программы по обж
рабочая программа по физкультуре (7 класс)
Рабочие программы по ОБЖ составлены в соответствии с Учебным планом школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.51 КБ |
![]() | 103 КБ |
![]() | 135.5 КБ |
![]() | 24.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа ориентирована на использование учебника:
Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учеб. для общеобразоват .организаций с приложением на электронном носителе / А.Т.Смирнов,Б.О. Хренников/Под ред.А.Т.Смирнова;-3-е издание. , из-во «Просвещение».-М.: Просвещение
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Количество учебных часов на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе 34 часов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами являются:
-овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от
2
чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1-2: Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций
Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера(3 часа).
Темы уроков:
Различные природные явления и причины их возникновения
Общая характеристика природных явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.
Глава 2 . Чрезвычайные ситуации геологического характера(6 часов).
Темы уроков:
Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Защита населения от последствий землетрясений.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.
Последствия извержения вулканов. Защита населения.
Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.
Глава 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера(3 часа).
Темы уроков:
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.
Защита населения от последствий ураганов и бурь.
Смерчи.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера(8часов).
Темы уроков:
Наводнения. Виды наводнений и их причины.
Защита населения от последствий наводнений.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика.
Защита населения от последствий селевых потоков.
Цунами и их характеристика.
Защита населения от цунами.
Снежные лавины
Глава 5. Чрезвычайные ситуации биологического характера(4 часа).
Темы уроков:
Лесные и торфяные пожары и их характеристика.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.
Инфекционная заболеваемость людей и защита населения
Эпизоотии и эпифитотии.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Глава 6. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. (2 часа)
Темы уроков:
Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность
Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Глава 7. Здоровый образ жизни и его значение для гормонального развития человека. (3 часа)
Темы уроков:
Психологическая уравновешенность.
Стресс и его влияние на человека.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Глава 8. Первая медицинская помощь и правила ее оказания. (практические занятия). (6 часов)
Темы уроков:
Общие правила оказания первой медицинской помощи.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Общие правила транспортировки пострадавшего.
Электрический ток и подросток.
Правила безопасного поведения при обращении с электрическими приборами. Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата | Кол-во часов | Примечание | |
По плану | Факт | ||||
1 | Различные природные явления и причины их возникновения. | 1 | |||
2 | Общая характеристика природных явлений. | 1 | |||
3 | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. | 1 | |||
4 | Землетрясения. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. | 1 | |||
5 | Защита населения от последствий землетрясений. | 1 | |||
6 | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | 1 | |||
7 | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | 1 | |||
8 | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | 1 | |||
9 | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения. | 1 | |||
10 | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. | 1 | |||
11 | Защита населения от последствий ураганов и бурь. | 1 | |||
12 | Смерчи. | 1 | |||
13 | Наводнения. Виды наводнений и их причины. | 1 | |||
14 | Защита населения от последствий наводнений. | 1 | |||
15 | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения. | 1 | |||
16 | Сели и их характеристика. | 1 | |||
17 | Защита населения от последствий селевых потоков. | 1 | |||
18 | Цунами и их характеристика. | 1 | |||
19 | Защита населения от цунами. | 1 | |||
20 | Снежные лавины | 1 | |||
21 | Лесные и торфяные пожары и их характеристика. | 1 | |||
22 | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. | 1 | |||
23 | Инфекционная заболеваемость людей и защита населения | 1 | |||
24 | Эпизоотии и эпифитотии. | 1 | |||
25 | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность | 1 | |||
26 | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | 1 | |||
27 | Психологическая уравновешенность. | 1 | |||
28 | Стресс и его влияние на человека. | 1 | |||
29 | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. | 1 | |||
30 | Общие правила оказания первой медицинской помощи. | 1 | |||
31 | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. | 1 | |||
32 | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 | |||
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
34 | Электрический ток и подросток. | 1 |
Критерии оценивания результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Оценка письменных ответов обучающегося:
производится на основании письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учебно-методический комплект включает в себя:
• Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнов. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
• Методическое пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 7 кл. Латчук В.Н., Марков В.В.
Дополнительная литература:
• Б.И.Мишин. Настольная книга учителя ОБЖ. . Астрель, 2002.
• С.С.Соловьев. Тематический контроль по ОБЖ. Комплект тестовых заданий для учащихся 7-8 классов. «Интеллект-Центр», Москва, 2000 г.
• Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие 5-11 классы. Вентана-Граф. Смоленск, 1995 г.
• Б.И.Мишин. Программно-методические материалы «ОБЖ. 1-11 классы». Дрофа, Москва, 2001.
• А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин. Методические материалы и документы. «ОБЖ. Книга для учителя». Просвещение. 2001 г.
• Латчук В.Н., В.В.Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. –М.: Дрофа, 2000 г. ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
• Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
• Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
- С.В. Баленко «Школа выживания», М., «Эксмо», 1992г.
- В.Г. Бубнов, В.А. Бубнова «Основы медицинских знаний», М., «Астрель»,2005г.
- В.Д. Зазулинский «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях», М., «Экзамен», 2006г.
- Безопасность человека в экстремальных ситуациях. «Военные знания»,М,1992 г
- Защита населения в ЧС. «Военные знания»,М, 2000 г
- В.В. Шаховец «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.1», «М», 2000 г
- В.В. Шаховец «Первая помощь в экстремальных ситуациях. Т.2», «М», 2000 г
- Серия «1000 советов от газеты Комсомольская правда» «Первая помощь в экстренных ситуациях» ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2006 г.
Литература для учителя:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Интернет-ресурсы.
Название сайта | Электронный адрес |
МЧС России | |
Министерство здравоохранения РФ | |
Министерство образования и науки РФ | |
Министерство природных ресурсов РФ | |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |
Русский образовательный портал | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Издательский дома «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | |
Энциклопедия безопасности | |
Личная безопасность | |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Информационно-коммуникативные средства:
- Собственные компьютерные презентации
- Видефильмотека «Сам себе МЧС»
Наглядные пособия:
№ п/п | Название таблицы |
«Правила поведения в ЧС природного характера» | |
«Основы безопасности жизнедеятельности» | |
«Факторы разрушающие здоровье человека» | |
«Правила оказания первой медицинской помощи» |
Видеоматериалы
№ п/п | Название |
СD «Сам себе МЧС» | |
Сериал «Идеальные катастрофы» (Discovery Channel) [2009г., | |
Сериал «Чудеса природы» BBC-1999 г | |
Фильм «Цунами –снято на мобильный» 2012 г ,Росссия2 | |
Фильм «Ядерное цунами» 2011 г Россия, Первый канал | |
Сериал «Без предупреждения» BBC-1999 г. | |
Сериал «Охотники за стихией» BBC 1999 г. | |
Сериал «Силы природы» BBC 2002 г. | |
Фильм Челябинский метеорит - Семь дней спустя 1 канал-2013 г | |
Фильм –Цунами 1997г | |
Фильм –Силы природы-2008 г. |
Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
- Принтер.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты | Ученик научится |
Метапредметные |
|
Предметные |
|
Личностные |
|
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2009 ,
Место учебного предмета в УП
На изучение ОБЖ в 8 классе отводится 34 час в год ( 1 час в неделю).
Результаты изучения курса ОБЖ
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности
жизнедеятельности в 8 классе являются:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культуры.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
- Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
- Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
- Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
- Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
- Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
- Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Календарно-тематический план по ОБЖ 8 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата по прогр | Дата фактич | примеч | |
1 | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. | 1 | ||||
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | ||||
3 | Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | 1 | ||||
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. | 1 | ||||
5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | ||||
6 | Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. | 1 | ||||
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | 1 | ||||
8 | Безопасный отдых у воды. | 1 | ||||
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1 | ||||
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 1 | ||||
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 | ||||
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 | ||||
13 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | ||||
14 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1 | ||||
15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия | 1 | ||||
16 | Обеспечение химической защиты населения | 1 | ||||
17 | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1 | ||||
18 | Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. | 1 | ||||
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | ||||
20 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1 | ||||
21 | Оповещение о ЧС техногенного характера. | 1 | ||||
22 | Эвакуация населения | 1 | ||||
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | 1 | ||||
24 | Контрольная работа «Чрезвычайные ситуации» | 1 | ||||
25 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 | ||||
26 | Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. | 1 | ||||
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1 | ||||
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 | ||||
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | ||||
30 | Профилактика вредных привычек | 1 | ||||
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | ||||
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие) | 1 | ||||
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) | 1 | ||||
34 | Контрольная работа « Здоровье. Первая помощь» | 1 |
Критерии оценивания результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Оценка письменных ответов обучающегося:
производится на основании письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учебно-методический комплект
- ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
- Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
- ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
- ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г
- ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Проект - М.: Просвещение, 2010 г.( Стандарты второго поколения), Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2012 г, Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение. 2013 г.
Место курса ОБЖ в базисном учебном плане
На изучение программы по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности для 5 класса отводится 1 час в неделю, 34 часов в год..
