Главные вкладки

    Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра
    статья на тему

    В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota.docx32.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное учреждение Самарской области «Челно-Вершинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

    Социальный педагог: Мурзякова Лилия Игоревна

    Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра.

    Основной целью работы социального педагога  является улучшение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида,  социализация ребенка, реализация прав и свобод личности ребенка.

    Основные задачи, решаемые социальным педагогом:

    - совершенствование навыков самообслуживание,

    - расширение социальных знаний и навыков,

    - развитие коммуникативных навыков,

    - развитие навыков бытового труда,

    - профориентационная работа с подростками.

    В настоящее время в Челно-Вершинском районе основная масса детей школьного возраста, имеющих диагноз умственная отсталость, обучаются индивидуально по программе 8 вида в ГБОУ СОШ (ОЦ) с.Челно-Вершин. Учебный план общеобразовательной школы предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью только по общеобразовательным предметам. Школьники не имеют возможности изучать предмет социально-бытовая ориентировка, входящий в учебный план специальной (коррекционной) школы 8 вида, направленный на формирование социально-бытовой компетентности.

    Если дети школьного возраста имеют возможность обучаться хотя бы в общеобразовательной школе, то дети-дошкольники с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности посещать массовый детский сад. Связано это с отсутствием в детских садах специальных групп для таких детей и до поступления в школу они вынужденно получают только домашнее воспитание.

    Участие семьи в подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, как правило,  ничтожно мало. Связано это, прежде всего, с тем, что родители часто не владеют методами воспитания и развития «особенного» ребенка, ограждают его от любого вида трудовой деятельности (особенно, если интеллектуальная недостаточность сопровождается еще каким-нибудь заболеванием, например, ДЦП). В некоторых семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л.С.Выготский отмечал, что «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

    Получить необходимые для жизни социально-бытовые знания и навыки ребенок с интеллектуальной недостаточностью может в условиях реабилитационного центра, главной задачей которого является максимально возможная адаптация ребенка к жизни в семье, обществе.

     Этапы формирования навыков бытового труда. Содержание программного материала.

    Условно процесс формирования навыков бытового труда разделен на три этапа:

    • Развитие моторики и координации движений, формирование простейших навыков бытового труда.
    • Непосредственно  развитие навыков бытового труда.
    • Совершенствование навыков бытового труда – ориентирование на дальнейшую трудовую деятельность.

    На каждом этапе процесс овладения практическими навыками предусматривает:

    1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

    2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;

    3. Самостоятельное или относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.

    Таким образом, в процессе формирования навыков бытового труда предусмотрены следующие уровни усвоения деятельности:

    - совместные действия с педагогом;

    - деятельность по подражанию;

    - деятельность по образцу;

    - деятельность по последовательной инструкции;

    - самостоятельная деятельность воспитанников;

    - умение учащегося исправить допущенные ошибки.

    На первом этапе формирования навыков бытового труда социальным педагогом ведется работа по развитию общей и мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, формированию умения выполнять последовательную цепочку действий – так называемые «подготовительные упражнения» и «упражнения в практической жизни».

    В основе таких занятий используется методика Марии Монтессори. Чаще такие занятия носят индивидуальный характер – в этом случае  у педагога есть возможность медленно и отчетливо показать ребенку все необходимые движения пальцев,  выделяя каждое отдельное движение во всех его мельчайших деталях; проконтролировать допущенные ошибки, обратить на них внимание ребенка, выполнить ряд дополнительных упражнений.

    Общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений: переноска предметов, складывание салфеток, пересыпание зерен из кувшина в кувшин, пересыпание ложкой, переливание воды и др.

    1 группа упражнений в практической жизни. Уход за собой: рамки с застежками (пуговицы, кнопки, булавки, банты, шнуровка, замок-«молния», ремни, «липучка»).

    2 группа упражнений в практической жизни. Уход за окружающей средой: вытирание пыли, мытье стола, мытье фруктов, мытье посуды, подметание пола, мытье пола, глаженье белья.

    На индивидуальных занятиях дети получают большую радость и удовлетворение от собственной деятельности. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей – это способствует усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь,  выразить уважение, уладить конфликт. Поэтому предполагается и групповая работа: уход за комнатными растениями, разделение сыпучих, мытье игрушек, сервировка стола и др.

    Для 1 группы упражнений в практической жизни имеется разнообразный практический материал: рамки Марии Монтессори, различные игрушки с элементами-застежками, стенды, рассчитанные на детей с различной степенью сформированности  мелкомоторной  деятельности.

    На втором этапе социальный педагог проводит занятия по темам «Личная гигиена», «Питание», «Жилище», «Одежда. Обувь», «Учреждения. Организации. Торговля», которые разработаны на основе методических пособий для коррекционных школ (для школьников) и программы  воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (для дошкольников).

    На занятиях по теме «Личная гигиена» основное внимание уделяется достижению понимания ребенком того, как важно соблюдать правила личной гигиены. В ходе занятий изучаются правила утреннего и вечернего туалета, последовательность его проведения; правила и приемы ухода за кожей, ногтями, волосами в соответствии с их типом; назначение и уход за личными вещами (носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа); содержание нательного белья в чистоте. Для старших детей часть занятий посвящена применению различных косметических и природных средств, а также информации педагога о пагубном влиянии курения, алкоголя, наркотиков не только на здоровье их употребляющих, но и окружающих людей.

    На занятиях по теме «Питание» дети знакомятся:

    • с разными видами продуктов (овощи, фрукты, мясные, рыбные, молочные, мучные и др.), с условиями хранения продуктов питания, со способами выбора доброкачественных продуктов, со способами обработки продуктов (мытье, варка, жарка, тушение) и др.;
    • с разными видами посуды (кухонная, столовая, чайная), как пользоваться столовыми приборами, с правилами ухода за посудой и столовыми приборами и правилами хранения и др.;
    • со значением режима питания, с названием приема пищи в разное время суток (завтрак, обед, полдник, ужин),  с правилами приема пищи и др.

            Данная тема предполагает большое количество практических занятий, в ходе которых дети учатся:

    • мыть овощи и фрукты, извлекать продукты из упаковки, упаковывать продукты, разрезать, нарезать, снимать кожуру, удалять шкурку (соскабливанием с сырой моркови, снятием с вареных овощей, срезанием с сырого картофеля, яблок), намазывать хлеб, вырезать испорченные места, натирать на терке, смешивать вилкой или ложкой, соблюдать технику безопасности при работе с режущими инструментами и др.;
    • готовить простейшие блюда (бутерброды, простые салаты, винегрет, картофельное пюре, овощной суп, кашу на воде, яичницу и др.), заваривать чай; «см. Приложение №5»
    • сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;
    • мыть посуду, убирать со стола после приема пищи;
    • пользоваться электрическим чайником, микроволновой печью, электрической плиткой, выполнять инструкцию по технике безопасности при работе с электроприборами.

            Тема «Жилище» включает изучение названий жилых помещений, способа ухода за ним: правильно убирать комнаты, ухаживать за мебелью, использовать необходимые для уборки моющие средства.

            На практических занятиях дети учатся наводить порядок в комнате, проветривать помещение, заправлять кровати, вытирать пыль, мыть игрушки, пол, батареи и окна, чистить ковер пылесосом, использовать различный инвентарь, необходимый для уборки помещения. Важно сформировать у детей убеждение о преимуществах чистоты и порядка в помещении, достаточной освещенности в помещении для жизни каждого человека. Необходимо учить детей замечать грязь, непорядок и формировать стремление к их устранению.

    Тема «Одежда. Обувь» обогащает и корректирует знания детей о

    • видах одежды (для мальчиков и девочек, сезонная, по назначению) и обуви (мужская, женская, детская, сезонная, по назначению, по материалу изготовления);
    • назначении одежды (защищает человека от холода, дождя, палящего солнца, пыли, грязи, украшает человека) и обуви (защищает ноги человека от холода, воды, грязи, колющих предметов, ушибов, украшает человека);
    • необходимости своевременного ухода и ремонта, способах хранения.

            На практических занятиях дети учатся складывать, развешивать одежду, стирать, гладить, выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, кнопки, крючки, петли, вешалки; обметывать петли для пуговиц; зашивать растянувшиеся петли; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшивать подогнутый край одежды; втягивать резинку в пояс предметов одежды).

            Формируя навыки и умения ухода за одеждой, очень важно всегда эмоционально отметить и положительно оценить усердие детей при осуществлении ими ухода за одеждой. Следует отметить, как они замечательно выглядят в чистых, выглаженных платьях, брюках, какие они стали красивые, как приятно находиться возле таких опрятных детей.

