«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»
опыты и эксперименты по физкультуре

Третьяков Андрей Олегович

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_tretyakova_a_o.docx97.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Базовая модель обобщенного педагогического опыта

учителя физической культуры

МКОУ СОШ №5  г. Кимовск Тульской области

Третьяков Андрей Олегович

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»

Список ИПМ

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Условия формирования опыта

2.1. Основные характеристики опыта.

Актуальность опыта

Условия становления и новизна опыта

 Трудоёмкость опыта

2.2. Теоретическая база опыта

ИПМ 3. Практическая значимость опыта

3.1. Технология опыта

Цели и задачи

Средства и методы

Проведение мониторинга состояния здоровья и

физической подготовленности учащихся

3.2. Результативность опыта

3.3. Список литературы

ИПМ 4. Приложение

ИПМ 1. Сведения об авторе

Ф. И. О.: Третьяков Андрей Олегович

Дата рождения: 15 апреля 1983 года

Должность: учитель физической культуры

Образование: высшее, Тульский государственный педагогический университет им .Л.Н.Толстого. Квалификация специалист по физической культуре по специальности «Физическая культура», окончил в 2014 году

Педагогический стаж работы: 8 лет

Награды:

  1. Грамота администрации муниципального образования Кимовский район за большой вклад в формирование интеллектуального потенциала обучающихся  по общеобразовательным предметам в 2016-2017 уч.г.
  2. Благодарность администрации муниципального образования Кимовский район за большой вклад в формирование интеллектуального потенциала обучающихся  по общеобразовательным предметам в 2015-2016 уч.г.

Повышение квалификации: « Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» с 02.11.2015г. по 06. 06. 2016г. по дополнительной профессиональной программе « Актуальные проблемы теории и методики преподавания физической культуры в контексте ФГОС общего образования»  в объеме 126 часов.

Адрес личного сайта:                                                  

https://nsportal.ru/tretiakov-andrei-olegovich

ИПМ 2. Условия формирования опыта

2.1. Основные характеристики опыта

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.

К сожалению, здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения. Здоровье учащихся (Причины, приводящие к нарушению здоровья.)

 Проблемы                                                Причины

Заболевание опорно-двигательного аппарата.      Малоподвижный образ жизни.

Нарушения осанки, плоскостопие.                          Неправильная привычка.

Снижение зрения.                     Недостаточная освещенность. Перегрузка учебными занятиями.

Нервно-психические расстройства. Накапливание отрицательных эмоций.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Федеральным Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет “Физическая культура”.

Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.

При решении этих вопросов возникают противоречия.

С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности.

С одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы - как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников. Она может быть разрешена путём реализации следующих задач:

  1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
  2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
  3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

Условия становления и новизна опыта

Над данной проблемой работаю 3 года. Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:

- использование валеологических приёмов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Трудоёмкость опыта

Главная проблема, которая стояла передо мной – это создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей.

В первый год работы я столкнулась с такой проблемой: учащиеся школы, особенно девушки старших классов, без особого желания посещали уроки физической культуры. В школе было недостаточно спортивного инвентаря.

Совместными усилиями с администрацией школы обновили спортивную базу.

- отремонтировали имеющийся спортзал;

- приобрели спортивный инвентарь.

        На уроках физкультуры и занятиях спортивной секции – стремлюсь формировать интерес к спорту, здоровому образу жизни.

2.2. Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько, использую работу Н.К.Смирнова. В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Ляха, и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич.

Здоровьесберегающие технологии в школе

Одной из серьёзных, пока до конца не решённых задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приёмы, методы, технологии (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

В.И. Ковалько пишет: «Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

-активного участия в этом процессе самих учащихся;

-создание здоровьесберегающей среды;

-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

-планомерной работы с родителями;

-тесного взаимодействия с социально-культурной сферой».

(В.И.Ковалько «Здоровьесберегающие технологии», Издательство ВАКО, 2015)

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй. Этап углубленного изучения.

Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель – умение перевести в навык основы здорового образа жизни с возможностью его целевого использования.

Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

ИПМ 3. Практическая значимость опыта

3.1. Технология опыта

Основной целью педагогической деятельности считаю создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

Основной задачей учебной деятельности является:

  1. Комплексная реализация базовых компонентов программы.
  2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому воспитанию.

Планируя учебный материал, руководствуюсь следующим:

- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям стандарта, и ориентирован на конечный результат;

- в основу положен базовый уровень содержания образования, но в то же время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных способностей и состояния здоровья.

Реализация здоровьесберегающего пространства в школе выглядит примерно следующим образом:

Урок физической культуры

Средства и методы

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

Первое условие оздоровления -  это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и по возможности изменить их в лучшую сторону.

Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления и т.д.

Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • валеологическое просвещение учащихся и их родителей;
  • нетрадиционные уроки;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование методов, приёмов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания.

Валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.

На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

На всех уроках прививаю школьникам гигиенические навыки, предусматриваю участие детей в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня.

Нетрадиционные уроки.

Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья. На уроках здоровья дети делятся на группы. В группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, коррекционные упражнения. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.

Современные средства физической культуры.

Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:

  • ритмическая гимнастика;
  • аэробика;
  • упражнения табата.

Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, компьютер.

Комбинирование методов, приёмов физического воспитания.

Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Уверена , что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.

При выборе методов и приёмов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.

На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребёнка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

Внеклассные формы физического воспитания.

Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объём двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в такой последовательности, которая направлена на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Основными внеклассными формами физического воспитания являются:

- Спортивные кружки.

- Дни здоровья и спорта.

 - Туристические походы.

- Физкультурные праздники.

- Внутришкольные соревнования.

В школе организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, организуется подготовка команд к школьным, районным соревнованиям. В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей.

Третий год зимой устраиваю лыжные походы «Воскресная лыжня». Работа в этом направлении оказывает действенное влияние на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья школьников. Дети, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности.

Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья; пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и физическая нагрузка - всё это повышает выносливость, работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.

Проведение мониторинга состояния физической подготовленностиучащихся.

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Контрольные тесты провожу  каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: выносливости, силы, скорости.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу дополнительную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Анализ результатов тестирования показывает, что с каждым годом наблюдается рост показателей физической подготовленности учащихся.

Задачи мониторинга:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности выглядит следующим образом:

3.2. Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, чтовнедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

      1.   Повысить успеваемость по предмету.

  1. Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
  2. Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
  3. Повысить динамику состояния здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

Мероприятия, направленные на формирование у школьников позитивного отношения к спорту и здоровому образу жизни

Год

Мероприятие

ШУ

МУ

ВУ

2016 -2017

Весёлые старты.

Мини – футбол.

Муниципальная олимпиада по Ф/К.

Муниципальные соревнования по шашкам. 3 место

Общешкольное мероприятие «Воскресная лыжня».

Общешкольное мероприятие

«А, ну –ка, парни!».

Общешкольное мероприятие

«А, ну–ка, девушки!».

Чемпионат школы по шашкам.

Общешкольное мероприятие "Солнце, воздух и вода- наши верные друзья!" (1кл.)

Общешкольное мероприятие "Сильные, смелые,    ловкие, умелые!"      

(начальные классы)

Общешкольное мероприятие  "Осанка - стройная спина!"

Турнир по пионерболу памяти Гусева С. В..

Общешкольное мероприятие   "Малые Олимпийские игры" (6 - 7кл.)

Соревнования по л/а на призы генерала - майора В.П. Лебедева (в общекомандном зачете - 1 место)

Соревнования по л/а на призы генерала - майора В.П. Лебедева

(старшая возрастная группа - 3 место)

Соревнования по л/а на призы генерала - майора В.П. Лебедева (средняя возрастная группа - 1 место)

Турнир по мини - футболу ( средняя возрастная группа - 1 место)

Турнир по мини - футболу ( старшая возрастная группа- 1 место)

Лично - командный турнир по пулевой стрельбе на призы организации " Динамо" и генерала- майора В. В. Карпинского(3 место)

Общешкольное мероприятие

"Хочу быть здоровым"

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


3.3.  Список литературы

  1. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов.

– М.:Флинта, 2003.

  1. Канакина, В.П. Учусь работать самостоятельно : дидактический материал к

урокам русского языка в начальных классах / В.П. Канакина. – М.: Новая школа, 1996.

3. Фролова, Л.А. Русский язык: тесты: 4-й класс : учеб.-метод. пос. / Л.А. Фролова. – Тула : Родничок; М. : АСТ : Астрель, 2006.

  1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 349 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 32 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Волков, Г.Н. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. - 2006. - №1. с. 3 - 9.


ИПМ 4. Приложение

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Лёгкая атлетика» для учащихся 4 класса

ТЕМА: « Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места»

ТИП УРОКА: Образовательно-тренировочная направленность.

ЦЕЛЬ: обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений» техникой легкоатлетического упражнения – прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для легкоатлетических упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Научить выполнению прыжка в длину с места.
  2. Содействовать развитию координационных способностей, скоростно-силовых способностей, применительно к разучиваемым легкоатлетическим упражнениям.
  3. Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности), характерных для легкоатлетических упражнений, воспитанию культуры движений.
  4. Содействовать формированию знаний об основах техники прыжка в длину с места, о прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «прыжок в длину с разбега,  прыжок в длину с места» отражают:

  • овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к выполнению прыжка в длину с места, с учетом индивидуальных физических качеств учащихся;
  • воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению прыжком в длину с места, с учетом индивидуальных личностных качеств учащихся;
  • воспитание культуры движений посредством легкоатлетических упражнений;
  • овладение умением выполнить легкоатлетическое упражнение – прыжок в длину с места.  

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «прыжок в длину с разбега, прыжок в длину с места» отражают:

  • формирование первоначальных представлений о прикладном значении легкоатлетических упражнений как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
  • приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий легкоатлетическими упражнениями, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения легкоатлетических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;
  • формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;  
  • овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.    

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, достигаемые в ходе изучения темы «прыжок в длину с разбега, прыжок в длину с места» отражают:

  • формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений и их влиянии на развитие человека;
  • овладение легкоатлетическими упражнениями – различными видами прыжков, прыжком в длину с места и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.  

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:  спортивный зал.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  • здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;
  • технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала (в рамках начального уровня сложности – выполнить прыжок в длину с места в объеме технических требований)
  • технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп обучающихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий легкоатлетическими упражнениями и его последующей уборке по окончании; в процессе выполнения легкоатлетических упражнений).

Части занятия и их продол-житель-ность

Частные задачи к конкретным видам деятельности

Содержание учебного материала

Дози-ровка

Организационно-методические указания

1

2

3

4

5

Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут.

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность обучающихся к занятию.

1.Организованный вход в зал в колонне по- одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.

25-30

сек

Требовать от обучающихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности.

Содействовать профилактике травматизма.

2. Сообщение задач обучающимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.

25-30

сек

Обеспечить предельную  лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач занятия и правил ТБ, доступность понимания их формулировок контингенту обучающихся.

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, выполнении строевых упражнений, в исходных и конечных положениях в общеразвивающих упражнениях.

Организовать обучающихся к выполнению упражнений в передвижении.

3.Перестроение в колонну по - одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага.

15-20

сек

Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.

Содействовать общему «разогреванию» и постепенному  введению организма обучающихся в активную двигательную деятельность

Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия

4.Передвижение в ходьбе в колонне по-одному противоходом, змейкой:

- на носках, руки вверх;

- на пятках, руки за голову.

1 мин

по 20-30 м каждым из способов передви-жения

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении.

Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя.

Активизировать функции сердечно- сосудистой и дыхательной систем организма

5.Передвижение в беге в колонне

по -одному .

до 2

мин

Акцентировать внимание обучающихся  на необходимость самоконтроля за техникой бега.

Выполнять в умеренном равномерном темпе под музыкальное сопровождение.

1

2

3

4

5

Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут.

Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.

6. Упражнения в глубоком дыхании при передвижении в ходьбе.

30-40

сек

Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания (на 2 шага- вдох, на 2- выдох; вдох- носом, выдох- ртом).

Организовать учащихся к выполнению общеразвиваюших упражнений.

7. Перестроение из колонны по одному в колонну по три одновременным поворотом налево в движении.

30-40

сек

Выполнить перестроение по команде учителя.

Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в три шага.

Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению легкоатлетическими упражнениями.

Способствовать формированию правильной осанки.

8. Общеразвивающие упражнения:

до 5 мин.

Выполнять под музыкальное сопровождение.

Акцентировать внимание учащихся на выполнении с максимальной амплитудой движений.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани шеи и головы и подвижности в шейном отделе позвоночника

I. И.п. – стойка, руки на пояс:

1 – наклон головы вперед;

2 – и.п.;

3 – наклон головы вправо;

4 –и.п.;

5-6 – повторить счет «1-2»;

7-8 – повторить счет «3-4» влево.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упр. 1 и 2.

II. И.п. – то же:

1 – поворот головы направо;

2 – поворот головы в и.п.;

3-4 – повторить счет «1-2» налево;

2-3 раза

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани рук и подвижности в суставах

III. И.п. – стойка, руки на пояс.

1-4 – 4 круга плечами назад.

2-3 раза

Максимально свести лопатки в сочетании с движениями плечами назад.

IV. И.п. – стойка, руки в стороны:

1 – согнуть пальцы в кулак;

2 – разогнуть пальцы в и.п.

4-6 раз

Акцентировать внимание на широко расставленные пальцы в исходном и конечном положениях

1

2

3

4

5

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и подвижности в суставах

V. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:

1 – наклон вправо, левая  рука вверх;

2 – выпрямиться в и.п.;

3-4 – повторить счет «1-2» влево, правая  рука вверх.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения.

Наклон выполнять точно в сторону.

VI. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:

1 – поворот туловища направо, левая  рука вперед;

2 – поворот туловища в и.п., рука на пояс;

3-4 – повторить счет «1-2» налево, правая  рука вперед.

4-6 раз

При повороте стопы от опоры не отрывать.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и ног и подвижности в  суставах

VII. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх:

1 – наклон вперед- книзу;

2 – выпрямиться в и.п.

6-8 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения. Ноги в коленях при наклоне не сгибать. Выполнять до касания опоры пальцами рук или ладонями.

VIII. И.п. – стойка, руки в стороны:

1 – согнуть правую вперед, хлопок ладонями под ногой;

2 – приставит правую в и.п., руки в стороны;

3-4 – повторить счет «1-2» левой.

4-6 раз

При махе ногой не допускать наклона вперед.

Основная часть -  25- 26 минут.

9. Упражнения на овладение прыжком в длину с места, прыжком в длину с разбега:

Предварительно перестроить учащихся.

Выполнять упражнения по распоряжению  учителя.

Проверить степень овладения разновидностями прыжков, применительно к изучаемому легкоатлетическому упражнениям –прыжок  длину  места, прыжок в длину с разбега.

Упр. 1. Прыжки на одной и двух ногах; прыжок с высоты 60 см.,       прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега.

по 2-4 раза

Акцентировать внимание обучающихся на положении частей тела.

Совершенствовать  навык в отталкивании при прыжках на одной ноге

Упр. 2. Из и.п. – о. с., прыжки на правой ноге с максимальной длиной прыжка, то же на левой ноге.

по 4 раза

Акцентировать внимание обучающихся на толчковой ноге.

Обратить внимание обучающихся на положение и работу рук.

Совершенствовать навык в отталкивании при прыжках на двух ногах

Упр. 3. Из и.п. –   ., прыжки на двух ногах, поднимая колени максимально высоко.

по 4-6 раз

Акцентировать внимание на отталкивании двумя ногами и приземлении на две ноги. Обратить внимание обучающихся на работу рук.

Сформировать умение в выполнении приземления после прыжка с высоты

Упр. 4. Из и.п. –о.с., прыжок с высоты 60 см.

по 4 раза

 Акцентировать внимание обучающихся на положении стоп, центра тяжести и рук при приземлении.

Сформировать умение в выполнении движений ногами и руками, применительно к прыжку в длину с места.

Упр. 5. Из и.п. – о.с.,

прыжок в длину с места

4 раза

Акцентировать внимание обучающихся на постановке стоп, положении и движении рук нам всех этапах прыжка.

Заключительная часть – 4-5 минут.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.

10. Построение обучающихся врассыпную по залу и выполнение упражнений на расслабление групп мышц.

до 3 мин.

Учитель  придумывает 2 или 3 запрещенных движения и показывает их учащимся (например, приседание, хлопок в ладоши, мах рукой). Затем учащиеся  выстраиваются перед учителем так, чтобы он мог видеть их всех. Учитель показывает обучающимся разные движения, сначала медленно, а затем увеличивая темп. Учащиеся должны повторять движения учителя, но если он показывает запрещенное движение — нужно остаться неподвижным. Тот, кто повторил запрещенное движение, выходит из игры (или получает штрафное очко). Побеждает тот, кто «продержался» дольше всех или заработал как можно меньше штрафных очков.

Содействовать осмыслению обучающимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

11.Построениев одну шеренгу.       Подведение итогов урока:

- выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,

- обобщение высказываний обучающихся,

- оценка степени решения задач,

- выделение лучших.

до 2 мин.

Стимулировать обучающихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.

Внеклассное мероприятие по физкультуре, посвященное Дню Защитника Отечества по теме «Хочу быть здоровым»

Цель: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

• Обучение навыкам и умениям в выполнении различных физических упражнений;

• Развитие мотивации обучающихся к занят физической культурой и спортом;

• Воспитание у обучающихся культуры поведения в коллективе;

• развитие двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д.;

• Формирование потребности к ведению здорового образа жизни;

• Воспитание привычки к самостоятельным занятиям избранным видом спорта в свободное время.

Место проведения: спортивный зал школы.

Участники: 2 команды – ученики 9-10 классов (мальчики - участники, девочки – болельщики). В каждой команде по 5 человек.

Оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, набивные мячи, кегли.

Ход мероприятия

Учитель физкультуры: 

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады увидеть вас на нашем празднике, который называется «Хочу быть здоровым». Желаем всем хорошего, бодрого настроения, и чтобы все присутствующие получили заряд бодрости и удовольствия от нашего праздника.

Будьте здоровы, ребята! Дерзайте!

Тело крепите, дух закаляйте!

Взвейся, наш флаг! Наш гимн, зазвучи!

Праздник, нам радость всем подари!

(открытие праздника, звучат гимны РФ и РК)

Учитель физкультуры предоставляет слово болельщикам команд  (девочкам было дано задание - подготовить поздравление своим одноклассникам).

Болельщики: 

- День защитников Отечества - праздник всенародно любимый. Из истории мы помним, что начало празднику положило сражение под Нарвой и Псковом в феврале 1918 года, в котором воины молодой Советской республики достойно противостояли немецким войскам. В честь той битвы день 23 февраля стал праздником, который сначала называли Днем Красной Армии, потом - Днем Советской Армии и Военно-Морского флота и, наконец - Днем Защитника Отечества. Да, это праздник мужской доблести, ведь если что - за Отечество все встанут горой.

«Есть такая профессия - Родину защищать»- эти слова из любимого у нас в народе фильма «Офицеры» как нельзя более полно отражают суть сегодняшнего праздника. По традиции с Днем Защитника Отечества в России поздравляют всех представителей мужской половины населения, начиная со школьной скамьи. И в этом есть, наверное, глубокий смысл: к священной воинской обязанности мальчиков нужно готовить с детства. И все же в первую очередь это праздник тех, кто защищал Отечество в лихие годы испытаний, служил в Российской Армии или служит в ней сегодня.

Вам посвящается песня: «Офицеры»

Представление жюри (члены Президентского Совета ДО школы «Солнце на ладонях») и команды, названия к которым заранее подготовлены участниками.

Учитель физкультуры:

1) Сегодня на нашем празднике вы будете участвовать  в эстафетах с баскетбольными и набивными мячами.

2) Развивать ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость, внимание.

3) Будем учиться играть дружно и помогать друг другу в спортивной борьбе.

4) Воспитывать в себе серьезное и ответственное отношение к своему здоровью, любовь к спорту.

Соревнования будет судить жюри. А болельщики должны быть внимательными, наблюдательными и активно поддерживать команды. Сейчас, ребята, мы начинаем первую эстафету «Разминка»

По команде "Марш! ” первый игрок в присед, с набивным мячом за головой, стартует до флажка и передает мяч второму игроку, следующий игрок выполняет то же задание и т. д.

Побеждает команда первой закончившая эстафету.

Итог: Молодцы ребята, хорошо выполнили разминку.

Вторая эстафета: «Прыжок в длину с места»

Первый участник прыгает с места, помощник отмечает приземление по пяткам, второй участник начинает прыжок от этой линии, третий в свою очередь проделывает то же самое. Побеждает команда, которая прыгнула дальше всех в длину.

Итог: Сейчас мы увидели, какие ребята быстрые, ловкие.

Третья эстафета: «Забей в кольцо»

Участник с каждой команды выполняет ведение с броском в кольцо. Бросок выполняется до попадания. Участник возвращается с ведением и передает эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит эстафету (Помощники следят за правильным ведением и передачей мяча) .

Итог. Молодцы, ребята играли правильно и дружно.

Жюри объявляет результаты (очки) трех эстафет.

Конкурс для болельщиков

Болельщики каждой команды приносят дополнительные очки своей команде за правильные ответы. Учитель физкультуры задает вопросы каждой команде. Если болельщики не знают ответа, то этот же вопрос задается другой команде.

1. В каком году в Москве проходили Олимпийские игры? (1980г.)

2. Кто из российских спортсменок является не только известной теннисисткой, но и популярной фотомоделью? (Анна Курникова)

3. Как называется игра в мяч, в которую играют в бассейне? (водное поло)

4. Какой стадион является самым вместительным в Москве? (Центральный стадион «Лужники»)

5. Как расшифровывается слово «самбо»? (самозащита без оружия)

6. Как называется самый известный футбольный клуб Санкт-Петербурга? («Зенит»)

7. Как называется самый быстрый стиль плавания? (кроль)

8. Названия какого вида спорта в переводе с японского означает «гибкий путь»? (Дзюдо)

9. Как называется вид спорта, состоящий из двух дисциплин: лыжной гонки и стрельбы из винтовки? (биатлон)

10. Сколько человек в футбольной команде? (11 человек)

11. Какая норма частоты сердечных сокращений в покое у здорового нетренированного человека? – (60-80 ударов в минуту) .

12. При скольких фолах полученных одним игроком в баскетболе происходит удаление с площадки? – (5 фолов) .

Жюри объявляет результаты конкурса болельщиков.

Четвертая эстафета: «Штрафные броски»

В течение 2-х минут команды выполняют штрафные броски в кольцо. Побеждает команда, забросившая больше мячей в кольцо.

Пятая эстафета: конкурс капитанов «Метание набивного мяча»

Капитан каждой команды выполняет метание набивного мяча из положения сидя из-за головы двумя руками (дается три попытки). Побеждает команда, капитан которой выполнит метание дальше всех.

Итог. Молодцы ребята!

Шестая эстафета: «Самый меткий»

В центре зала устанавливаются 10 кеглей на одинаковом расстоянии. Команды находятся напротив друг друга на лицевой линии. Каждый из участников должен выбить стоящие кегли баскетбольным мячом, катящимся по полу. Побеждает команда, сбившая большее количество кеглей.

Итог: Друзья! Вот и подошел к концу наш спортивный праздник «Хочу быть здоровым». Слово предоставляется жюри для объявления результатов (Команды награждаются грамотами). Сегодня на нашем празднике, мы увидели, какие команды у нас дружные, быстрые, ловкие, сильные и внимательные. Теперь все мы видим, что у нас в школе растут славные ребята. Сегодня проигравших нет, есть лучшие из лучших. Победила любовь к спортивным играм, мы все получили большое удовольствие от общения со спортом. Мастерство всех участников праздника пусть немного, но повысилось. Успехов вам ребята, на пути совершенствования спортивного мастерства. Я желаю вам всем крепкого здоровья и бодрого настроения, расти крепкими, здоровыми и умными! До новых встреч.


                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Раскрывается значимостьздоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.Раскрыты валеологические принципы в работе со студентами на уркоах физической культуры в СПО...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах

Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере обр...

Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.

Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»

К сожалению, здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность ...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры"....