Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
учебно-методический материал

Антонова Лариса Ивановна

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейных отношений, конфликтных ситуаций в подростковом социуме, порождает стереотипы асоциального поведения, иметь разрушительные последствия для личности человека в будущем, ведь усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни.

А можно ли научить подростка доносить свои мысли и чувства, научиться слышать то, что хочет передать тебе человек напротив?

Опыт работы с детьми разного возраста, включенными с 2018 года в театрализованную деятельность творческого объединения «Театр и мы», дает возможность утверждать, что для решения всех перечисленных ранее проблем можно использовать наработки из арсенала театральной педагогики.

Технология Плейбек+ включает в себя элементы театральной педагогики, Плейбек-театра, но не только.

Плейбек театр – театр импровизации и спонтанности. «Мы играем историю, возвращая ее тебе». «Playback» (англ.) – воспроизведение. Это пространство радости и творчества! Это театр, где зрители рассказывают свои истории, а актеры тут же разыгрывают их на сцене. Нет никаких заученных текстов и шаблонов! Только спонтанность и импровизация! Рассказчик из числа зрителей – главный герой спектакля! Каждый спектакль получается уникальным и неповторимым, он рождается «здесь и сейчас»! По желанию ребенок рассказывает свою историю. Ему дается свобода выбора формы повествования и манеры передачи. Для комфорта ребенок может занимать любое место на условном пространстве «сцены», на которой несколько стульев, ткани, «музыкальный» человек и актеры, одетые в темное, чтобы не отвлекать внимание зрителей от их лиц и рук. Спектакль ведет «режиссер» (человек, пользующийся доверием в подростковом коллективе: воспитатель, психолог, ребенок), который мотивирует зрителей на рассказывание историй, он же задает «актерам» формы для игры. О чем могут рассказать авторы? О чем угодно: дети делятся тем, что с ними сейчас происходит, что их волнует, вспоминают ситуации из прошлого, забавные эпизоды и даже рассказывают сны.

Автора внимательно слушают «актеры» (не более 3-4 человек из числа зрителей, которые на эти 15-20 минут по своему желанию объединяются в труппу). Задача «актера» – услышать рассказчика, понять его настроение, выбрать одну мысль, ту эмоцию, которая, по его мнению, является главной, близка ему или кажется наиболее интересной, и воспроизвести ее перед зрителями, при этом используя весь арсенал своих актерских умений и навыков, так чтобы зрители и сам автор оценили его игру. Когда каждый из актеров воспроизведет ту часть монолога автора, которая, по его мнению, является наиболее важной, получается уникальный мини-спектакль. На этом заканчивается Плейбек – театр.

Наша технология получила название «Плейбек+». «Актеры» не только должны воспроизвести слова, мысли, чувства «автора», они получили право высказать слова поддержки, свое мнение, показать свои эмоции (вербально или при помощи пантомимы) от услышанного, они получили право играть самих себя! Их сверхзадача – очень кратко, желательно в 1-2 предложениях ярко, эмоционально, доходчиво, используя весь свой актерский арсенал, выразить отношение к услышанному. Нам кажется, что это не менее важно и для автора, и для зрителей, и для самих актеров! Мы разработали систему жестов, ритуалы для объединения детей в труппу актеров, этикет поведения на сцене и в зрительном зале.

Нет секрета, что каждый из нас имеет свою собственную историю происхождения, рождения и становления. Во все эти этапы мы по-разному переживаем кризисы, которые сопровождаются своими переживаниями. Эти мини-драмы и служат отправной точкой всего предисловия. Задача – не «расковырять», а помочь проиграть, принять ситуацию и осознать истинные причины и пути решения проблемы. Решение же травмирующей ситуации возможно в том случае, если удовлетворены потребности сторон, о которых было заявлено.

Именно применение технологии Плейбек+ способно на такое удовлетворение потребностей, потому, что подросток, принимая участие в любой роли, проигрывает и свои переживания, делиться впечатлением, учится анализировать ситуации, импровизировать, общаться.

Наличие позитивного настроя (подкрепления) и поддержки со стороны группы:

  • возможность получения обратной связи;
  • моделирование различных вариантов проблем и решений;
  • актуализация чувства ответственности за свою жизнь;
  • возможность экспериментирования в безопасной ситуации.

В чем новизна? Подростки играют историю спонтанно, без подготовки, проникая в ее суть, импровизируя, слушая свое тело и чувства. Каждая игра для ребят – это постоянный выход из зоны комфорта, а значит их личностный рост. Играя уникальные жизненные истории, дети сталкиваются с разнообразием жизненных сценариев, с каждым разом все изобретательнее и легче находят выход из проблем.

Первое, на чем следует акцентировать внимание – этическая сторона. Каждый участник получает возможность опосредовано принять участие в решении проблемы - увидеть свою проблему со стороны в различных вариациях завершения действия, ситуации, актуальной для себя самого на данный момент. Может проигрываться чужая ситуация, а стать она может актуальной для многих «зрителей», каждый из присутствующих может найти ответ, увидеть выход – вывод делается непринужденно и, самое главное, добровольно. Плейбек+ – технология, которая действует многогранно и многолико, задействовав осознанные и неосознанные ресурсы участников.

Для нас, педагогов, воспитателей, важно пробудить у ребенка желание общаться, снять зажим, выработать наиболее приемлемый алгоритм поведения и общения. Проведя анкетирование участников и проанализировав ответы детей, можно констатировать тот факт, что после таких занятий дети стали более свободными и открытыми в общении со своими сверстниками, перестали бояться контактировать со взрослыми, учителями и родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Программа летней занятости и оздоровления несовершеннолетних в условиях социально - реабилитационного центра.

Создание   благоприятных   условий   для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников   во время летних каникул, развития творческого и интеллектуальн...