовательного процесса. Эти изменения внедряются в практику педагогов постепенно. В 2013-2014 учебном году  в рамках эксперимента в школе была апробирована нелинейная модель организации образовательного процесса. Эксперимент осуществлялся в двух направлениях:

  1. Апробация модели организации разновозрастного обучения (начальная и основная школа).
  2. Апробация модели организации образовательного процесса на основе координации учебных предметов (начальная и основная школа).

В рамках первого направления проведены мероприятия:

1. Учебное занятие для обучающихся 4 класса с привлечением обучающихся 6 класса «Мир рыцарей и замков», учебные предметы: окружающий мир/история

2. Учебное занятие для обучающихся 1 класса с привлечением обучающихся 5 класса «Корабли. Русские путешественники и мореплаватели», учебные предметы: окружающий мир/география

3. Учебное занятие для обучающихся 2, 3 классов с привлечением обучающихся 5 класса «Опасные места. Домашние опасности», учебные предметы: окружающий мир/ОБЖ

4. Учебное занятие для обучающихся 5 класса с привлечением обучающихся 6 класса «В.Г.Распутин. В тайге над Байкалом», учебные предметы: литература Восточной Сибири/география

В рамках второго направления проведены мероприятия:

1.Учебное занятие для обучающихся 6а, 6б классов. Координация предметов: география/математика. Тема учебного занятия: «Масштаб»

2. Учебное занятие для обучающихся 1 класса. Координация предметов: окружающий мир/технология. Тема учебного занятия: «Зачем строят самолёты. Полёт человека. Самолёт. Парашют»

3. Учебное занятие для обучающихся 5 класса. Координация предметов: русский язык/информатика. Тема учебного занятия: «Правописание слов с корнями лаг-лож. Редактирование текста»

Все проведённые занятия носили характер апробации и проводились точечно, лишь в некоторых классах. Реализация же стандартов второго поколения требует системности и целенаправленности в достижении планируемых результатов. Более того, принципиальной особенностью организации образовательного процесса в основной школе является формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Уровень сформированности  УУД  в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности  обучающихся.

Поэтому в течение 2013-2014 учебного года были разработаны межпредметные образовательные модули. Для  формирования учебной  самостоятельности  учащихся планируется использовать всевозможные практики, которые организуются через групповые и индивидуальные консультации, мастерские, внеурочные занятия по предмету,  реализуемые за счёт часов, высвобождающихся в результате координации учебных предметов, введения межпредметных образовательных модулей.

           С целью эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов, социализации обучающихся на ступени основного общего образования  МОБУ СОШ №7 п. Весёлый выбран годовой учебный план, где предложено распределение часов по предметам и классам не недельное, а годовое. Это позволяет реализовать межпредметные тематические образовательные модули.  

          Что же такое межпредметный образовательный модуль?

          Традиционно преподавание в школе строится как преподавание отдельных учебных предметов. У каждого из них есть своя внутренняя логика. Учебники пишутся разными авторами. Для учителей, и тем более, для учеников, не замеченными остаются глубокие внутренние связи между предметами. Эти связи очень разнообразны, они базируются на единстве средств и способов действий, на единстве тем, задач, понятий, используемых в разных предметах. Однако они становятся явными и необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения.

Модульная организация образовательного процесса служит координации учебных предметов, выявлению существенных связей между ними. В разных предметных линиях при решении учебных задач открываются средства и способы действий, понятия. Они могут использоваться в многообразных практиках, в том числе непосредственно не продолжающих данную предметную линию. При этом происходит их опробование, преобразование, конкретизация, полноценное присвоение.

Таким образом, образовательный модуль - часть учебного или интегративного курса (курсов), построенная на разных видах  деятельности обучающихся и имеющая определенную логическую  завершенность в отношении результатов образования, заданных ФГОС. Основная цель подобных  модулей – координация учебных предметов основной школы и социализация обучающихся.

