Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.
статья по информатике и икт (8, 9, 10, 11 класс)

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи на практике называются общепредметными умениями. Тогда возникает вопрос: как же сформировать эти умения у учеников? ФГОС основного общего образования  ориентирует школьный процесс обучения на развитие метапредметных способностей учащихся. Само по себе понятие «метапредметность» впервые ввел еще Аристотель.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_7.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи на практике называются общепредметными умениями. Тогда возникает вопрос: как же сформировать эти умения у учеников? ФГОС основного общего образования  ориентирует школьный процесс обучения на развитие метапредметных способностей учащихся. Само по себе понятие «метапредметность» впервые ввел еще Аристотель.

Вопросами учебных метапредметов и метапредметной деятельности с 1980-х годов занималась Научная школа Андрея Викторовича Хуторского.

Сегодня данным вопросом занимается группа методистов, во главе с Громыко Ниной Вячеславовной, Половковой Мариной Вадимовной.

В отечественной педагогике под метапредметным содержанием образования понимается деятельность учащихся, не относящаяся к конкретному учебному предмету, но напротив деятельность, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного процесса. Несмотря на давнюю историю метапредметности,  до сих пор нет единого толкования этого термина.

Цель разработки метапредметного подхода заключается  в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст, а умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Как показывает практика ключевым звеном, которое связывает все учебные предметы, также является текст. Работа над ним позволяет учителям добиваться оптимального результата при минимальных затратах. Необходимо добавить, что работа с текстом в 4-5 классах должна не только формировать общепредметные умения, но и эмоциональную сферу  учащихся.

Именно эту идею постаралась реализовать группа преподавателей по математике, биологии и информатике, разрабатывая  комплекс метапредметных текстов для 5 класса.

Работа с метапредметными текстами рассчитана на весь учебный год. В конце каждой четверти учащимся предлагается текст, который обобщает знания по математике, информатике и биологии, полученные за прошедший учебный период (четверть).

К каждому тексту в конце прилагаются вопросы-задания, которые помогают учащимся:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

Понимание текста:

  • умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста; умение   прогнозировать развитие сюжета текста;
  • умение подбирать заголовок (озаглавить  текст);
  •  умение устанавливать связь между смысловыми фрагментами; умение составлять план текста;

Знаково – символические действия с текстом:

  • Использование знаков и символов для построения учебных моделей, объективирующих существенные характеристик объектов и их связи
  • работа с моделью: умение выводить новое знание путем
  • достраивания, соотнесения частей модели, преобразования моделей;
  • использование пространственно-графических и логических моделей для решения задач.

Ниже приводится один из текстов, предназначенный для учащихся 5 класса в 3 четверти:

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Вместо математических выражений подставить получившееся значение.

Напечатайте текст в MS Word.

Причины землетрясений бывают разные: извержение вулканов, обвалы в горах. Но наиболее сильные из них возникают в результате движений земной коры. Такии землетрясения называют тектоническими. Зарождаются они обычно на большой глубине, на границе мантии и литосферы. Месдто зарождения землетрясения называется гипоцентром или очагом. На поверхности Земли, над гипоцентром, находится эпицентр землетрясения. В течение года наблюдается свыше (102·102=?) землетрясений, но большая часть из них настолько слаба, что не ощущается человеком и фиксируется только приборами.

Зила землетрясений измеряется в баллах – от I до XII. Мощные 12-балллльные землетрясения бывают редко и носят катастрофический характер. Крупнейшими землетрясениями в истории являются Мессинское (1·1000+9·100+8=?), Токийское (1900+23=?), Ташкентское (19·100+66=?), Чилийское (1970+6=?) и Спитакское (1·1000 +988=?). В каждом из этих землетрясений погибли десятки, сотни и тысячи человек, а города были разрушены почти до основания.

  1. О каком понятии (понятиях) в тексте идет речь? Сформулируйте его (их) определение.
  2. Нарисуйте схему землетрясения. Подпишите и объясните основные части
  3. Вместо выделенных слов необходимо вставить изображения (Главное меню Вставка – Клип. Если нет необходимого объекта в Клипах можно: нарисовать в Paint необходимое изображение или найти в Интернет рисунок этого объекта).
  4. На горизонтальной шкале Времени отметить даты крупнейших землетрясений, используя исходный текст.
  5. Оформите перечисление землетрясений в виде маркированного списка
  6. Исправьте ошибки в тексте
  7. Найти информацию о любом землетрясении, случившимся в ближайшее время. Обязательно указать источники информации

Что касается Вопросов-заданий, то существует два варианта опроса учащихся:

  1. Это приведенные выше «Вопросы», проставленные по порядку, не учитывающие сложность выполнения заданий и степени углубленности в предметную область математики, биологии и информатики.
  2. Создание вопросов-заданий по уровням, которые будут учитывать сложность выполнения заданий.

 На практике существуют определенные трудности, так как учителю приходится перестраивать работу на уроках, значительно больше времени тратить на подготовку. Нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке данная технология применима.

Когда ученик читает текст, то ему приходиться мысленно выделять структурные и логические единицы текста. Потом записывает это либо в плане, либо в графической схеме или в таблице.  А также обобщать знания, полученные на уроках математики, информатики и биологии.


Рекомендуемая литература

  1. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – СПб, 2009. – 30 с.
  2. Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.
  3. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  4. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. – М., 2004
  5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-70907.html
  6. http://easyen.ru/load/informatika/6_klass/kodirovanie_informacii/115-1-0-4950


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс (география)

Представлены тестовые задания по географии. Цель тестирования - проверка сформиванности учебных умений работы с текстом....

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"

Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...

ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...

Статья «Роль учителя истории и обществознания в создании межпредметных образовательных модулей на ступени основного общего образования в рамках пилотного внедрения ФГОС ООО»

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый с 2012 -2013 учебного года является региональной пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Реализация стандартов второго поколения требует изменить и основные принцип...

Статья. Комплексная работа с текстом как одна из форм метапредметной интеграции на ступени основного общего образования.

В жизни мы нечасто сталкиваемся с предметами, которые позволяют учителю развивать различные умения, необходимые для решения жизненных различных задач. Очень часто наши жизненные задачи ...

Проблемы преемственности по математике при переходе со ступени начального образования на ступень основного общего образования

 Переход со ступени начального образования на ступень основного общего образования – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из т...