            Темы «Учреждения. Организации. Торговля. Промышленные предприятия» направлены на знакомство с учреждениями, организациями и предприятиями села Челно-Вершин:

            больница, поликлиника, пункт скорой медицинской помощи, аптека;

            школа, детские сады, музыкальная школа, дом молодежных организаций, Центр досуговой  деятельности «Лидер»;

            почта (виды почтовых отправлений, оплата за газ, свет, телефон);

            машиностроительный завод, элеватор;

            госучреждения;

            магазины (виды товаров, стоимость, порядок приобретения).

            Каждая программа, помимо формирования навыков практической деятельности, предполагает изучение культуры поведения, правил хорошего тона. Формируя у детей отношение к социально-культурным ценностям и соответствующие нормы поведения, важно воспитывать в них такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, посильную помощь. Тем самым воспитывается эмоционально-положительное отношение к окружающим, что имеет большое значение для успешности процесса интеграции ребенка в общество.

    На третьем этапе происходит совершенствование навыков бытового труда. Занятия носят профориентационный характер, т.е. ориентируют ребенка на выбор профессии (согласно перечню профессий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей с интеллектуальной недостаточностью).  Темы занятий предоставляются ребенку на выбор (аналогичны темам занятий второго этапа), согласно предпочтениям, способностям и возможностям ребенка. Они предполагают более глубокое обучение ребенка определенному виду деятельности, например, обучение швейному делу. Занятия на третьем этапе проводятся в индивидуальной форме и, по сути, представляют собой проектную деятельность. При выполнении проекта ребенок обобщает свои знания по определенной теме, демонстрирует умения и навыки, представляет результат своей трудовой деятельности.

    Работа на третьем этапе доступна немногим детям – это, обычно, старшие дети (возраст: 16-17 лет), с легкой степенью умственной отсталости и, как правило, посещающие реабилитационный центр в течение нескольких лет (не менее 5-6 лет).

    Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога. Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогает им лучше усваивать программные сведения.

    2.2. Организация групповой работы и состав детей в группе.

    Состав детей с интеллектуальной недостаточностью в Центре по разнообразию нарушений, их сочетаний и степени выраженности, сложен и неоднороден. Дети одного возраста нередко оказываются совершенно различными по своему психическому состоянию и интеллектуальному уровню. Поэтому при организации групповой работы учитывается и возраст, и уровень общего и интеллектуального развития детей, принимается во внимание сохранность познавательных процессов ребенка, запас знаний и представлений. Однако, в любом случае, в группе оказываются дети, отличающиеся друг от друга в некоторой степени по уровню развития и возможностям обучения, и в значительной степени – по отдельным характеристикам.  Например, это могут быть дети с относительно сохранными моторными функциями и с тяжелыми двигательными нарушениями, с элементарно развитой речью и почти безречевые, дети двигательно расторможенные и пассивные и т.д.  Поэтому в каждом виде занятий в группе будут дети менее обучаемые и более обучаемые, которые могут служить примером для других детей и опорой социальному педагогу.

    При планировании и проведении тех или иных занятий педагог ориентируется на возможности большинства детей в группе. Для остальных материал может быть либо упрощен, либо несколько усложнен. Успешность усвоения материала, формирования навыка достигается путем проведения индивидуальных занятий. Результат усвоения материала и даже степень участия в занятиях детей будут различны в зависимости от их возможностей. Так, например, если группа детей пришивает пуговицу, кто-то из них будет выполнять это задание самостоятельно, кто-то по словесной инструкции педагога, с кем-то педагог будет делать это руками ребенка.

    2.3. Эффективность реабилитационной работы

    по формированию навыков бытового труда.

    Статистические данные по детям, поступающих на курс реабилитации в наш Центр, за последние 5 лет, неутешительны: с каждым годом число детей с интеллектуальной недостаточностью растет.

    Почти все дети с диагнозом: умственная отсталость в течение нескольких лет, ежегодно, проходят курс реабилитации в Центре. Поэтому у социального педагога есть возможность отслеживать динамику в развитии ребенка не только по окончании реабилитационного периода, но и динамику в развитии ребенка за несколько прошедших лет.

    Как уже отмечалось выше, в Центре состав детей с интеллектуальной недостаточностью  неоднороден:

    во-первых, возрастные границы (от 4 до 17 лет);

    во-вторых, по степени умственной отсталости (легкая умственная отсталость и умеренная умственная отсталость);

    в-третьих, различные сопутствующие заболевания детей (ДЦП, системное недоразвитие речи, общее недоразвитие речи,  психопатоподобное поведение,  энцефалостенический синдром, эпилепсия, аутистическое поведение, гипердинамический синдром с дефицитом внимания, выраженные эмоцианально-волевые нарушения).