Можно выделить несколько наиболее типичных способов координации учебных предметов (в соответствие с теорией А.Б.Воронцова):

1) Тематическая координация (общность тем в разных предметах). Психолого-педагогические эффекты и последствия такого типа работы связаны с преодолением детских представлений о дисциплинарной отдельности, а также преодолением дисциплинарной организации учебной жизни. Примеры таких координаций: тематическая координация "течение времени" (сезонные изменения в природе и жизни людей); тематическая координация "точка зрения" (возможность разных взглядов на один объект, разных действий по отношению к одному объекту).

2) Средственно-техническая координация. Очень важная дидактическая форма, в которой некое знаковое средство, появившееся в одном предмете (в качестве средства) специально переносится на другие предметы. Лишь подобным способом знание может стать настоящим средством действия. Примеры подобной координации: овладение общими способами работы со словарями и справочниками (например, алфавитным принципом устройства) как универсальным средством организации информационного поиска; способы работы с художественным текстом, способы редактирования и оформления текста, освоенные на русском языке и в курсе литературного чтения, используются для представления материала на уроках истории и обществознания.

3) Позиционная координация. Предполагает рассмотрение одного объекта, орудия и пр. в соответствии с задачами разных предметных линий и разных практик. Пример: отношения живых существ в водоеме рассматриваются с двух разных позиций: литературно-художественной и научной (биологической).

4) Задачная координация. Для решения практической задачи привлекаются средства, наработанные в разных предметах. Пример: практическая задача поиска спрятанного клада решается путем привлечения знаковых средств, появившихся в разных учебных предметах (семафорная азбука, шифровки, буквенная и символическая записи, письменность древних людей).

5) Понятийная координация. Конкретизация и развитие понятия, открытого в некоей предметной линии происходит в практиках, имеющих отношение к другому учебному предмету. Примеры: способ прямого измерения, открытый в математике, конкретизируется на материале «Окружающего мира» и развивается в измерительные практики (процедуры косвенного и условного измерения – оценки); способ представления кратного отношения, открытый в математике, конкретизируется в понятии масштаба (на материале «Окружающего мира») и развивается в практики картографирования.

Основная идея модулей состоит в координации (пересечении) разных учебных предметов. Такая координация дает возможность: 

учителю – увидеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; 

ученику – переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого учебного предмета; 

ученическому коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.

Возможны два варианта реализации образовательных модулей в образовательном процессе.

1 вариант - модуль как отдельное целое, включенное в учебный план

Этот вариант реализации состоит в том, что модуль используется как целое, не разделяя его на отдельные учебные предметы. Детям объявляется, что в эти часы проводятся занятия по данному учебному модулю (особое название в расписании). Занятия по модулю проводятся ежедневно. Минимальное количество часов в день – 1 урок, максимальное – 3 урока. Таким образом, модуль может быть реализован в течение нескольких учебных дней. При этом часы, затраченные на работу по модулю, учитель забирает в указанной пропорции из каждого учебного предмета. Во время реализации модуля другие предметы изучаются параллельно. 

Таким образом, ученики воспринимают изучение модуля как новый отдельный урок. После завершения модуля возобновляется прежнее расписание.

Важными моментами реализации модуля становятся: наличие переноса знаний и умений, полученных в рамках модуля, на решение задач из различных дисциплин; применение знаний и умений, полученных в рамках модуля, для решения задач практического содержания,
не имеющих конкретной предметной привязки.

2 вариант - модуль, как совокупность фрагментов существующих учебных курсов.

Второй вариант реализации предполагает разделение отведенных на модуль часов между предметами в указанной пропорции. При этом ученики не ставятся в известность о том, что они изучают некую целостную тему на уроках по разным предметам. Уроки по предметам модуля проводятся ежедневно (не менее одного урока в день). На время проведения модуля расписание изменяется таким образом, чтобы все указанные в рекомендациях учебные часы по отдельным предметам были даны в нужном порядке и в течение указанных сроков апробации.

В нашей школе выбран первый вариант реализации образовательных модулей.

          В основу разработки образовательных модулей заложены следующие положения:

1. Выдержан федеральный компонент образования в целях сохранения единого образовательного пространства (часть часов учебных предметов обязательной части учебного плана отдано на реализацию образовательных модулей, также являющихся обязательной частью учебного плана).

