"Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры по укреплению и сохранению здоровья несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.
материал по теме

Коноркина Виктория Юрьевна

Предварительный просмотр:

СМБУСОССЗН «Краснояружский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

        

ОПЫТ РАБОТЫ

"Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культуры по укреплению и сохранению здоровья несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра с применением ритмопластики, игрового стретчинга и релаксации в музыкальном сопровождении"

Разработала воспитатель:

Коноркина Виктория Юрьевна

п. Красная Яруга

2016 год


СОДЕРЖАНИЕ:

Условия возникновения....................................................................................... 3

Актуальность опыта...........................................................................................   4

Новизна опыта.......................................................................................................7  Здоровьесберегающие технологии используемые в работе..............................7 Результативность опыта.........................................................................................16

Заключение.............................................................................................................19

Литература...............................................................................................................20


«Детям, совершенно так же, как 
и взрослым, хочется быть
здоровыми и сильными,
только дети не знают,
что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут 
беречься»
(“Педагогика сердца”
Януш Корчак)

Условия возникновения.

Я работаю воспитателем в Краснояружском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних пять лет с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Очень важно любить свою работу и понимать чего хочет ребенок на самом деле. Успех работы зависит от профессиональной компетентности педагога и грамотного системного планирования.  Наши воспитанники  обделены родительским вниманием, любовью и заботой – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Дети в учреждении находятся с режимом круглосуточного пребывания.

Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

Желание помочь заставило меня искать и испробовать многое. Итогом этих поисков стало применение  нетрадиционной формы оздоровления, включающей в себя релаксацию, игровой стретчинг и ритмопластику.  Эти  методики направлены на  снятие эмоционального напряжения, укрепления здоровья, совершенствования развития двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении, создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях. Поэтому считаю, что все используемые на занятиях технологии важны и необходимы для здоровья детей.

Актуальность опыта.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с детства. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. При поступлении ребенка в учреждение, беря во внимание медицинские обследования и учитывая категорию здоровья, включаю в индивидуальную программу реабилитации работу по сохранению и укреплению здоровья.  Все мы любим наших детей и хотим их видеть счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов: состояние окружающей среды, наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, привычки и поведение. Для меня  важно, сформировать у детей  навыки безопасного для жизни и здоровья поведения, а так же построить свою работу  на воспитании тех или иных привычек. И я считаю, что воспитатель может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Постоянно обучаясь психолого-педагогическим технологиям, позволяющим самой работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своим воспитанникам на занятиях. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач, моей работы. Из опыта работы можно сделать вывод, что  детей поступивших в центр  нет четкого понимания о здоровом образе жизни, т. к. многие имеют вредные привычки, такие как курение и распитие спиртных напитков. По данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня является поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы.

Цели:

    •  создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий;

Задачи:

  • воспитание социально-активной, творческой и самостоятельной личности, основанное на здоровом образе жизни;
  • развитие умения воспринимать  музыкальные образы и выражать их в движениях;
  • снятие психологического эмоционального напряжения;
  • формирование положительных эмоций и чувств ребенка ;
  • развитие эластичности мышц, координации движений, способности к самоконтролю и самооценки при выполнении движений;
  • воспитание выносливости и старательности, красоты и грациозности;
  • совершенствование физических способностей воспитанников в основных  видах движений во время занятий;
  •  формирование потребности в двигательной деятельности ;
  • развитие интереса к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
  • обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга;
  • развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; 
  • развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, мышления;

Ведущей педагогической идеей данных направлений является обеспечение условий для формирования у детей потребности в движении, обретение физического здоровья и душевного равновесия  с  использованием музыки на каждом занятии,  применяю  принципы:

- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка;

-принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков;

- принцип постепенности определяет необходимость построения в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному»;

- принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки;

- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей;

- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений;

-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной;

- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике, игровом стретчинге и релаксации. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.

