Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку
В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания носителей языка, понимать уместность использования тех или иных фраз в различных ситуациях общения. В отсутствии естественной иноязычной среды такая способность может быть сформирована у ребенка только учителем иностранного языка. Формирование коммуникативной культуры школьников состоит в развитии речевых умений (говорение, чтение, аудирование, письмо) при попутном знакомстве с культурными и историческими реалиями стран изучаемого языка и создании ситуации общения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tarasova_av_statya.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова А.В., учитель английского языка
ГБОУ СОШ №564 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке английского языка (из опыта работы)
Процесс глобализации и развитие электронных средств связи превращают мир в единое коммуникативное и поликультурное пространство, в котором люди должны быть способны сотрудничать друг с другом и находить совместные решения глобальных проблем. По этой причине возникли идеи об обучении межкультурному общению как одной из необходимых составляющих изучения иностранного языка. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом в области иностранного языка одной из главных целей в обучении языкам является формирование коммуникативной культуры личности.
В настоящее время недостаточно просто владеть иностранным языком. Необходимо понимать и чувствовать культуру, которую данный язык представляет, знать об особенностях мировосприятия и миропонимания носителей языка, понимать уместность использования тех или иных фраз в различных ситуациях общения. В отсутствии естественной иноязычной среды такая способность может быть сформирована у ребенка только учителем иностранного языка. Формирование коммуникативной культуры школьников состоит в развитии речевых умений (говорение, чтение, аудирование, письмо) при попутном знакомстве с культурными и историческими реалиями стран изучаемого языка и создании ситуации общения на уроке.
При планировании урока учителю стоит ставить такую цель чтобы она соответствовала реальной, а не искусственной ситуации общения и помогала учащемуся осознать пути ее достижения. Допустим, на уроке учитель предлагает рассказать о жизни в своем городе сто лет назад, но для этого нужно использовать Past Simple (прошедшее время). Учитель использует вопрос: «What was there in your city 100 years ago?» (Что было в твоем городе сто лет назад?) для создания проблемной задачи и определения речевой ситуации. Следовательно, учитель соединяет и коммуникативную потребность, и цель – употребление прошедшего времени в речи. То есть в основе преподавания лежит принцип осознанности.
Также в своей практике, помимо учебника, я использую аутентичные языковые материалы (видео, подкасты, статьи), что позволяет учащимся познакомиться с «живым» языком. Не секрет, что в школах изучается так называемый «королевский» английский и чаще всего, попадая в англоязычную среду, ученики впадают в панику, не понимая, о чем вокруг него говорят. Во избежание подобного я часто задаю ситуацию общения с определенными условиями. Например, вам нужно спросить у человека «Как твои дела?» учитывая, что: а) это ваш начальник, б) это ваш старый друг в) это ваш сосед? Таким образом школьники учатся выбирать подходящие конструкции в зависимости от ситуации и условий коммуникации.
Следующий вид работы, который я часто использую на уроке, это перефразирование высказываний при помощи фразовых глаголов, идиом и фразеологизмов, которые являются неотъемлемой частью разговорного языка. Таким образом учащиеся получают возможность научить выражать одну и ту же мысль разными способами.
В отсутствии реальной коммуникации с носителями языка формирование коммуникативной компетенции происходит в общении на языке с одноклассниками и учителем. Для создания ситуации общения и применения полученных знаний я использую сюжетно-ролевые задания, что также позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению языка. К таким заданиям относится составление диалога с заданным развитием сюжета, на более высоком уровне изучения с заданным итогом. Часто уроки проходят в формате дебатов, где группы учащихся формируют и защищают свое мнение по тому или иному вопросу, что особенно ценно для подросткового возраста.
Одним из способов знакомства с культурными и историческими реалиями изучаемого языка я считаю веб-квесты, сравнительно недавно появившуюся в нашей стране технологию. Выполняя задания веб-квеста ученики активно пользуются ресурсами Всемирной паутины, посещая различные иноязычные ресурсы в поисках необходимой информации, что способствует развитию речевых навыков, а также формированию познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Подводя итоги хочу еще раз обозначить ключевые принципы моей работы при обучении школьников иностранному языку:
- использование аутентичных материалов;
- постановка цели от ситуации общения к средствам достижения коммуникации;
- знакомство с различными вариантами английского языка и развитие умения выражать свои мысли разными способами;
- использование современных технологий для познания культурных особенностей других стран;
Гармоничное и разумное сочетание этих приемов и методов позволяет воспитать ученика с широким кругозором, не ограниченного стереотипами, готового к диалогу культур, то есть способствует формированию коммуникативной культуры личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование форм групповой и парной работы как средства развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Из моего опыта работы на уроках английского языка (УМК "Английсктй нового тысячелетия")...
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...
Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."
В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...
Развитие коммуникативной культуры школьников на уроке литературы
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры школьников является одной из важных в современном образовании. ...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка
Данная статья представляет собой обзор на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...
Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников....