Доклад "Преемственность начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС. Математика"
статья (5 класс)

Никифорова Наталья Васильевна

Выступление на школьном методическом совете по преемственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на ШМС24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Доклад подготовила учитель математики Никифорова Н.В.

При изучении школьного курса математики, как и при строительстве любого здания, важен основательный, прочный фундамент, иначе, каким бы ни было дальнейшее строительство, здание не будет устойчивым. В то же время, и на прочном фундаменте можно возвести  хлипкое сооружение. Потому пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах. А с другой, чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

        При переходе из начальной школы в среднюю школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя - сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Многие учителя математики, сравнивая оценки, с которыми дети были переведены из четвёртого класса в пятый, с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.

         Так в чем состоят причины сложностей у пятиклассников?

               - Кабинетная система.

               - Появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения.

                            - Не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. Это особенно, сказывается в начале учебного года, в период, так называемой, адаптации. Задача каждого  учителя не только обучить, дать знания, но и развивать у ученика познавательные процессы, их творческую активность.

                - Учитель- предметник в 5 класс идет, как правило, выпустив 9 или 11 класс. И ему трудно перестроиться! Наши выпускники начальной школы часто ему кажутся неумехами, с замедленным темпом работы. Следовательно, адаптационный период касается не только ученика, но и учителя.

          - Еще одной причиной трудностей у детей при переходе в среднее звено, как мне думается, является отношение к этому процессу родителей. Им тоже кажется, что их детям не нужен такой контроль, как был в начальной школе. Появляется полная свобода действий: можно позволить себе не выполнить домашнее задание, что-то не доучить. И если в начальной школе родитель сразу же был об этом проинформирован, то в среднем звене этот процесс затягивается, чаще всего, до родительского собрания.

        Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы педагога и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них  оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.

        Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики.

Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной школой и 5 классом можно поделить на три группы: организационно-психологические; общеучебные умения и навыки; специальные математические знания, умения и навыки.

Организационно-психологические проблемы.

1. Недостаточная наполняемость урока материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу.

Возможности разрешения: уменьшение доли фронтальных бесед и других малоэффективных методов работы на уроке, использование печатных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей.

2. Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного (сверх отведенных 45 мин.) времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать.

Возможности разрешения: приучать начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока.

3. Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ.

Возможности разрешения: разъяснения родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

4. Бедность и однообразие используемых материалов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей.

Возможности разрешения: распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики полезно знакомиться с лучшим опытом).

5. Пассивность большинства учащихся в процессе обучения.

Возможности разрешения: использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

6. Несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математике.

Возможности разрешения: учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке.

7. Привычка у детей получать отметки за любое (самое малое) действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы.

Возможности разрешения: добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускать выставления необоснованно высоких оценок за неполные ответы.

8. Обедненная речь учителя, отсутствие динамики в использовании лексики от 1 к 4 классам.

Возможности разрешения: полезно создание и внедрение учителями математики совместно с учителями начальной школы словаря-программы постепенного ознакомления детей с «взрослой» лексикой, проведение отдельных уроков в начальной школе вместе с учителем средних классов.

9. Создание у детей учителем и родителями в конце 4 класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 классе.

Возможности разрешения: знакомство родителей и детей со своими будущими учителями уже в 4 классе, проведение математических праздников, олимпиад, соревнований, отдельных уроков, родительских собраний совместно с учителем 5 класса.

Общеучебные умения и навыки.

1. Недостаточная техника чтения, большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.

Возможности разрешения: постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике.

2. Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей.

Возможности разрешения: рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки.

3. Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей.

Возможности разрешения: на уроках предлагать цепочные вычисления, дома – специальные упражнения на тренировку внимания и памяти.

4. Недостаточная тренированность долговременной механической памяти.

Возможности разрешения: практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.

5. Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной литературе.

Возможности разрешения: рекомендовать иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы.

Специальные математические знания, умения и навыки.

1. Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах до ста учащиеся должны выполнять устно).

Возможности разрешения: постоянное подкрепление знаний таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета.

2. Ошибки в письменном делении многозначных чисел и письменном умножении многозначных чисел.

Возможности разрешения: регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления и умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание.

3. Слабое знание правил порядка действий (в том числе и в выражениях со скобками).

 Возможности разрешения: после записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий.

4. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже в одно - два действия).

Возможности разрешения: предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить её на рисунке или схеме; при обсуждении решения – вопросы: как догадались, что первое действие именно такое?

5. Недостаточное развитие графических умений.

Возможности разрешения: регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге, построение фигур по командам.

6. Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения.

Возможности разрешения: большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождение значения выражения с переменной.

7. Недостаточно грамотная математическая речь учащихся.

Возможности разрешения: учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах.

Знакомясь с новым для себя 5 классом, в начале сентября оперативно проверяю, что из основных знаний и умений, полученных детьми в начальных классах, забыто, какой материал недостаточно в своё время усвоен. Такую проверку провожу в различных формах. Это и контрольный устный счет, и тесты, а также различные письменные работы. На дом учащимся предварительно даю задание на повторение таблицы умножения, формул пути, площади прямоугольника, периметра прямоугольника, квадрата. Контрольный устный счет провожу в форме диктанта в одном или двух вариантах. Учащиеся получают бланк для записи ответов, диктую задания, а учащиеся вписывают в бланк ответ (если ученик не знает ответа, он ставит прочерк). Диктант №1 направлен на проверку таблицы умножения. Диктант№2 направлен на проверку знаний устного счета в пределах ста.

Проведение тестов (с выбором ответов) – эффективный способ оперативного контроля знаний детей. Такая работа не занимает много времени на уроке, проверка также выполняется достаточно быстро. Перед проведением теста обязательно объясняю порядок выполнения работы, в частности, как отмечать выбранный ответ. Проводила два теста. С помощью их проверила знания по нахождению неизвестных компонентов, знание формул, порядок действий, зависимость между величинами, вычислительные навыки, т.е. всё то, что необходимо при дальнейшем обучении учащихся. После повторения и проведения диктантов, тестов учащимся была предложена письменная проверочная работа на20-25 минут. В неё входило три задания: примеры на вычисления, два уравнения, задача на применение формул площади и периметра прямоугольника.

Анализируя результаты выполнения письменной работы, отметила не только характерные для многих учащихся ошибки, но и зафиксировала просчеты каждого, чтобы в течение первых месяцев учебного года иметь возможность проводить целенаправленную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях детей и со всем классом, и индивидуально.

качество

успеваемость

Проверка знаний таблицы умножения

60%

80%

Устный счет до 100

60%

80%

Тест №1

13%

44%

Тест №2

13%

63%

Письменная проверочная работа

12%

60%

В среднем подготовленность к 5 классу: 31% , 65%

В преподавании математики в 5 классе продолжаю проводить диагностические тесты после изучения каждой темы. С помощью этих тестов выявляю пробелы в знаниях учащихся, провожу дополнительные занятия с такими детьми. После проведения теста провожу уроки коррекции и развития. В этом мне помощником является книга Т.Д. Гончаровой «Обучение на основе технологии «полного усвоения»», в которой предложены педагогические приемы по оптимизации деятельности учителя и ученика. В ней же даны методические рекомендации для составления дидактических материалов для 5 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Статья посвящёна вопросу преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Актуальность данной темы заключается в том, что в основе ФГОС одним из принципо...

Основные аспекты создания и реализации основной общеобразовательной программы основного общего образования в рамках введения ФГОС.

Данная презентация может помочь администрации школы при разработки ООП ООО, а также при написании учителями рабочих программ....

Внеурочныя деятельность обучающихся начального и основного общего образования в рамках ФГОС

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященном введению ФГОС в основной школе....

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

Выступление на педсовете 30.08. 2016 №1 «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и у...

Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственност...