Комплексная коррекция детей с сочетанными нарушениями в условиях Реабилитационного Центра
методическая разработка по теме

В настоящее время возросло количество детей , имеющих сложные нарушения развития. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психодинамических нарушений (зрения ,слуха ,речи ? мышления и т. д.) В качестве синонимов термина «сложное нарушение» в литературе используются термины , равнозначные ему ; «сложные аномалии развития», «комбинированные нарушения» и , все более утверждающейся, – «сочетанные нарушения». Распространенность сочетанных нарушений развития у детей специальных учреждений , по данным разных авторов , составляет до 40%(«Механизмы нарушений развития высших психических функций и речи у детей и возможности их коррекции (06.04.2009)»Кожушко Н.Ю. ) Термин «сочетанное нарушение развития » не дает представления о картине конкретных нарушений , он лишь обозначает проблему . Для успешного построения коррекционной работы специалистам необходимо выяснить причины нарушения той или иной функции, время возникновения нарушений , выделить ведущий дефект , оказывающий наибольшее влияние на развитие ребенка. Характерным для детей с сочетанными нарушениями является: - Позднее развитие речи. Резкое отставание наблюдается уже в период доречевых вокализаций. Если в норме спонтанный лепет у детей появляется в период от 4 до 8 месяцев, то у детей с сочетанными нарушениями лепет отмечается в период от 12 до 24 месяцев (И. В. Карлин, М. Стразулла). Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена . При относительной , на первый взгляд, сформированности импрессивной речи , отстает развитие экспрессивной ; недостаточна речевая активность , которая с возрастом , без специального обучения , резко падает. - Недоразвитие моторики, в том числе и речевой, у таких детей протекает замедленно, недифференцированно. Наблюдается отставание в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам , нарушение последовательности элементов действий , пропуски его составных частей , «застревание» на одной позе ,что говорит о нарушении двигательной памяти , последовательной ее организации. - Снижение вербальной памяти . Дети забывают сложные инструкции , элементы и последовательность заданий . У некоторых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности.