Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ЭТАПА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"
статья по русскому языку

Силиверстова Наталия Борисовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon siliverstova_n.b.vystuplenie_otkrytie_novyh_znaniy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Силиверстова Н.Б., учитель русского языка

и литературы ГБОУ школы № 593

  с углубленным изучением английского языка

Невского района Санкт-Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ЭТАПА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  

НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

        Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников, которая достигается следующими путями:

• Учитель вместе с учащимися составляет и обсуждает план урока, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

• Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

• Ссамостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.

• Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Важно, чтобы учитель создавал атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

 • Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

 2) Уроки отработки умений и рефлексии;

 3) Уроки общеметодологической направленности;

4) Уроки развивающего контроля.

Сформулируем основные цели и пути их достижения урока открытия новых знаний, деятельностная цель которого- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, а содержательная цель- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Предлагается алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1.Выделить и сформулировать новое знание.

2.Смоделировать способ открытия нового знания.

3.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4.Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5.Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6.Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7.Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8.Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9.Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10.Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11.Провести анализ урока по конспекту.

12.Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания такова:

  • Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
  • Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
  • Этап выявления места и причины затруднения.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения.
  • Этап реализации построенного проекта.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  • Этап включения в систему знаний и повторения.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Безусловно, процесс освоения нового знания неразрывно связан с мотивационной частью урока, когда ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу. Предлагаются следующие приемы для этапа мотивации:

  1. Психологический тренинг.
  2. Графический диктант.
  3. "Да-нет".
  4. Рифмованное начало урока.
  5. Эпиграф к уроку.
  6. Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  7. Начало урока с элементами театрализации.
  8. Прием "Фантастическая добавка".
  9. Прием "Оратор".
  10. Отсроченная догадка.
  11. Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  12. Интеллектуальная разминка.
  13. Прием "Светофор".

Важно также, чтобы ученик понимал важность предполагаемых знаний, необходимость усвоения конкретного материала и сопоставление его с уже имеющимися у ученика знаниями по данной теме. Именно на этапе актуализации знаний организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух. Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  1. Вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  2. Активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
  3. При попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

На этапе построения проекта решения проблемы учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач. Таким образом, взаимосвязь этапов урока позволяет обучающимся продуктивно осваивать новые знания, после чего следуют этапы закрепления полученных знаний, контроля и коррекции.

        Остановлюсь на приемах, используемых мною при проведении уроков по освоению нового знания. Одним из моих любимых и предпочитаемых приемов является работа с текстом, при работе с которым возможно повторение, постановка проблемных вопросов, актуализация новых знаний и даже освоение новой информации без помощи учителя. Например, урок в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных» может начинаться с задания:

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, графически объясните правописание безударных гласных в корне (если это возможно).

Маша, девочка с рыжими волосами, заплетенными в тугие к…сички, жила со своей с…мьей  у высокой г…ры. Отец к…сил траву для домашнего ск…та, мама, женщина, которая никогда не г…ревала, готовила, ст…рала, уб…рала, следила за детьми, поддерживала огонь в камине, который г…рел всегда шумно и ярко. И Маша с младшими братьями любила греться у огня, прик…саясь к очагу.

При выполнении этого задания решаются сразу несколько задач: повторяется материал, задается проблемный вопрос, происходит актуализация знаний, совместно с учителем выстраивается парадигма освоения знаний. Далее происходит знакомство с принципами написания чередующихся гласных в корнях слов. Этот текст позволяет также затронуть вопрос омонимии корней. Помимо конкретных образовательных задач текст позволяет решать множество попутных (все виды разборов; задания, нацеленные на анализ теста; развитие речи (через продолжение текста); лексическая работа и мн. др.)

Весь теоретический материал мои обучающиеся записывают в конспекты, которыми пользуются с 5 класса по 11 класс. Материал фиксируется в виде схем и таблиц, в построении которых обучающиеся принимают как коллективное, так и индивидуальное участие. Только знания, полученные методом сравнения, исключения, включения в логические цепочки (и др.), можно считать прочными знаниями. Сделать самостоятельным получение обучающимися новых знаний, избегая при этом схоластики, - вот одна из главных педагогических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Н.Ю. Кулюшина (МБОУ Гимназия №94, г.Казань, учитель немецкого языка)ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)«Знать много языков – значит иметь много кл...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Современная жизнь и общество предъявляют высокие требования к выпускникам средней общеобразовательной школы, что естественным образом нашло свое отражение в социальном заказе и воплотилось в виде целе...

Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы

Данный материал рассказывает об использовании учителем тестов на уроках русского языка и литературы...