Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке математики
статья по математике на тему


Предварительный просмотр:

Арефьева О.В.,  

учитель  математики

ГБОУ школа №163 Центрального района

Санкт-Петербург

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке математики

Подразумевается, что приемы и методы, которыми владеет современный педагог, должны научить ребенка быть максимально самостоятельным в процессе обучения и взросления. Со временем,  дети учатся  самостоятельно собирать информацию, добывать необходимые знания, делать выводы и выдвигать гипотезы под умелым руководством педагога. Акцент - на самостоятельности ученика. Для этого были разработаны различные педагогические  технологии (ПТ), среди которых наиболее популярны  стали деятельностно - ориентированные ПТ. Составляющей частью данных подходов  является -  "Технология деятельностного метода обучения".

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределяют в четыре группы:

-уроки «открытия» нового знания;

-уроки рефлексии;

-уроки общеметодологической направленности;

- уроки развивающего контроля.

Структура (этапы) уроков открытия нового знания:

        1.Мотивация к учебной деятельности (-побуждение к действию).

        2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (-организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения).

        3.Выявление места и причины затруднения.

        4.Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" нового)

        Цель данного этапа: вовлечение учеников в процесс самостоятельного решения  вопросов проблемного характер; постановка целей учебной деятельности и на этой основе

– выбор способа и средств их реализации.

        Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

        Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

        На этапе "открытия" нового знания выдвигаются гипотезы с опорой на субъектный опыт и осуществляется проверка по различным доступным источникам (книги, интернет, личные записи. карточки или другие материалы выданные учителем). Данным процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

        На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

        *ставят цель (то есть необходимо сформулировать, какие знания нужно построить и чему научиться; целью всегда является устранение возникшего затруднения)        *согласовывают тему урока

        *выбирают способ решения проблемы (способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение

принципиально нового знака или способа действий)

        *строят план достижения цели (расписываем и фиксируем все пошагово)

        *выбирают средства для построения нового знания ((с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.)

        Важно поддерживать активность детей. Задействовать и привлекать пассивных "слушателей". В случае затруднений, задавать наводящие вопросы.
         Если дети предлагают разные варианты (например, цели),  то в процессе обсуждения каждый доказывает свою точку зрения. Здесь очень важно правильно организовать дискуссию, чтобы каждый выполнял свою роль.

        Отдельное внимание следует уделять грамотности ответов, проявление толерантности детей по отношению друг к другу.  Умение грамотно (уважительно, вежливо) опровергать или подтверждать высказывание, мысль или идею - залог комфортного психологического климата в классе. А значит работа и результат будет более качественной. Соответственно, психологический комфорт так же влияет на  качество усвоенного материала.

        В процессе работы над "выходом из затруднения"  формируются следующие УУД:

        - познавательные ( - умение добывать новые знания из схем, иллюстраций, текста; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации или  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий); общеучебные (знаково-символические – моделирование)

        - коммуникативные ( - умение слушать собеседника, положительное отношение к процессу, умение договариваться, умение оформлять свои мысли в устной форме; эмоциональное позитивное отношение к процессе сотрудничества с одноклассниками; рефлексия своих действий)

        - регулятивные (- целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)

         5.Реализация построенного проекта(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково).

        6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух).

        7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном ).

        8. Включение в систему знаний и повторение (выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг ).

        9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности).

        Первые попытки провести урок «открытия» нового знания, по обыкновению, далек от идеала, от задуманного. Дети должны почувствовать определенную систему, ход занятия;  понять структуру, последовательность действий, чтобы в дальнейшем не отвлекаться и не терять время на организационные моменты. Определенные навыки и умения у детей уже должны быть сформированы, чтобы урок прошел успешно- подготовка  урока «открытия» нового знания происходит  исходя из оценки возможностей класса. Руководитель оценивает успешность и результативность урока по увлеченности, занятости и активности учеников. Гораздо интереснее и продуктивнее урок «открытия» нового знания  проходит, если дети умеют работать в парах и группах.

В заключении следует подчеркнуть, что важную роль играет мотивация к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская технология обучения на этапе "открытия" новых знаний

Мастер-класс по применению исследователькой технологии на этапе 2открытия" новых знаний согласно новым федеральным стандартам. Фрагмент урока математики в 6 классе...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Групповая форма работы — как способ организации обучения для открытия новых знаний.

Цель - понять причину, которая мешает применять системно деятельностный подход в виде работы в группе систематически (в каждой новой теме). Задача - найти решение данной проблемыи разрешить её....

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...