Главные вкладки

    ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях
    проект по английскому языку на тему

    Семкова Екатерина Аркадьевна

    Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

    В.А. Сухомлинский

     

    Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат. У. Черчилль

    Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semkova_e.a._proekt.docx109.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    гимназия № 4

    ПРОЕКТ

    Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

                                                                      Учитель английского языка

    Семкова Екатерина Аркадьевна

                                                           Категория : высшая                

    Сургут,  2014г.

    Краткая аннотация проекта

    Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

    В.А. Сухомлинский

    Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат. У. Черчилль

    Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

    Обоснование необходимости проекта

         Мировой кризис во многих сферах человеческой деятельности сегодня часто увязывается напрямую с кризисом образования, а новая миссия образования все чаще и чаще формулируется как спасительная. Образование – это мощнейшее средство формирования не только и не столько умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определенной мере программирующей ее развитие и жизненный путь. Поэтому вопрос о создании эффективной системы образования, отвечающей запросам времени, именно сегодня является чрезвычайно острым и актуальным.

        Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Грамотное использование различных способов обучения позволяет создать условия, которые  побуждают самих школьников к получению знаний  и  обеспечивают реализацию ФГОС вообще и на уроках английского языка  в частности.  Поэтому, моя задача как  учителя −  осмыслить и  усвоить принципы ФГОС, взять на вооружение современные технологии обучения, внедрить  их в свою практику для того, чтобы мои ученики имели не только знания по английскому языку, но умели применять их в реальной жизни и владели способами познавательной деятельности. Для этого необходимо:

    • провести отбор содержания с учетом индивидуального подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для повседневной жизни и практической деятельности, для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья;
    • отказаться от традиционного представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков, ориентируясь на деятельностный подход к учебному процессу, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

         В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  говорится о том, что обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Поэтому, представленный  инновационный опыт по поиску и внедрению  оптимальных путей и форм повышения мотивации изучения английского языка на средней ступени обучения соответствует социально-образовательному заказу и проводимой политике в области образования.

        Мотивация к обучению у современных школьников сильно снижена, особенно в подростковом возрасте. Это признается и педагогами и родителями. К сожалению, эта проблема имеет место и в нашей гимназии.

         Сейчас любую информацию можно получить за считанные минуты, благодаря интернету. Поэтому знания теряют значимость в сравнении с возможностью приобретать и использовать их. Следовательно, я должна в первую очередь, учить добывать знания и использовать их для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня считаю главным вопросом своей педагогической деятельности: «Как учить?».  Достигнутые практические результаты – есть  ответ на этот вопрос. Они  являются дидактической основой  настоящего проекта.

    Цель и задачи проекта

          Цель проекта – выявить оптимальные  пути и возможности повышения мотивации обучающихся при изучении английского языка на ступени основного общего образования   через разнообразные технологии и виды деятельности.  

        Достижению поставленной цели способствует решение задач:                                         1 Изучить и проанализировать нормативные документы, психолого-педагогическую литературу, опыт педагогов по проблеме повышения мотивации у обучающихся средней ступени.                                                        2 Выявить педагогические условия повышения мотивации при изучении иностранного языка.                                                                                                 3 Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии   для изучения английского языка.                                                                                  4 Активизировать  деятельность обучающихся через участие в творческих конкурсах, олимпиадах, исследовательской и проектной работе.                                                                                                              

    Достигаемые  результаты проекта:

    • Создание деятельностной среды, способствующей формированию устойчивой мотивации к изучению иностранных языков;
    • Достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение задач учебной и социальной направленности;
    • Достижение самостоятельности в учебной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

    Основное содержание проекта

         Решение поставленных задач, прежде всего, связано с отбором  эффективных технологий. Современные образовательные технологии, используемые для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, обеспечивающей личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В учебной деятельности технологии переплетаются, дополняют и обогащают друг друга. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения не создает максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя. Для оптимизации процесса обучения и повышения мотивации я использую интеграцию современных технологий. В результате создается авторская педагогическая технология, оптимальная для обучения конкретных учащихся, условий обучения, содержания изучаемого материала.

    В целях повышения мотивации обучающихся я применяю здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, технологию развития критического мышления, технологию развития творческих способностей, обучение в сотрудничестве, проектные технологии, технологию проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технологии психолого-педагогической диагностики.

          Данные технологии позволяют организовать совместную учебно-познавательную, творческую деятельность обучающихся, способствуют достижению демократизма, равенства, партнерства в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка.

         Среди большого многообразия инновационных педагогических средств,  методов и форм  для повышения мотивации изучения английского языка я использую следующие  формы работы:

    •        нетрадиционные уроки;

    •        внеурочная деятельность: олимпиады, конкурсы, викторины,

             предметные декады;

    •        творческие мастерские;

    •        элективные курсы;

    •        индивидуальные творческие задания;

    •        проектная деятельность

    Вместе с тем считаю, что нельзя отказываться от традиционных методов повышения мотивации: красочных иллюстраций,  минуток  релаксации, песен, драматизации. Педагогический опыт показывает, что основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

    · содержание учебного материала;

    · организация учебной деятельности;

    · коллективные формы учебной деятельности;

    · оценка учебной деятельности;

    · стиль педагогического общения.

           Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, учебных телевизионных передач, других источников. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. При отборе учебного материала я учитываю имеющиеся у обучающихся данного возраста потребности. По мнению психологов и методистов таковыми являются:  потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических: памяти, мышления, воображения;  потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др.  Поэтому учебный материал стараюсь подавать в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик,  т.е. быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным.

       Мало что получится, если не выстроить стиль общения со всеми участниками образовательного пространства. Положительно эмоциональное, комфортное общение создаёт условия для творческой совместной деятельности. Как показывают результаты диагностики, учащимся нравится, когда их хвалят. Но похвала является эффективной только тогда, когда она: обоснована конкретным действием; искренняя; акцентирует внимание на конкретных результатах учеников; даёт информацию о компетентности или достижениях учеников; использует прежние достижения ученика в качестве контекста для оценки текущего достижения, настраивает на позитивное отношение  к выполнению задания, учитывает усердие,  стимулирует веру учеников в то, что они стараются потому, что им это нравится, или потому, что они хотят этому научиться.  

         В формировании мотивации большую роль  играет структура урока. Начало урока: этап вызывания исходной мотивации; один из его важных этапов; он во многом определяет успех всего урока. Такие приемы как: «Да-нет», коммуникативная атака, высказывания выдающихся людей, пословица или поговорка, эпиграф, элемент театрализации, рифмованное начало урока, отсроченная догадка, взаимоопрос, видеофрагмент, диалог помогают настроиться на работу, снимают внутреннее напряжение, часто служат опорой в коллективном целеполагании урока, исключают искусственность и надуманность и приближают данный этап урока к естественной речи на иностранном языке.

        На следующем этапе (этап подкрепления и усиления возникшей мотивации), когда происходит проба сил обучающихся, включаются  их самооценка и самоконтроль, использую репродуктивную и поисковую деятельность в виде устных и письменных заданий: «найди ошибку», лишнее слово, своя опора, диктант, короткое эссе, вопросительные слова, корзина идей, кластер, «кто быстрее», интеллект-карта, целое из частей, составь в правильном порядке, соотнеси правую и левую часть, диалог, кроссворд.

    На завершающем этапе урока  важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом и установкой на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Достижению этого способствует усиление оценочной деятельности самих учащихся при помощи приёмов: эссе, вопрос к тексту, загадка, незаконченное предложение, ролевая игра, взаимоопрос. Для рефлексии часто использую смайлики, дерево успеха, пара слов – состояние после урока, дневник открытий, «Советы Бывалого», До-после, определи свой уровень в процентах, синквейн и т.д.

         Созданию эффективных стимулов в повышении интереса к изучению языка является применение на уроке иностранного языка информационно-коммуникационных технологий, т.к. именно компьютер, компьютерные игры  и общение с друзьями через Интернет находятся в зоне предпочтения у подростков. Использование новых информационных технологий на уроке английского языка повышает его практическую направленность, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся,  делает урок ярким, красочным  и увлекательным. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, улучшает качество усвоения материала, позволяет индивидуализировать процесс обучения, даёт возможность избежать субъективности оценки. Использование на уроках английского языка компьютерных презентаций, компьютерных обучающих программ, музыки, песен, Интернет-ресурсов, электронных учебников является средством осуществления общения. Поэтому мной разработаны  уроки английского языка для учащихся 5- 9-х классов  с применением ИКТ, на каждом из которых активизируются различные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо, а также уделяется

    внимание трем основным аспектам языка: лексике, грамматике и фонетике.

    Обучающие компьютерные программы современны и эффективны. Одним из таких средств является обучающая компьютерная программа к учебнику “New Millennium English” для 5 и 7-го класса издательства "Титул", г. Обнинск (авторы Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова и др.). Новизна данного ЭОР заключается в  построении учебной деятельности в соответствии с индивидуальной траекторией обучения учащихся с учетом различного уровня их подготовки. Используя данный ЭОР в своей практике, я смогла убедиться в его высокой эффективности. В основе концепции этой компьютерной программы лежит личностно-ориентированный подход, направленный на необходимость формирования у  школьников позитивного отношения к процессу обучения и  мотивации к дальнейшему овладению английским языком, а также  на развитие мышления, воображения, памяти и языковой догадки. Программа прививает интерес к изучению английского языка с помощью разнообразных методических приемов: языковых игр, использования предметных и сюжетных рисунков и анимации, позволяющих продемонстрировать употребление нового языка в контексте. Выполнение упражнений оценивается для каждого ученика: в таблице результатов выводится процент правильного выполнения, по которому учитель может оценить знания ученика и поставить отметку. Плюсы данной программы: выполнять задания в удобном для пользователя темпе; использовать её в качестве домашнего репетитора; сохранить и просмотреть как текущие, так и суммарные результаты работы каждого пользователя; выбирать упражнения по виду речевой деятельности или языковому аспекту.

    В своей работе я также широко применяю материалы сайтов:

        Я  рекомендую обучающимся эти, а также другие сайты,  при помощи которых они могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно при подготовке сообщений и в проектной работе.

               Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте. Просмотр видео оказывает сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, служит стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. Помимо учебных видео с успехом использую такие видеоматериалы, как:  

    • художественные и документальные фильмы;
    • мультфильмы;
    • видеозаписи теленовостей и других телепередач;
    • музыкальные видеоклипы;
    • реклама;
    • видеоэкскурсии  по городам и музеям.

        В моей коллекции фильмов на английском языке есть, например, фильм о слонах. Перед просмотром фильма (части фильма) задания такие (7-8 класс):

    1. Ознакомьтесь с заголовком видеофильма и запишите: что вы уже знаете о слонах; что бы  вы хотели узнать?

    2. Составьте словарную паутинку (кластер) по теме «Слоны».

    После просмотра фильма:

    1. Подберите английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям (огромные уши, хобот и бивни, подчиняться хозяину и т.д.)

    2. Запишите прилагательные, которые употреблялись / можно употребить с существительным «слон»

    3. Запишите глаголы, которые вы услышали в  фильме (to carry, to wash…)

    4. Заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями.

    5. Определите верные и неверные утверждения.

    6. Ответьте  на вопросы (вопросы предлагаю до просмотра)

    7. Опишите внешность хозяина слона

    8. Опишите характер взаимоотношений между слоном и его хозяином

    9. Что делает хозяин, ухаживая за слоном (глаголы - кластер) и др.

    В качестве домашнего задания предлагаю сделать проектную работу о слонах. Фильм используется как опора для развития продуктивных умений. Задания носят личностно-ориентированный характер. Одни учащиеся создают  презентацию о слонах, другие - ролевую игру (хозяин и покупатель слона; почему не продает?), а третьи готовят кластер по теме «Слоны».  

        На занятиях я также широко использую музыку и песни. Нельзя переоценить образовательное, развивающее воздействие музыки на процесс формирования ощущений, представлений, гуманитарных знаний и умений всесторонне образованной личности. Если не использовать музыку, то это приведет к некоторой однобокости, перекосу в развитии человека, а значит и нарушит его гармонию с внешним миром. Для каких целей я использую музыку? Назову несколько:

    • Создать определенное настроение и атмосферу общения.
    • Задать темп выполнения задания.
    • Снять напряжение.
    • Добавить национальный колорит в ситуацию общения.
    • Задействовать воображение, эмоции и способствовать их вербальному выражению.
    • Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний.
    • Обеспечить переключение с одного вида деятельности на другой.

         Для создания  атмосферы определенного места, эпохи подбираю музыкальный отрывок или отрывки, которые способны создавать устойчивые ассоциации с эпохой, страной, с человеком. В 7 классе учащиеся выполняют индивидуальный или групповой исследовательский проект. Радует, что некоторые учащиеся отходят от стереотипов данной возрастной группы, не боясь  показаться «белой вороной», в основу проекта берут творчество Ф.Ф. Шопена, П.И. Чайковского и  В.А.Моцарта, включают образцы и приводят доказательные аргументы в защиту прекрасной музыки.   С целью развития воображения учащихся, предлагаю такие задания:

    • Слушая музыку, закончите начатые предложения.
    • Прослушав музыку, заполните таблицу (краткое описание страны)
    • Напишите 5-10 слов по ассоциации со звучащей музыкой.
    • Представьте и опишите товар или услугу, рекламируемые с помощью данной музыки.
    • Пишите все, что приходит на ум, пока звучит музыка (слова, фразы).
    • Подберите музыку к тематике проектной работы и обоснуйте выбор.

       Любая песня – это слова, положенные на музыку. Поэтому работа с ней напоминает работу над текстом. Есть песни, в которых текст несет большой информационный запас о культуре и истории страны/народа, интересен в плане идей и дает богатую почву для дискуссии, лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается, является самоценным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными или повторяющимися грамматическими структурами, образными выражениями, стилистическими приемами и т. д.  Поэтому в учебных целях я использую песни с выигрышным текстом, улавливаемым ритмом, «цепляющие». В 5 классе широко использую рифмовки, положенные на музыку (Г.Доля «Happy English).  Песня способствует:

    • формированию базовых языковых и речевых умений (слушать и имитировать движения, ритмическое проговаривание джазовой рифмовки)
    • развитию языковой памяти (реконструкция текста во время или после прослушивания)
    • развитию умения выразительного чтения (конкурс на лучшего чтеца)
    • развитию чувства ритма, интонирования
    • развитию памяти в письменной речи (диктанты)
    • развитию творческих умений (составьте описание иллюстрации к тексу, перескажите основное содержание песни своими словами, подберите иллюстрации для видеоклипа к песне, развейте идею песни в небольшом эссе)

       Я накопила  большую коллекцию песен на английском языке, многие сразу сопровождаются заданиями. Это очень удобно в работе. Достаточно только распечатать.

          Конечно, хочется учить детей английскому языку на основе аутентичных материалов.  И если идиомы еще не под силу обучающимся средних классов, то пословицы и поговорки, представляющие собой образцы выкристаллизованной народной мудрости, могут оптимизировать процесс формирования и развития комплекса коммуникативных и когнитивных умений. Работа с пословицами не сводится к их механическому заучиванию и воспроизведению. Плюсами пословиц являются: ритм, размер; повторы, придающие простоту и сбалансированность форме; метафоричность, краткость и лаконичность. Опираясь на них, я использую задания, связанные с интерпретацией и сравнением пословиц на двух языках, выявлением их глубокого философского смысла, отражающего как единство общечеловеческих ценностей, так и специфику национального менталитета. Пословицы обеспечивают естественное соединение информации, полученной из различных областей человеческого знания, социального опыта, а также дают  возможность спроектировать повторение уже изученного материала из разных учебных предметов в новых ситуациях и проверить прочность его усвоения на уровне «остаточных знаний». Я использую пословицы и поговорки для активизации лексики, грамматики, для развития речемыслительных навыков. Они эффективны в качестве речевой зарядки. Несмотря на то, что время, отведенное на нее, невелико (5-7 минут), она задает тон всему уроку, т.к. интересно проведенная зарядка – это «разогрев», мощный стимул для поддержания у учащихся интереса к изучению языка на протяжении всего урока.

          Приведу примеры заданий, формирующих коммуникативную компетенцию обучающихся в 8 классе:

    Every cloud has a silver lining.

    Explanation:  Sometimes things are bad, and even worse. It seems that there is no hope. But even in such situation there is always a ray of light.

    Task 1. Answer the questions:

    1. Is this proverb true?
    2. Have you ever been in a situation when good news followed some bad things?
    3. How do you understand the word combination “a silver lining”?
    4. What does the proverb mean to you?

    Task 2. Put the words in the right order to make a sentence:

    1. is, silver, sun, a, better, cloud, than, with, lining, a. (Sun is better than a cloud with a silver lining).
    2. travel, bad, hand, good, hand, in, and. (Good and bad travel hand in hand).
    3. shouldn’t, afraid, of, good, hand, in, and. (You shouldn’t be afraid of clouds with a silver lining).

    Task 3. Make up a story using the following words and word combinations:

    Caroline and Helen, students, at college, good friends, they, had no secrets, each other, Caroline, fell in, with Ben, told, Helen, the girls, discussed, Ben, looked at Caroline, the way, spoke to her, one day, Caroline, a letter, Ben, asked to forget him, loved another girl, Caroline, sad, couldn’t understand, what had happened, at college Caroline’s classmate, heard Helen, talking to Ben, Helen, Ben, bad things about Caroline, also, told him, love, began dating, Caroline, shocked, thought, every cloud had a silver lining.

         Задания печатаются заранее, поэтому их остается только вывести на экран  без ответов. Учащиеся работают группами по 3-4 человека. Когда мы уже можем оценить некоторые ответы, на доску проецирую текст истории для более слабых  учащихся для зрительного восприятия.  

         Говоря о средствах повышения мотивации в изучении иностранного языка, считаю, несправедливо не упомянуть использование игр на занятиях. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные правила поведения в различных бытовых ситуациях, осваиваем непреложные правила социального общения, «примеряем» на себя разные роли, а главное, учимся взаимодействовать с партнерами по игре. М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроке английского языка» рассматривает учебную игру на уроке как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению, с присущими ему признаками эмоциональности, спонтанности, целенаправленности речевого высказывания». Игра требует от каждого участника активности, включения в совместную деятельность. Учащиеся получают удовлетворение от того, что они в состоянии общаться на иностранном языке, что и является стимулом для дальнейшего изучения иностранного языка. Я использую:

    • Игры типа «Лото» (bingo games)
    • Игры, основанные на использовании «информационного пробела»
    • Игры-головоломки по принципу  «сложи так» (jigsaw)
    • Игры с использованием драматизации (simulations)
    • Компьютерные игры-тренажеры

        «Лото» является универсальной игрой и используется для отработки конкретного материала, в частности, предлогов в 5-9 классах.  Всем учащимся раздаю карточки – лото с предложениями, в которых пропущены предлоги. Ведущий называет предлоги, и если данный предлог можно вставить в пропуск, то квадрат карточки с данным предложением закрывается. Тот, кто первый закроет все свои предложения (изображения), кричит “Bingo”. Перед объявлением победителя проверяем правильность ответа: ученик зачитывает свои предложения. В 5 классе так закрепляется знание лексических единиц: время, числительные, телефонные номера, а также тематическая лексика по модулю (Unit). Карточки лото составляют помощники-консультанты (учащиеся 5-8 классов)  или  я сама.

        Игру «Верно-неверно» использую для актуализации знаний. Например, в 7 классе к тексту “Siberian Mystery”. Составляются верные и неверные утверждения. Учебники закрыты, так как это было домашнее задание. Работа организуется в парах. Проверка (взаимопроверка) по модельному ответу. В таком же режиме в виде проектной работы учащиеся готовят страноведческую викторину.  

        Игры на отгадывание (information gap) не требуют подготовки. Договариваемся, например: задаем только общие вопросы. Тема: «Классная комната». Один ученик задумывает какой-нибудь предмет классной комнаты, все остальные задают общие вопросы, пытаясь угадать: Is it big? Is it wet? Do we use it every day? Can we write with it? Is it green? Is it in the corner of the room? Can we play with it? Can we open it?

         Игру «Сложи текст» применяю для восстановления логики текста предложенного для аудирования.  Работа происходит малыми группами.

         В ролевых играх с использованием драматизации мы проигрываем заученные диалоги, разговор из текста по домашнему чтению, импровизируем и воображаем возможное поведение и речь героев, проводим интервью. Например, беседуем с ежиком (5 класс): предварительно учащиеся читали текст про ежика.

        Как видим, игр много, но для себя я определила: достаточно иметь в арсенале 10-12 игр, которыми легко управлять и на создание которых не уходит много времени, и эффективно их использовать. Много удивительных игр-тренажеров, созданных носителями языка, я беру из  интернета. Они интерактивны, разнообразны и никогда не оставляют никого равнодушными. Самая простая игра на уроке: кидать  мяч во время опроса лексики. Все внимательны. Параллельно успеваем и физкультминутку провести.

        Для развития творческой, активно действующей личности и формирования системы интеллектуальных знаний и умений я использую проектную технологию. Тем более что каждый модуль в обучении английскому языку по учебнику “New Millennium English” для 5-х – 9-х классов завершается проектной работой, и учащиеся сами выбирают лучший проект. Это дает обучаемому на «выходе» индивидуальный опыт самообразования  и продуктивной деятельности. Выполнение творческих проектов позволяет, прежде всего, заинтересовать ученика в конечном результате деятельности – готовом программном продукте. Интересные проекты сделаны по теме «Экология Сургута», «В мире удивительных вещей», «Современный герой», «Наши  открытия: США» (8кл.), «Мы – исследователи» (9 кл.), «Моя семья», «Я – шеф-повар» (5кл.).    

          Привлекаю учащихся и к исследовательской работе. В моей методической копилке есть интересная исследовательская работа о частотности суффиксов в английском языке, выполненная Гладышевой Анной. Сейчас две восьмиклассницы исследуют происхождение английских слов по теме «Одежда» и английскую мифологию.

    Ресурсы проекта

    Кадровые ресурсы. Данный  проект под силу любому учителю, не равнодушному к своей деятельности.  Главное – стремление к постоянному самообразованию, интерес и желание.

    Учебно-методические ресурсы. Информационное обеспечение включает в себя методические пособия, учебные пособия издательства Cambridge, Macmillan, тесты, обучающие компьютерные программы, видеоматериалы и  диски для аудирования, кассеты, журнал «Английский язык в школе», электронные журналы и газеты  «Английский язык», «Школьный психолог», «Первое сентября», словари Oxford и Macmillan, энциклопедии, справочники, таблицы. Библиотека гимназии  обеспечивает обучающихся всех классов учебниками “New Millennium”, частично дисками. Собраны  методические материалы для реализации педагогического опыта: инструкции (как сделать хорошую презентацию, как писать эссе), образцы олимпиадных заданий, творческие работы учащихся.

    Материально – технические ресурсы. Кабинет английского языка  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оборудован компьютером с установленным на нём необходимым программным обеспечением, проектором, интерактивной доской, имеется  доступ к сети Internet, имеется телевизор и магнитофон MP3/CD.

    Партнеры

    Партнёрами данного проекта являются преподаватели факультета лингвистики  Сургутского Государственного Университета, родители, учителя гимназии предметов гуманитарного цикла, педагог-психолог и администрация образовательного учреждения.

    Целевая аудитория

    Данный проект рассчитан на обучающихся 5-9 классов, но может быть использован и в начальной школе и в 10-11 классах, т.к. приемы и формы универсальны и легко адаптируются к любому возрасту учащихся. Он может быть реализован в гимназиях, лицеях, средних общеобразовательных школах. Одним из необходимых условий успешной реализации проекта является систематическая работа по повышению квалификации педагога, его профессионального роста, компетентности в вопросах образования, желания меняться, готовности развиваться самому и способствовать развитию обучающихся.

    План реализации проекта

          Апробирование выбранного мной направления в работе началось в  2008 году, когда  я делала акцент на драматизацию. Это способствовало тому, что я стала победителем муниципального этапа профессионального  конкурса «Учитель года» в 2009 году (г.Усть-Катав Челябинской области) и вышла в финал на областном этапе. Проведенная диагностика внутренней и внешней мотивации изучения иностранного языка у обучающихся гимназии №4 в 2011 году  показала, что мои наработки также востребованы. Поэтому работа над проектом была продолжена.

    Этап

    Сроки реализации

    Наименование мероприятия

    Ответственный за выполнение

    1. Подготовительный

    Сентябрь 2008 – декабрь 2009г.

    • изучение образовательной ситуации в своих классах;
    • обнаружение проблемы и определение её актуальности;
    • определение темы, цели, задач проекта;
    • изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;
    • поиск адресов позитивного опыта по теме проекта.
    • изучение метод. литературы отечественных и зарубежных авторов  в области драматизации и школьного театра.
    • включение в работу на уроке элементов драматизации

    учитель

    1. Практико-ориентированный

              сентябрь 2010 г. –

                 ноябрь 2013 г.

    • диагностика уровня мотивации обучающихся;
    • мониторинг процесса и промежуточных результатов;
    • корректировка дальнейшей работы
    • подготовка инструкций для обучающихся «Учись учиться»
    • пополнение коллекции новыми компьютерными программами
    • вовлечение учащихся в участие в олимпиадах и конкурсах
    •  применение форм и методов, влияющих на повышение мотивации
    • Разработка  программы и внедрение в практику элективного курса для 8 класса “Grammar and Drama”

    педагог-психолог

    учитель

    1. Аналитический

    ноябрь 2013

     – февраль 2014г.

    • анализ результатов, обобщение и распространение опыта;
    • разработка методических рекомендаций для учителей по повышению мотивации учащихся;
    • определение перспектив  дальнейшего развития проекта.

    учитель

    Ожидаемые результаты и социальный эффект

    1. Стабильно высокие результаты качества знаний обучающихся по английскому языку (не менее 65% -90%).
    2. Формирование у обучающихся устойчивой позитивной мотивации к изучению английского языка в результате использования предложенных форм и приемов.
    3. Разработка методических рекомендаций для учителей по применению оптимальных форм и приёмов с целью повышения мотивации при изучении английского языка.

    Критерии оценки эффективности проекта

    1. Качество овладения обучающимися предметным содержанием школьного курса английского языка. Определяется по результатам промежуточного контроля, итоговой аттестации.

    2. Изменение мотива учения. Повышение интереса к предмету, к творческой и исследовательской деятельности. Определяется по результатам  входного и итогового анализа, количеству участников различных олимпиад и конкурсов.

    Анализ результатов реализации проекта

         Практика показала, что описанные  формы и приемы влияют на мотивацию и  повышают  интерес к изучению английского языка, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом у учащихся  формируются и развиваются такие компетенции: учебно-познавательные,                информационные, общекультурные, коммуникативные, ценностно-смысловые.

       Для анализа результатов работы над проектом было проведено анкетирование обучающихся – участников проекта (входное – на начало реализации проекта (март 2010) и итоговое  (103 человека) – для определения динамики) с целью определения мотивации школьников к изучению английского языка. Использовалась методика диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой  Т.Д.  Диагностика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом.

    Диаграмма1 «Результаты первичной диагностики мотивации школьников к изучению английского языка»

    Диаграмма 2 «Результаты итоговой диагностики мотивации школьников к изучению английского языка»

    Из представленной диаграммы 2 можно сделать вывод:  увеличилось количество обучающихся с высоким внутренним уровнем учебной мотивации (с 36 до 60%). Эти обучающиеся обладают сильным, глубоким и устойчивым познавательным  интересом, который выступает стержневым мотивом учебной деятельности. Им свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности.    

     Диаграмма 3: уровень внутренней мотивации:

    Зная контингент обучающихся, могу констатировать, чем выше внутренняя мотивация, тем успешность лучше – 5а, 5б, 5в, 5в (2),7б классы;  к 8 классу – происходит переориентация на профиль гимназии (физико-математический, хим-био) и внешние и внутренние мотивы находятся примерно на равном  уровне (55-62%).  И всё же решение проблемы я вижу  в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь — познавательных, социальных. Это не означает, что использование внешних стимулов  не важно совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но я стремлюсь к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или, чтобы избежать наказания, а ради знаний.

    Таблица 1.                   Динамика качества знаний

    Предмет

    2009-2010

    2010-2011

    2011-2012

    2012-2013

    2013-14

    Английский

    3абв

    78%

    4абв

    82%

    6абв

    65%

    7абв- 73%

    язык

    6абв

    71%

    5абв

    72%

    6абв

    73%

    7абв

    74%

    8абв- 70%

    77%

    7абв

    75%

    8абв

    79%

    9абв

    83%

    5абв –86%

    9абв

    64%

    10

    62%

    10абв

    64%

    11абв

    73%

    3абв –97%

    11а(23)

    95%

    77%

    74%

    71%

    73%

    80%

    Таблица 2. «Динамика участия обучающихся во  всероссийской олимпиаде»

    Год

    Школьный этап

    Городской этап

    2009-2010

    1м – Шарафутдинова Елена (11а)

    2м – Харитонова Елена (11а)

    1м– Шарафутдинова Елена (11а)

    2010-2011

    2м – Шибеко И. (4б)

    3 м – Винюкова Е.

    1м – Потапов А.

    7 м (из 82)

    2011-2012 (20 чел.)

    1м -Деменковец А.(6в)

    1м – Анастасиади Е. (8а)

    1м – Потапов А. (8а)

    2м – Теребенин А. (8б)

    3м – Попова А. (6б)

    3м – Федоренко М. (6б)

    6 человек

    2012-2013 (33 чел)

    1м – Кузнецов В. (11а)

    1м – Деменковец А. (7в)

    1м –Анастасиади Е. (9а)

    2013-2014 (28 чел)

    1м – Клименко И. (7б)

    5 место

    Таблица 3. Результаты участия во всероссийском конкурсе «Британский Бульдог»:

    2009-2010 (32 чел)

    1м – Шарафутдинова Е.

    2010-2011   (20 чел.)

    2011-2012    (20 чел.)

    1м – Девликамова Э.(10а)

    2м – Боковикова А.(10в)

    3м – Гладышева А. (10в)

    2012-2013    (38 чел.)

    1м – Федоренко М. (7б)

    2м – Шевченко Е. (7б)

    1м – Винюкова Е. (9а)

    1м – Субеева Ю. (11в)

    2м – Гладышева А. (11в)

    Регион - 14м

    2013-2014   (34 чел.)

    Таблица 4. «Результаты участия в VIII-й, IX-й Международной олимпиаде по английскому языку по основам наук УРФО»

    2011-2012 (2 чел)

    Винюкова Екатерина (8а)

    Высшая Лига 3 место

    2012-2013  (17 человек)

    2013-2014  (20 чел)

    Анастасиади Елена 8а

    Винюкова Екатерина 8а (83б)

    Высшая Лига

    Высшая Лига, Дипломант финального этапа

    Таблица 5. «Результаты конкурса «Золотое Руно»

    2011-2012   (30 чел.)

    (Great Britain)

    1м – Федоренко М. (6б)

    1м – Леушева Д.(8а)

    1м – Девликамова Э. (10а)

    2м – Штых Е. (10 в)

    2м – Леушева А.(8а)

    2м – Анастасиади Е.(8а)

    2м – Шотт К. (6б)

    1м - Региональный уровень

    1м - Региональный уровень

    Таблица 6. «Результаты участия обучающихся в интеллектуальных  конкурсах»

    2009-2010

    Теванян К. Харитонова Е. Шарафутдинова Е. – 11 класс Олимпиада ЧелГУ

    Вышли в финал

    2010-2011

    Винюкова К. – конкурс исследовательских проектов

    Грамота победителя школ. этапа

    2011-2012

    Ткаченко А.(8a)- Globe English Centre (England, Devon)

    Винюкова Е.-«Познание и творчество», Ном. «Эрудит»

    Полиатлон – 25 человек

    Flex – 13 чел.

    Международный Сертификат Intermediate Level

    Лауреат Всероссийского конкурса (121 балл)

    2012-2013

    Flex - 6 чел.

    Паук А и Потапов А. вышли во 2 этап

    2013-2014

    Snail - 2 чел. 7 кл.

    Flex – 6 чел. 8 кл.

     Британский экзамен на уровень KET  - Тименков Дима  (8а) (2013г.)

                                                                      Дзыбина Катя   (8а)  (2012г.)

                                                          PET -   Еремченко Оля (7в) ( 2012г.)

    Перспективы дальнейшего развития проекта

    Опыт работы показал, что использование эффективных форм и приемов на уроках английского языка  позволяет оказать результативное воздействие на мотивацию и мыслительный процесс обучающихся.  В дальнейшей своей работе предполагаю:

    • апробировать новые компьютерные программы на уроках английского языка в 5-11 классах, созданные на основе аутентичного материала;
    • расширить исследовательскую деятельность с учащимися в области английского языка;
    • систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал и диссеминировать свой опыт перед учительским сообществом города и региона;
    • разместить методические рекомендации для учителей по эффективным приемам и методам на персональном сайте  и сайте гимназии.

    Литература

    1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М., 1977.
    2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
    3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
    4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аркти,2003.-192с.
    5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
    6. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42
    7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
    8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону:Феникс, 1997
    9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
    10.  Инновации в подготовке учителя / под ред. И.А. Бочкаревой и Е.Н.Солововой. – М.: Еврошкола, 2002.
    11. Маркова А. К., Матис Т, А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
    12.  Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
    13. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения.-Липецк: Методическая школа Пассова, 2002.
    14. Полат  Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе, 2002 №1 С. 4-11
    15.  Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. – М.: Еврошкола, 2000.
    16.  Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. – М.: Просвещение, 1983.
    17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. - М.:АСТ:Астрель, 2010.
    18. Стронин  М. Ф. «Обучающие игры на уроке английского языка» (М.: Просвещение, 1981
    19.  Тер-Минасова  С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2000.
    20.  Упражнения как средства обучения: учеб. пособие. Ч.1/ под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
    21.  Щедровицкий Г.П. Избранные труды. – М., 1995.
    22. Щукина Г.И. Роль  деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2005. – 144с.
    23. Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. - М., 1997.
    24.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.,1989.
    25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2002. – 96с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

    Настоящая Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образова...

    Рабочая программа по русскому языку на ступень основного общего образования (ФГОС ООО)

    Настоящая Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Министерство образования и науки Ро...

    Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

    Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

    «Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования»

    Приводится описание  опыта  работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка...

    "Развитие умений в письменной речи обучающихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования".

    Путь к овладению письменной речью обучающимися длителен и далеко не прост. Но если работа начата уже на раннем этапе обучения, и соблюдаются такие принципы, как последовательность и систематичность, т...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Английский язык» для ступени основного общего образования для 5, 6, 7, 8, 9 классов на 2014-15 уч. год

    Рабочая программа по английскому языку для ступени основного общего образования 2014-2015 уч.год...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Английский язык» для ступени основного общего образования (6, 7, 8 классы на 2015-2016 учебный год)

    Рабочая программа по английскому языку для ступени основного общего образования 2015-2016 уч.год...