Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке математики
статья по математике на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Арефьева О.В.,
учитель математики
ГБОУ школа №163 Центрального района
Санкт-Петербург
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке математики
Подразумевается, что приемы и методы, которыми владеет современный педагог, должны научить ребенка быть максимально самостоятельным в процессе обучения и взросления. Со временем, дети учатся самостоятельно собирать информацию, добывать необходимые знания, делать выводы и выдвигать гипотезы под умелым руководством педагога. Акцент - на самостоятельности ученика. Для этого были разработаны различные педагогические технологии (ПТ), среди которых наиболее популярны стали деятельностно - ориентированные ПТ. Составляющей частью данных подходов является - "Технология деятельностного метода обучения".
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределяют в четыре группы:
-уроки «открытия» нового знания;
-уроки рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Структура (этапы) уроков открытия нового знания:
1.Мотивация к учебной деятельности (-побуждение к действию).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (-организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).
3.Выявление места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" нового)
Цель данного этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характер; постановка целей учебной деятельности и на этой основе
– выбор способа и средств их реализации.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
На этапе "открытия" нового знания выдвигаются гипотезы с опорой на субъектный опыт и осуществляется проверка по различным доступным источникам (книги, интернет, личные записи. карточки или другие материалы выданные учителем). Данным процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
*ставят цель (то есть необходимо сформулировать, какие знания нужно построить и чему научиться; целью всегда является устранение возникшего затруднения) *согласовывают тему урока
*выбирают способ решения проблемы (способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение
принципиально нового знака или способа действий)
*строят план достижения цели (расписываем и фиксируем все пошагово)
*выбирают средства для построения нового знания ((с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.)
Важно поддерживать активность детей. Задействовать и привлекать пассивных "слушателей". В случае затруднений, задавать наводящие вопросы.
Если дети предлагают разные варианты (например, цели), то в процессе обсуждения каждый доказывает свою точку зрения. Здесь очень важно правильно организовать дискуссию, чтобы каждый выполнял свою роль.
Отдельное внимание следует уделять грамотности ответов, проявление толерантности детей по отношению друг к другу. Умение грамотно (уважительно, вежливо) опровергать или подтверждать высказывание, мысль или идею - залог комфортного психологического климата в классе. А значит работа и результат будет более качественной. Соответственно, психологический комфорт так же влияет на качество усвоенного материала.
В процессе работы над "выходом из затруднения" формируются следующие УУД:
- познавательные ( - умение добывать новые знания из схем, иллюстраций, текста; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации или используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий); общеучебные (знаково-символические – моделирование)
- коммуникативные ( - умение слушать собеседника, положительное отношение к процессу, умение договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; эмоциональное позитивное отношение к процессе сотрудничества с одноклассниками; рефлексия своих действий)
- регулятивные (- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)
5.Реализация построенного проекта(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном ).
8. Включение в систему знаний и повторение (выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг ).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности).
Первые попытки провести урок «открытия» нового знания, по обыкновению, далек от идеала, от задуманного. Дети должны почувствовать определенную систему, ход занятия; понять структуру, последовательность действий, чтобы в дальнейшем не отвлекаться и не терять время на организационные моменты. Определенные навыки и умения у детей уже должны быть сформированы, чтобы урок прошел успешно- подготовка урока «открытия» нового знания происходит исходя из оценки возможностей класса. Руководитель оценивает успешность и результативность урока по увлеченности, занятости и активности учеников. Гораздо интереснее и продуктивнее урок «открытия» нового знания проходит, если дети умеют работать в парах и группах.
В заключении следует подчеркнуть, что важную роль играет мотивация к учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская технология обучения на этапе "открытия" новых знаний
Мастер-класс по применению исследователькой технологии на этапе 2открытия" новых знаний согласно новым федеральным стандартам. Фрагмент урока математики в 6 классе...
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
Интегрированный урок открытия новых знаний по информатике и математике "Кодирование информации. Метод координат" в 5 классе
http://metodist.lbz.ru/konkursy/files/konkmr/5-2015.pdf...
Групповая форма работы — как способ организации обучения для открытия новых знаний.
Цель - понять причину, которая мешает применять системно деятельностный подход в виде работы в группе систематически (в каждой новой теме). Задача - найти решение данной проблемыи разрешить её....
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)
В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....
Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"
Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...