Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку (7 класс)

Прусакова Жанна Александровна

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchitelem.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Прусакова Ж.А., учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 71 Калининского района

Санкт-Петербурга

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися

на уроке английского языка (из опыта работы)

        Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас". Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер и функции участников образовательного процесса. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике. Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания.

Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Структура (этапы) уроков открытия нового знания (Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out):

1. Мотивация к учебной деятельности  (побуждение к действию).  

Реализация: на интерактивной доске слайд с изображением известной достопримечательности Сиднея, учитель задает обучающимся вопросы и побуждает к предположениям о предстоящей теме урока:  Look at the picture. What city and country can you see in the picture? (The Sydney Opera House, Australia). Затем учитель демонстрирует слайды с изображением других известных достопримечательностей, музеев и т.д.  и задает вопрос: What do you think you can do there? Look at the screen and guess what we are going to talk about (We are going to tell about our free time and hanging out). Таким образом, учитель создаёт  условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») – мотивационный аспект. Учащиеся определяют первично тему урока и  личностное отношение к предлагаемой теме.

        Затем учитель продолжает показывать  слайды (изображения тематических парков, торговых центров и т.п.) и задает вопросы: Where do people usually spend their free time? What do you think they can do there? Ученики отвечают на вопросы, учитель констатирует: Well, you see, we know a lot of words. То есть ученики активизируют имеющийся в памяти словарный запас по теме, учитель актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). 

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии  (организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).

Реализация: учитель  демонстрирует слайд (изображение девочки в картинной галерее) и предлагает  написать короткий текст (50-70 слов) о ее любимом месте для проведения досуга. Затем спрашивает: Who has managed to do this? Who hasn’t written the article? Why? What’s the problem? (Ожидаемый ответ: We don’t know some words and don’t have any example).

То есть учитель готовит и мотивирует учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия,  происходит его осуществление,  во время которого ученики пробуют написать текст о любимом месте девочки для проведения досуга.  Очевидно, испытывают затруднения из-за недостатка активной лексики и отсутствия образца и, соответственно, далее происходит  фиксация индивидуального затруднения. И сразу же осуществляется переход в следующий этап.

 3. Выявление места и причины затруднения.

Основная цель данного этапа -  организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Вопросами: Why we can’t do this task now? What’s the problem? и т.д. учитель направляет учащихся к выходу в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения   ("открытие" нового).    
 Цель данного этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения  вопросов проблемного характер; постановка целей учебной деятельности и на этой основе

– выбор способа и средств их реализации.

        Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

        Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.  

        Для этого необходимо, чтобы учащиеся формулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т. е. сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; определили средства для построения нового знания (с помощью чего?: изученные понятия, алгоритмы, модели, справочники и т.д.); сформулировали шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

        Отдельное внимание следует уделять грамотности ответов, проявление толерантности детей по отношению друг к другу.  Умение грамотно (уважительно, вежливо) опровергать или подтверждать высказывание, мысль или идею - залог комфортного психологического климата в классе. А значит, работа и результат будет более качественной. Соответственно, психологический комфорт так же влияет на  качество усвоенного материала.

Реализация:

Учащиеся при помощи учителя окончательно определяют цель урока – устранение возникшего затруднения (т.е. в данной случае: написать короткий текст (50-70 слов)  о любимом месте девочки для проведения досуга), строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели, т.е. алгоритм действий или эталон.

What we need to do to solve the problem:

Learn new words

Read and learn the example

Work out a plan of our article

Find in a dictionary the words which you need but don’t know or don’t remember

Write an article about where you go in your free time

        В процессе работы над "выходом из затруднения"  формируются следующие УУД:

        - познавательные (умение добывать новые знания из схем, иллюстраций, текста; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации или  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий); общеучебные (знаково-символические – моделирование)

        - коммуникативные (умение слушать собеседника, положительное отношение к процессу, умение договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; эмоциональное позитивное отношение к процессе сотрудничества с одноклассниками; рефлексия своих действий)

        - регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)

5. Реализация построенного проекта (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково).

Реализация:

Используя построенный способ действий, учащиеся возвращаются к решению исходной задачи, вызвавшей затруднение.  Сначала заучиваются необходимые слова (учебник стр. 10 упр.1); затем читают и понимают содержание текста-образца (учебник стр.10), прорабатывают план написания (учебник стр. 10 упр.4), затем выполняют исходную задачу (написание короткого текста (50-70 слов)  о любимом месте девочки для проведения досуга). В завершение, фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух). 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном).

Реализация: 

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа (написание короткого текста о своем любимом месте для проведения досуга по образцу: упр. 4 стр. 10) и осуществляют его самопроверку,  учитель контролирует выполнение задания.

 8. Включение в систему знаний и повторение (выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг). О чем еще в рамках данной темы мы с вами можем поговорить? Где мы можем применить полученные сегодня знания?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (обучающиеся оценивают собственную  учебную деятельность на уроке; соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности).

Для повторения и закрепления полученного знания может быть дано домашнее задание в форме репродукции.

           Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, т.е. успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка

Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...