    Поэтому, чтобы процесс реабилитации был достаточно успешным, необходимо решить вопрос о правильном и наиболее эффективном  комплектовании группы. Включение в группу происходит после проведенной комплексной диагностики всеми специалистами Центра, результаты которой представляются на заседании медико-психолого-педагогического консилиума Центра. Если  невозможно включить ребенка в группу (по причине заболевания, например, аутизма), с ребенком проводится индивидуальная работа. Состав группы обычно варьируется от 2 до 5 человек.

    В 2012 году реабилитацию в Центре прошли 22 ребенка с интеллектуальной недостаточностью, из них 1 ребенок-дошкольник, 16 детей младшего школьного возраста и 5 детей старшего школьного возраста;  из них 20 детей с легкой умственной отсталостью и 2 ребенка с умеренной умственной отсталостью.

    В 2013 году реабилитацию в Центре прошли 24 ребенка с интеллектуальной недостаточностью, из них 2 ребенка-дошкольника, 18 детей младшего школьного возраста и 4 детей старшего школьного возраста;  21 ребенок с легкой умственной отсталостью и 3 детей с умеренной умственной отсталостью.

    В 2015 году реабилитацию в Центре прошли 25 детей с интеллектуальной недостаточностью, из них 2 ребенка-дошкольника, 19 детей младшего школьного возраста и 4 детей старшего школьного возраста;  20 детей с легкой умственной отсталостью и 4 детей с умеренной умственной отсталостью.

    Диагностика, проведенная в течение первых двух недель пребывания ребенка в Центре, показывает, что у детей с легкой степенью умственной отсталости, которые впервые проходят курс реабилитации, навыки бытового труда сформированы значительно ниже возрастной нормы либо не сформированы вообще, отсутствует мотивация трудовой деятельности. Поэтому эти дети начинают курс реабилитации с первого этапа с преобладанием индивидуальных занятий и постепенного включения в групповую деятельность.

    У детей с легкой степенью умственной отсталости, которые в очередной раз проходят курс реабилитации в Центре, навыки трудовой деятельности уже частично сформированы (хотя ещё и ниже возрастной нормы), мотивация трудовой деятельности еще достаточно низкая. Эти дети проходят реабилитацию второго этапа развития навыков бытового труда.

    Дети старшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, проходящие курс реабилитации в течение 6-7 лет и более, отличаются значительными умениями в быту, достаточно самостоятельны, хотя мотивация трудовой деятельности остается сниженной. Эти дети осваивают программу третьего этапа с профориентационной направленностью.

    Дети школьного возраста с умеренной умственной отсталостью осваивают программу первого этапа, на индивидуальных занятиях. У этих детей полностью отсутствует мотивация к трудовой деятельности, хотя они и умеют выполнять простые трудовые операции под контролем, по словесной инструкции или с помощью педагога.

    Результаты диагностики уровня сформированности                        навыков бытового труда у детей с интеллектуальной             недостаточностью при поступлении в Центр за 2012-2015 года.

    Не сформированы

    Сформированы значительно ниже возрастной нормы

    Сформированы ниже возрастной нормы

    Сформированы в соответствии с возрастной нормой

    2012 год

    6

    11

    5

    0

    2013 год

    6

    14

    4

    0

    2015 год

    5

    16

    4

    0

    Дети с интеллектуальной недостаточностью проходят курс реабилитации, в основном, в течение 9 месяцев – с сентября по май, чтобы иметь возможность обучаться в Челно-Вершинской школе весь учебный год. Поэтому у социального педагога, и у других специалистов Центра, есть возможность сделать промежуточную диагностику (через 4,5 месяца), проследить за динамикой реабилитационного процесса, внести необходимые изменения в программу и откорректировать программный материал в соответствии с успехами ребенка (в индивидуальной работе) или детей (в групповой работе).

    Важно отметить, что у детей с легкой степенью умственной отсталости  к промежуточной диагностике уже отмечаются положительные изменения: дети становятся более организованными; самостоятельно готовят рабочее место, убирают его; выполняют трудовые задания, в основном, по словесной инструкции или показу, не прибегая к помощи педагога; навыки простых трудовых операций осваивают достаточно успешно, но в быту этот освоенный навык не применяют самостоятельно из-за сниженной мотивации трудовой деятельности. Данная категория детей фактически не имеет опыта трудовой деятельности в семье, поэтому воспитанники не испытывают желания, не проявляют  интереса к выполнению трудовых поручений в быту. Им интересен сам факт освоения какой-то трудовой операции, они получают удовлетворение от самостоятельно выполненного задания, но чтобы это умение перешло в навык необходимо тесное сотрудничество семьи и специалистов Центра.

    У детей с умеренной степенью умственной отсталости результаты промежуточной диагностики гораздо скромнее. С большим трудом они осваивают программу первого этапа, пассивны при выполнении заданий, мотивация еще полностью отсутствует. За 4-5 месяцев можно отметить незначительную положительную динамику, которая заключается в «привыкании» ребенка к систематическим занятиям: ребенок с желанием идет на занятие, совместно с педагогом пытается выполнять задания, сохраняя работоспособность в течение 15-30 минут.

    Результаты промежуточной диагностики уровня сформированности                        навыков бытового труда у детей с интеллектуальной             недостаточностью за 2012-2015 года.

    Без динамики

    Незначительная положительная динамика

    Положительная динамика

    Значительная положительная динамика

    2012 год

    0

    2

    20

    0

    2013 год

    0

    3

    21

    0

    2015 год

    0

    4

    21

    0

    В последние 2-3 недели пребывания ребенка в Центре проводится заключительная (итоговая) диагностика, в ходе которой отмечаются все успехи ребенка в освоении навыков бытового труда за весь реабилитационный период и делаются выводы о динамике реабилитационного процесса. Кроме этого, итоговая диагностика предполагает составление рекомендаций для родителей на летний период с целью закрепления полученных трудовых умений в быту.

    Результаты итоговой диагностики уровня сформированности                        навыков бытового труда у детей с интеллектуальной             недостаточностью за 2012-2015 года.

    Без динамики

    Незначительная положительная динамика

    Положительная динамика

    Значительная положительная динамика

    2012 год

    0

    1

    20

    1

    2013 год

    0

    2

    21

    1

    2015 год

    0

    2

    22

    1

    Следует отметить, что данные, приведенные в таблицах, являются обобщенными средними данными по разным разделам программы. Очевидно, что у детей с интеллектуальной недостаточностью есть свои предпочтения по разделам программы: есть «любимые» темы и разделы. Любимыми разделами программы у всех детей Центра являются «Питание» и «Учреждения. Организации. Торговля». В этих разделах есть «любимые» темы – это приготовление пищи и экскурсии в магазины, с возможностью что-либо купить. С интересом воспитанники принимают участие в ремонте одежды – им нравится выполнять простые швейные операции. Старшие воспитанники на третьем этапе выполняют швейные операции на швейной машине. Вообще, все дети очень любят работать с техникой: пылесосом, микроволновой печью, утюгом, швейной машиной и др. Поэтому по темам, которыми дети заинтересовываются, и динамика будет более значимая. Меньший интерес дети проявляют к темам «Личная гигиена» и «Жилище» и, соответственно, динамика в развитии трудовых умений по этим разделам незначительная.

    Также хочется отметить, что в 2015 году, впервые, наша воспитанница Бондарева Анастасия (легкая степень умственной отсталости) в рамках третьего этапа выполняла проект «Подарок младшему братику» - швейное изделие (полукомбинезон и курточка) для прохождения итоговой         аттестации выпускников 9 класса в ГБС(К)ОУ школа-интернат г. Отрадный по предмету «Трудовое обучение». Настя успешно защитила свой проект с оценками: за устный ответ – «хорошо» и за практику – «хорошо».

    Выводы

    • Диагностика, проведенная на момент первичного поступления ребенка  с интеллектуальной недостаточностью в Центр, выявляет очень низкий уровень сформированности навыков бытового труда;
    • Специальные программы, разработанные социальным педагогом на основе методических пособий для коррекционных школ 8 вида и программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, являются эффективными в процессе развития навыков бытового труда у воспитанников Центра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная коррекция детей с сочетанными нарушениями в условиях Реабилитационного Центра

    В настоящее время возросло количество детей , имеющих сложные нарушения развития. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психодинамических нарушений (зрения ,слуха ,речи ? мышл...

    Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

    Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...

    Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

    Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...