Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
статья по английскому языку по теме

Наталья Валерьевна Фатхиева

 В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

 

                                                                                     Фатхиева Н.В.,

                                                                                    преподаватель иностранного языка

                                                                                    ГБПОУ СПЭТ, г. Южно-Сахалинск  

Аннотация: в статье рассматриваются практические приемы («Хорошо – плохо», «До – после»), направленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: универсальные учебные действиякоммуникативная компетентностьдеятельностный метод.



Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и развитие личности, его познавательных и созидательных возможностей.

Деятельностный метод – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Методы деятельностного подхода к обучению способствуют развитию творческого потенциала личности, формированию внутренних источников мотивации, развитию обратной связи, формированию высокого уровня самостоятельности.

В современном мире трудно представить жизнь без коммуникации. Потребность в общении вызывается жизненной необходимостью. Именно на уроке иностранного языка учитель может и должен формировать и развивать коммуникативную компетентность обучающихся, то есть готовность обучающихся осуществлять общение, добиваться взаимопонимания в общении. Развитие способности   к общению на иностранном языке является одной из главных целей обучения иностранным языкам.

Коммуникативные действия включают в себя: умение планировать учебное сотрудничество, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра и построение речевых высказываний в устной и письменной речи.

В процессе формирования коммуникативных УУД обучающиеся получают возможность научиться: высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию; уважать мнение собеседника; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; понимать контекстную речь взрослых; эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Коммуникативные умения формируются во время совместной деятельности обучающихся. Более успешно удаётся это делать при использовании проектной технологии. Во время работы над групповым проектом возникает необходимость в общении, в умении распределять обязанности, в организации помощи друг другу. Всех членов группы объединяет общая цель – приготовить проект и представить его на суд группы.

Очень важно научить обучающихся правильно оценивать работу своих одногрупников, начиная с положительных моментов, с того, что понравилось. Коммуникативная компетентность предполагает умения обучающихся выражать своё мнение, согласие и несогласие / я думаю, вы правы; я думаю так же; я не совсем согласен с вами; я так не думаю; боюсь, вы ошибаетесь и т. д., давать оценку, выражать свои чувства и эмоции. Эту ценностно-ориентационную функцию учитель вместе с обучающимися реализует с помощью эмоциональных реакций: «Oh! Yes! Cool!».

Изучая английский язык, обучающиеся знакомятся с культурой страны, с её речевым этикетом. Они знают, что, обращаясь с просьбой к незнакомцу, необходимо сказать: «Excuse me, could you tell me…?» «Excuse me, could you help me…?» и т. д. Благодаря этой работе обучающиеся стараются перенести красоту английского языка в аналогичные ситуации общения на родном языке.

Для того, чтобы реализовать указанные функции общения средствами иностранного языка, необходимо овладеть этими средствами, уметь употреблять их в основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении и письме), знать особенности речевого и неречевого поведения, уметь владеть этими знаниями, умениями и навыками.

Планируя каждый урок, я исхожу из главного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, вовлекая обучающихся в реальный процесс общения.

Предлагаю некоторые приёмы из своей практики по формированию коммуникативных умений и навыков.

Название приёма «Хорошо – плохо?».

Цель приёма: формирование у обучающихся представления о целостном полиязычном мире, потребность изучения английского языка как средства общения и познания; развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя разные социальные функции; развитие умений переноса лексико-грамматических умений и навыков в новую ситуацию, ситуацию общения; развитие умений планировать своё речевое поведение.

Тип урока: (КУ); (УП и ОЗ).

Этап урока: обобщение, систематизация знаний, умений, навыков.

Описание приёма. Учащимся предлагается проблема по изученной теме. Первое задание найти и назвать достоинства проблемы, второе – найти и назвать недостатки. При этом обучающиеся стараются убедить своих оппонентов в правоте своих суждений или выразить несогласие с их идеями. При использовании данного приёма лучше организовать работу в группах.

 

Собственный опыт.

По теме «Глобализация» был проведён урок «Глобализация предстала перед судом» (урок – ролевая игра).

Группа был разделён на три подгруппы. Первая группа – «обвинители», вторая группа – «защитники», третья – «суд присяжных». Направлял работу на уроке «судья», роль которого выполнял самый подготовленный студент. При формировании групп, конечно, учитывается желание обучающихся, но следует помнить, что группы должны быть примерно одинакового языкового уровня.

Приём «До – После».

Цель приёма: развитие умений прогнозирования содержания текста по предлагаемой теме; развитие мыслительной деятельности; развитие умения слушать и понимать собеседников; развитие умения выразить свои предположения; развитие умения сравнивать свои предположения и предположения собеседников с информацией, полученной при прочтении текста;

Тип урока: «УУНЗ», «КУ».

Этап урока: актуализация, целеполагание, первичное закрепление знаний.

Описание приёма. После определения темы урока учитель предлагает обучающимся высказать свои мысли по теме и содержанию текста, с которым планируется работать на уроке. Учитель просит обучающихся внимательно слушать высказывания  , чтобы суметь определить после прочтения текста те высказывания, которые были ближе всех или совпали с информацией текста.

Собственный опыт.

  При изучении темы «Английский язык в современном мире» обучающимся была предложена ситуация для размышления: что нужно делать, чтобы хорошо знать английский язык. Учащиеся активно предлагали свои верные и ошибочные способы. После этого им был предложен текст. Работая с текстом, обучающиеся анализировали и сравнивали верность своих высказываний, называли тех обучающихся, которые дали больше правильных ответов. На основе текста и предложений учащихся были выбраны самые эффективные рекомендации. На протяжении всего урока ведётся работа по формированию коммуникативных умений и навыков.

Речевая разминка.

Цель приёма: развитие умения планировать своё речевое поведение; развитие умения организовать речевое сотрудничество на базе предложенного языкового материала; развитие умения вступить в диалог, соблюдая правила речевого этикета.

Тип урока: (КУ); (УП); (УП и ОЗ).

Этап урока: первичное закрепление знаний, систематизация знаний.

Описание приёма. В начале урока обучающимся предлагается диалог в определённой ситуации, но предложения даны в хаотичном беспорядке. Задача обучающихся (работают в парах) – выстроить предложения в логическую цепочку, чтобы получился диалог. Прочитать диалог и инсценировать его.

Свой опыт.

По теме " Выходные дни», я предлагаю учащимся следующую ситуацию: в субботу вы хотите пригласить друга или подругу провести вместе свободное время.

На доске предлагается два хаотичных набора фраз, из которых нужно построить диалог.

‒ Sounds great!

‒ Nothing really. But why? No, thanks. I'm busy / I'm very tired.

‒ Hello! What are you doing this afternoon?

‒ See you.

‒ Why don’t we go jogging in the park?

‒ See you at 4 pm then.

‒ How about going for a coffee?

‒ Диалог, построенный учащимися.

‒ Oh, Kate, hello! What are you doing this afternoon?

‒ Nothing really. But why?

‒ Why don’t we go jogging in the park?

‒ I’m sorry, I’m tired.

‒ How about going for a coffee?

‒ Sounds great!

‒ See you at 4 pm then.

‒ Ok, see you.

Приём «Паутина» (словарная и речевая).

Цель: развитие умения выбирать правильные лексические единицы для выражения своей мысли; развитие умения прогнозировать содержания беседы по ключевым словам; развитие умения восстанавливать пропущенные слова по контексту и устанавливать смысловые соответствия при построении высказывания.

Тип урока: (КУ); (УУНЗ); (УЗИМ).

Этап урока: изучение нового материала, закрепление введённого материала, закрепление изученного.

Описание приёма.

При введении новой темы обучающимся предлагается выполнить задание для самостоятельного определения темы и содержания урока. Учащимся предложен «слепой» текст, который они смогут перевести только, когда заполнят пропуски, выбрав подходящее слово из предложенной группы слов.

Обязательным условием является высказать предположения о правильности выбора, т. е. использовать фразы: мне кажется, я думаю, по моему мнению, если я не ошибаюсь и т. д.

Таким образом, выполняя лексическое задание, мы формируем речевые навыки учащихся.

Собственный опыт.

Начиная работать над темой «Канада» в 10 классе, я предложила обучающимся выполнить упражнение. Перед тем, как прочитать текст (учащиеся не знают, что это текст о Канаде), они должны выбрать из предложенных групп те слова, которые подходят по смыслу для заполнения пропусков «слепого» текста.

Пример заданий.

Выбрать название страны, о которой мы будем говорить сегодня: Russia, Great Britain, Canada, The USA.

Выбрать слова, подходящие по смыслу для заполнения пропусков в тексте:

1. Large, the largest, the smallest, the second largest.

2. Government, dominion, territory, independence.

Исключить слово, которое не подходит по смыслу к содержанию текста:

1. Oil, timber, snow, lead.

2. Rivers, lakes, citizen, waterfalls.

3. .........

4. .........

Пример текста.

...is a huge country. It is... country in the world. Its... is equal to the whole of Europe. It is rich in natural resources, such as..., ...and... The size of its..., ...and... empresses everybody who comes here. И т. д.

В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающим потребностям общества, инновационной экономики, многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества. Уроки иностранного языка являются уникальной сферой для решения этих задач.

Список литературы

  1. 1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  2. 2. Загашев И.О. Критическое мышление. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – М.: Альянс-Дельта, 2003.
  3. 3. Сетевая площадка: МОУ СОШ №7 «Эдельвейс» Приморский край.