Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах
презентация к уроку (5 класс)

Добряк Людмила Алексеевна

Выступление социального педагога Добряк Л.А. МБОУ "Школа-лицей" № 3 г. Симферополя на семнаре социальных педагогов школ г. Симферополя на тему "Работа социального педагога  по фрормирванию коммуникативной компетентности обучающихся в контексте ФГОС начального общего образования".

На обучение кооммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающими его социальным миром остаётся нацеленной любая школа. Умение общаться -это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства.. Основные усилия педагога-психолога и социального педагога длолжгы быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Так как больше всего проблем по социализации у детей, требующих особого педагогического внимания, в выступлении сделан акцент на методике работы специалистов социально-психологической службы школы с обучающимися из неблагополучных семей, неуспевающими, состоящими на учёте как внутришкольном , так и на учёте в КДН и ЗП, как обучающиеся , проживающие в семьях, находящихся в социально опвасном положении.

Социально-педагогическая диагностика с целью выявления предрасположенности к отклонению в поведении обучающихся 5-х классов в начале и в конце учебного года - важный этап в системе работы школы, направленной на формирование социально одобряемого поведения у обучающихся 5-6-х классов. В приложении к презентации представлены разработки упомянутых диагностик, а также двух тренинговых занятий: для учащихся 5-х классов "Учимся общаться, учимся сотрудничать", для учащихся начальных классов "Умеете ли вы общаться?" 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах Подготовила: Л.А. Добряк, социальный педагог МБОУ «Школа-лицей» №3 г. Симфенрополя

Слайд 2

Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи. Современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.

Слайд 3

В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности. Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства.

Слайд 4

Поскольку коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего и среднего школьного возраста должен принимать активное участие социальный педагог. Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Основные усилия педагога-психолога и социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

Слайд 5

Именно успешность в обучении является условием благополучного развития и самочувствия ученика в школе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоит задача нахождения путей, форм и методов, позволяющих осуществлять программу ФГОС с учащимися группы риска. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Слайд 6

Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях: Конвенция о правах ребенка; Закон РФ "Об образовании"; Семейный кодекс РФ; Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ); Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011); Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации (от «20» сентября 2016 года № 5/1).

Слайд 7

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя, учителя, логопеда, педагога-консультанта к социальному педагогу и педагогу-психологу в случаях: наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.); появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.); употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.

Слайд 8

Школа и, прежде всего, специалисты социально-психологической службы ответственны за информирование органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. Наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков: 1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению. 2. Период адаптации к обучению в 5 классе. 3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 классы).

Слайд 9

В ряде случаев дезадаптация связана с воспитанием ребенка в социально-неблагополучной семье. Тогда востребованной становится работа социального педагога образовательного учреждения. С целью развития навыков социально одобряемого поведения, соблюдения общепринятых норм социальным педагогом совместно с классным руководителем проводятся исследования учащихся 5-х классов с помощью методики «Изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся». Данная методика позволяет определить уровень проявления воспитанности по следующим критериям оценки: внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.; общение, речь; отношение к ребятам; отношение к учителям; отношение к другим сотрудникам школы; дисциплинированность (выполнение указаний учителя); отношение к школьному имуществу, к труду других.

Слайд 10

Целью методики «Диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил» является выявление предрасположенности к отклонению в поведении учащихся. Социально-педагогическая диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, как в 5-ом классе, так и 6-ом классе. По результатам всех использованных методик можно сделать вывод об уровне сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5 – 6-х классов. Целесообразно активнее применять в школе формы диалога с ребятами - формы тренинга. Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых: снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации.

Слайд 11

Развитые коммуникативные умения и навыки дают человеку возможность построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым. Педагоги нашей школы активно работают в условиях инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают трудности в построении взаимоотношений с окружающими их людьми. Главная цель психологической и социально-педагогической работы с «особым ребенком»: его социализация; подготовка к самостоятельной жизни.

Слайд 12

«Уроки доброты» 22-23 декабря в МБОУ «Школа-лицей» № 3 проводились «Уроки доброты».

Слайд 13

«День матери» 06 декабря 2016г. для детей с ограниченными возможностями здоровья состоялась концертно — развлекательная программа «Мамин День». В конкурсе принимали участие дети с ОВЗ 1-7 классов и их родители.

Слайд 14

«Месячник правовых знаний» Учащиеся 4-х классов принимали участие в правовой интерактивной игре «Герои книг имеют право» и викторине «Сказочные правонарушители», дети объединились в команды, с интересом отвечали на вопросы и закрепили знания о своих правах.

