Теоретические аспекты физического воспитания обучающихся младших классов
статья по физкультуре

Ишков Алексей Васильевич

Физическое воспитание влияет на умственное развитие школьников, они хорошо усваивают теоретические знания, развивают сообразительность, наблюдательность, вдумчивость, воспитывается интерес, сознательная потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.  Болезненные, физически плохо развитые дети, конечно, отстают от здоровых детей в учебе, плохо запоминают, у них ослаблена внимание, они быстрее утомляются.

 Двигательный режим помогает детям приобретать опыт практической познавательной деятельности, положительно влияет на их умственную работоспособность.  Таким образом формируются благоприятные условия для интеллектуального развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические аспекты физического воспитания обучающихся младших классов

 1.1.  Значение занятий физическими упражнениями для развития школьников.

Успешность обучения школьника по многим факторам определяется уровнем состояния здоровья.  Начиная обучение в школе, 60% детей имеют проблемы с состоянием здоровья.  И только четвертая часть детей начинают обучение здоровыми.  28,7% младших школьников - условно здоровые.  От первого класса до выпускного количество детей с отклонениями в здоровье возрастает более чем в 5 раз.  Половина всех заболеваний приходится на младший школьный возраст, кроме того наблюдается наибольший процент функциональных отклонений.  По результатам отдельных исследований в младших классах высок показатель заболеваемости ОРВИ и простудных заболеваний (60-80%).

 В общем здоровье человека на 50% зависит от условий и образа жизни.  

Эффективность деятельности учреждений здравоохранения, направленная на возвращение здоровья или на предотвращение развития отдельных заболеваний, составляет 15%.  За время обучения в школе список детей с хроническими заболеваниями возрастает в 1,5-2 раза.  Гиподинамия отрицательно влияет на развитие двигательных свойств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), усвоения знаний, снижает умственную работоспособность, сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.  В этом случае низким является уровень функциональной подготовленности детей, длительными - восстановительные процессы.

 Педагогически правильно организованное физическое воспитание формирует здоровое основание для развития физических качеств, формирование двигательных навыков и умений во время школьных занятий физической культурой и во внеурочное время.

 В 1990г. Россия принимает Концепцию физического воспитания и здоровья детей и подростков, в которой акцентируется внимание на воспитании культуры здоровья, привычек здорового образа жизни средствами физического воспитания.

 Вопросы здоровья и физического развития детей рассматривались на Международной конференции по проблемам народонаселения и развития, состоявшейся в Каире в 1994 году. Физическая культура является основным средством формирования, укрепления, совершенствования здоровья всего населения и особенно детей.

 Двигательная активность способствует всестороннему обучению детей здоровой жизнедеятельности.  Однако двигательная активность детей начальной школы по сравнению с дошкольного возраста снижается на 50%, 60-65% .

 

 Учителя школ имеют четко определенную цель, в которую входит "... всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей ..." [90].

 Учитывая это физическая культура является средством специфической направляющей действия, проводит биохимическое, физиологическое, психологическое стимулирование развития потенциала здоровья.  "Основной задачей физической культуры и спорта является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения ...».  Здоровье человека - понятие многокомпонентное, педагогические аспекты здорового образа жизни разнообразны, объем и емкость задач требует совместной работы всего педагогического коллектива, особенно школьного врача и учителя физической культуры. Таким образом, физическая культура рассматривается как важнейший, иногда решающим фактором в укреплении здоровья подрастающего поколения и преодолении неблагоприятных условий окружающей среды.

 Занятия физической культурой, спортом всегда рассматривались как важнейшая часть всестороннего развития человека, как часть общей культуры.  Физическая культура исторически обусловлена ​​и несет в себе социально-политическую направленность общества, а также зависит от экономических условий.  Физическое воспитание возникло в жизни общества как историческая необходимость подготовки человека к условиям существования и делом к ​​трудовой деятельности.

 Рисунки, сохранившиеся на стенах пещер, на курганах, в местах древних поселений, стали объектом многих археологических исследований и свидетельствуют о том, что физические упражнения в течение многих веков использовались для подготовки молодежи к труду, влияли на физическое развитие, укрепляя здоровье, совершенствуя физические способности, трудовые и военные навыки.

 В Древней Греции в период расцвета ее культуры физические упражнения считались обязательными для достижения возможного гармоничного развития духовных и физических сил.

 Одним из главных моментов в жизненном идеале каждого гражданина Греции было здоровое, сильное, правильно сложенное тело, с бодрым живым духом.  Греки в то время придавали большое значение физическим упражнениям для воспитания и формирования детского организма.

 Передовые для своего времени мыслители всех эпох важную роль отводили физическому воспитанию, считая его частью гармоничного развития духовных и физических способностей человека.

 Документальным подтверждением этого является наблюдение итальянского врача Иеронима Меркулиалиса "Больше ошибаются те, кто утверждает будто физические упражнения не способствуют развитию здоровья ... В противовес им правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставив потомкам науку, согласно которой лучшим способом сохранить здоровье является правильное питание и соответствующие физические упражнения ".

 Крупнейший педагог, просветитель Ж. Ж. Руссо рекомендует физические упражнения и игры применять для достижения цели умственного воспитания, развития физической силы и воли.  "Чтобы воспитать ребенка умным и рассудительным, формируйте ее крепкой и здоровой: чтобы работала непрерывно двигалась, приобретала силы, тогда вступит и разума".  Не сразу физические упражнения приобрели в школе должного значения, которое наблюдаем сегодня.  Физические упражнения для школьников теперь трактованы как средство сохранения и укрепления здоровья, развития физической силы и скорости движения, умственного развития.

 Во времена Киевской Руси физическое воспитание приобретало военно-прикладное значение.  3-4-летнего ребенка впервые сажали на коня (ритуал "пострига»).  С тех пор физическим воспитанием ребенка занимался отец.  С семилетнего возраста детей учили грамоте, стрельбе из лука, владение копьем, верховой езды.  Религиозные праздники объединяли с подвижными играми, развлечениями, соревновательными физическими упражнениями.  Система физического воспитания Киевской Руси включала в себя следующие организационные формы: физическое воспитание в семье, быту, церкви, монастыри, княжеском войске.

 В быту украинского народа использовались различные виды физических упражнений, подвижных игр, воспитывали физически сильных людей.

 В течение борьбы украинского народа за освобождение от национального гнета приобрела определенных форм система военно-физической подготовки украинских казаков.

Одной из основных задач казацкой педагогики XVI-XVIII веков была подготовка физически закаленных воинов-защитников родного края.  Украинская система воспитания состояла из нескольких уровней: начального, дошкольного, семейного.  Занятия происходили систематически, детей закаляли физически и морально, готовя к защите родины.  С детства казаки учили детей верховой езды, с помощью физических упражнений развивали физические качества.  В западных землях Украины в XIX веке в народной школе среди обязательных предметов были "телесные" упражнения.  Систематические занятия физическими упражнениями и закаливание формировали основу воспитания детей запорожских казаков.

 Важной задачей физического воспитания с точки зрения представителей прогрессивной, научной мысли, ученых, педагогов, врачей, общественных деятелей является укрепление здоровья как составляющая полноценного умственного и нравственного развития личности с раннего детства.

 П.Ф.Лесгафт, создав теорию физического воспитания и, в частности, теорию семейного воспитания школьника, поднял на высшую ступень прогрессивную педагогику.  Учитывая возрастные, анатомо-физиологические и психологические особенности детей, он научно обосновал принципы всестороннего воспитания, содержащих в себе физическое, умственное, эстетическое и трудовое воспитание.  Все эти разновидности воспитания, учитывая ведущую роль морального фактора, по П. Ф. Лесгафтом, основательно связаны.  В.В.  Гориневський - один из основоположников науки о физической образование - в 1913 г. Писал, что задача настоящего образования заключаются в формировании личности в сочетании ума, души и тела.  Если эти три звена человеческого организма и разделить ради удобства отдельно, то целью настоящего образования является постоянное воздействие и попытки гармонично развивать человека, используя известные знания о законах природы, которым мы подвержены.  Также ученый указывал на необходимость одновременного решения педагогических и оздоровительных задач.

 Поиск средств, методов и форм удовлетворения оптимальной потребности детей в двигательной активности является важным условием здоровья человека.  Формируя умение самостоятельно выполнять физические упражнения с раннего детства, человек будет защищен от проблем со здоровьем.

 Из анализа литературных источников можно утверждать о разностороннем влиянии физической культуры на развитие человека.

 Методологической основой построения педагогической технологии физического воспитания обучающихся есть сведения о единстве и взаимосвязи двух факторов: биологического развития обучающихся и средств, методов и форм педагогического воздействия, вступая в диалектическую взаимосвязь и взаимодействие, совместно влияют на развитие двигательных качеств.

 Младший школьный возраст - ответственный период в развитии ребенка, когда формируется характер, закладывается фундамент здоровья, развивается мировоззрение детей, интенсивно развивающийся организм.  По мнению большинства исследователей, в младшем школьном возрасте закладывается основа общей физической подготовки человека.

 Современная актуализация проблемы физического воспитания детей младшего школьного возраста обусловлена ​​ухудшением состояния их здоровья, снижением уровня физического развития, двигательной подготовленности.  Как утверждают ученые-физиологи, одной из причин плохого состояния здоровья подрастающего поколения ограничен, пассивный двигательный режим. Обеспечение оптимальной двигательной активности как фактор формирования здорового образа жизни ребенка и важный элемент системы управления здоровьем многими авторами рассматривается как путь решения проблемы активизации двигательного режима.  Собственно, период детства является оптимальным для реализации потенциальных возможностей организма в мышечной деятельности, влияющие на его развитие.

 Занятия физическими упражнениями положительно влияют на развитие памяти, мышления, внимания детей, совершенствование физических качеств, двигательную подготовленность и физическую готовность к жизни.  Также эти занятия увеличивают и разнообразят их физические возможности.

 Высшая нервная деятельность является интегральной функцией внутренних и внешних взаимодействий организма.  Отдельные исследователи утверждают, что, тренируя пальцы рук, можно существенно повысить работоспособность коры головного мозга.  Тонкие движения пальцев рук влияют и на речевую функцию.  На этом основании можно сделать итог, что процесс физического совершенствования организма многогранный и управляемый.  Известно, что физические упражнения разносторонне влияют на физическое совершенство.  Например, прыжки через скакалку способствуют развитию ловкости, повышают умственную работоспособность.  

 Несколько десятилетий ученые физиологи и медики работали над проблемой: что движет ростом и расцветом человеческого организма?  И определили главное: основным условием, стимулирует развитие ребенка, является по-разному выраженная физическая активность.

Двигательная подготовленность предполагает значительную двигательную активность ребенка, которая является одним из главных условий нормального роста и развития организма и определяет уровень его функциональных возможностей.

 Отмечено, что по сравнению с средним и старшим возрастом при условии правильной организации движений физические нагрузки являются наиболее эффективными в младших классах, а существенные изменения в развитии физических свойств происходят в 7-12 лет.  Таким образом при учете возрастных особенностей развития детей можно удачно и направлено развивать основные физические способности младшего школьника.

 Можно предположить, что двигательная активность - это "язык" внутреннего общения клеток, органов и тканей между собой, что обеспечивает динамический фундамент жизненных процессов: наиболее полное усвоение питательных веществ; повышение энергетического уровня организма; стимуляции жизнедеятельности и оптимального уровня здоровья.

 Период восстановления после болезни у детей, занимающихся физической культурой и спортом, сокращается по сравнению с теми, кто не занимаются на 3-5 дней.  Занятия физической культурой увеличивают защитные силы организма, возрастает потенциал здоровья, ребенок лишается избыточного веса.

 В фундаментальных работах М. В. Антроповой, Г. Л. Апанасенко, А. Г. Хрипков указано, что нормальный рост и развитие ребенка возможны только при условии хорошего здоровья, достигается высокой двигательной активностью.  Поэтому к основным проблемам физического воспитания относится и активизация двигательного режима школьников.

 Малоподвижный образ жизни (гиподинамия), снижение привычной двигательной активности негативно влияют на гармоничное здоровье.

 По данным исследователей двигательная потребность детей и двигательная суточная активность в урочное и внеурочное время удовлетворяется лишь частично.  В дни, когда в школьном расписании есть урок физической культуры, дефицит двигательной активности достигает 40%, а в остальные дни - до 80% суточной нормы.

 Готовность школьника к систематическому обучению определяется и уровнем его здоровья.  Результаты научных исследований свидетельствуют, что отставание биологического возраста обучающихся (то есть незрелость основных физиологических систем организма, слабая работоспособность) от фактического вызывает проблемы в усвоении учебного материала.  Физические упражнения здесь является средством реабилитации детского организма и при условии правильной организации физического воспитания выравнивают биологический возраст с фактическим.

 Малоподвижный образ жизни, отсутствие мотиваций к занятиям физической культурой и спортом вызывают гиподинамии у детей.  Это является фактором риска развития различных заболеваний населения, независимо от уровня экономического развития страны, ее благополучия.

 По данным Р. Сулливан среди школьников Мичигана 50% детей имеют хотя бы один фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, непосредственно обусловлено состоянием двигательной активности.  Так половина американских девочек 6-17 лет и 30% мальчиков 6-12 лет не могут пробежать 300 метров со скоростью, превышающей скорость ходьбы.  25% мальчиков и 55% девочек не могут подтянуться на перекладине хотя бы один раз.

 В США существуют четыре вида программ занятий физическими упражнениями при 12-летнем обучении.  Программы рекомендуют разрабатывать с учетом того, что в первые годы обучения дети должны заниматься физическими упражнениями 15-20 минут и час подвижными играми ежедневно.

 В начальных школах Канады (провинция Саскачеван) в пятидневной учебной недели согласно учебным планам еженедельно предусмотрено 150 минут занятий по предмету "физическая культура" и 70 минут занятий по предмету "здоровье".

 В школах Англии целью физического воспитания является развитие общей двигательной активности; формирование основных двигательных навыков и умений; использование физической активности для укрепления здоровья и физической подготовленности, интеллектуального и эмоционального развития. Так основательная подготовка по физическому воспитанию начинается еще с детского сада, что совпадает с нашей точкой зрения.

 В Китае в 1993 году проведена реформа содержания образования начальных школ.  С тех пор больше внимания сосредоточено на занятиях физической культурой и гигиеническим воспитанием, обязательные в каждом классе начальной школы.  Ежедневно обучающиеся минимум один час занимаются физической культурой, а также в их расписании предусмотрены другие формы физического воспитания.  Считаем, что такой подход способен обеспечить оптимальное физическое воспитание подрастающего поколения.

 Школьная программа Японии предусматривает 3 часа занятий физкультурой в неделю.  Основные задачи - выработка у обучающихся навыков для здоровой и счастливой жизни; формирование гармоничного физического и психического развития детей.

 Во Франции в 1986 году Комитет по делам молодежи и спорта определил новую программу физического воспитания в стране, в основу которой вошли занятия физическими упражнениями во внеурочное время, ее цель - сохранение здоровья нации.  К тому времени лишь 7% школьников во Франции в возрасте 7-12 лет были охвачены систематическими занятиями физической культурой.  Программа также предлагает увеличение времени занятий физическими упражнениям (с 2:00 до 5:00 еженедельно).

 В Австрии в 1988 году на заседании президиума Всеобщей спортивной федерации была утверждена программа по реформе спорта и массовой физической культуры.  В частности, отмечалось, что родители обращают внимание на формирование у детей стремление к систематическим занятиям физическими упражнениями, тогда пассивность в проведении досуга считается неблагоприятным явлением.

 В Швейцарии физическое воспитание трактуется как интегральная часть общего воспитания детей.  Главная задача физкультурных занятий - это максимально повысить двигательную активность детей, способствовать формированию у них жизненно важных и устойчивых навыков и умений.

 В Австралии практикой ежедневной физической активности частично удалось ликвидировать гиподинамии среди обучающихся 8-12 лет.

 В Румынии одной из задач физического воспитания школьников является формирование привычки и потребности заниматься физическими упражнениями, также положительно, потому что решение этой важной задачи является одним из условий гармоничного воспитания подрастающего поколения.

 В Болгарии одной из задач физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста является воспитание интереса и стремления к систематическим занятиям физическими упражнениями.

 В Польше относительно задачи физического воспитания детей существует убеждение, что у детей следует формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.  А это свидетельствует о заботе государства о своем будущем.  И понятно, ведь дети, в частности, их здоровье, формирует экономическую основу любого общества.

  В Италии изучали показатели физического развития детей в сочетании с двигательной активностью.  Так физиологическая норма телосложения, подмеченная только у половины детей.  В 48,69% детей из Рима по возрасту 5-11 лет деформирован позвоночник, стопы, грудная клетка.  Особенности физического развития и телосложения у детей школьного возраста обусловлены низкой двигательной активностью, нерациональным двигательным режимом.

 Среди ученых бытует мнение, что на уровень двигательной активности детей влияют биологические факторы возраста и пола, определяют потребность организма в движении, количественные показатели двигательной активности напрямую зависят от возраста.

 Объем двигательной активности детей определяется социальными факторами, такими как образ жизни, организация учебно-воспитательной работы в школе, уровень развития физической культуры и спорта в стране.

При сочетании неблагоприятных факторов: социальных, хронических заболеваний, замедлении физического развития, - у детей формируется низкая привычная для них двигательная активность, негативно влияет на их здоровье.

 На состояние здоровья обучающихся влияют социальный, экологический, генетический, а также "школьный фактор».  Однако при создании адаптационной среды, направленной на предупреждение возникновения болезней адаптации (психосоматические патологии), на коррекцию имеющихся функциональных нарушений, уменьшается процент болезненных детей, исчезает усталость от интеллектуальной нагрузки и, как следствие, улучшается усвоение школьной программы.

 В период обучения в школе дефицит двигательной активности негативно влияет на организм детей: ухудшается адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке, снижаются показатели жизненной емкости легких, силы, появляется избыточная масса тела, повышается процент заболеваемости школьников.

 У детей, не занимающихся физическими упражнениями, замедляется рост, развитие, к этому приводит недостаточная двигательная деятельность.  Физические упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нормального физического развития детей.

 Развитие двигательных свойств тесно переплетается с улучшением деятельности внутренних органов.  В результате физической тренировки возникают устойчивые условные рефлексы, улучшают деятельность мышц, внутренних органов.

 Оптимальная двигательная активность положительно влияет на организм ребенка, способствует снижению заболеваемости.

 В литературных источниках существует мнение о взаимосвязи физического развития детей (антропометрических и биометрических показателей) с объемом локомоций (двигательной деятельности), поэтому физические упражнения - это способ укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей, благодаря им в организме постоянно происходят процессы обмена веществ и энергии.  Печень, почки, желудочно-кишечный тракт начинают работать экономичнее, с меньшими затратами, совершенствуется их функция.

 Наиболее адекватно реагируют на мышечную деятельность сердечно-сосудистая и дыхательная системы.  Под влиянием физических нагрузок сердечно-сосудистая система начинает функционировать экономичнее не только во время мышечной деятельности, но и в состоянии покоя.  Исследования физиологов показали, что мышечные сокращения облегчают деятельность сердца, потому что берут на себя значительную часть работы по перекачке крови в сосудах.  Поэтому мышечный аппарат считают еще одной системой - системой "вспомогательного сердца".  В состоянии покоя уровень метаболизма скелетных мышц невелик, а при максимальных нагрузках он может вырасти более чем в 50 раз.  Тогда возникает потребность значительной активизации функций всех органов для поддержания уровня обменных процессов.  Наука о моторно-висцеральных рефлексов подтвердила тесную взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов.  В результате недостаточной двигательной активности в организме ребенка нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и установлены в процессе эволюции, тяжелого физического труда.  Это вызывает расстройство регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний.  Таким образом, если разнообразной является двигательная деятельность, то совершенной является и строение организма.  Под влиянием различной мышечной деятельности происходит процесс тренировки организма ребенка: совершенствуется телосложение, повышается работоспособность, уменьшаются энергозатраты на выполнение одинаковой работы по сравнению с нетренированного организма.  Совершенствуются механизмы терморегуляции, организм быстрее адаптируется к различным колебаниям температуры, атмосферного давления.  Повышается иммунитет, уменьшается количество заболеваний.

 Исследования физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова показали, что благодаря движению мышц кора головного мозга работает продуктивнее, улучшается деятельность мозга, согласуются нервные процессы, активный отдых положительно влияет на функциональное состояние центральной нервной системы.  Физическое совершенство влияет на развитие соответствующих структур мозга, особенно на ранних этапах онтогенеза, двигательная активность положительно влияет на формирование высшей нервной деятельности ребенка.

 Результаты исследований подтверждают оздоравливающе действие активного двигательного режима при условии учета индивидуальных особенностей детей, заложенных от первого года обучения в школе.  Занятия физкультурой повышают уровень жизнеспособности и защитных сил, положительно влияют на организм человека.  Высокий уровень суточной двигательной активности (ежедневные уроки физической культурой) благоприятно влияют на состояние здоровья детей.

 По мнению ученых, подвижный образ жизни (ежедневные уроки физической культуры, максимальное использование "малых форм" физического воспитания: утренняя гимнастика, физкультурные минутки, игры в течение школьного перерыва) положительно влияет на физическое и умственное развитие детей, установления дисциплины в классах.  Существует прямая зависимость между организованной двигательной активностью и успешностью обучающихся.  Организованный двигательный график школьников с указанным объемом и последовательностью максимально организует обучающихся, дисциплинирует их на других уроках, повышает их успеваемость. Активный двигательный график укрепляет умственную работоспособность в течение учебного года.  У детей с малым объемом двигательной активности работоспособность заметно снижается к концу уроков в школе, к концу дня, недели, четверти, года, чем в тех обучающихся, которые систематически занимаются физической культурой.  На уроках, которые происходят после занятий физической культурой, работоспособность обучающихся, как правило, возрастает.  Даже небольшие по объему физические нагрузки после окончания уроков в школе является эффективным средством восстановления умственной работоспособности у детей.

 Физическое воспитание влияет на умственное развитие школьников, они хорошо усваивают теоретические знания, развивают сообразительность, наблюдательность, вдумчивость, воспитывается интерес, сознательная потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.  Болезненные, физически плохо развитые дети, конечно, отстают от здоровых детей в учебе, плохо запоминают, у них ослаблена внимание, они быстрее утомляются.

 Двигательный режим помогает детям приобретать опыт практической познавательной деятельности, положительно влияет на их умственную работоспособность.  Таким образом формируются благоприятные условия для интеллектуального развития детей.  В условиях гиподинамии снижается умственная работоспособность детей, развиваются заболевания органов пищеварения, деформируется осанка еще с начальной школы.

 Согласно результатам наблюдений, за обучением младших школьников в организме ребенка с первых дней обучения происходят изменения уровня и динамики работы отдельных систем.  Эти изменения глубоко индивидуализированные, зависят от состояния здоровья школьника, организации учебного процесса, отдыха.  У детей с высоким уровнем двигательной активности наблюдается также высокий уровень умственной работоспособности.

 В.А.  Сухомлинский считал, что главной причиной отставания в учебе около 85% неуспевающих обучающихся является плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, зачастую совершенно незаметно ... ".  Заметим, что традиции украинского народа тесно связаны с физической культурой как средством укрепления здоровья нации.  Итак, движение - это мощный фактор умственного развития обучающихся, их успеваемости, психического и духовного здоровья.

 Физические упражнения, влияющие на изменения биомеханической структуры двигательного акта, влияют на защитные силы организма детей.  Путем организации самостоятельной учебной деятельности школьников можно повысить эффективность воздействия физических упражнений на организм детей с целью его усовершенствования и укрепления здоровья. Стоит обратить внимание на то, что уровень физической подготовленности быстро снижается в первые 12-21 день бездействия, а в течение последующих 2-3 месяцев все положительные изменения, обусловленные систематическими занятиями физическими упражнениями, исчезают [3, 7].

 Школьники около четырех месяцев в году отдыхают на каникулах.  Несформированность у детей навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями снижает результаты физической подготовленности, достигнутые в школе.  Проблема формирования мотивации у школьников к систематическим занятиям физической культурой сегодня особенно актуальна.

 Ученые утверждают, что каждый активное движение несет в центральную нервную систему стимулирующие импульсы, которые профилактически влияют на организм ребенка, улучшают обмен веществ, питание клеток, то есть компонентами духовного, физического и психического здоровья.

 Совершенствованию физического воспитания школьников посвящен ряд диссертационных исследований, в которых аргументированно доказано потребность основательного управления двигательным графику школьников.

1.2.  Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста

 Младший школьный возраст является переходным периодом от дошкольника к школьнику.  В этом возрасте важно вовремя замечать и поддерживать личностные задатки развития школьника, бережно относиться к возрастным особенностям физического и психического развития младших школьников.

 Наиболее удачно этот возраст просматривается у школьников второго класса.  Первоклассники только становятся школьниками, зато некоторым школьникам третьего класса уже присущи черты подросткового периода.

 Младший школьный возраст - период накопления знаний и их усвоения.  Выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные черты указанного возраста: безграничное доверие к авторитету взрослых и особенно учителя.

 Для детей 8-9 лет свойственна непосредственная реакция. Растут возможности формирования внутренней речи - основы понятийного, абстрактного мышления.

 Дети младшего школьного возраста имеют присущие именно этому возрастные психологические особенности.  В этот период, скажем, заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако функционально процесс продолжается.  И. М. Сеченов подчеркивал, что бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится наконец к одному явлению - мышечному движению.

 Развитие головного мозга ребенка происходит под влиянием учебных занятий в школе и самостоятельной деятельности, а это требует длительного напряжения, внимания, сосредоточенной умственной деятельности, заучивание, содержание в памяти значительного объема учебного материала.  Учитывая это усиливаются возбуждающие и тормозные процессы в больших полушариях головного мозга, улучшаются процессы дифференцировки, увеличивается роль вторичной сигнальной системы.

 Дети 7-10 лет не могут воспринимать несколько объектов одновременно, им трудно сосредоточить внимание одномоментно на 3-4 задачах, если те даже и связаны между собой и не являются сложными.  Поэтому учителю следует быть внимательным при выборе заданий на уроках физической культуры.

 Характерной чертой развития психических процессов детей является то, что они воспринимают хорошо объект с известным уже для них значением, то есть они хорошо поймут задачи, если полностью его воспринимают и их понимание этой задачи аналогичным тому, которое подает учитель.

 По мнению ученых, у детей этого возраста преобладает двигательная память, они быстрее запоминают показанную физическое упражнение, чем высказанную.  Двигательный навык - не формула движений или постоянных и запомненных двигательным центром мышечных напряжений.  Двигательный навык - это усвоенное умение выполнять определенный вид двигательной задачи.  Поэтому объяснение применения упражнения, или "для чего мы это делаем", эффективно влияет на ее выполнение.

 В этом возрасте слабая уравновешенность нервных процессов, школьники быстро утомляются, имеют повышенную возбудимость, краткосрочный концентрацию внимания.  Однако высокая реакция и пластичность нервных процессов создают физиологическую канву для стремительного и точного усвоения двигательных навыков.

 Внимание детей связана с особенностями памяти, они прежде всего запоминают то, что им понравилось или впечатлило, взволновало.  Все это остается в их памяти.  В школе у ​​ребенка возникает потребность ситуативной памяти, которую развивают осмыслением речевых конструкций.  Школьник учится различать и выделять главное и второстепенное, обобщать материал.

 Объем внимания у детей незначителен.  В этом возрасте трудно удержать внимание ребенка на определенном объекте длительное время.  Учитывая такую ​​особенность, учитель попеременно должен концентрировать внимание на разных видах деятельности.

 У детей 7-8 лет быстро ослабляется внимание к заданию, что свидетельствует о становлении развития внимания ребенка.  Этот этап быстрее проходят дети, участвующие в играх.  Игра в этом возрасте для ребенка - средство, с помощью которого он познает окружающую среду.  Игра, первым делом, развивает ловкость.  Именно двигательная ловкость тесно связана с работой коры полушарий головного мозга.  Однако современные дети, для которых игра должна стать жизненной необходимостью, зато теряют интерес к игре, видоизменяют ее суть, вкладывая в нее элементы индивидуализации, агрессии. Особое значение специалисты физической культуры предоставляют подвижным играм, которые могут быть использованы для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной сферы младшего школьника.  Поэтому одной из задач учителя младших классов является обучение обучающихся самостоятельной организации подвижных игр.

 Происходит дальнейшее развитие мышления, в основном остается предметно-конкретным Обучающийся формирует личностную способность сравнивать собственные восприятия, чувства, поступки и виды деятельности.

 В этом возрасте достаточно прочно формируются мотивации детей на различные виды деятельности.  Мотивация - особое состояние человека, заставляет его действовать в определенном направлении или бездействовать.  Это первый указатель для любой деятельности, основа для формирования и осуществления цели, направленной на достижение максимально возможного в этот отрезок времени результата.  Заметим, формирование положительной мотивации к физической культуре продолжается в течение школьного периода, а педагогическое мастерство заключается в определении уровня мотивации к занятиям физической культуры.

 Данные социологических исследований среди школьников, их родителей, педагогов свидетельствуют о том, что среди жизненных ценностей категорию "здоровье" отметили лишь 50% опрошенных школьников.  В то же время школьники пытаются получить полезные советы, рекомендации по вопросам здорового образа жизни, то есть как быть здоровым, сильным, гармонично развитым и др.  Родители правильно оценивают значимость здорового образа жизни, однако в основном ведут малоподвижный образ жизни, лишь каждый третий выполняет утреннюю гимнастику или бегает.  В реализации рекомендаций здорового образа жизни должны принимать участие учителя, родители, потому что школу сегодня можно рассматривать как сообщество обучающихся, педагогов, родителей, в котором все ради будущего должны проводить здоровый образ жизни, частью которого является двигательная активность, требует определенных волевых усилий.

Возникает потребность развивать волевые качества, связанные с преодолением трудностей - настойчивость, выдержка, решительность, настройки собственных действий в отношении определенной цели.  Во время занятий физическими упражнениями и спортом укрепляется воля, ведь овладение новыми навыками и умениями требует волевых усилий.

 Развитие ребенка сопровождается изменениями в организме количественного и качественного сорта и зависят от биологических и социальных факторов.  Каждый возраст имеет свои особенности.

 Младший школьный возраст - это период активного развития и становления личности человека. Школа должна работать над созданием сильных духом и телом личностей, предоставлять возможность каждому ребенку развивать свои способности.

 Забота о здоровье - это главная цель работы воспитателя, считая, что воспитание, приобретенное в младшем школьном возрасте, в значительной степени определяет будущее человека.  В то же время большое значение заслуживало физическое воспитание детей.  "От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

 В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма, ежегодно длина тела увеличивается на 3-5 см, масса тела - на 2-2,5 кг.  Статистически достоверные величины годового прироста тотальных размеров тела не имеют значительных различий между мальчиками и девочками.  Показатели кардио-респираторной системы у мальчиков и девочек в 7-8 лет в покое не имеют выраженных различий.  Это в некоторой степени облегчает организацию физического воспитания в этом возрасте.

 Позвоночник отличается большой гибкостью, подвижностью, костяк легко деформируется.  Мышцы и связочный аппарат еще слабы для поддержки позвоночника в вертикальном положении, поэтому часто встречаются сколиозы, плоская, круглая, седловидная, сутулая спина.

 Мускулатура школьников младших классов развивается интенсивно, но неравномерно, отстают в развитии мелкие мышцы.  У детей 7-8 лет мышцы составляют около 27% массы тела.  При правильном чередовании мышечной нагрузки и отдыха растут функциональные возможности мышц, костный аппарат ребенка приобретает прочность, что важно, например, для первоклассника в период адаптации к школе и в дальнейшем, в процессе обучения в школе.

 Сердечно-сосудистая система развивается, быстро приспосабливается к физическим нагрузкам.  Частота пульса в покое у детей в этом возрасте - 85-90 ударов в минуту.

 Сердечно-сосудистая система и органы дыхания существенно взаимосвязаны.  Окружность грудной клетки быстро растет, а дыхательные мышцы остаются относительно слабыми.  Меньший объем вдоха компенсируется сравнительно большей его частотой, 20-22 раза в минуту.  Среднестатистическая жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в 7 лет составляет 1400 см3 у мальчиков, 1200 см3 у девочек и продолжает расти.  Для роста ЖЕЛ эффективным средством являются занятия физической культурой, спортом.

 Под влиянием занятий физическими упражнениями совершенствуется мышечно-суставное чувство, улучшается равновесие, способствует удачному формированию новых двигательных навыков.  Дети младшего школьного возраста активно формируют способность выполнять новые, технически сложные движения, развивается ловкость движений.  Таким образом высшая нервная деятельность ребенка достигает высокого уровня развития.  Однако даже при самых благоприятных генетических задатков для развития соответствующих двигательных умений ребенка надо использовать средства, стимулирующие этот процесс.

 В период от 7 до 10 лет в движении свойства ребенка входят новые составляющие: сила и точность.  Учитывая это в младшем школьном возрасте следует уделять больше внимания развитию этих новых частей [13].

 Литературные источники по проблеме анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста подтверждают, что этот период является наиболее важным в физическом развитии ребенка, формировании двигательных навыков и умений, укреплении здоровья.

 Во время занятий физическими упражнениями процесс формирования новых движений улучшается, обогащается набор разнообразных двигательных навыков ребенка.  В отдельных случаях достаточно лишь повторить новое движение и произойдет мгновенная фиксация усовершенствованного варианта движения, а в дальнейшем это движение будет выполняться в совершенстве уже автоматически.  Поэтому оправдано, что младший школьный возраст является наиболее оптимальным для начала занятий различными видами спорта.

Обучающиеся младшего школьного возраста обладают конкретным жизненным опытом, значительным уровнем развития некоторых психических функций.  В этом возрасте у ребенка проявляется общественная активность, жизнерадостность, готовность всегда прийти на помощь ближнему.  Формируется характер, выявляются его признаки, заключающиеся в отношении к труду, к коллективу, к себе.

 У детей младшего школьного возраста меняются отношения со взрослыми, главным авторитетом среди них становится учитель.  Первоклассники и второклассники скорее всего будут копировать поведение учителя, чем прислушиваться к сверстникам.  Дети легче воспринимают мотивы поступков других людей, то есть не свои.  Понимание важности, значимости дела заставляет их прилагать значительные усилия к достижению цели, например, длительное время они будут выполнять неинтересную работу.  Педагогически мотивированной является поведение учителя, обратит внимание школьнику на незаконченное дело, ведь в противном случае школьник безответственно относиться к выполнению других своих обязанностей.  Дети сравнительно легко привыкают к тому, что можно начать дело, а в дальнейшем оставить ее незавершенной.

 Внимание детей сосредоточено и на запоминании.  Они запоминают то, что им понравилось или впечатлило их, взволновало.  Все это их память фиксирует невольно.  В школе же у ребенка возникает потребность в ситуативной памяти, которую невозможно развивать без осмысления того, о чем идет речь (осмысление - умение отделить главное от второстепенного, умение расчленить и обобщать материал).

 В младшем школьном возрасте нервные процессы несбалансированные, поэтому школьник часто уставать, от перегрузки будет раздражительным, невнимательным.  Однако гибкость нервных процессов при благоприятных условиях будет способствовать интенсивному развитию двигательных навыков.

 Особенности мышления этого периода заключаются в способности сравнивать свои восприятия, чувства, поступки и виды деятельности.

 Использование оптимальных средств физического воспитания для младших школьников будет способствовать укреплению здоровья, гармоничному развитию личности школьника, улучшению физической подготовленности.

 Развитие процессов торможения, концентрации, формирование устойчивости нервных процессов в центральной нервной системе ребенка 7-12 лет создает прочную основу для обучения и воспитания.  Возрастные особенности ребенка направлены на систематические занятия учебной деятельностью и осмысления своего труда.

 Занятия физической культурой развивают процессы восприятия и памяти, улучшается умственная работоспособность, в результате чего школьник достигает успехов в учебе.  Это подтверждают данные исследований, наблюдений ученых-педагогов.

 Для школьника существенной есть потребность в положительной оценке результатов учебной деятельности.  Поскольку не все обучающиеся младших классов способны получить положительные результаты изучения теоретических дисциплин, то уроки физической культуры здесь выступают как форма компенсации.  В этих условиях учитель физической культуры должен помочь ребенку утвердиться, создать условия для ее гармоничного развития.

 В период младшего возраста потребность детей в движении является естественной.  Воспитывать с первого класса потребность школьников к самостоятельным занятиям надо с учетом того, что детство является оптимальным для реализации потенциальных возможностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов

В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10)     Обучение двигательным действиям необходимо в любой...

Методическая разработка "Гаммовый комплекс как основа технического развития и музыкально-теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения".

Методическая разработка «Гаммовый комплекс как основа технического развития и теоретического мышления обучающихся младших классов фортепианного отделения»  посвящена традиционной теме  препо...

Народные спортивные игры как эффективное средство физического воспитания обучающихся 5 классов общеобразовательной школы.

Цель исследования — теоретически обосновать применение народных спортивных игр на уроках физической культуры учащихся среднего звена. Объект исследования: образовательный процесс на уроках ...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 1-4 класса составлена на основе комплексной программы физического воспитания 1-4 классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...

Сценарий праздника в рамках месячника патриотического воспитания для обучающихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья обучающихся по 2 варианту АООП. «Мы сильные и смелые!»

Составители: Дурова О.Ф.Описание: школе грозит нашествие разных злодеев. Дети сначала тренируются отражать атаки – для этого с ними проводятся игры и конкурсы. Затем дети спасают школу от инопла...