ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по английскому языку

Юлия Дмитриевна Эрберг

Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целей, задач и результатов обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС). В качестве важнейшей задачи современного школьного образования ФГОС выделяет формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам возможность для самостоятельного усвоения новых знаний и формирования умений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эрберг Ю.Д., учитель английского языка

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целей, задач и результатов обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС). В качестве важнейшей задачи современного школьного образования ФГОС выделяет формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам возможность для самостоятельного усвоения новых знаний и формирования умений.

Необходимо разграничивать понятия «универсальные учебные действия» и «универсальные учебные умения», четко понимать структуру и функции универсальных учебных умений, а также обладать информацией об особенностях их развития при обучении иностранному языку.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Умение ― освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Если рассматривать существующие определения понятия «умение», то его  характеризуют как сложную систему действий, как результативное выполнение сложного действия, как способ выполнения этого действия. Современное представление об умении, существующее в методике обучения иностранным языкам, включает в себя все указанные составляющие и базируется на всех этих подходах.

Таким образом, понятие «умение» в методическом плане шире понятия «действие», поэтому можно говорить об универсальных учебных умениях для обозначения совокупности способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование умений.

Универсальные учебные умения можно соотнести с понятием «общие учебные умения», которое активно использовалось до недавнего времени в теории и методике обучения иностранному языку. В современной науке учебные умения понимаются как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный целостной, интегративной способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Учебные умения обеспечивают возможность эффективно учиться, овладевать содержанием учебного предмета. Учебные умения, возникающие на основе соответствующих действий, формируются у школьников в процессе длительного усвоения конкретных «предметных» знаний. Поэтому в программу учебного предмета необходимо включать требуемые для усвоения его содержания учебные умения.

Различают общие и специальные учебные умения. Общие учебные умения являются базой для успешной учебной деятельности по любому предмету. Сюда можно отнести умение работать с учебником, делать конспекты, читать учебную литературу. Специальные учебные умения приобретают специфику конкретной дисциплины и позволяют успешно учиться именно по этой дисциплине. Например, в ходе обучения иностранному языку формируются умения работы с текстом на иностранном языке, со словарем, с диалогическим высказыванием.

Выделяют следующие функции универсальных учебных умений: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В рамках предмета «Иностранный язык» УУД используются как для решения коммуникативных задач речемыслительной деятельности, так и для овладения самой речемыслительной деятельностью, способствуя формированию повышенного уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Так, личностные УУД обеспечивают построение собственных суждений на иностранном языке на основе нравственных ценностей, личной позиции и определяют оценку того, о чем учащийся слышит и читает. Регулятивные УУД обеспечивают планирование учащимися речемыслительной деятельности и других деятельностей с использованием иностранного языка. Эти действия направляют обучающихся на проявление волевого усилия и настойчивости для достижения поставленных целей. В коммуникативном плане регулятивные УУД необходимы для достижения положительных результатов общения. Познавательные УУД определяют содержание речемыслительной деятельности учащихся, обеспечивают ее качественную реализацию за счет активизации разных видов мышления: творческого, критического, понятийного, логического. Коммуникативные УУД группируются в речевые, социальные, интеллектуально-мыслительные и социокультурные действия, образуя собственно коммуникативную деятельность.

На уроках английского языка универсальные учебные умения используются как непосредственно для решения коммуникативных задач, так и для овладения коммуникативной компетенцией в целом. В связи с этим их формирование и развитие протекает в особых условиях. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам обучающиеся находят для себя ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться говорить на английском языке?»

Таким образом, иностранный язык осваивается осознанно, а сами уроки проходят интересно и увлекательно. На уроках необходимо предоставлять возможность ученикам самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Учитель должен создавать условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечивать успешное усвоение знаний, умений, навыков и формирование компетентностей в предметной области.

Чтобы урок повышал мотивацию обучающихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой материала вполне доступно для любого учителя иностранного языка. В сети Интернет можно найти и использовать на уроке свежие статьи из газет, аудиозаписи песен и интервью с известными людьми, видеоролики реальных событий, начать переписку с зарубежными сверстниками.

Коммуникативная направленность процесса обучения иностранному языку должна найти отражение также и в многообразии форм организации этого процесса. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность – наиболее часто используемые действия на уроках английского языка. Как и в реальной жизни, обучающиеся должны научиться использовать разные способы решения задач в зависимости от характера проблемы. Разные формы организации процесса изучения языка также помогают учителю создавать ситуации общения, максимально приближенные к действительности.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, актуальный. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Сегодня образовательная организация становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Основная педагогическая задача учителя английского языка – организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Ведь ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим можно определить следующие требования к современному уроку: чёткое формулирование цели; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах; выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока; выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся; создание условий успешного учения обучающихся.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий у обучающихся на уроках английского языках в современной образовательной организации является важнейшим элементом построения инновационной образовательной политики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."

В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия на уроке

Формирование УУД на примере раздела Деревообработка в 6 классе...

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий на уроке математики (из опыта работы)

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действий на уроке математики (из опыта работы)...

Формирование у учащихся коммуникативных УУД на уроке английского языка (из опыта работы)

Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников....

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...