«Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра».
рабочая программа на тему

Лазарева Елена Ивановна

Деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-_pedagogicheskaya_reabilitatsiya.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКУСО Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Планета детства» в г. Барыше

Тема: «Социально-педагогическая реабилитация «педагогически запущенных» детей в условиях реабилитационного центра»

Выполнила:  

Лазарева Елена Ивановна,

                                                                     социальный педагог

ОГКУСО СРЦН

«Планета детства» в г. Барыше

г. Барыш

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………..……………………………….…………………….3

1. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей………………………………………………….…………...................................

1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………….…………5

1.2 Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми..……………………………………………………………….8

2. Снижение и потеря мотивации к обучению у «педагогически запущенных» подростков……………………………………………………………………………..

2.1 Основные факторы и причины………………………………………………….17

2.2 Методика повышения мотивации к познанию у «педагогически запущенных» подростков…………………………...........................................................................18

3. Содержание деятельности социального педагога в условиях  реабилитационного центра……………………………………………………..

3.1 Коррекционная работа с «педагогически запущенными» подростками………………………………………………………………………….21

3.2 Программа коррекции педагогической запущенности………………………..23

Заключение…………………………………………………………………………...25

Список используемой литературы………………………………………………….26

Приложение…………………………………………………………………………..27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии). Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

Проблема: в чем состоит деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, их педагогическая реабилитация  в условиях реабилитационного центра.

Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми и разработать программу  коррекции педагогической запущенности применимо к системе реабилитационного центра.

Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически   запущенными  детьми,  их педагогическая реабилитация.

Предмет исследования: педагогически запущенные дети как феномен деятельности социального педагога.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы  коррекции педагогической запущенности.

Задачи исследования:

  • проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках;
  • разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации коррекционной работы с педагогически запущенными детьми;

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • Эмпирические: беседы с подростками и педагогами, эксперимент, наблюдение, диагностика, анкетирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов по проблеме педагогической запущенности и раскрытии деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать программу коррекции педагогической запущенности и ее результатов для социальных педагогов в реабилитационном центре.

1.  Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей

1.1 Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности

Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Но в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность».

Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Мы согласны с мнением Зюбина Л.М., что между ними есть и различия. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным".

Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.

Педагогический словарь, под редакцией Кирова И.А. это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность.

Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения.

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно педагоги определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Автор Баженов В.Г. выделяет три группы детей по степени педагогической запущенности:

B 1 группу входят учащиеся, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с педагогами и сверстниками. Подростков этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции.

Подростков II группы характеризует низкая успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, педагогами. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с педагогами возникают из-за неуспеха в учебной деятельности.

Подростков III группы характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, педагогам и однокурсникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в группе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.

Внешними причинами педагогической запущенности  являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты  в воспитательно-образовательной работе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические   и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональное состояние, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

При определении степени педагогической запущенности можно ориентироваться на следующие критерии:

  • характер динамики запущенности;
  • выраженность признаков запущенности;
  • общая необразованность;
  • уровень средовой адаптации (семья, училище, неформальная группа сверстников);
  • уровень овладения социально значимой деятельностью (ролевая игра, учение).

Особенности личности педагогически запущенного подростка характеризуется не развитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию  и признанию. Они менее социально приспособлены, отличаются не доверчивостью, чрезмерной обидчивостью и слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные педагогом задания, используя лишь конкретно – ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своей проблемы. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям. Таким образом, мы можем наблюдать, разные подходы к рассматриваемому явлению педагогической запущенности различных авторов.

1.2. Деятельность социального педагога по реабилитации педагогически запущенных детей в условиях реабилитационного центра.

Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально-педагогической технологии:  выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Чтобы организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных подростков группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами  и учреждениями.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь подросткам.  Происходит выявление детей группы риска.

Следующим технологическим этапом является диагностика проблем личностного и социального развития подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Необходимо уточнить социальные и психолого-педагогические особенности каждого подростка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с подростком, с классным руководителем, с воспитателем, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок, изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.

Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

  • целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
  • прогнозируемости;
  • измеряемости ожидаемых результатов.
  • Подростки с диагнозом «педагогическая запущенность» – это  дети группы риска. Социально-педагогические технологии с такими детьми имеют свои составляющие и этапы.

Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного подростка, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные особенности. Для этого существуют разные   подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.

По одному из подходов она может включать следующие компоненты:

1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям:

а) контактность с  коллективом группы,

б) отношения с большинством педагогов,

в) реакция на педагогические требования,

г) податливость педагогическим воздействиям.

2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:

а) опыт общения с людьми,

б) характер общения с людьми,

в) опыт участия в различных видах деятельности,

г) требовательность к себе при неудачах.

3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)

а) положительная,

б) отрицательная,

в) аномальная.

4.Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:

а) требовательность,

б) самокритичность.

5. Уровень самоуправления поведением:

а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,

б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,

в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.

Для диагностики педагогической запущенности предлагается дневник наблюдения педагогически запущенного подростка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.

После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.

Следующий технологический этап – это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик.

Индивидуальный же подход к каждому случаю запущенности будет выражаться в выборе тактики работы. В данном случае тактикой являются методы коррекции педагогической запущенности, которые специалист также может подбирать для своей коррекционной программы, учитывая особенности конкретного ребенка.

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогической диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми будет включать в себя следующие основные звенья:

1) Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живет трудновоспитуемый подросток. При этом одновременно расширяются положительные связи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром, он вовлекается в активную деятельность по улучшению окружающей  действительности,  осуществляется  оздоровление  семьи и микрогруппы подростков. Расширяются социальные контакты педагогически запущенного воспитанника, главным образом, через деловые связи с коллективами взрослых.

2) Усиление профилактической работы, целенаправленная организация свободного времени подростка.

3) Активизация социально полезной деятельности педагогически запущенных детей в первичном коллективе и в системе других коллективов. Занятые полезными делами, педагогически запущенные учащиеся меньше нарушают дисциплину, приучаются к четкости, порядку, у них вырабатываются навыки трудолюбия, честного отношения к делу, т.е. формируются все те качества, которые необходимы для серьезного учения. Диалектика всей этой работы такова: переключение сил, энергии, внимания трудных детей сначала на полезные трудовые дела, а затем на учение.

4) Разрушение отрицательного типа поведения воспитуемой личности. Нейтрализуется ведущий признак трудновоспитуемости или негативности. Эта работа требует большой осторожности. Наибольший эффект, как показали исследования, достигается доверием, уважением к воспитуемому, неожиданностью положительного отношения, т.е. создается ситуация, которая неизбежно вызывает у подростков недовольство собой, возбуждает желание избавиться от недостатков.

5) Организация нового образа жизни воспитуемого, в котором закрепляются, развиваются положительные качества. В практике отрицательное в личности разрушается иногда строгим наказанием, судом, всеобщим осуждением, изоляцией человека от общества. Но при этом нередко его образ жизни мало меняется. Если же стереотип воспитуемого находится в тех же условиях, он быстро восстанавливается в своем прежнем виде.  А он и не мог измениться, поскольку не были созданы педагогически необходимые условия, в корне пресекающие прежний отрицательный стереотип.

6) Включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у нее недостатков, отрицательных свойств. Это последнее звено в системе перевоспитания активно воздействует на личность лишь тогда, когда эффективно использованы предыдущие звенья системы перевоспитания.

Рассмотрев социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными детьми различных авторов, будем формировать собственную технологию по педагогической реабилитации, в основу которой войдут факторы педагогической запущенности.

Технология работы с педагогически запущенными детьми в условиях реабилитационного центра.

1. Изучение всего контингента воспитанников, выявление  трудных  подростков,   организация   индивидуальной  воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с педагогами, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, воспитатели,  родители воспитанников - с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно - правового воспитания воспитанников  и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность  детского коллектива.

Формы и методы работы: приобщение подростка к коллективной деятельности на уроках( создание проблемных ситуаций и совместное их решение, возможность в реализации собственного потенциала), обеспечение участия в различных общественных мероприятиях ( участие в соревнованиях, конкурсах, тренингах, различных внутриучилищных мероприятий), занятиях кружков, секций, художественной самодеятельности, организация индивидуальной помощи  со стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; коррекция личностного развития с применением методов индивидуальных бесед- внушений, систематическое использование поощрений и наказаний. Все это должно   постепенно социализировать педагогически запущенных подростков   и давать толчок к их внутреннему саморазвитию и самовоспитанию.

Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где отражается формирование учебного  коллектива, формирование у воспитанников  основ научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья воспитанников.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.

Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.

Формы и методы: встречи с работниками полиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание воспитанников.

4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими воспитанниками.

Цели работы: обучение воспитанников  приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к своей будущей профессии, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.

Формы и методы работы: индивидуальный подход к воспитанникам   на уроках, дополнительные учебные занятия, привлечение воспитанников к  мероприятиям  познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в реабилитационном центре, поощрение за успехи в учебе.

Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива воспитанников,  воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание

5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в центре, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных воспитанников.

Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания воспитанников.

6. Работа с родителями педагогически запущенных воспитанников.

Цель работы: изучение условий жизни и воспитания в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей по вопросам разрешения конфликтов  в   детско - родительских отношениях,    обучению установкам в воспитании подростков.  На особый учет должны быть взяты   семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Социально-педагогическая помощь при работе с родителями

                               

Образовательная                      Психологическая                     Посредническая  

                                                                                   

Обучение                                  Поддержка                          Организация                 

                 Воспитание                            Коррекция                       Координация                     

                                                                                           

                                                                                                            Информирование

2. Снижение и потеря мотивации к обучению у «педагогически запущенных» подростков

2.1 Основные факторы и причины

Отсутствие   мотивации   к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости  и  интеллектуальной  пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.  

Основные факторы отрицательного отношения подростков к учебе – это:

- заниженная мотивация к обучению;

- отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

- несформированность учебной деятельности;

- неумение действовать по инструкции взрослого;

- отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия;

Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на 2 группы:

1) неумение учиться;

2) ошибки воспитательного характера.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя.   Можно выделить следующие:

- неблагополучие в семье;

- отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;

- нарушение единства требований к ребенку;

- не правильные методы воспитания- подавление личности, угроз, физические наказании или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

- завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка;

- «убивание» мотивации к обучению педагогическим коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения и т.д.)

А что делать, если речь идет о сложных случаях, когда упущены возможности формирования «умения учиться»? Это особенно касается детей подросткового возраста. Его возраст – это время активного неповиновения взрослым за весь период развития. Главная задача – установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Подростковый возраст – возраст поиска идеала для подражания.  

   

2.2 Методика повышения мотивации к познанию у «педагогически запущенных» подростков.

В настоящее время, когда ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний, чрезвычайно актуально формировать, развивать, активизировать интерес учащихся к процессу информации, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации. Инструментом активации этого процесса может служить информационно-дискуссионная деятельность в сфере педагогически регулируемого досуга.

Информационно-дискуссионная деятельность дает подростку возможность:

- открыто высказывать свое мнение, сравнивать его с мнениями товарищей;

- искать, находить и использовать нужную информацию в процессе дискуссии;

- ощущать включенность во взрослую жизнь;

- формировать чувство ответственности за свои слова и дела;

- адаптироваться к возрастным психофизическим изменениям.

Познавательный интерес в самом общем виде можно определить как проявление избирательной направленности личности на процесс познания.                        (Приложение 6)

Познавательный процесс выступает важнейшим и ценнейшим мотивом учения, который содействует положительному отношению ребенка к школе, к урокам, к собственной познавательной деятельности. Познавательный интерес можно рассматривать как самый бескорыстный мотив. Он, несомненно, оказывает облагораживающее влияние на развитие личности. Подросток, овладевая знаниями, испытывает возвышенные переживания.

Основным свойством всех систем инновационной педагогики является стремление воспитать человека, способного самостоятельно добывать знания, жить в обществе, природе согласно их законам, уметь принимать решения и отвечать за них.

Старший школьный возраст (15-17 лет) совпадает с периодом развития рефлексии человека. К сожалению, далеко не всегда у подростков возникает потребность в совершенствовании своей учебной деятельности.

Цель данной методики: через систему форм и методов информационно-дискуссионной деятельности активизировать познавательные интересы подростков, повысить их мотивацию к учебной деятельности.

Ведущая идея: «педагогическая запущенность», есть утеря интереса к познавательной деятельности в силу различных причин, обстоятельств. Предложив   подросткам  испытать себя в различных видах информационно-дискуссионной деятельности, активизировать их интерес к познанию, к поиску полезной информации и, как следствие, повысить их мотивацию к учебной деятельности.

Задачи: приобретение подростками наиболее важных для компетенции современного человека умений и навыков:

- стремления к познанию как смыслу жизни, развития в себе способности учиться всю жизнь как основы непрерывного личного, профессионального и общественного роста;

- способности брать на себя ответственность за свои действия, поступки, здоровье и жизнь;

- умения оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой и делать свой выбор;

 - стремления регулировать конфликты ненасильственным путем;

- стремления участвовать в совместном принятии решений, умения действовать в команде;

- умения отстаивать свою точку зрения, быть терпимым к точке зрения другого человека.

Ожидаемый результат: повышение уровня развития познавательных интересов подростков, включающих навыки конструктивного взаимодействия, успешности самореализации, активации внутренних ресурсов личности накануне вступления в самостоятельную жизнь.

Определяющим социально-педагогическими условиями, необходимыми для активизации познавательных интересов подростков средствами информационно-дискуссионной деятельности, являются:

- понимание социальным педагогом своей роли в организации досуговой деятельности подростков во внеурочное время на основе сотрудничества, доверия и всеобъемлющего желания помочь и поддержать формирующуюся личность;

- целостность и целесообразность социально-педагогических усилий в организации творческой деятельности всех участников, направленной на развитие способности к самопознанию, самоощущению, самовыражению.

- привлечение подростков и воспитателей  к активному взаимодействию с целью создания оптимальных условий для активизации познавательной деятельности.

Анализируя результаты по этапам апробирования системы форм и методов информационно-дискуссионной деятельности и определяя параметры активизации познавательных интересов подростков, можно отметить:

- познавательные интересы активизируются через участие подростков в неформальных видах деятельности, в частности информационно-дискуссионной, в рамках педагогически регулируемого досуга в силу применения подобранных форм и методов (в том числе и игровых);

- именно в свободной творческой деятельности высвобождаются внутренние силы воспитанника, что формирует чувство реальной ответственности за выполняемые действия, а также терпимости к действиям товарищей и к их индивидуальным особенностям.

3. Содержание деятельности социального педагога в условиях реабилитационного центра.

3.1 Коррекционная работа с «педагогически запущенными» подростками

Данная группа подростков испытывает трудности в обучении, обусловленные теми или иными проблемами интеллектуального развития, нарушениями отдельных познавательных процессов, особенностями сформированности ведущей деятельности (учение, общение) отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации. В работе с подростками данной группы следующим после сбора анамнестических сведений этапом психодиагностической процедуры является анализ познавательной деятельности подростка. Этот этап дает в результате социальному педагогу оценку уровня интеллектуального развития, прогноз потенциальных возможностей. Необходимо также проконсультироваться со специалистами медицинского профиля. Педагогически запущенные воспитанники   нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов, воспитателей,  щадящем режиме обучения, специальных коррекционных программах и социально - психологической поддержке их семей.

Группа «трудных» подростков – так называемые социально -дезадаптированные, педагогически запущенные подростки с отклоняющимся или преступным поведением. В отношениях с детьми этой группы следует учитывать различие между законопослушным и криминальным поведением. В работе с «трудными» также как и в работе с больными подростками, социальному педагогу важно определить пределы своей профессиональной компетенции и свое место в общем социальном контексте воздействий на таких воспитанников  со стороны общественно – административных, правовых и социальных органов.

Данной группе подростков, прежде всего, необходима помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно – нравственными нормами и ценностями, общесоциальная поддержка в целом.

Помощь социально запущенным подросткам в условиях СРЦН  организуется с учетом индивидуально – психологических свойств их личности, конкретных обстоятельств и условий воспитания, которые способствовали возникновению разных отклонений и проявлений. Поэтому нелегко дать готовый рецепт на каждый трудный случай. Однако анализ воспитательно – профилактической работы социального педагога, педагога- психолога, воспитателей,  с подростками позволяет сформировать некоторые принципы их социально – педагогической реабилитации:

1. Опора на положительные качества подростка;

2. Формирование будущих положительных устремлений подростка;

3. Включение в коллективную деятельность;

4. Реализация потребности в самоутверждении;

5. Развитие полезных интересов и высших духовных ценностей;

6. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях подростками со стороны воспитателей.

В коррекционной работе с группой социально дезадаптированных  подростков   следует соблюдать некоторые рекомендации.

На начальных этапах не рекомендуются групповые формы такой работы. Не говоря уже о практически неизбежной при этом отрицательной реакции подростков, индивидуальная работа более эффективна. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений должна следовать индивидуальная работа с подростком. Совершенно неэффективным оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».  

 Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка – также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – путем привлечения его к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, музыке, спорту и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени - неизбежен возврат подростка в асоциальную компанию.  

3.2 Программа  коррекции   педагогической запущенности

  1. Нормативно-правовая основа программы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон РФ «Об образовании».

  1. Цели программы:
  • Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению подростков в полноценную жизнь и деятельность коллектива;
  • Обучить воспитанников приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях;
  • Воспитать интерес к профессиональным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях;
  • Выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки;
  • Скоординировать воспитательные воздействия на подростка;
  • Принять соответствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них;
  1. Задачи программы:
  • Попытаться пробудить интерес к учебной и общественной деятельности, сформировав учебную мотивацию на основе интересов подростка;
  • Найти индивидуальный подход к подростку;
  • Вовлечь в воспитательный процесс родителей и других лиц;
  • Помочь преодолеть нездоровые увлечения алкоголем и курением;
  • Проведение тренинговых упражнений.
  1. Стратегические направления:
  • Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных воспитанников;
  • Работа по устранению неуспеваемости в учебной деятельности;
  • Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных;
  • Работа с родителями педагогически запущенных воспитанников.
  1. Тактика реализации программы.

Предлагаю провести занятие социального педагога с педагогически запущенными подростками для освоения техники «Я – высказывания» (С.А. Кривцова и Е.А. Мухомотулина) (Приложение 4; 5). Это техника даёт глубокий анализ собственных чувств и отношений к той или иной значимой проблеме, которая актуальна у подростков на данный момент.

Провести консультативные беседы на темы о вреде алкоголя, наркомании  табакокурения и других вредных привычек с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов, участие в тренингах педагога- психолога.

Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к воспитаннику  на занятиях, дополнительные учебные занятия, привлечение воспитанника  к   мероприятиям познавательного характера.

          Преодоление недостатков физического развития и здоровья может происходить с использованием следующих форм и методов работы: участие  в спортивных мероприятиях, специальные медицинские мероприятия, такие как, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных воспитанников.

  1. Конечные результаты реализации программы.

После проведенных мероприятий ситуация с педагогически запущенным ребенком значительно улучшилась, а уровень педагогической запущенности существенно снизился. (приложение 7)

                                           

Заключение

Цель данной работы была: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными  детьми  и  разработать программу  коррекции педагогической запущенности в условиях реабилитационного центра.

Установлено, что под педагогической запущенностью следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности подростка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением.     Педагогически запущенный подросток является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности. Педагогически запущенные подростки легко могут усваивать информацию, в отличие от трудных подростков они поддаются педагогическому воздействию.

          Составлена и реализована программа коррекции педагогической запущенности со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации.

Результатом изучения данной проблемы считаю разработку и внедрение программы коррекции педагогической запущенности, которая, на мой взгляд, может быть использована для коррекции педагогической запущенности социальным педагогом в начальном профессиональном образовании.

                                  

                                     Список используемой литературы

  1. Белозерова Л.И. Основы теории и  методики воспитательной работы с «трудными детьми». – Киров 1994.
  2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
  3. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М, 1991.
  4. Гиль, С.С. Актуальные направления социально – педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль – Омск, 1996.
  5. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 1999.
  6. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М. 1992.
  7. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. Практическое пособие: М., 2008.
  8. Лукьянова М.И. «Трудные дети» способы эффективного взаимодействия. Методическое пособие. Ульяновск 1993.
  9. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/ А.В. Мудрик – М, 1999.
  10. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. /Под общ. ред. Алексеевой Л.С.: М., 2001.
  11. Паншина И.А. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» в условиях НПО.// Профессиональное образование №2 2003.
  12. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1988.
  13. Социальная педагогика.  / Под ред. В.А. Никитина. М., 2002.
  14. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5–11 классы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                

        Приложение 1

Техника  «Я-высказывание»

Чтобы освоить технику Я-высказывания, важно научиться очень хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в настоящий момент Вашей жизни. Эта задача не проста. Очень часто мы тратим силы и время не на осознавание себя в текущей ситуации, а на анализ наших прошлых поступков и мыслей или на мечты о будущем. В то же время прошлого уже нет, будущее еще не наступило, есть только настоящее и Вы в нем.

Можно выделить три различных типа сознавания.

Осознание мыслей - это размышления, анализ, интрепретации, мнения, суждения и все то, чем набита наша голова.

Чувственное сознавание - это фиксация любой информации, поступающей к нам извне через органы чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, вкус.

Телесное сознавание — это внимание ко всем внутренним ощущениям, идущим от наших мышц, сухожилий, внутренних органов и пр. Потренируемся в этом. Выполните следующее упражнение:

“Чувственное сознавание”

Для выполнения этого упражнения требуется время, хорошо, если кто-то будет зачитывать Вам предлагаемый ниже текст.

Оглядитесь вокруг себя. Отметьте каждую вещь, которая попала в поле Вашего зрения. Какова ее форма, размер, фактура какого она цвета как она освещена как лежат на ней тени…

Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях увиденных Вами фактов. Если Вы поймаете себя на том, что мысленно называете вещи: “Вот это лампа, она стоит на столе, на столе грязно, надо бы убрать...”, то Вы на ложном пути. В самом по себе назывании вещей и анализе ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает Вас к Вашим мыслям и рассуждениям. От Вас же требуется только видеть предметы, как видит их младенец, не знающий их названий. Теперь закройте глаза. Что Вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от внешних наблюдений, прислушайтесь... Что Вы слышите? Может быть, раньше Вы не слышали их, а теперь осознали, что они есть? А теперь, продолжая сидеть, сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах Вы ощущаете? Запах воздуха... Поднесите к лицу Вашу руку... Знаком ли Вам этот запах? Ощущали ли Вы его раньше?

Не открывая глаз, возьмите в рот кусочек чего-нибудь вкусного. Почувствовали ли Вы сначала запах, потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите внимание, какой вкус остается у Вас после того, как Вы проглотили последнюю крошку.

Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза. Проанализируйте свои ощущения. Что Вам было сделать легко, что — труднее? Что вызывало у Вас раздражение? Какие чувства отсутствуют у Вас, по Вашему мнению? Только когда Вы научитесь сосредотачиваться, на своих ощущениях и чувствах осознавать и называть их, Вы сможете грамотно и без напряжения построить Я-высказывания в самых разных ситуациях.

Я-высказывание включает в себя не только называние чувств, но и указание нате условия и причины, которые вызвали их. Схема “Я-высказывания”, таким образом, такова:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

Когда я вижу, что ты... И когда это происходит... И когда я сталкиваюсь с тем, что.

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:

и Я чувствую...(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.). и Я не знаю, как реагировать... и у меня возникает проблема...

3. Называние причин:

И потому что... И в связи с тем, что...

По этой схеме попробуйте сформулировать Я-высказывание.

Приложение 2

Схема постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося (Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов).

1.Повод для постановки на внутриучилищный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты…).

2. Сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация (семья, неформальное общение).

3. Оценка средовых обстоятельств, влияющих на формирование личности: семейная запущенность с указанием типа семейного неблагополучия (эмоционально диссоциированная, разрушенная, аморальная, педагогически некомпетентная); проблемы отношений в учебном коллективе (непринятый педагогами, изолированный сверстниками, отвергаемый стихийными силами подросткового общения); положение в среде неформального общения (лидер, член активного ядра подростковой группы, примкнувший к группе подростков без проблем самоутверждения, вытесняемый из группы, изолированный, преследуемый сверстниками).

4. Целеустремленность отклоняющегося поведения (организатор, вовлекающий других; использует ситуации по мере возникновения, следует за другими без внутреннего сопротивления, действует против своих убеждений под давлением среды, действует импульсивно).

5. Черты характера, затрагивающие воспитание.

6. Индивидуальные особенности личности, предрасполагающие к появлению неадекватных реакций на условия воспитания (отставание в умственном развитии, психический инфантилизм, акцентуации характера, патохарактерологические стереотипы реагирования, заболевание).

7.Мотивообразующие побуждения к отклонению в поведении (желание занять или удержать роль лидера, стремление быть замеченным в среде сверстников с целью самоутверждения, протестная реакция на психологическую изоляцию в коллективе). Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося поведения.

8.Специфика эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию (фрустрационное направление, депривация настроения, невротизация, внутренняя психоизоляция).

9.Основные направления воспитательной работы: а) организация социального контроля, б) осуществление социальной поддержки, в) в педагогической реабилитации.

Приложение 3

Диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков

Измерение познавательной потребности

Социальный педагог просит учащихся ответить письменно на вопросы теста.

  1. Мне больше нравится научно-популярная литература, чем художественная.
  2. Иногда я читаю 2-3 книги сразу.
  3. При чтении  люблю выписывать некоторые цитаты и афоризмы.
  4. Классическая литература захватывает меня не менее чем детективная.
  5. Я предпочитаю чтению телевизор.
  6. Я люблю читать книги серии  «Жизнь замечательных людей».
  7. Обычно я планирую, какие книги я должен прочитать.
  8. Для повышения знаний мне не хватает упорства.
  9. Абстрактные понятия необходимы людям.
  10. Философией стоит заниматься.
  11. Трудная задача обостряет ум.
  12. Я  самостоятельно и регулярно углубляю свои знания.

Ключ: один балл ставится за ответ «нет» на вопрос 5, 8 и за ответ «да»  на остальные вопросы.

Чем больше количество набранных баллов, тем выше уровень познавательной потребности.

Приложение 4

Выявление мотивов в учебной деятельности

Социальный педагог просит ребят внимательно прочитать анкету и подчеркнуть те пункты, которые соответствуют  их стремлениям и желаниям.

Анкета

  1. Учусь потому, что на уроках интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки
  4. Учусь потому, что хочу подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель.
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

  1. Мотивы делятся на следующие группы:

А) широкие социальные мотивы – 4,5;

Б) мотивация благополучия – 1,11;

В) престижная мотивация – 6,12;

Г) мотивация содержания – 7,10;

Д) мотивация подавления – 2,9;

2. По результатам этого анкетирования социальный педагог так же может выделить ведущие мотивы учебной деятельности школьника, провести их качественный анализ и оценить:

А) богатство и разнообразие мотивов;

Б) социальную ценность мотивов;

В) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

Приложение 5

На диаграммах представлены данные, отражающие степени педагогической запущенности   группы   воспитанников (диаграмма 1), так и в разрезе индивидуально взятых  воспитанников   (диаграмма 2): в начале и после  реализации программы коррекции педагогической запущенности.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Приложение 6

Программа организации индивидуальной работы с педагогически запущенным подростком (Р.В. Овчарова).

1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

б) создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;

г) контроль над организацией режима подростка, устранение безнадзорности;

д) меры по устранению нарушений семейного воспитания.

2. Совершенствование воспитательно - образовательной работы с группой:

а) коррекция отношений педагога к подростку, снятие психологических перегрузок;

б) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.

3. Помощь подростку в личностном росте:

а) организация психологического обследования подростка и оказание ему необходимой психологической помощи;

б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

в) включение подростка в активную деятельность;

г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

д) работа по формированию мотивации достижения.

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                      Приложение 7

Социальный паспорт личности ребенка

1. Общие сведения о подростке. Анкетные данные:

  • фамилия, имя,
  • дата рождения,

- класс, школа,

  • домашний адрес.

2.        Сведения о семье и взаимоотношениях в ней

1.        Состав семьи:

  • полная,
  • один из родителей,        
  • распавшаяся.

2.        Возраст, образование, профессия:

-отец,

-мать,

-        другие члены семьи.

3.        Взаимоотношение родителей между собой:

  • уважительные,
  • напряженные,
  • конфликтные.

4.        Взаимоотношения родителей с подростком:

  • доверительно-уважительные,
  • авторитарные,
  • конфликтные.

5. Материальное положение семьи:

- крайне низкое,        

-  ниже среднего,

-  среднее,

- достаточно высокое,

- высокое.

6. Жилищные условия:

- отдельная квартира,

- коммунальная квартира,

- общежитие.

7. Условия жизни подростка:

- отдельная комната,

- уголок в общей комнате,

- свой письменный стол,

- отдельное спальное место,

- общая кровать с кем –то.

8. Часто ли подросток пропускает занятия по неуважительным причинам?

- Да,  

- Нет,    

- Относительно редко.

9. Есть ли признаки насилия над подростком в семье:

- синяки,    

- затравленный взгляд,

- страх при повышении голоса,

10. Существуют ли у родителей подростка проблемы (алкоголизм,  асоциальное поведение):

- Да,  

- Нет,

3.        Личностная карта подростка (специальная диагностика)

1. Направленность интересов:

  • на учебную деятельность,
  • на трудовую деятельность,

- на художественно-эстетическую деятельность,

  • на достижения в спорте, туризме,
  • на отношения между людьми.

2.        Активность:

  • активно участвует во всех общественных делах,
  • не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет,
  • редко принимает участие в общественных делах,
  • отказывается участвовать в общественных делах.

3.        Ответственность:

  • всегда хорошо и в срок выполняет любое порученное ему дело,
  • часто не выполняет в срок порученное ему дело,
  • очень редко выполняет порученное ему дело,
  • никогда не доводит до конца порученное ему дело.

4.        Инициативность:

  • выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания,
  • редко сам начинает новое дело,
  • никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5.        Общительность:

  • всегда охотно вступает в контакт с людьми,
  • стремится общаться с ограниченным кругом людей,
  • предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха,
  • замкнут, не общителен.

6.        Уверенность в себе:

  • поручения выполняет без помощи других, обращается за помощью
    только в случае действительной необходимости,
  • выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам,

-часто при выполнении заданий просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться,

-        постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи
других.

7.        Решительность:

  • в большинстве случаев самостоятельно принимает ответственное решение,
  • иногда колеблется перед ответственным решением,
  • редко решается принимать какое-либо ответственное решение,
  • не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

4. Положение подростка в коллективе

1. Авторитет в группе:

  • пользуется авторитетом среди большинства сокурсников,
  • пользуется авторитетом только у части одноклассников,
  • пользуется авторитетом у отдельных учащихся
  • авторитетом не пользуется.

2.        Проявление агрессии:

  • использует физическую силу против сверстников и других лиц,
  • при малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость,
  • агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики
    (без применения физической силы).

5. Отклонения от социальных и культурных норм и в поведении

1.        Отношение к алкоголю:

-злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ,

  • эпизодическое употребление алкоголя и токсических веществ,
  • нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносят алкоголь и токсические вещества,
  • осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием опасности употребления алкоголя.

2.        Отношение к курению:

  • неприятие курения,
  • осознанный, самостоятельный отказ от курения,
  • воздержание от курения из-за ориентации на запрет,
  • эпизодическое курение,

-        закрепившаяся привычка к курению.

3.        Культура речи:

  • нормальная, живая, культурная речь,
  • избегание нецензурных выражений,
  • эпизодическое сквернословие,

- сквернословие в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная коррекция детей с сочетанными нарушениями в условиях Реабилитационного Центра

В настоящее время возросло количество детей , имеющих сложные нарушения развития. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психодинамических нарушений (зрения ,слуха ,речи ? мышл...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....

Метод сказкотерапии в коррекции социально- педагогической запущенности детей

Предмет сказкотерапии определим как процесс    воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах...

Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях реабилитационного центра

Разработанный проект «Духовно-нравственное развитие детей подросткового возраста в условиях социально-реабилитационного центра» сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проект...

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра

В издании помимо краткой клинической характеристики и особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, представлены структура и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с син...