Успешное физическое развитие воспитанников возможно лишь при создании определенных условий, необходимых  для сохранения и укрепления здоровья. Такими условиями являются:

  • физическое и интеллектуальное развитие детей;
  • создание обстановки эмоционального благополучия ребенка;
  • предоставление ребенку свободы в выборе деятельности
  • комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к деятельности
  • создание и обновление предметно развивающей среды
  • творческий подход
  • вариативность в выборе темы занятия, формы, средств и методов работы

Для проведения занятий по укреплению и сохранению здоровья  не требуется больших залов, материальных затрат, спортивных снарядов. Все используемые упражнения  повышают двигательную активность, выносливость, снижают эмоциональное и  психологическое напряжение.

Осуществляя педагогическую деятельность, используются  следующие методы:

  • метод единства восприятия и созидания
  • метод диалога, позволяющий детям общаться с музыкальными произведением
  • метод открытий, порождающий новую идею
  • метод словесности
  • метод наглядности

Форма (игровая, групповая, коллективная) работы отличается широким использованием игр и имитаций движений, вызывая интерес у детей.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в сочетании использования ритмопластики, игрового стретчинга и релаксации на фоне музыкотерапии,  направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, в создании модели взаимодействия, основу которой составляют партнерские отношения воспитателя и ребенка.

Здоровьесберегающие технологии используемые в работе.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога.

Это взаимодействие происходит на разных уровнях:        

  • на уровне самого ребенка, когда воспитаннику важно создать гармонию физического, психического и нравственного здоровья. Тогда у него появляется возможность самореализоваться, самореабилитироваться, самоорганизоваться, самоопределиться. Ребенок еще не знает, кто он и что может сделать для своего развития и здоровья. Важно помочь ребенку осознать  это и запустить все бессознательные и «спящие» механизмы.
  • на уровне межличностных отношений в образовательном и воспитательном пространстве, когда  вокруг ребенка организуется взаимопомощь важных для него взрослых, сотрудничество с этими взрослыми, построение доверительных доброжелательных отношений. Всё это является условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
  • на уровне организации различных видов деятельности, когда   создается такая воспитательная система в образовательном учреждении, которая формирует у всех участников образовательной среды навыки, позволяющие сохранить и укрепить СВОЕ и ДЕТСКОЕ здоровье. У всех участников этой образовательной среды создается положительная эмоциональная атмосфера. У всех участников появляется систематическая и последовательная реализация оздоровительных и формирующих культуру здоровья мероприятий.

Очень важно понимать, что без формирования мотивации на личностное саморазвитие и самореализацию, взрослые и дети еще долго будут стоять на месте.

Использование ритмопластики совершенствует развитие двигательной сферы детей на основе формирования у них потребности в движении, правильной организации профилактики и оздоровления своевременной коррекции отклонений в состоянии здоровья. Чтобы воспитанники не испытывали "двигательного дефицита" который влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника,  плоскостопие и т.д., необходимо удовлетворить потребность каждого ребенка в движении. Главным мотивом маленького ребенка является интерес. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души тела заложены в синтезе музыки и пластики это не только возможность хорошо провести время для ребенка, но и освоить жизненно необходимые движения и навыки. Одним из ключевых моментов является применение музыкальных произведений. С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Главная особенность в данной методике - это  взаимосвязь языка движений и языка музыки. Но музыка является не только динамической характеристикой движений, но и основной образного содержания. Воздействию музыки на воображение присущ творческий характер.

В основе ритмопластики и музыкальной выразительности лежат логические элементы движений. Поэтому важно научить детей двигаться в характере музыки, выразительно передавая и воплощая образное содержание.

В результате специальных комплексных занятий с помощью средств музыки и двигательных упражнений у воспитанников происходит улучшение личностных качеств, самореализация и произвольность движений и поведения. Ритмопластика носит оздоровительный характер.

Язык ритмопластических движений зависит от подбора достаточно простых и доступных движений, позволяющих создавать разнообразные хореографические композиции. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, направленная на преодоление недостатков эмоционально-волевой и познавательной сферы. Она позволяет усвоить музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух.  

Игровой стретчинг – это оздоровительная методика, направленная на укрепление позвоночника, это творческая деятельность, при которой дети и подростки живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений под музыку.        

