«Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»
статья по алгебре

Мосенкова Любовь Анатольевна

«Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

Доклад для ШМО

«Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»

Подготовила

Мосенкова Л.А.

Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам в рамках внедрения ФГОС второго поколения.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в данном образовательном учреждении; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ООО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС ООО, оценивать изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Личностные результаты учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдается ученику должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества. Характеристика может включать в себя следующие позиции:

  1. оценка успеваемости учащегося, его достижения в изучении учебных предметов, возможные трудности усвоения отдельного программного материала;
  2. уровень сформированности учебно-познавательной мотивации, отношения к учебной деятельности; учебная самостоятельность и инициативность (высокий, средний/достаточный, низкий);
  3. взаимоотношения с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, участие в совместной деятельности, наличие друзей в классе; отношение к учащемуся других детей.

Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним относятся: творческие работы ребенка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности и т. п. Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. К примеру, школьник подготовил интересную презентацию об истории математики, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Это письмо может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога на красивом бланке. Такие письма могут составляться от лица завуча (директора школы), если проведенная учащимся работа выходит за рамки классной.

Предметные результаты обучения представлены в содержании программы учебного предмета по каждому классу[1].

Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям.

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче: 

  •  «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
  •  выбор и использование целесообразных способов действий;
  •  определение рациональности (нерациональности) способа действия.

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  •  составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
  •  контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
  •  адекватная самооценка выполненной работы;
  •  восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

3. Использование знаково-символических средств представления информации:

  •  чтение схем, таблиц, диаграмм;
  •  представление информации в схематическом виде.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

  •  выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
  •  использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

  •  составление текста-рассуждения;
  •  выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
  •  использование обобщающих слов и понятий.

6. Смысловое чтение:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • составление текстов в устной и письменной формах.

7. Различные способы поиска и использования информации: 

  • поиск значения слова по справочнику;
  • определение правильного написания слова;
  • «чтение» информации, представленной разными способами.

Для оценки достижения метапредметных результатов обучения проводится итоговая контрольная работа. Проверка уровня достижений учащегося в соответствии с ФГОС ООО осуществляется в конце года обучения.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования… завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». В соответствии со статьей 13 в Уставе образовательного учреждения устанавливается «система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования».

При определении системы оценок при промежуточной аттестации в образовательном учреждении должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Итоговые проверочные работы:

дидактические и раздаточные материалы

        Как уже отмечалось, итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки  на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

        Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.

        В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

        Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Пример подобной проверочной работы для выпускников по курсу естествознания приводится в конце данного параграфа.

        Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

        Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой или дипломной работы), так и в форме комплексной интегрированной письменной контрольной работы, охватывающей в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно, естественно, и сочетание этих форм.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

        Основное содержание данного параграфа и посвящено описанию итоговых комплексных или интегрированных проверочных работ.

        Ниже приводятся не только примеры таких работ, но и детальная информация по их проведению, оцениванию и интерпретации полученных результатов – как по отдельным предметам и отдельным универсальным способам учебных действий, так и интегративной оценки.

        Все предлагаемые ниже итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

        Они строятся на основе не сплошного текста (в настоящих примерах – естественнонаучного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности), к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

        В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

        Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

        Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 5 класса (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)

Рабочая программа для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике в 5-9 классах (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разрабо...

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.

Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....

Внеурочныя деятельность обучающихся начального и основного общего образования в рамках ФГОС

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященном введению ФГОС в основной школе....

Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....