Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.
материал

Писарева Олеся Олеговна

Выступление на МО учителей начальных классов и учителей русского язка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_preemstvennosti_vystuplenie.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС. Проблемы и пути их решения.

Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала». Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Обязательно стоит отметить, что переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода. Он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю. Часто последствия этого перехода бывают отрицательными, что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

- изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

- различием требований со стороны учителей-предметников.

Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием.

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. В школьных программах по русскому языку, как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся.

Изучаемый материал на уроках русского языка в начальной школе группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи. Правописание наречий специально не изучается, запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов «по форме», «по смыслу». Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами. На уровне ознакомления в начальной школе проводится расстановка знаков препинания при обращениях.

На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения.

В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

В 5 классе знакомить учащихся с нормами русского языка мы продолжаем по учебно-методическому комплексу, который построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в  учебнике разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.

Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Стили речи»).

В средней школе происходит смена терминологии. Например,

Начальная школа

  5 класс

Разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения.

Характеристика слова как части речи.

Морфологический разбор.

Звуко-буквенный разбор слова.

Фонетический разбор.

Разбор слова по составу.

Морфемный разбор.

Основа предложения

Грамматическая основа предложения

Прекрасно, что авторы учебника по русскому языку («Школа России») в 4 классе вводят цифровые обозначения для всех видов разбора. Четвероклассники привыкают к ним и легко ориентируются, перейдя в 5 класс.

Особенности, найденные нами в учебнике русского языка для 4 класса.

  1. Постфикс –ся назван частицей.
  2. –Ть в инфинитиве - суффикс.

Конкретные проблемы, с которыми сталкивается филолог, начиная работу с пятиклассниками.

1. При характеристике согласных звуков понятие парные-непарные употребляется только при разграничении звонких и глухих,но не используется применительно к твёрдым-мягким и наоборот.

2. При выделении морфем, не всегда учитывается лексическое значение слова (обращать на это внимание). При изучении, например, корней с чередованием гласных, становится очевидным, что дети применяют правило не к тем словам. РАСТерять-РАСТение.

3. Постоянная путаница понятий часть речи и член предложения!

4. Не различают понятия «форма слова» и «однокоренные (родственные) слова».

5. Отсутствие орфографической зоркости, дети не видят орфограмму. Одно из самых сложных заданий - подобрать проверочное слово, хотя эта работа в начальной школе должна быть доведена до автоматизма. (Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова.)

6. При работе с текстом большинство пятиклассников затрудняется найти главное в абзаце, параграфе, статье. Заметила, что основную тему текста многие определяют, если пользуются чёткой установкой «вопрос о ком или о чем текст? В ответе должно быть одно-два слова». Задание же сформулировать основную мысль текста оказывается очень сложным и провальным.

7. Хочу отметить, что у многих пятиклассников не сформирована потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида. Хотя учебник русского языка и литературного чтения предполагает данный вид работы практически на каждом уроке.

8. Огромную трудность в 5 классе вызывает необходимость учить правила и термины. Единицы способны выучить определение. Слабая нетренированная память дает свои результаты на изложении, а потом и на устной части ОГЭ.

9. Игнорирование заданий для устного ответа в домашнем упражнении.

Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. Обострению проблемы преемственности литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Литературное чтение» на предмет «Литература».

В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду и жанру литературы.

Свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начальной и средней школы и то, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества.

На уроках литературы в 5 классе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой словарный запас. Сказки, рассказы, стихотворения в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С. Пушкина и былины с их устаревшими словами. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» произведение.

Повторюсь, но отмечу, что техника чтения  зачастую оставляет желать лучшего. (Отсюда «хромает» орфография, т.к. не проговариваются слова, не соблюдаются орфографические нормы).

На уроках литературы выявилась сильная ориентация учащихся на пересказ сюжета, неготовность большинства учащихся к диалогу.

Программа и учебники «Литературного чтения» предполагают, что учащиеся к 5 классу уже должны уметь:

Воспринимать текст литературного произведения;

Выразительно читать наизусть отрывки из стихотворения;

Давать характеристику главному герою;

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения;

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитат;

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателей.

Большие сложности вызывает выразительное чтение, сказывается закомплексованность и зажатость некоторых детей. Читают учащиеся 5 класса очень плохо, медленно. Хотя понятия паузы, логического ударения, интонации, темпа им знакомы, и при целенаправленной работе группа ребят вполне справляется с таким видом деятельности.

Ещё одна важная проблема, с которой сталкивается учитель в 5 классе – поверхностное чтение. Учащиеся не вникают ни в смысл прочитанного, ни в детали.

Хочу отметить, что у большинства пятиклассников недостаточно развита устная монологическая речь.

Как же решается проблема преемственности?

Необходимо систематически проводить совместные заседания школьных методических объединений учителей русского языка и учителей начальных классов, на которых стоит обсуждать, например, такие вопросы:

 - Как учить, чтобы не переучивать? (Единый орфографический режим, виды разбора, синтаксический анализ текста и др.)

- Каковы типичные ошибки и как их избежать?

В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов проводят открытые уроки для учителей русского языка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика.

Очень важно, чтобы учитель, который продолжит образование пятиклассников, раньше начал контактировать с классом, вел его изучение с помощью работающего в классе учителя начальной школы.

Предметник должен побывать на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы, перенять какие-то методы, подвижные способы обучения, физминутки. Тогда, придя в 5 класс, дети увидят знакомое лицо. Исчезнет страх перед новым строгим учителем.

В заключение хочется остановиться на общих рекомендациях учителям начальных классов:

1. В организационном, техническом плане важно приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий.

2. Не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

3. Больше внимания уделять каллиграфии.

Вызывает большие трудности умение учащихся подписывать тетради, многие не могут списать с доски без ошибок. В тетрадях у многих «грязь», не поставленный почерк. Также отмечается низкая скорость письма, медлительность, неумение работать самостоятельно даже по образцу.

4. Продолжать и совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе при парной и групповой работе.

6. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

7. С первых дней обучения приучать к самостоятельности, чтоб родители проверяли, а не собирали за детей портфель. В основной школе контроль ослабевает со стороны родителей. Дети, мало того, забывают многие принадлежности, даже не те учебники приносят.

 Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС

Статья посвящёна вопросу преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Актуальность данной темы заключается в том, что в основе ФГОС одним из принципо...

«Проблемы преемственности обучения русскому языку и литературе между начальной школой и средним звеном и пути их решения»

В последние годы много говорится о сложностях периода обучения при переходе из начальной школы в среднее звено, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 1...

Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)

О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с  целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....

Выступление на педсовете 30.08. 2016 №1 «Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и у...

Преемственность в обучении русскому языку и литературе между начальным и основным общим образованием в условиях реализации ФГОС

Проблема преемственности обучения между начальным и основным общим образованием, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственност...