ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА
статья по теме

 

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не достаточно контролируется местными органами профилактики. Фактически, пока проходит реабилитация несовершеннолетнего в Центре г. Черногорска, с семьей не проводится продуктивной работы органами сопровождения и профилактики. Поэтому по возвращению ребенка в семью, ситуация, в некоторых случаях, остается прежней или усугубляется.

Были разработаны рекомендации по оптимизации социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних детей и подростков, которые отражают возможные варианты выявленных нами проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  НАХОДЯЩИХСЯ В  ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

 г. ЧЕРНОГОРСКА

Социальный портрет воспитанников

В ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»  находятся дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет.

Семьи, в которых жили ребята до поступления в Центр для несовершеннолетних, большинство  неблагополучные. В этих семьях отец или мать, а зачастую и оба родители злоупотребляли алкоголем, у некоторых детей родители находятся под следствием или в местах лишения свободы, есть дети и из семей, где часто родители дерутся, не работают, ведут асоциальный образ жизни. Чуть меньше половины детей – это дети, прибывшие в Центр из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Часть детей из неполных семей, из малообеспеченных семей, есть дети из многодетных семей. В последние три года стали появляться несовершеннолетние из семей, в которых складываются социально-опасные условия. Некоторые ребята попадают в Центр уже не первый раз, немало есть и сирот, или детей из опекаемых семей.

Серьезным испытанием для ребенка является его переход из дома родителей в Центр реабилитации. Обычно дети тяжело переносят этот процесс.

Большую часть воспитанников Центра составляют дети школьного возраста и юноши.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что  социальный портрет воспитанника ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних»  г.Черногорска очень разнообразен и неоднозначен. Зачастую в Центр попадают озлобленные, агрессивные дети, такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. У многих воспитанников Центра стоит диагноз: задержка психического развития. Но  даже те дети, которых психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеют ряд особенностей. Анализ психолого-педагогических характеристик, показал, что для большинства несовершеннолетних воспитанников характерны реакции оппозиции – активный протест; имитации – подражание определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников и которое нередко является причиной криминального поведения. В работе социального педагога большую помощь по выявлению данных отклонений и коррекции на этапе адаптации даёт ранняя диагностика. На этом этапе трудностью можно считать то, что не всегда одновременно с поступлением ребенка на реабилитацию приходит вся информация о ребенке (например, что он стоит на учете за бродяжничество или совершал противоправные действия, был ранее пролечен в психо – неврологическом диспансере, условно осужден и т.п.). Благодаря тесному сотрудничеству педагогического коллектива в ходе реализации программы социально – педагогической реабилитации каждого воспитанника Центра, координатору - социальному педагогу легче добиваться намеченного для несовершеннолетнего результата.

Изучение и анализ практики социально-педагогической деятельности в процессе реабилитации несовершеннолетних позволил выделить проблемы.

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не достаточно контролируется местными органами профилактики. Фактически, пока проходит реабилитация несовершеннолетнего в Центре г. Черногорска, с семьей не проводится продуктивной работы органами сопровождения и профилактики. Поэтому по возвращению ребенка в семью, ситуация, в некоторых случаях, остается прежней или усугубляется.

Были разработаны рекомендации по оптимизации социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних детей и подростков, которые отражают возможные варианты выявленных нами проблем.

Рекомендации  по оптимизации социально-педагогической  реабилитации несовершеннолетних детей и подростков

Основой разработки рекомендаций  по оптимизации социально-педагогического процесса реабилитации  является: анализ результатов теоретического исследования и результатов эмпирического исследования социального портрета воспитанников,а так же опыт и проблемы социально-педагогической деятельности  в процессе реабилитации ГУ РХ «Центр для несовершеннолетних» г.Черногорска.

Успешностью организации социально-реабилитационного пространства, является повышение знаний нормативно-правовой базы социального педагога:

1)        Конвенция ООН о правах ребенка;

2)        Конституция Российской Федерации;

3)        Федеральный Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (измен. и дополнение к ФЗ 2005-2007г.г.);

4)        Федеральный Закон РФ «Об образовании»;        

5)        Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

6)        Федеральный Закон РФ «Об банке данных»;

7)        Семейный кодекс РФ (ст.222, ст.223);

8)        Административный кодекс РФ;

9)        Законы и постановления на федеральном, региональном уровнях, другие нормативно – правовые акты, касающиеся проблем образования, семейной политики.

        Главной задачей социально – педагогической реабилитации при поступлении ребенка в приемно – транзитное отделение, становится адаптация несовершеннолетнего к условиям проживания в Центре. Для этого можно предложить мероприятия:

1. Информировать  родителей  (законных представителей)  и детей органами профилактики о причинах и последствиях помещения в Центр на реабилитацию.

  2. При поступлении  на реабилитацию проводить разъяснительные беседы с ребёнком, тем самым объясняя цель прибытия его в Центр.

  3. Содействие  всех служб  Центра (администрации, педагогов, психологов, органов профилактики города Черногорска и на местах, откуда прибыл несовершеннолетний) – с целью положительного и долговременного эффекта  социально – педагогической  реабилитации.

Проведение воспитательной работы является очень важной задачей социальных детских учреждений, поскольку от её качества во многом зависит успешность процесса реабилитации. Повышению  эффективности воспитательного процесса в ходе социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, могут способствовать следующие  условия и формы работы сотрудников Центра:

1.Ввести в штатное расписание  дополнительные рабочие ставки, тем самым сократив численность детей в группе до рекомендованного (Положение РФ «О центрах социальной реабилитации для детей, оказавшихся в ТЖС» №25) числа - 10-12 человек соответствующего возраста.

  2.Каждое из проводимых воспитательных мероприятий должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения насколько оно эффективно в плане реабилитации.

  3.С целью расширения такого вида деятельности Центра, как сотрудничество с  учреждениями близкого направления (т.е. реабилитация и сопровождение несовершеннолетних, профилактика правонарушений) спланировать совместные мероприятия с Центрами реабилитации  РХ и Минусинского района. В дальнейшем запланировать выезды в региональные центры реабилитации.

В последнее время участились случаи помещения органами профилактики на местах несовершеннолетних, находящихся под следствием, ранее совершавших правонарушения или условно – осужденных для психолого – педагогической реабилитации, т.е. личность 14 – 18 лет практически сформировавшуюся с деликвентным поведением. С целью профилактики несовершеннолетних можно предложить следующее:

  1.В целях разъяснения Законодательства РФ проводить встречи условно-осужденных подростков и их родителей (законных представителей) на базе РОВД с приглашением представителей суда, прокуратуры, адвокатуры, руководителей УВД, Центра занятости и других субъектов профилактики.

  2.Использовать  более широкие  социальные технологии  при   реабилитации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, применять в работе инновационные формы  организации социальной-педагогической реабилитации.

  3.С целью накопления банка данных по технологиям реабилитационной работы на основе изучения методической литературы,

специальных  изданий  по  социальной   педагогике, совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей.

В ходе социально – педагогической реабилитации социальный педагог в содружестве с педагогом – психологом через беседы с педагогическими работниками указывают на то, что на воспитанников необходимо воздействовать тем методом, который наиболее соответствует его личности. Согласно данным педагога – психолога  Центра  можно выделить следующие группы детей и подростков:

•        незрелые воспитанники.

•        невротически конфликтные личности.

•        недостаточно социализированные и агрессивные воспитанники.

•        подростки, обладающие отрицательными социальными установками, сильным типом личности с объективными задатками лидера. Рекомендовать специалистам учреждения проводить работу с несовершеннолетними с учётом выделенных групп и направлять усилия на устранение либо сглаживание недостатков поведения и личности ребёнка в целом

У несовершеннолетних подросткового и юношеского возраста часто проявляется установка жить одним днем. Они рассчитывают на то, что в дальнейшем все само собой образуется. Этим, а также неустойчивостью мировоззрения подростка и юноши, слабостью воли и противоречивостью характера во многом обусловливается отсутствие у них намерения позитивного изменения своей личности. Именно поэтому воспитанники Центра подросткового и юношеского возраста больше, чем другие дети, в нуждаются в психолого-педагогической и социальной помощи..

В целях контролирования постреабилитационного периода мероприятия социально – педагогической реабилитации возможно расширить. Этому могут способствовать следующие мероприятия.

1.Проводить кустовые совещания (тематические) по предупреждению безнадзорности и правонарушений на базе общеобразовательных школ города и ближайших районов.

2.Разработать рекомендации по социально-педагогической  реабилитации детей и подростков не только для родителей (законных представителей), но и для социальных педагогов, педагогов-психологов, воспитателей, учителей в дальнейшем работающими с этими детьми.

3.Совершенствование системы мониторинга, оперативного обмена информацией между Центром и специалистами учреждения из которого поступил ребёнок.

4.Наладить разъяснительную работу со специалистами органов профилактики на местах и с законными представителями ребёнка о дальнейшем (если это нужно) пребывании ребёнка в Центре, с целью прохождения полного курса реабилитации.

Таким образом, реализация данных мероприятий, на наш взгляд, позволит:

        повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия.

        улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, что позволит предотвратить повторные помещения несовершеннолетних в Центр и одновременно окажет целенаправленную адресную помощь семье.

Социальный педагог

          ГКУ РХ "Центр для   несовершеннолетних"

              г. Черногорска

Кудрина Юлия Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".

Изучение особенностей социально-педагогической  коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация....

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....

ПРОГРАММА социально - педагогической деятельности в условиях МБУ «Центр реабилитации» на 2020-2025 годы

Кризис института семьи является актуальной проблемой в современном мире, вследствие чего растет безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, увеличивается к...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...