Результаты освоения курса ОБЖ в 5 классе
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5классе являются:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
2
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Критерии оценивания результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
4
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Оценка письменных ответов обучающегося: производится на основании письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Содержание программы ОБЖ в 5 классе:
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а
5
также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Основное содержание программы в 5 классе
№ модуля | № раздела | № главы | Название модуля, раздела, главы | Количество часов | |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 22 | |||
1 | Основы комплексной безопасности | 15 | |||
1 | Человек, как среда его обитания, безопасность человека | 5 | |||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | |||
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | |||
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | |||
2 | Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации | 7 | |||
5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. | 3 | |||
6 | Эстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | |||
2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 | |||
3 | Основы здорового образа жизни | 5 | |||
7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | |||
8 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | |||
4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | |||
9 | . Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 7 | |||
Итого часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование. 5кл.
Название темы | Количество часов | Дата | примеч | ||||
По прогр | факт | ||||||
1 | Город как среда обитания | 1 | |||||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | |||||
3 | Особенности природных условий в город | 1 | |||||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 1 | |||||
5 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | |||||
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | |||||
7 | Пешеход, безопасность пешехода | 1 | |||||
8 | Пассажир, безопасность пассажира | 1 | |||||
9 | Водитель | 1 | |||||
10 | Пожарная безопасность | 1 | |||||
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | |||||
12 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | |||||
13 | Безопасность на водоёмах | 1 | |||||
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | |||||
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | |||||
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | 1 | |||||
17 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | |||||
18 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | |||||
19 | Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины их возникновения | 1 | |||||
20 | Виды экстремисткой и террористической деятельности | 1 | |||||
21 | Виды террористических актов и их последствия | 1 | |||||
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | 1 | |||||
23 | О здоровом образе жизни | 1 | |||||
24 | Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | |||||
25 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | |||||
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | |||||
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | |||||
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 1 | |||||
29 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при переломе. | 1 | |||||
30 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, вывихах | 1 | |||||
31 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | 1 | |||||
32 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожениях | 1 | |||||
33 | Практическая работа. Первая медицинская помощь при отравлениях | 1 | |||||
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
9
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе положений Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Проект - М.: Просвещение, 2010 г.( Стандарты второго поколения), Рабочей программы. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. ФГОС. -М.: Просвещение. 2012 г, Учебника авт. Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 6 класс. -М.: Просвещение. 2013 г.
Место курса ОБЖ в базисном учебном плане
На изучение программы по внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности для 6 класса отводится 1 час в неделю, 34 часов в год..
Результаты освоения курса ОБЖ в 6 классе
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в 5классе являются:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять действий в
опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Критерии оценивания результатов деятельности учащихся на уроках ОБЖ
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Оценка письменных ответов обучающегося:
производится на основании письменных, а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, письменная работа которого, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Содержание программы ОБЖ в 6 классе:
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела: Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Основное содержание программы в 6 классе
№ модуля | № раздела | № главы | Название модуля, раздела, главы | Количество часов | |
1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 22 | |||
1 | Основы комплексной безопасности | 15 | |||
1 | Человек, как среда его обитания, безопасность человека | 5 | |||
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | |||
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | |||
4 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 | |||
2 | Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации | 7 | |||
5 | Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. | 3 | |||
6 | Эстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства | 4 | |||
2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 13 | |||
3 | Основы здорового образа жизни | 5 | |||
7 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни | 3 | |||
8 | Факторы, разрушающие здоровье | 2 | |||
4 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | |||
9 | . Первая медицинская помощь и правила ее оказания | 7 | |||
Итого часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование. 5кл.
Название темы | Количество часов | Дата | примеч | ||||
По прогр | факт | ||||||
1 | Город как среда обитания | 1 | |||||
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 | |||||
3 | Особенности природных условий в город | 1 | |||||
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. | 1 | |||||
5 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | |||||
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | |||||
7 | Пешеход, безопасность пешехода | 1 | |||||
8 | Пассажир, безопасность пассажира | 1 | |||||
9 | Водитель | 1 | |||||
10 | Пожарная безопасность | 1 | |||||
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | |||||
12 | Погодные явления и безопасность человека | 1 | |||||
13 | Безопасность на водоёмах | 1 | |||||
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | |||||
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | |||||
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | 1 | |||||
17 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | |||||
18 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | |||||
19 | Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины их возникновения | 1 | |||||
20 | Виды экстремисткой и террористической деятельности | 1 | |||||
21 | Виды террористических актов и их последствия | 1 | |||||
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | 1 | |||||
23 | О здоровом образе жизни | 1 | |||||
24 | Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. | 1 | |||||
25 | Рациональное питание. Гигиена питания | 1 | |||||
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | |||||
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | |||||
28 | Первая медицинская помощь при различных видах повреждений | 1 | |||||
29 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при переломе. | 1 | |||||
30 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, вывихах | 1 | |||||
31 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | 1 | |||||
32 | Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, обморожениях | 1 | |||||
33 | Практическая работа. Первая медицинская помощь при отравлениях | 1 | |||||
34 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Учебно-методический комплект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...