 Применение игрового стретчинга развивает дружеские взаимоотношения во время деятельности. Каждое занятие проходит с позитивным настроем, что положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. а так же они получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

Важным условием проведения игрового стретчинга с детьми является выполнение растяжки симметрично  для обеих сторон тела, а правильное  ровное дыхание сулит результативный успех. Дети занимаются на ковриках или специальных матах. Необходима удобная эластичная одежда, без обуви, можно в носках или босиком. Создание рабочей атмосферы, использование спокойной музыки  позволяет сформировать  позитивное отношение к занятиям. Таким образом положительный эмоциональный фон делает занятия особенно эффективными.

В зависимости от целей занятия стретчинг можно использовать:

-в разминке для подготовки мышц

-для развития гибкости как отдельное занятие

-как релаксирующая процедура, в заключительной части занятия.

Результат собственных мышечных усилий ребенка проявляется в активной и пассивной гибкости. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, подвижности суставов, а также ряда внешних причин: от температуры внешней среды, от степени утомления организма, от времени суток.( во второй половине дня занятия на развитие гибкости эффективней) .

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Чтобы достичь хороших результатов в развитии гибкости у дошкольников не обходимо соблюдать следующие принципы.

1. СУММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА.

Растяжка - результат суммирования многих регулярных попыток. Применение данного принципа предостерегает от стремления получить результат мгновенно.

2. Принцип непрерывно - ступенчатого развития.

Занятия по развитию гибкости должны быть обязательно регулярными, так как гибкость относится к числу быстро утрачиваемых, при отсутствии специального тренинга качеств.

3. ПРИНЦИП ПОВТОРНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Упражнения следует выполнять сериями, по несколько повторений.

4. ПРНЦИП РАЗОГРЕВА

Упражнения, используемые для разогрева, должны задействовать большие мышечные группы и поднимать общий тонус организма.

5 ПРИНЦИП ПСИХИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

Ключ к подвижности - расслабление. Упражнения выполняются медленно и осторожно с удержанием растянутого положения. Настроиться на расслабление помогают образы и картинки, а также представление тепла.

Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

Стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таким образом, чтобы нагрузка на всё тело ребёнка была равномерной. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений.

Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста).

Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько он сам захочет.

Стретчинг.

1. Пчелка. Сесть на пятки. 1. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 2. вывести вперед лечи, стараясь соединить локти перед грудью. 3. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.

2. Петушок. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.

3. Горка. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное полоение, стараясь коснуться лицом коленей.

4. Муравей. Сесть скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу, стараться локтем коснуться пола. 2. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. 3 повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену. 5

5. Веточка. Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.

6. Бабочка. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. 1 колени развести. 2 руки на коленях ладонями вниз. 3. опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками

           Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если "стресс"(от англ. Stress) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то "релаксация" (от лат. Relaxatio) – это состояние покоя,  возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий.

           Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

           Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

          На первом этапе необходимо  объяснить детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описать необходимые действия.  Интонация, медленный темп речи способствует представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.

          На втором этапе происходит переход к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения,  которых он добивается у детей. Выход из состояния релаксации должен быть  постепенным.

          На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напряжения  применяется методика релаксации, то есть мышечного расслабления. Расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все мышцы лица («лицо релаксанта»), ни о чем не думают, вызывая у себя ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3-4 мин и повторяется 4-5 раз.  

          Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

  • Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: “Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

  • Упражнения на расслабление мышц лица: “Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются.

Затем расслабить щеки и губы.

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на

“замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

  • Упражнения на расслабление мышц шеи: “Любопытная Варвара”.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

  • Упражнения на расслабление мышц рук: “Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон,

из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее

правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем

бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

  • Упражнения на расслабление всего организма:  “Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому

летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они

присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь

полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали

сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, птички

вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю

ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладнойводицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в

самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

          Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

         Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

         

Результативность опыта.

Работая над проблемами сохранения и укрепления здоровья  на   занятиях я пришла к выводу, что применение  технологий здоровьесбережения  повышает мотивацию к сохранению своего здоровья детьми. Начиная работу по теме: «здоровьесберегающие технологии  и социальная реабилитация воспитанников средствами релаксации, игрового стретчинга и ритмопластики», были выявлены уровень ритмо-двигательных способностей ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).Наблюдение за детьми в процессе ритмических движений под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных упражнений (на основе упражнений из комплексов). Диагностика проводится два раза в год: сентябрь, декабрь.

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога).

Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую музыку и незнакомую музыку на основе освоенных движений, а также придумывать собственные, оригинальные «Па». Творческая одарённость проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств. И увлечённости ребёнка самим процессом движения под музыку.

Координация движений - точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнений упражнений. Правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, при выполнении различных упражнений.

Пластичность, гибкость – мягкость, плавность движений рук, подвижность суставов. Гибкость позвоночника, позволяющие выполнять несложные гимнастические упражнения.

Обогащение опыта   в организации занятий  способствует всестороннему развитию ребенка: повышает интерес к физическим упражнениям, активизирует познавательную деятельность ребенка, побуждает детское творчество, развивает интеллект, воспитывает организованность Дети, поступающие в наше учреждение, имеют низкий показатель гибкости, ловкости и слабый уровень мышечной силы.

В упражнениях по стретчингу задействованы двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, вследствие этого развиваются сенсорные системы ребёнка. А после ритмопластики улучшилась зрительная память, концентрация и устойчивость внимания. Занятия по релаксации  затрагивают  эмоциональную, и личностную сферы ребенка, положительно влияют на самооценку, самоконтроль и работоспособность у детейИз своих наблюдений и диагностике я отметила, что заболеваемость детей уменьшилась, сократились периоды обострения острых состояний.  Широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм  способствует развитию творчества детской фантазии, эмоционально раскрепощают детей.. Таким образом, методики игровой стретчинг, ритмопластика и релаксация , являются инновационными направлениями в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетают в себе необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

         

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этого года дети показывали свои достижения на  занятиях по физической культуре, ярко уверенно и артистично. 


Заключение

В результате внедрения опыта у детей значительно повысился интерес к физкультурным занятиям, развились творческие способности. В процессе двигательной активности повысилась коммуникативная функция. По результатам диагностики физических качеств, увеличилась мышечая сила, ловкость, выносливость, гибкость.
В процессе апробирования методик игрового стретчинга, ритмопластики и релаксации было выявлено, что методики благотворно влияют на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок.

Используемые методики  стоят на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений, она отрицает возможность использования баллистических упражнений именно из-за обязательно возникающего при этом перерастяжения мышц.

Упражнения стретчинга и ритмопластики выполняются в сочетании с элементами релаксации и правильным дыханием, что позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. благодаря правильному воздействию на позвоночник, внутренние органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма. Делая тело ребенка гибким, мы даруем ему и двигательную свободу, в конечном счете, способствуем восстановлению психического равновесия и открываем перед детьми возможность через тело взаимодействовать со своим внутренним миром.

В результате проведенного опыта, сделан вывод о продолжении внедрения методик здоровьесбережения, как наиболее эффективной формы работы по развитию интереса у детей к физкультурным занятиям.



Литература

1. Аджимуратова З. Р. Ритмопластика как средство развития чувства темпа-ритма у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 655-658.

2. А. И. Константинова «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год.

3. О. П. Родынова «Музыка о животных и птиц» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.

4. О. П. Родынова «Природа и музыка» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.

6. О. П. Родынова «Сказка о музыке» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.

6. А. Е. Чебрикова – Луговская «Ритмика», издательский дом «Дрофа», 1998 год.

7. Н. А. Четвериков «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников», издательство «Москва», 1992 год.

8. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика – музыкальное движение» М., -Просвещение, 1972

9. С. И. Бекина, Т. П. Ломова «Музыка и движение» М., Просвещение, 1984

10. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Ральф М., 2000

11. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2001 г.

12.http://sadik115.ru/publ/fizicheskoe_zdorove/organizacija_fizkulturnykh_zanjatij_po_metodike_igrovogo_stretchinga/2-1-0-6

13.http://www.ds32-nowch.edu.cap.ru/? eduid=3708&hry=./3553/45232/90596/102366&t=hry


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Раскрывается значимостьздоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.Раскрыты валеологические принципы в работе со студентами на уркоах физической культуры в СПО...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах

Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере обр...

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой»

К сожалению, здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизниЗдоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющи...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...