2. Образовательные модули обеспечивают необходимый перечень метапредметных, личностных, предметных результатов,  гарантируют всем учащимся  получение обязательного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

3. Образовательные модули соответствуют учебным возможностям всех обучающихся, способствуют процессу их социализации в обществе через участие в различного рода социальных практиках, что формирует учебную самостоятельность обучающихся.

4. Образовательные модули позволяют реализовать приоритетное направление деятельности школы – реализацию образовательного процесса с учетом личностно-ориентированных подходов, принципов и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Главной целью организации и реализации образовательных модулей в МОБУ СОШ №7 п. Весёлый является формирование личности, обладающей открытым мышлением – творчески и социально активной, способной к познанию мира с позиции ценностного отношения к Человеку.

Образовательные модули созданы педагогами МОБУ СОШ №7 п. Весёлый в соответствии с классификацией кандидата педагогических наук А.Б.Воронцова и структурированы в соответствии с Положением об образовательном модуле, принятом в МОБУ СОШ №7 п. Весёлый. Организация работы педагогов и обучающихся по реализации образовательных модулей осуществляется в рамках нелинейной модели организации образовательного процесса (Положение о динамическом (нелинейном) расписании).

Особая роль в создании межпредметных образовательных модулей отводится учителю истории и обществознания, так как данные предметы являются связующим звеном для многих школьных дисциплин. В 5 классе в 2014-2015 учебном году разработано три образовательных модуля, в создании которых приняла участие и я, как учитель истории и обществознания.

 Первый модуль средственно-технический «Учись учиться» введён в 5 классе с целью обучить учащихся разным способам работы с информацией. Анализ стартовой диагностической контрольной работы в 5 классе в начале 2013-2014 учебного года показал, что обучающиеся не умеют извлекать нужную информацию из текста, заполнять информацией таблицы и читать их, соотносить понятия, находить нужную информацию, не знакомы с разными способами редактирования и оформления текста. Данный модуль реализуется в начале учебного года, в 1 четверти, в объёме 15 часов. Ниже представлен учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование межпредметного образовательного модуля «Учись учиться»

Учебно-тематический план

«Учись учиться» (5 класс, 15 часов)

Предметные области

Учебные предметы

Часы

Филология

Русский язык

1

Математика и информатика

Математика

2

Литература Восточной Сибири

2

Общественно-научные предметы

История

2

Обществознание

1

География

2

Естественнонаучные предметы

Биология

1

Искусство

Музыка

2

Изобразительное искусство

2

ИТОГО

15


Календарно-тематическое планирование средственно технического межпредметного образовательного модуля «Учись учиться»

№ урока

Название предметных областей, тем

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные виды деятельности уч-ся

Оборудование (наглядные пособия, тех ср-ва и т.д)

По плану

По факту

1

«Русский язык»: «Лингвистика  - наука о языке»,

«Обществознание»: «Введение в курс «Обществознание»

«Язык нам дан, чтоб правильно общаться»

1

Исследовательская деятельность: что такое слово, для чего нужны слова, как люди общаются.

Работают с различными источниками информации, анализируют информацию; контролируют работу в группе, читают и анализируют текст.

Презентация PPT

Личностные: развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и  младшими в различных видах деятельности; уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Метапредметные: уметь работать в группе; уметь слушать партнера; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь самостоятельно ставить цели, работать с различными источниками информации.

Предметные: моделировать информацию с помощью рисунков (использование средств наглядности), реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль.

2

«Математика»: «Отрезок. Длина отрезка»

 «Биология»: «Методы изучения природы. Проведение наблюдений, опытов   и измерений с целью конкретизации знаний»

«Шкалы и координаты. Проведение наблюдений, измерений»

1

Выполняют задания учителя: измеряют вес, рост. Отвечают на вопросы учителя. Делают записи в тетрадях. Отмечают на координатном луче полученные результаты. Осуществляют рефлексию учебной деятельности.

Весы, ростомер, линейки, карандаш, презентация PPT.

Универсальные учебные действия:

Личностные: развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и  младшими в различных видах деятельности; уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Метапредметные: уметь работать в группе; уметь слушать партнера; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем, уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках)

Предметные: извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений,  формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии, формировать начальное представление о шкалах и координатном луче, о методах изучения природы с помощью измерений, наблюдений.

3

«Музыка»: «Древний союз. Истоки»

«Литература Восточной Сибири»: «Эвенкийская народная сказка      «Умусликэн».  Основа волшебной сказки-героический миф»

«Сказочные образы в литературе и музыке»

1

Слушают музыку, описывают возникающие образы, вспоминают и кратко пересказывают сказку, доказывают свою точку зрения.

Презентация PPT.

Универсальные учебные действия:

Личностные: развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и  младшими в различных видах деятельности; уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительное отношение к культуре своего и других народов

Метапредметные: уметь работать в группе; уметь слушать партнера; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь самостоятельно ставить цели, работать с различными источниками информации.

Предметные: моделировать информацию с помощью рисунков (использование средств наглядности), реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью; осознание значения  ритма для создания произведения; раскрытие музыкальных образов через литературный сюжет; умение выделять информацию для познания музыкального языка; представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ.

4

«Математика»: «Отрезок. Длина отрезка»

 «Литература Восточной Сибири»: «Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». Схема путешествия героя по мирам в поисках родных»

«Путешествуем вместе с Умусликэн по мирам»

1

Составляют схему путешествия героя по мирам в поисках родных

Чертёжные инструменты, иллюстрации миров

Универсальные учебные действия:

Личностные: развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и  младшими в различных видах деятельности; уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.

Метапредметные: уметь работать в группе; уметь слушать партнера; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Предметные: формулировать основное свойство обыкновенных дробей, определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости; анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию; выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

5-6

«Музыка»: «Древний союз. Искусство открывает мир»

«Изобразительное искусство»: «Древние образы в народном искусстве»

«Образы в народном искусстве»

2

Слушают музыку, описывают возникающие образы, сравнивают, сопоставляют, анализируют, создают выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов.

Презентация PPT

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой видах деятельности; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, культурного наследия народов России, формирование целостного мировоззрения.

Метапредметные: овладение составляющими исследовательской  и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Предметные: формирование знаний о месте и значении изобразительных искусств; формирование умения пользоваться красками, уметь соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью; осознание значения  ритма для создания произведения; раскрытие музыкальных образов через литературный сюжет; умение выделять информацию для познания музыкального языка; представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, формирование знаний об особенностях уникального крестьянского искусства.

7

«История»: «Что и как изучает история»; «Что и как изучает история»

 «География»: «Что такое география», «Методы географических  исследований»

«Путешествие по миру с помощью компаса»

1

Составляют маршрут следования от одного школьного объекта до другого с помощью компаса.

Компас.

8

«Путешествие по миру с помощью карты»

1

Составляют маршрут следования (карту) от одного школьного объекта до другого.

Ватманы

9

«Как познать нам этот мир»

1

Учатся использовать различные приборы для измерения расстояния, времени, влажности, направления ветра, температуры.

Часы, метр, барометр, флюгер, термометр.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; формирование понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, эстетической среды бытия; развитие творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры;

Метапредметные: получение технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

Предметные: организация труда, обеспечивающего сохранение здоровья; составление рисунка карты.

10-11

«История», «География»: внеурочная деятельность

Игра: «Найди клад»

2

Две команды составляют друг для друга карту поиска сокровищ, затем в форме соревнования ищут клад.

12-13

«Математика», «Литература Восточной Сибири»: внеурочная деятельность

Урок-практикум «Решение сюжетных задач»

2

Обучающиеся решают сюжетные задачи, основанные на исторических сведениях о Восточной Сибири»

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учётом устойчивых познавательных интересов, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; формирование понимания ценностей материальной культуры для жизни и развития человека, эстетической среды бытия; развитие творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры;

Метапредметные: получение технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

Предметные: организация труда, обеспечивающего сохранение здоровья; составление рисунка карты.

14-15

Русский язык

Математика

Литература Восточной Сибири

История

Обществознание

География

Биология

Музыка

Изобразительное искусство

Закрытие средственно-технического образовательного модуля «Учись учиться»: Межпредметный образовательный проект «Вот и стал ты пятиклассником!»

2

Выполняют задания различного уровня из разных предметных областей.

Презентация, иллюстрации, ватманы.

Итого:

15

Ещё один тематический межпредметный образовательный модуль  «Страна загадок и гробниц, фараонов и цариц» (11 часов в год, срок реализации – октябрь 2014 года). Ниже представлен учебно-тематический план межпредметного образовательного модуля «Страна загадок и гробниц, фараонов и цариц» и межпредметного образовательного модуля «Семья и Родина»

Учебно-тематический план

«Страна загадок и гробниц, фараонов и цариц»

Предметные области

Учебные предметы

Часы

Общественно-научные предметы

История

5

Искусство

Музыка

3

Изобразительное искусство

3

ИТОГО

         11

Структура тематического межпредметного  образовательного модуля «Семья и Родина»

Всего часов в модуле – 26

За счёт интеграции предметов – 18 часов

1-4 уроки. «Литература»: «Л.Н.Толстой «Петя Ростов»»;

Анализ эпизода из фрагмента романа «Война и мир» («Петя Ростов»)

М.А.Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н.Толстого)

«Обществознание»: «Наша Родина – Россия»;

                                  «Что значит быть патриотом»

5-7 уроки. «Обществознание»: «Семья – ячейка общества»

                                                    «Семейные заботы»

                  «Английский язык»: «Идеальная семья»

                                                    «Идеальная семья»

8 урок. «Обществознание»: «Свободное время»

             «Английский язык»: «Увлечение и друзья»

9 урок. «Обществознание»: «Семейное хозяйство»

             «Математика»: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

10 урок. «География»: «Русские путешественники»

               «Биология»: «Великие естествоиспытатели»

11 урок. «География»: «Вокруг света под русским флагом»

               «Математика»: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (определение  

               маршрута путешествия)

12 урок. «География»: «Путешествие по Евразии»

               «Биология»: «Жизнь на разных материках»

13 урок. «Музыка»: «Песня – верный спутник человека»

                «Изобразительное искусство»: «Конструкция и декор предметов народного быта                          

               и труда»

14 урок. «Музыка»: «Мир русской песни»

               «Изобразительное искусство»: «Народный праздничный костюм»

15-16 уроки. «Обществознание»: «Многонациональная культура России»

                      «Музыка»: «Песни народов мира»

                      «Изобразительное искусство»: «Народные праздничные обряды»

17-18 уроки. Закрытие образовательного модуля (обучающиеся совместно с        

             учителями – предметниками  готовят и представляют «продукт» освоения              

             темы: проект, викторина, кроссворд, музыкальное произведение и тд)                                  

На организацию внеклассной деятельности по предмету, проектную деятельность, индивидуальные и групповые консультации – 8 часов

Формы внеклассных мероприятий:

урок-практикум «Составление вопросов по тексту Л.Н.Толстого», урок-викторина по тексту Л.Н.Толстого, урок-практикум «Семейный бюджет», урок-презентация «Моё хобби», урок-проект «русские пословицы о семье и их аналог в английском языке», урок-проект «народный праздничный костюм», урок-проект «Русская народная песня», урок-путешествие по Евразии.

Тематический образовательный модуль «Семья и Родина» (26 часов в год, срок реализации – февраль 2015 года) реализуется в рамках работы МОБУ СОШ №7 п. Весёлый по одному из направлений ООП ООО – «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» (направление «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека»). В содержание модуля положены ценностные основы воспитания и социализации обучающихся: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов.

В основе тематической координации учебных предметов в данных образовательных модулях лежит общность тем в разных предметах, изучающихся в курсе 5 класса. Психолого-педагогические эффекты и последствия такого типа работы связаны с преодолением детских представлений о дисциплинарной отдельности, а также преодолением дисциплинарной организации учебной жизни, что соответствует требованиям к реализации ФГОС второго поколения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.

Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....

Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования (выступление на педсовете)

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени....

Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...

Статья "Организация внеурочной деятельности на ступени основного общего образования в условиях ФГОС".

Организационным механизмом реализации внеурочной деятельности на ступени основного общего образования является план внеурочной деятельности, который, как и в основной образовательной программе начальн...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....

Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...

«Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»

laquo;Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»...