Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
статья по английскому языку (9 класс)

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в 9 классе. Статья содержит анализ результатов аттестации учащихся, анализ эффективности ее применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления для развития коммуникативных умений школьников в 9 классе

(на основе УМК «Английский язык» Верещагиной, Афанасьевой)

Учитель: Звербулис Н.Б.

Технология развития критического мышления хорошо известна российским педагогам, а в последние годы, в связи с введением ФГОС ее популярность и авторитет значительно выросли. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов  осмысление  рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Универсальный надпредметный характер технологии позволяет выйти на решение сложных метапредметных задач, декларируемых стандартом.

В процессе работы выбор данной технологии был обусловлен необходимостью повысить  эффективность обучения через применение новых образовательных технологий по развитию и совершенствованию  коммуникативных умений на уроках английского языка.

Целью работы в данном учебном году была систематизация полученных данных  при работе с технологией и обобщение результатов  через внедрение механизмов оценки и самооценки учащихся.

Основными задачами работы в конкретном учебном году были

  1. Расширение списка тем для формирования устного или письменного высказывания
  2. Дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся через технологию критического мышления
  3. Применение известных приемов оценки и самооценкидля уровня сформированности коммуникативных умений

Объектом исследования  были выбраны  учащиеся 9 класса, которые продолжают   развивать свои коммуникативные навыки через методы и приемы технологии развития критического мышления.

Одной из задач работы на данный учебный год являлось расширение списка тем для развития коммуникативных умений. За основу взяты темы из учебника английского языка за курс 9 класса, а именно

  1. Страницы истории – Pages of history
  2. Людииобщество – People and society
  3. Проблемыподростков – Teenagers in our world
  4. Семейные ценности – Family values

В ходе работы над каждой темой применялись уже известные и эффективные приемы технологии критического мышления (кластеры, кольца сравнения, зигзаг, корзина идей, таблица перекрестной дискуссии, рефлексивное письмо, концептуальная, сводная таблицы – (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Несомненно, очень трудно поставить оценку за сформированность коммуникативных умений. Возможность сделать это предполагается через качественные показатели.  Важно отследить их устойчивое позитивное развитие через ведение  «листов наблюдений». Данные листы наблюдений учитель заполняет в конце каждой темы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

В самих приемах технологии  развития критического мышления заложены механизмы оценки и самооценки.

Например, известный прием – таблица «ЗХУ» («Знаю, Хочу узнать, Узнал») (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 3), метод «Инсерт» (маркировка текста «Знал», «Новая информация», «Думал иначе», «Есть вопросы») позволяют ученику по мере изучения нового материала отслеживать свой «знаниевый маршрут», давать оценку приобретаемым умениям.  А  в стратегиях работы в парах и  группах («Зигзаг», «Сводная таблица», «Чтение/суммирование в парах» и т.п.) заложены механизмы самооценки.  

Кроме приемов оценки и самооценки, необходимо было также провести количественную диагностику. Здесь можно также обратиться к таксономии  Б. Блума (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Таксономия Блума, его иерархия интеллектуальных умений, которые определяют цели и диагностируют результативность их достижения через деятельность учащихся, является важным инструментом  современной диагностики в целом,  и диагностики  развития критического мышления в частности.

Мыслительные навыки

Определение

Что делает ученик

Знание

Запоминание специфической информации

Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает

Понимание

Понимание заданного материала независимо от другого материала

Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Применение

Использование методов, концепций, принципы и теорий в новых ситуациях

Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует

Анализ

Расчленение информации на составляющие элементы

Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает

Синтез

Составление целого из отдельных частей

Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Сравнительная оценка

Определение ценности материалов и методов» когда заданы цели, стандарты и критерии

Оценивает, обсуждает

Инструментом диагностики в данном случае может служить систематика вопросов. Этот инструмент оценки может сопровождать система баллов, разработанная учителем

Основные типы вопросов

  1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
  2. Уточняющие вопросы. Обычноначинаютсясослов: «Soifyousaythat... ?», «Ifitisclear,  ... ?», «I can be mistaken but  ... ?» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова: «Why?»
  4. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «if», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  6. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим.

 Учителем были разработаны критерии оценивания по пятибалльной шкале в соответствии с таксономией Блума.  Учащимся задавались  по 1  вопросу из каждого раздела (мыслительные навыки).  Если в ответе на эти 6 вопросов  был выявлен 1-2 недочета (ответы даны на 4 вопроса полностью, на 1-2 частично),  то учащийся получал оценку «5»,  3-4 недочета – оценка «4», 5-6  недочетов – оценка «3», более 6 – оценка «2».

Мыслительные навыки

Определение

Что делает ученик

Знание

Запоминание специфической информации

Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает

Понимание

Понимание заданного материала независимо от другого материала

Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Применение

Использование методов, концепций, принципы и теорий в новых ситуациях

Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует

Анализ

Расчленение информации на составляющие элементы

Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает

Синтез

Составление целого из отдельных частей

Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Сравнительная оценка

Определение ценности материалов и методов» когда заданы цели, стандарты и критерии

Оценивает, обсуждает

Самый простой способ сделать учащихся партнерами в процессе оценки их знаний - это дать им понять, что подразумевается под хорошим результатом. Сделать это можно  через четкую формулировку критериев оценивания работы учащихся – через градацию. Градация - четко сформулированные правила, в соответствии с которыми работа учащегося заслуживает высокого, среднего или низкого балла. Схема градации (по пятибалльной шкале, где перечисляются требования, например, применяемые к оцениванию устного и письменного ответа на ОГЭ) выдается каждому учащемуся до и после проведенной работы. Прежде чем сдать работы, учащимся предлагается оценить их с точки зрения этой градации. Преподаватель выставляет оценку в строгом соответствии с предложенной классификацией оценок (градацией).

Для оценивания письменных и устных ответов учащимся были предложены уже разработанные для проведения ОГЭ  критерии и дополнительные схемы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5-7).  Кроме самопроверки, учащиеся обменивались работами и выставляли баллы своим одноклассникам, указывая на несоответствие критериям. Третья проверка работ осуществлялась учителем, который резюмировал все замечания и выставлял итоговую оценку.

При этом, учителем была разработана балльная система для оценивания этих заданий. Максимальное количество баллов за письменную часть работы  - 10. Соответственно, чтобы получить отличную оценку за работу необходимо было набрать от 9 до 10 баллов, хорошую оценку(«4») – от 8 до 7 баллов, «3» - 6-5 баллов, «2» - 4 и менее баллов.

Максимальное количество баллов за устную часть работы – 7 баллов. Соответственно, чтобы получить отличную оценку за работу необходимо было набрать от 7 до 6 баллов, хорошую оценку(«4») – от 5 до 4 баллов, «3» - 3 балла, «2» - 2 и менее баллов.

В течение учебного года данные работы проводились неоднократно, в конце каждой темы, а также в качестве вводного и итогового тестирования.

Результаты работа показывают, что большинство учащихся успешно справились с данной работой, что и демонстрируют результаты ОГЭ по английскому языку. Качество знаний – 100 %

Таким образом, технология развития критического мышления способствует эффективному формированию   определенных интеллектуальных умений.

Анализ опыта по применению ТРКМЧ, позволяет сделать вывод  о том, что данная  технология является эффективной, так как 

позволяет  ученику 

  • повысить интерес  как к изучаемому  материалу  так и к самому процессу  обучения ;
  • научиться критически мыслить , овладевать логическими операциями мышления;
  • овладеть навыками  сотрудничества, овладеть навыками  самостоятельной  работы
  • получить  более качественные знания,  умения  и навыки;

позволяет учителю:

  • -использовать  систему  методик,  способствующих развитию логических операций
  • мыслительной  деятельности учащихся: сравнения, анализа,  синтеза, обобщения, классификации;
  • развивать коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную компетенции учащихся;
  • значительно  увеличить  время  речевой  практики  на уроке  для  каждого ученика , добиться  усвоения   материала  всеми участниками группы;
  • развивать  навыки  самостоятельной работы учащихся;
  • изменить свою роль: учитель мотивирует, организует ,консультирует , контролирует учебную деятельность учащихся;
  • добиться  более  качественных результатов обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Конструктор урока

Прием

Стадия

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Мозговой штурм

Отсроченная догадка

Фантастическая добавка

Театрализация

Да – нетка

Интеллектуальная разминка (опрос)

Объяснение нового материала

Зигзаг - 2

инсерт

экспертиза

МФО

(метод фокальных объектов)

Дерево предсказаний

Круги по воде

Чтение с остановками

экспертиза

Закрепление

загадка

Учебно – мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

МФО

Инсерт

Оживи картину

Бином фантазии

Повторение

кластер

загадка

Бином фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

МФО

Круги по воде

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг - 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Исследовательский проект

Бином фантазии

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии

 

 

Приложение 2

Лист наблюдений для всего класса

Учащийся

Тема

Основные понятия

Знал до изучения темы

Узнал в процессе изучения темы

Результат в конце изучения темы

Резюме

Основные ЛЕ по теме

Знает базовыйвокабуляр

Смог расширить свой словарный запас за счет…

Свободно отвечает на вопросы по теме

Способен быстро усваивать материал, анализирует информацию

1

Алина Б.

«Familyvalues»

2

Никита Б.

3

Владимир К.

4

Кристина К.

5

Приложение 3

Приём «З-Х-У»

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний

Прием «ИНСЕРТ»

 Данный приём  представляет собой  стратегию маркировки текста,  системную  разметку  для эффектного чтения и размышления. Данный приём  очень  эффективен при формировании навыков изучающего чтения. С помощью приёма «Инсерт» возможно решать  обширный  комплекс лексико-грамматических задач, так как  любой текст  богат  речевыми образцами, идиомами, грамматическими структурами.

 Читая текст, учащиеся  делают соответствующую маркировку  на  полях  («V», «-«, «+», «?»)напротив абзацеви предложений. После  прочтения  текста учащимся  предлагается  систематизировать  информацию, расположив  её в  соответствии  со своими пометками  в следующую таблицу:

«V»

«+»

 «-«

«?»

You should put a tick if you knew this fact before.

Newinformation

Thoughtdifferently

Do not  understand  have questions

   

Приложение 4

Таксономия Блума (на английском языке)

Приложение 5

Приложение 6

Критерии оценивания заданий устной части ОГЭ 2018 год

Критерии оценивания выполнения задания 3

(Тематическое монологическое высказывание) – максимум 7 баллов

Решение коммуникативной задачи

Организация высказывания

Языковое оформление высказывания

Баллы

Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании).

Объем высказывания – 10–12 фраз

3

Задание выполнено: цель общения достигнута, НОтема раскрыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не полностью).

Объем

высказывания – 8–9 фраз

Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок

И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок)

2

Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один аспект не раскрыт,

ИЛИ все аспекты задания раскрыты неполно,

ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объеме, третий аспект дан полно и точно)– Объем высказывания – 6–7 фраз

Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер,
НО отсутствует вступительная

ИЛИ

заключительная

фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок

И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок)

1

Задание не выполнено: цель общения не достигнута, т.е. два

аспекта содержания

не раскрыты*.

Объём высказывания – 5 и менее фраз

Высказывание
нелогично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют, средства логической связи

практически не

используются

Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и

фонетических ошибок

(шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок)

ИЛИ более трёх грубых ошибок

0

Приложение 7

Английский язык Устная часть. Дополнительная схема оценивания задания 3 (Тематическое монологическое высказывание).

 ФИО эксперта_____________________________ Код эксперта ____________________

НОМЕР БЛАНКА

 

 

 

 

 

 

1. Решение коммуникативной
задачи (Содержание)

Аспект 1

 

 

 

 

 

 

Аспект 2

 

 

 

 

 

 

Аспект 3

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3)

 

 

 

 

 

 

2. Организация

Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания

 

 

 

 

 

 

Логичность и использование средств логической связи

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

 

 

 

 

 

 

3.

ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (максимальный балл – 2)

Литература:

  1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.
  2. Муштавинская И.В., Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001.
  4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Рос.пед. агентство, 1998.



Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников в 9 классе

(на основе УМК «Английский язык» Верещагиной, Афанасьевой)

Учитель: Звербулис Н.Б.

Технология развития критического мышления хорошо известна российским педагогам, а в последние годы, в связи с введением ФГОС ее популярность и авторитет значительно выросли. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов  осмысление  рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Универсальный надпредметный характер технологии позволяет выйти на решение сложных метапредметных задач, декларируемых стандартом.

В процессе работы выбор данной технологии был обусловлен необходимостью повысить  эффективность обучения через применение новых образовательных технологий по развитию и совершенствованию  коммуникативных умений на уроках английского языка.

Целью работы в данном учебном году была систематизация полученных данных  при работе с технологией и обобщение результатов  через внедрение механизмов оценки и самооценки учащихся.

Основными задачами работы в конкретном учебном году были

  1. Расширение списка тем для формирования устного или письменного высказывания
  2. Дальнейшее развитие коммуникативных умений учащихся через технологию критического мышления
  3. Применение известных приемов оценки и самооценкидля уровня сформированности коммуникативных умений

Объектом исследования  были выбраны  учащиеся 9 класса, которые продолжают   развивать свои коммуникативные навыки через методы и приемы технологии развития критического мышления.

Одной из задач работы на данный учебный год являлось расширение списка тем для развития коммуникативных умений. За основу взяты темы из учебника английского языка за курс 9 класса, а именно

  1. Страницы истории – Pages of history
  2. Людииобщество – People and society
  3. Проблемыподростков – Teenagers in our world
  4. Семейные ценности – Family values

В ходе работы над каждой темой применялись уже известные и эффективные приемы технологии критического мышления (кластеры, кольца сравнения, зигзаг, корзина идей, таблица перекрестной дискуссии, рефлексивное письмо, концептуальная, сводная таблицы – (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Несомненно, очень трудно поставить оценку за сформированность коммуникативных умений. Возможность сделать это предполагается через качественные показатели.  Важно отследить их устойчивое позитивное развитие через ведение  «листов наблюдений». Данные листы наблюдений учитель заполняет в конце каждой темы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

В самих приемах технологии  развития критического мышления заложены механизмы оценки и самооценки.

Например, известный прием – таблица «ЗХУ» («Знаю, Хочу узнать, Узнал») (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 3), метод «Инсерт» (маркировка текста «Знал», «Новая информация», «Думал иначе», «Есть вопросы») позволяют ученику по мере изучения нового материала отслеживать свой «знаниевый маршрут», давать оценку приобретаемым умениям.  А  в стратегиях работы в парах и  группах («Зигзаг», «Сводная таблица», «Чтение/суммирование в парах» и т.п.) заложены механизмы самооценки.  

Кроме приемов оценки и самооценки, необходимо было также провести количественную диагностику. Здесь можно также обратиться к таксономии  Б. Блума (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Таксономия Блума, его иерархия интеллектуальных умений, которые определяют цели и диагностируют результативность их достижения через деятельность учащихся, является важным инструментом  современной диагностики в целом,  и диагностики  развития критического мышления в частности.

Мыслительные навыки

Определение

Что делает ученик

Знание

Запоминание специфической информации

Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает

Понимание

Понимание заданного материала независимо от другого материала

Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Применение

Использование методов, концепций, принципы и теорий в новых ситуациях

Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует

Анализ

Расчленение информации на составляющие элементы

Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает

Синтез

Составление целого из отдельных частей

Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Сравнительная оценка

Определение ценности материалов и методов» когда заданы цели, стандарты и критерии

Оценивает, обсуждает

Инструментом диагностики в данном случае может служить систематика вопросов. Этот инструмент оценки может сопровождать система баллов, разработанная учителем

Основные типы вопросов

  1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
  2. Уточняющие вопросы. Обычноначинаютсясослов: «Soifyousaythat... ?», «Ifitisclear,  ... ?», «I can be mistaken but  ... ?» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова: «Why?»
  4. Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «if», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  6. Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим.

 Учителем были разработаны критерии оценивания по пятибалльной шкале в соответствии с таксономией Блума.  Учащимся задавались  по 1  вопросу из каждого раздела (мыслительные навыки).  Если в ответе на эти 6 вопросов  был выявлен 1-2 недочета (ответы даны на 4 вопроса полностью, на 1-2 частично),  то учащийся получал оценку «5»,  3-4 недочета – оценка «4», 5-6  недочетов – оценка «3», более 6 – оценка «2».

Мыслительные навыки

Определение

Что делает ученик

Знание

Запоминание специфической информации

Реагирует, воспринимает, вспоминает, узнает

Понимание

Понимание заданного материала независимо от другого материала

Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует

Применение

Использование методов, концепций, принципы и теорий в новых ситуациях

Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует

Анализ

Расчленение информации на составляющие элементы

Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает

Синтез

Составление целого из отдельных частей

Комбинирует, составляет, придумывает, творит

Сравнительная оценка

Определение ценности материалов и методов» когда заданы цели, стандарты и критерии

Оценивает, обсуждает

Самый простой способ сделать учащихся партнерами в процессе оценки их знаний - это дать им понять, что подразумевается под хорошим результатом. Сделать это можно  через четкую формулировку критериев оценивания работы учащихся – через градацию. Градация - четко сформулированные правила, в соответствии с которыми работа учащегося заслуживает высокого, среднего или низкого балла. Схема градации (по пятибалльной шкале, где перечисляются требования, например, применяемые к оцениванию устного и письменного ответа на ОГЭ) выдается каждому учащемуся до и после проведенной работы. Прежде чем сдать работы, учащимся предлагается оценить их с точки зрения этой градации. Преподаватель выставляет оценку в строгом соответствии с предложенной классификацией оценок (градацией).

Для оценивания письменных и устных ответов учащимся были предложены уже разработанные для проведения ОГЭ  критерии и дополнительные схемы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5-7).  Кроме самопроверки, учащиеся обменивались работами и выставляли баллы своим одноклассникам, указывая на несоответствие критериям. Третья проверка работ осуществлялась учителем, который резюмировал все замечания и выставлял итоговую оценку.

При этом, учителем была разработана балльная система для оценивания этих заданий. Максимальное количество баллов за письменную часть работы  - 10. Соответственно, чтобы получить отличную оценку за работу необходимо было набрать от 9 до 10 баллов, хорошую оценку(«4») – от 8 до 7 баллов, «3» - 6-5 баллов, «2» - 4 и менее баллов.

Максимальное количество баллов за устную часть работы – 7 баллов. Соответственно, чтобы получить отличную оценку за работу необходимо было набрать от 7 до 6 баллов, хорошую оценку(«4») – от 5 до 4 баллов, «3» - 3 балла, «2» - 2 и менее баллов.

В течение учебного года данные работы проводились неоднократно, в конце каждой темы, а также в качестве вводного и итогового тестирования.

Результаты работа показывают, что большинство учащихся успешно справились с данной работой, что и демонстрируют результаты ОГЭ по английскому языку. Качество знаний – 100 %

Таким образом, технология развития критического мышления способствует эффективному формированию   определенных интеллектуальных умений.

Анализ опыта по применению ТРКМЧ, позволяет сделать вывод  о том, что данная  технология является эффективной, так как 

позволяет  ученику 

  • повысить интерес  как к изучаемому  материалу  так и к самому процессу  обучения ;
  • научиться критически мыслить , овладевать логическими операциями мышления;
  • овладеть навыками  сотрудничества, овладеть навыками  самостоятельной  работы
  • получить  более качественные знания,  умения  и навыки;

позволяет учителю:

  • -использовать  систему  методик,  способствующих развитию логических операций
  • мыслительной  деятельности учащихся: сравнения, анализа,  синтеза, обобщения, классификации;
  • развивать коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную компетенции учащихся;
  • значительно  увеличить  время  речевой  практики  на уроке  для  каждого ученика , добиться  усвоения   материала  всеми участниками группы;
  • развивать  навыки  самостоятельной работы учащихся;
  • изменить свою роль: учитель мотивирует, организует ,консультирует , контролирует учебную деятельность учащихся;
  • добиться  более  качественных результатов обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Конструктор урока

Прием

Стадия

1

2

3

4

5

6

7

8

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Мозговой штурм

Отсроченная догадка

Фантастическая добавка

Театрализация

Да – нетка

Интеллектуальная разминка (опрос)

Объяснение нового материала

Зигзаг - 2

инсерт

экспертиза

МФО

(метод фокальных объектов)

Дерево предсказаний

Круги по воде

Чтение с остановками

экспертиза

Закрепление

загадка

Учебно – мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

МФО

Инсерт

Оживи картину

Бином фантазии

Повторение

кластер

загадка

Бином фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

МФО

Круги по воде

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг - 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Исследовательский проект

Бином фантазии

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии

 

 

Приложение 2

Лист наблюдений для всего класса

Учащийся

Тема

Основные понятия

Знал до изучения темы

Узнал в процессе изучения темы

Результат в конце изучения темы

Резюме

Основные ЛЕ по теме

Знает базовыйвокабуляр

Смог расширить свой словарный запас за счет…

Свободно отвечает на вопросы по теме

Способен быстро усваивать материал, анализирует информацию

1

Алина Б.

«Familyvalues»

2

Никита Б.

3

Владимир К.

4

Кристина К.

5

Приложение 3

Приём «З-Х-У»

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.

определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний

Прием «ИНСЕРТ»

 Данный приём  представляет собой  стратегию маркировки текста,  системную  разметку  для эффектного чтения и размышления. Данный приём  очень  эффективен при формировании навыков изучающего чтения. С помощью приёма «Инсерт» возможно решать  обширный  комплекс лексико-грамматических задач, так как  любой текст  богат  речевыми образцами, идиомами, грамматическими структурами.

 Читая текст, учащиеся  делают соответствующую маркировку  на  полях  («V», «-«, «+», «?»)напротив абзацеви предложений. После  прочтения  текста учащимся  предлагается  систематизировать  информацию, расположив  её в  соответствии  со своими пометками  в следующую таблицу:

«V»

«+»

 «-«

«?»

You should put a tick if you knew this fact before.

Newinformation

Thoughtdifferently

Do not  understand  have questions

   

Приложение 4

Таксономия Блума (на английском языке)

Приложение 5

Приложение 6

Критерии оценивания заданий устной части ОГЭ 2018 год

Критерии оценивания выполнения задания 3

(Тематическое монологическое высказывание) – максимум 7 баллов

Решение коммуникативной задачи

Организация высказывания

Языковое оформление высказывания

Баллы

Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании).

Объем высказывания – 10–12 фраз

3

Задание выполнено: цель общения достигнута, НОтема раскрыта не в полном объеме (один аспект раскрыт не полностью).

Объем

высказывания – 8–9 фраз

Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх негрубых лексико-грамматических ошибок

И/ИЛИ не более трёх негрубых фонетических ошибок)

2

Задание выполнено частично: цель общения достигнута частично; тема раскрыта в ограниченном объеме (один аспект не раскрыт,

ИЛИ все аспекты задания раскрыты неполно,

ИЛИ два аспекта раскрыты не в полном объеме, третий аспект дан полно и точно)– Объем высказывания – 6–7 фраз

Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершенный характер,
НО отсутствует вступительная

ИЛИ

заключительная

фраза, имеются одно-два нарушения в использовании средств логической связи

Использованный словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более пяти негрубых лексико-грамматических ошибок

И/ИЛИ не более четырёх негрубых фонетических ошибок)

1

Задание не выполнено: цель общения не достигнута, т.е. два

аспекта содержания

не раскрыты*.

Объём высказывания – 5 и менее фраз

Высказывание
нелогично, вступительная и заключительная фразы отсутствуют, средства логической связи

практически не

используются

Понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и

фонетических ошибок

(шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок)

ИЛИ более трёх грубых ошибок

0

Приложение 7

Английский язык Устная часть. Дополнительная схема оценивания задания 3 (Тематическое монологическое высказывание).

 ФИО эксперта_____________________________ Код эксперта ____________________

НОМЕР БЛАНКА

 

 

 

 

 

 

1. Решение коммуникативной
задачи (Содержание)

Аспект 1

 

 

 

 

 

 

Аспект 2

 

 

 

 

 

 

Аспект 3

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3)

 

 

 

 

 

 

2. Организация

Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания

 

 

 

 

 

 

Логичность и использование средств логической связи

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

 

 

 

 

 

 

3.

ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (максимальный балл – 2)

Литература:

  1. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПбГУПМ, 2002, 2003.
  2. Муштавинская И.В., Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001.
  4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Рос.пед. агентство, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9-х КЛАССАХ

9 класс – рубежный этап обучения иностранному языку. На этом этапе происходит базовое  формирования основных учебных компетенций. На этом же этапе осуществляется и ...

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование проектной деятельности

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы...

Работа по самообразованию «Использование комплекса лингвистических, учебных, лингвострановедческих (социокультурных) игр и игровых технологий для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

  В связи с принятием нового федерального образовательного стандарта большое внимание при изучении иностранных языков, в частности английского, стало уделяться развитию коммуникативной ком...

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Урок "Семья и домашние обязанности" с применением технологии мастерских для развития коммуникативных умений на уроках английского языка....

РАЗВИТИЕ ДИСКУТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В статье приводятся конкретные приёмы развития дискутивных умений учащихся в средней школе, которые можно использовать на уроках английского языка для подготовки учеников к урокам-дискуссиям на старше...