Слайд 15

«Шаг навстречу» 18.11.16. проходил Крымский республиканский творческий фестиваль одаренных детей с ОВЗ «Шаг навстречу». Учащиеся МБОУ «Школа – лицей» № 3 принимали в нем активное участие: готовили поделки и аппликации из природных материалов. Поделки наших учащихся были представлены в номинациях: декоративно – прикладное и эколого – натуралистическое творчество. Ученик 7-Г класса Чолак Давид стал призером.

Слайд 16

«День толерантности» Учащиеся 5-х классов приняли активное участие в тренинге «Учимся сотрудничать»

Слайд 17

13 октября 2016 года в рамках месячника правовых знаний педагогом-психологом Пченушай Е.С. и социальным педагогом Добряк Л.А. была организована и проведена интеллектуальная игра «Правовой калейдоскоп» для учащихся 8-х классов.

Слайд 18

Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах

Подготовила: Л.А. Добряк, социальный педагог

МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко

24.01.2019

Семинар на тему «Работа педагога по формированию коммуникативной компетентности обучающихся в контексте ФГОС начального общего образования»

[2 слайд]

Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, обеспечение его компетентности в обществе. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.

Современное образование ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск  путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.

[3 слайд]

В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с древности до современности. Умение общаться - это залог безопасности и успеха как самого обучающегося, так и окружающего его общества, государства.

[4 слайд]

Поскольку коммуникативные навыки являются социально значимыми, в их формировании у детей младшего и среднего школьного возраста должен принимать активное участие социальный педагог.

Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом.

Основные усилия педагога-психолога и социального педагога должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.

[5 слайд]

Именно успешность в обучении является условием благополучного развития и самочувствия ученика в школе, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед школой стоит задача нахождения путей, форм и методов, позволяющих осуществлять программу ФГОС с учащимися группы риска.

В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

[6 слайд]

Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:

  • Конвенция о правах ребенка; 
  • Закон РФ "Об образовании"; 
  • Семейный кодекс РФ; 
  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120  от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011  № 378-ФЗ); 
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред.  от 03.12.2011);
  • Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации (от «20» сентября 2016 года № 5/1).

[7 слайд]

Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя, учителя, логопеда, педагога-консультанта к социальному педагогу и педагогу-психологу в случаях: 

  • наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
  • появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
  • употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ; 
  • кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка. 

[8 слайд]

Школа и, прежде всего, специалисты социально-психологической службы ответственны за информирование органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Наиболее  распространенные  периоды  риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:  

1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Период адаптации к обучению в 5 классе.

3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 классы).

[9 слайд]

В ряде случаев дезадаптация связана с воспитанием ребенка в социально-неблагополучной семье. Тогда востребованной становится работа социального педагога образовательного учреждения.  

С целью развития навыков социально одобряемого поведения, соблюдения общепринятых норм социальным педагогом совместно с классным руководителем проводятся исследования учащихся 5-х классов с помощью методики «Изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся». Данная методика позволяет определить уровень проявления воспитанности по следующим критериям оценки: внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.; общение, речь; отношение к ребятам; отношение к учителям; отношение к другим сотрудникам школы; дисциплинированность (выполнение указаний учителя); отношение к школьному имуществу, к труду других.

[10 слайд]

Целью методики  «Диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил» является выявление предрасположенности к отклонению в поведении учащихся.

Социально-педагогическая диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, как в 5-ом классе, так и 6-ом классе. По результатам всех использованных методик можно сделать вывод об уровне сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5 – 6-х классов.

В приложении к презентации предлагаются разработки упомянутых диагностик.

Целесообразно активнее применять  в школе формы диалога с ребятами - формы тренинга. Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

  • снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
  • развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации.

В приложении к презентации есть разработки двух тренинговых занятий:

  1. для учащихся 5-х классов «Учимся общаться, учимся  сотрудничать»;
  2. для детей младшего школьного возраста «Умеете ли вы общаться?».

[11 слайд]

Развитые коммуникативные умения и навыки дают человеку возможность построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым.

Педагоги нашей школы активно работают в условиях инклюзивного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают трудности в построении взаимоотношений с окружающими их людьми.

Главная цель психологической и социально-педагогической работы с «особым ребенком»:

  • его социализация;
  • подготовка к самостоятельной жизни.

[19 слайд]

Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.



Предварительный просмотр:

«Изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся»

Приложение 1

Оценка воспитанности учащихся (матрица)

Критерии оценки

Уровень проявления воспитанности

Высокий (всегда) «5»

Хороший, средний (в большинстве случаев)

Низкий (всегда) «2»

«4»

чаще по типу

«3»

чаще по типу

Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.

Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий

Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т.п.)

Общение, речь

Вежливые, деликатные, уважительные

Общение грубое, речь крикливая, употребление ругательств

Отношение к ребятам

Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией

Заносчивое, барское, издевательское

Отношение к учителям

Вежливое, уважительное, почтительное

Неуважительное, с элементами грубости, хамства

Отношение к другим сотрудникам школы

Вежливое, уважительное

Неуважительное, грубое, хамское

Дисциплинированность (выполнение указаний учителя)

Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить)

В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т.п.

Отношение к школьному имуществу, к труду других

Бережное

Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр.

Анализ воспитанности учащихся в _____ классе

№ п/п

ФИО учащегося

Внешний вид

Общение, речь

Отношение к ребятам

Отношение к учителям

Отношение к другим сотрудникам школы

Дисциплинированность

Отношение к школьному имуществу

Общий балл по каждому критерию оценки

«Диагностика склонности к преодолению социальных норм и правил»

Приложение 2

Методика диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил

Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.

Опросник

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

6. Иногда я говорю неправду.

7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.

10. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.

12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

18. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

20. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

Ключи и процедура подсчета тестовых баллов

Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

Ключ: 1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет).

Результаты:

0 – 4 балла - низкий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

5 – 15 баллов – средний уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

16 – 20 баллов – высокий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.

Приложение 3

Тренинговое занятие с детьми младшего школьного возраста

Тема: «Умеете ли вы общаться?»

Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе практического общения.

Ход занятия.

Социальный педагог (ведущий): Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов.

Давайте, прежде всего, проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

АНКЕТА

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: не принимаю участия; кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной; активно вмешиваюсь в спор.

2. Выступаете ли вы на классных часах с критикой товарищей?

1) нет;

2) только если имею для этого основания;

3) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

только в шутку и то если это люди не обидчивые;

лишь по принципиальным вопросам;

я люблю споры.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

возмущаюсь в душе, но молчу;

делаю замечание - надо же научить грубияна хорошему тону;

начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция. 1) не буду обращать внимания;

молча возьму солонку;

демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу...

с возмущением посмотрю на обидчика;

сделаю замечание;

выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

промолчу;

ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, вы проиграли спор товарищу.. Как вы к этому отнесетесь?

постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в спорах;

не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, по обещав взять реванш;

проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: «1» - 4 очка, «2» - 2 очка, «3» - 0 очков. Идет подсчет баллов. Группа разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе, на улице и дома. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не «выходите за «рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты - это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей.

Социальный педагог (ведущий): Всем хочется стать чуточку лучше. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Вызываются 2 человека - мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты. Кто выиграет?

Социальный педагог (ведущий): Умение высказать свое расположение к собеседнику - это еще не все. Каждому человеку надо уметь вести диалог, т.е. поддерживать беседу, не отвлекаясь от основной темы. Итак, следующий конкурс называется «Культурная беседа». Два человека садятся друг против друга. В течение двух минут каждый должен изложить тему и цель разговора. Например, я хочу знать, какой последний фильм посмотрел мой собеседник и какое мнение у него сложилось об этом фильме.

Социальный педагог формулирует для ребят задачу: предлагает построить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи (время диалога - 4 мин).

Социальный педагог (ведущий): В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения. Давайте же поиграем в «Речевой этикет»».

Играют два человека.

Назовите слова приветствия. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!)

Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте так любезны... Будьте добры!)

Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам... Разрешите познакомить вас.. Познакомьтесь... Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться.)

Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои извинения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извинения... Простите за...)

Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что... Все будет хорошо... Успокойтесь...)

Есть ли у тебя запас слов благодарности? (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... Заранее благодарен... Признателен вам... Примите мою благодарность.)

Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!)

Социальный педагог (ведущий): При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

Лена (обижена): Вчера ты, Андрей, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Андрей (удивлен): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.

Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым.)

Катя: Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?

Права ли Катя?

Социальный педагог (ведущий): Тебя обозвали. Твоя реакция?

Не придам значения.

Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

Отблагодарю тем же (обзову).

Пожалуюсь старшим.

Социальный педагог (ведущий): Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся.

(В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)

Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимство, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм.

Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность, назойливость, обидчивость.

Социальный педагог (ведущий): А теперь я предлагаю всем познакомиться с законами успешного общения:

1. Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

2. Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

3. Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.

Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.

Берегите собеседника, избавьте его от обид и обвинений.

Не спорьте по мелочам.

Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.

Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.

Ищите возможность согласиться, а не возразить.

Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

Социальный педагог (ведущий): В заключение хочу дать вам еще несколько рецептов поведения.

Невежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине; невежливо подслушивать, о чем говорят двое в стороне, - в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не прерывайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь и дайте ему закончить фразу.

В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.

Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно слушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют самого говорящего.

Я думаю, что после сегодняшней игры мы ещё раз задумаемся о нашем отношении к близким нам людям.

Приложение 4

Развивающее занятие для учащихся 5- х классов «Учимся общаться, учимся сотрудничать».

Занятие может использовать во внеклассной работе классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования.

Цели занятия:

- формировать и развивать навыки бесконфликтного общения

- обучать приемам толерантного взаимодействия и восприятия других

- формировать и развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с одноклассниками

- развивать групповую сплочённость.

Необходимое оборудование и материалы:

Карточки с приветствиями разных стран и народов; конверты с перечнем различных черт характера и качеств личности; листочки бумаги и ручки; ларец (сундучок).

Ход занятия:

  1. Организационный этап.

Педагог-психолог:

Здравствуйте ребята! Мы сегодня поработаем с вами в новой технике – тренинговых упражнений. Слово тренинг вам знакомо? (дети дают свои ответы). Да, слово тренинг – от слова тренировать. А что можно тренировать? (дети дают свои ответы). И сегодня мы с вами будем тренироваться в способах общения и взаимодействия друг с другом без конфликтов и агрессии. мы с вами уже проговаривали в рамках «Недели толерантности», что такое толерантное общение. Сегодня мы с вами попробуем поучиться навыкам толерантного общения и взаимодействия. Но, чтобы работать в такой форме, надо следовать несложным правилам:

- не перебивать друг друга

- говорить коротко и по существу

- уважать мнение другого человека

- не осуждать другого, если что-то не получилось

Вы согласны с этими правилами, принимаете их?

Тогда начнем наше занятие с упражнения «Приветствие».

Цели упражнения:

  1. Разрядить обстановку
  2. Сломать стереотипные формы поведения
  3. Повеселиться
  4. Познакомится с разными формами приветствия в разных странах
  5. Сплотить учащихся.

Педагог-психолог предлагает учащимся объединиться в пары и парам предлагается задание на карточках. (смотри Приложение 1а)

После каждого приветствия класс отгадывает, в какой стране так приветствуют друг друга. Затем после этого упражнения сразу же проводится упражнение «Броуновское движение»: учащимся дается задание хаотично двигаться по комнате и по звуковому сигналу остановиться и поздороваться с тем, кто стоит ближе всех так, как озвучит ведущий:

- ладонями

- спинами

- коленками

- локтями

- плечами

- щечками

- лбами и т.д.

Обсуждение:

- понравилась ли вам игра?

- было ли трудно здороваться каким-либо образом? Как вы думаете, почему?

- показались ли вам какие-либо приветствия странными? Смешными? Необычными?

- как вы думаете, как бы отреагировали жители этих стран на ваши приветствия?

- какую роль , по вашему мнению, играет приветствие в жизни человека?

- со всеми ли людьми надо здороваться и можно здороваться одинаково? Почему?

2. Основной этап.

2.1. Ведущий (педагог-психолог, социальный педагог и т.д.) объединяются в 4 команды, предварительно рассчитавшись на 1-2-3-4 ( можно использовать для счета цвет: красный-оранжевый-желтый-зеленый или цветок: ромашка-роза- василек-незабудки или любую другую считалку). Каждая команда получает конверт с заданием, в котором записаны качества человека. Из предложенного списка команде надо отобрать 5 качеств, которые наиболее полно отражают черты толерантного человека, проявляющего толерантное отношение к миру.

(смотри Приложение 2а).

Для работы отводится 3 минуты. По истечении времени работы команда, выбрав одного лидера, презентует свои ответы. Ведущий записывает их на доске. По окончании ответов учащихся весь класс с помощью ведущего делает вывод о самых важных качествах толерантного человека.

Подводится итог работы:

- совпадают ли у команд выбранные качества? Как вы думаете, почему?

- подумайте, обладаете ли вы этими качествами? Умеете ли их проявить?

2.2. Сегодня на занятии мы будем учиться сотрудничать, искать оптимальные способы решения возникающих проблем, то есть развивать, воспитывать в себе качества толерантной личности, формировать выбранные вами качества. Попробуем поиграть в игру «Нам надо договориться». Условия игры: всем классом надо сосчитать до 10, но сделать это должны быстро и не перебивая друг друга. Передавая мяч друг другу надо, чтобы тот, кто получил мяч, считал (1,2 и т.д.). есть только одно условие – если кто-то будет вдвоем ловить мяч и называть следующую цифру – весь класс начинает счет сначала. В течение всей игры разговаривать нельзя.

