Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
материал на тему

Фидикова Светлана Васильевна

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции речевого поведения  позволит в определенной степени облегчить процесс социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc56 КБ
Файл prezentatsiya_-_seminar.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на  факультативных занятиях «Речь и культура общения» », «Этика речевого общения»

(учитель русского языка Фидикова С.В.)

     Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции речевого поведения  позволит в определенной степени облегчить процесс социализации.

У воспитанников нашей школы слабо сформированы коммуникативные умения и навыки. Отмечается низкая культура речевого общения. Дети затрудняются соблюдать этические нормы, не умеют употреблять этикетные формулы в разных жизненных ситуациях. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует адаптации в обществе.

      Слайд 1

Для решения этих задач в школе-интернате для обучающихся 5-6 классов с 2009 года…  проводятся факультативные занятия  по разработанной мною  программе «Речь и культура общения», рецензированной  в  ИПКРО  в 2009 году.

Программа курса занятий рассчитана на 34 часа (1раз в неделю) в каждом классе. Основная цель занятий  - учить детей эффективному общению.

Задачи:

1.   Способствовать совершенствованию речи обучающихся, повышению ее культуры, умения общаться.

2.   Формировать   умения   выбирать   языковые   средства   в   конкретной речевой ситуации

3.   Обогащать словарный запас, активизировать его

4.   Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Обучение и развитие на занятиях ведется последовательно по трем разделам: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».

                                 Слайд 2

Речь и ее значение в жизни

Воспитанникам в доступной форме раскрываются основные функции речи:

  • Речь - как   средство   общения,   средство   обмена чувствами и мыслями между людьми;
  • речь    является    средством    передачи    и    усвоения    определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
  • речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной);
  • речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией планирования и организации деятельности обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре, обязанностей дежурных по классу и т.п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: похвалить, ободрить или осудить, удержать от нежелательного поступка и т.п.

Таким образом, дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими им пользоваться речью во всех ее функциях.

                                          Слайд 3

Текст

Речевые понятия в программе даются в определенной системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

К осознанию понятия текста обучающиеся подводятся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли). На этой базе дается понятие о структурной целостности текста (о наличии в нем зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятельными предложениями). Далее дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также их жанровых разновидностях.

В программу введены также понятия о речевых произведениях, так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

Обучающиеся знакомятся с данными типами текстов для того, чтобы научиться самостоятельно создавать подобного рода речевые произведения, которые помогут им в определенных жизненных ситуациях чувствовать себя уверенно.

                Слайд 4

                                               Культура общения

Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д. Введение в речь школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок должен понимать, что, например, приветствуя товарища, можно сказать: «Здравствуй! Привет!», а при встрече с учителем: «Здравствуйте, Александра Михайловна!»

        

На занятиях факультатива большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, говорить, сочинять в силу своих возможностей, способностей и уровня  развития.

           Слайд 5

Начинается занятие с речевой разминки, куда входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

           Слайд 6

Гимнастику проводит как учитель, так и сами дети.

Упражнение на дыхание «Пушинка»

          Слайд 7

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Цоканье копыт», «Грустно – весело» и др.

          Слайд 8

В комплекс речевых разминок входят индивидуальные задания по рекомендации логопеда.

         Слайд 9

А также упражнения по работе над логическим ударением, дикцией

                   У елки  иголки  колки.

                   У елки  иголки  колки.

                   У елки  иголки  колки.

        Слайд 10

В зависимости от темы занятия обучающиеся работают с отрывками текстов, анализируя их; решают вопросы и задачи проблемного характера; используют забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых  вводятся в определенную речевую ситуацию.

     Слайд 11

Большая часть времени отводится инсценировкам сказок, где отрабатываются свойства речи (тон, темп, тембр), манеры поведения.

     Слайд 12-13

Разыгрывая речевые ситуации, обучающиеся учатся находить нужные этикетные формулы в зависимости от ситуации, которые необходимы в повседневном общении между людьми (будь то класс, группа, общественные места).

       Слайд 14

На занятиях много творчества, так как общение в своей основе – творчество. Дети рисуют, сочиняют загадки, считалки, стихи, сказки. Все свое творчество оформляют в книжки-малышки.

      Слайд 15

Мониторинг речевого развития проводится с использованием диагностических методик, методов наблюдения, анализа письменных работ детей. Часть диагностического материала разработана мною.  Все параметры оцениваются по 3-х балльной системе:

0 баллов – невыполнение задания

1 балл –низкий уровень

2 балла – средний

3 балла – высокий

Диагностика проводится 3 раза в год. На каждого обучающегося заполняется индивидуальная карта речевого развития, разработанная мною.(показать)

Затем оформляется сводная таблица.