Обсуждение:

- почему игра сначала не получилась?

- Чего хотелось каждому из вас вначале?

- как удалось досчитать до 10?

- получилось ли классу сформировать порядок благодаря лидеру или это произошло само собой, потому, что все старались соблюдать правила?

Чему учит нас эта игра?

2.3. мы проверим ваше умение слушать и слышать друг друга, поиграв в игру «Мнение». Условия игры: в классе проводится черта посредине или наклеиваются значки «Согласен» и «не согласен» в разных концах класса. Середина означает, что мнения нет или оно не сформировано до конца. Ведущий зачитывает утверждения, а ученики молча становятся каждый к выбранному месту – согласен или не согласен или посредине. Те, кто не определился и остался посредине, лишаются на время права высказываться. (смотри Приложение №3 с утверждениями)

Обсуждение:

- кто был прав в каждом случае? Был ли кто-то прав вообще? Почему?

- можно ли сказать, что в зависимости от ситуации, каждое из утверждений имеет право на существование?

- были ли случаи, когда кто-то оставался со своим мнением в меньшинстве? Как они себя чувствовали? Не хотелось ли им поменять свое мнение под давлением большинства?

- как вы относитесь к человеку, мнение которого отличается от вашего?

- хорошо или плохо иметь свое мнение?

2.4. как вы увидели из предыдущего упражнения , процесс сотрудничества очень сложный, но он необходим, чтобы добиться успеха в общении и труде. Общение с другими людьми требует развития многих качеств. У каждого из вас они есть. Но среди всех качеств нашей личности есть те, которые помогают в общении и те, которые препятствуют ему. Я предлагаю вам собрать « Ларец успешных качеств». Условия игры: каждый ученик на отдельном листочке записывает по 4 качества: 2 – помогающих в общении и 2 – мешающих ему. Затем все листочки собираются в один яркий мешочек. Затем ведущий достает из ларца по одному листочку, зачитывает качества, а ученики стараются отгадать, кому из одноклассников они принадлежат. Каждый раз, независимо от того, угадал класс написавшего или нет, ведущий благодарит написавшего за мужество и искренность.

Обсуждение:

- были ли сложности в выполнении этого упражнения?

- чему учит нас это упражнение? Какой вывод мы можем сделать для всех?

3. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Наше занятие подошло к завершению. А после выполненной работы всегда подводят итог:

- чему мы научились сегодня?

- удалось ли вам узнать что-то новое о своих одноклассниках?

- какая игра вам понравилась больше других? Почему?

- какие качества нужны для успешного общения и сотрудничества?

Давайте поаплодируем всем нам за хорошую работу! Спасибо всем!

Приложение 1а

Набор карточек.

1 задание – сложить руки как в молитве на уровне груди и поклониться друг другу (Япония)

2 задание – потереться носами (Новая Зеландия)

3 задание – очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия)

4 задание – легкий поклон друг другу, руки вытянуто по бокам вдоль туловища (Индия)

5 задание - обняться и поцеловать друг друга в щеки 4 раза подряд (Франция)

6 задание – мягкое рукопожатие, касаясь друг друга только кончиками пальчиков (Малайзия)

7 задание – легкий поклон со скрещенными на груди рука ми (Китай)

8 задание – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях друг друга (Испания)

9 задание – показать друг другу язык (Тибет)

10 задание – пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии ( Великобритания)

.

Приложение 2а

Задания для команд – набор качеств личности человека (всем 4 командам выдаются одинаковые наборы качеств)

Снисходительность

Злорадство

Сострадание

Великодушие

Эгоизм

Конфликтность

Доброта

Милосердие

Вспыльчивость

Сердечность

Прощение

Равенство

Уважение

Понимание

Благосклонность

Прощение

Злорадство

Миролюбие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Формирование коммуникативных умений и навыков, по средствам внедрения в работу метода сказкотерапии

Статья посвящена одниму из эффективных, универсальных методов развития и коррекции коммуникативных умений- сказкотерапии, которая относится к здоровьесберегающим технологиям....

Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."

В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...

Формирование орфографических умений и навыков у обучающихся коррекционной школы.

Система работы, направленная на формирование орфографических умений и навыков, включает следующие этапы:Подготовка обучающихся к усвоению правила.Усвоение правила.Формирование умения объяснять написан...