     

Анализируя диагностические данные, наблюдая за детьми, пришла к выводу, что дети если и знают этикетные формулы, то применяют их в общении друг с другом, со взрослыми в недостаточной степени. Поэтому мною была разработана программа факультатива «Этика речевого общения» для 5-6 классов. Учебно-методическая разработка рецензирована в июне 2013 года  в ИПКРО. В этом учебном году в 5 классе был введен 1 час занятий факультатива.

      Слайд 16

Основная цель программы «Этика речевого общения» -  овладение обучающимися основами культуры речевого общения; усвоение правил, регулирующих речевое поведение.      

    Задачи:

 1.Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;

2.Формировать навыки общения и речевого поведения;

3.Формировать умения выбирать языковые средства в конкретной речевой ситуации;           

 4.Формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

       В программе рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной части культуры речевого общения, что является одним из условий успешной социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа имеет практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у обучающихся потребности в овладении этики речевого общения. В связи с этим большое значение придается созданию на занятиях обстановки диалогового общения, и ее основой становится реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация,  участником которой он может стать. Обучающиеся предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в результате коллективного взаимодействия.

              Слайд 17

Начинается занятие с речевой разминки, куда входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

В методической копилке сформированы комплекты речевых разминок для каждого занятия.

        Слайд 18

Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения  и их проигрывание

        Слайд 19

Использование таких методических приемов, как  инсценирование, драматизация, ролевая игра в условиях, приближенных к реальной коммуникации.

       Слайд 20

Свой опыт по накоплению сведений о речевом этикете обучающиеся оформляют в самодельных книжках-малышках,  словаре вежливых слов, что вызывает интерес и повышает мотивацию.

       Слайд 21

Для выявления уровня развития навыков общения и речевого поведения мною разработан диагностический материал.  Диагностика проводится 3 раза в год. На каждого обучающегося заполняется индивидуальная карта речевого развития, разработанная мною.(показать)

       

Анализ результатов диагностики показывает успешность обучения воспитанников по данному курсу,

так как по всем параметрам наблюдается положительная динамика.

 5 класс   2013 – 2014 уч.г.                                                  

Параметры

Начало года

Середина года

Динамика за полугодие

Конец года

Динамика за год

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1.3

2

+0,7

2,5

+1,2

Свойства устной речи

1,4

1,8

+0,4

2,7

+1,3

Неязыковые средства общения

1,5

1,8

+0,3

3

+1,5

Речевой этикет

1,3

1,7

+0,4

2,4

+1,1

1,3

1,8

+0,5

2,7

+1,4

В результате проведения данных факультативных занятий воспитанники знают, что такое речевой этикет и культура общения. Дети умеют  вступать в социальные коммуникации, адекватно формулировать свои мысли в различных ситуациях для решения коммуникативных задач


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятия факультатива «Речь и культура общения»

Слайд 2

Речь и ее значение в жизни речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми; речь является средством передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира; речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной); речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

Слайд 3

Текст Конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.

Слайд 4

Культура общения

Слайд 5

Речевая разминка: Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика

Слайд 11

Инсценировки

Слайд 12

Разыгрывание речевых ситуаций

Слайд 13

Культура общения

Слайд 14

Наше творчество

Слайд 15

Мониторинг Параметры Начало года Середина года Динамика за полугодие Конец года Динамика за год Устная речь (словарь и грамматический строй речи) 1.3 2 +0,7 2,5 +1,2 Свойства устной речи 1,6 1,8 +0,2 2,7 +1,1 Неязыковые средства общения 2 2,5 +0,5 3 +1 Речевой этикет 1,3 1,7 +0,4 2,6 +1,3

Слайд 16

Факультатив «Этика речевого общения»

Слайд 17

Речевая разминка

Слайд 18

Моделирование и разыгрывание речевых ситуаций

Слайд 19

Инсценировки

Слайд 20

Наше творчество

Слайд 21

Мониторинг Параметры Начало года Середина года Динамика за полугодие Конец года Динамика за год Устная речь (словарь и грамматический строй речи) 1,1 1,4 +0,3 2,3 +1,2 Свойства устной речи 1,3 1,8 +0,5 2,7 +1,4 Неязыковые средства общения 1,5 2,5 +1 2,5 +1 Речевой этикет 1.2 2,1 +0,9 2,5 +1,3 Средний балл 1,3 1,9 +0,6 2,5 +1,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...

Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения

     Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...

Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков

Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...

Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах

Выступление социального педагога Добряк Л.А. МБОУ "Школа-лицей" № 3 г. Симферополя на семнаре социальных педагогов школ г. Симферополя на тему "Работа социального педагога  по фрор...