Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид
методическая разработка на тему

Фидикова Светлана Васильевна

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходимым условием успешной социальной адаптации умственно отсталого ребенка.

( программа представлена с приложением: конспекты занятий, контрольно-измерительные материалы, индивидуальная карта речевого развития)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc114 КБ
Microsoft Office document icon kontrolno.doc130.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_fakultativa.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon fakultativnoe_zanyatie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Учебно-методическая разработка

факультативных занятий

«Этика речевого общения»

для обучающихся 5-6 классов

                      Составитель:

                                       учитель русского языка

                                                                 (высшая квалификационная категория)

                        Фидикова С.В.

2014г

                        Этика речевого общения.

  1.  Пояснительная записка

Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов (VIII вида).

Программа рассчитана на 34 часа (1раз в неделю) в каждом классе.

  1. Актуальность.

        Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности как нормального, так и аномального ребенка, на создание условий, способствующих облегчению процесса их социальной адаптации. Последняя проблема, безусловно, является очень важной для области специальной педагогики как отрасли научного знания, а так же для специальных институтов, призванных искать и осуществлять оптимальные пути ее решения.

       Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходимым условием успешной социальной адаптации умственно отсталого ребенка. Подтверждением актуальности данной проблемы является зафиксированный в Типовом положении о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление правительства РФ от 12.03.1997 года № 288) тезис о том, что в учебно-воспитательном процессе специальных общеобразовательных (коррекционных) школ 8 типа заложена и реализуется идея социализации личности. Успешная социальная адаптация обучающихся в обществе осуществляется в единой системе многофакторного воздействия, объединяющего все звенья и направления работы школы. Отсюда вытекает и основная цель вспомогательной школы: разностороннее воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни и работы в современном обществе.

      Таким образом, совершенствование культуры речевого общения умственно отсталых обучающихся является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности детей, попытка решения которой позволит в определенной степени облегчить процесс социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта путем совершенствования и коррекции речевого поведения обучающихся в ситуациях этикетного общения.

  1. Новизна программы.

     Новизной программы является то, что она имеет практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у обучающихся потребности в овладении этики речевого общения. В связи с этим большое значение придается созданию на занятиях обстановки диалогового общения, и ее основой становится реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Обучающиеся предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия.

Система занятий целенаправленно организована таким образом, чтобы обучающийся был ведущим, а не ведомым участником педагогического процесса. Чтобы он не  просто выполнял задания учителя, а принимал непосредственное и заинтересованное участие как в их разработке, так и в оценивании результатов своей деятельности.

  1. Методологическая основа.

      Методологической основой для создания программы явилась теория речевой деятельности, разрабатывавшаяся в трудах видных отечественных психологов и лингвистов (Верещагина Е.М., Выготского Л.С., Костомарова В.Г., Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Сорокина Ю.А., Лурия А.Р., Тарасова Е.Ф. и др.),  программа курса "Речь и культура общения" (составители: Ладыженская Т.А., Сорокина Г.И., Никольская Р.И.), одной из задач которой авторы выделяют формирование основ культуры речевого поведения (в том числе речевой этики), развивая в детях чувство коммуникативной целесообразности (уместности) высказывания.

Исследования ряда авторов (Араловой Э. А., Дульнева Г. М., Бгажноковой И. М., Забрамной С. Д., Каменецкой Л. М., Каукенайте Л. Ю., и др.) показывают, что решение задач формирования основ культуры речевого поведения в условиях специальной школы имеет свою специфику, связанную с особенностями психофизического, интеллектуального и речевого развития умственно отсталых школьников.

     То, что в школьной программе должен быть курс, который давал бы знания общекультурного плана о речи и помогал бы овладеть коммуникативно-речевыми умениями, вряд ли вызывает сомнения, поскольку сегодня, говоря словами В.Г. Костомарова, «новая роль русского языка в мировой языковой ситуации предполагает обучение ему не столько как таковому, сколько его применению в реальных жизненных контекстах и функциях».

 Существенным аргументом, обосновывающим необходимость введения такого курса, является сложившаяся в современном обществе ситуация, когда нормальное общение (без нецензурной брани) уже считается культурным; когда вежливость и элементарное знание норм речевого этикета становятся отправной точкой общения в эмоционально положительной тональности.

Важным условием в создании эмоционально-положительной тональности профобщения этого типа являются знания и практические навыки обучающихся в области этикета речевого общения: умение учитывать специфику социальных ролей говорящих, официальность/неофициальность обстановки. Это обеспечит успешное «вхождение» ребенка в любое трудовое сообщество и дальнейшее взаимодействие с  его членами.

Тем более,  что у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием страдает произношение, словарный запас ограничен. Эти дети слабо владеют разговорной диалогической речью, у них нарушена связная речь. Они неадекватно воспринимают и оценивают замечания, не в силах сдерживать свои негативные эмоции и желания, управлять своим поведением.

Поэтому ведение факультативных занятий курса «Этика речевого общения» предполагает в общении друг с другом, в повседневных разговорах выбор тех средств, которые необходимы для достижения поставленной цели самими обучающимися, строить свою речь так, чтобы она оказывала на слушателей нужное воздействие.

       Речевой этикет — это совокупность норм речевого и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения

Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, необходимо с детства овладеть нормами поведения в обществе, соблюдение которых должно стать привычкой. Обучающимся важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а наоборот, благодаря им устанавливаются дружественные, добрые отношения между людьми.

Незнание норм поведения, отражённых в этикете, вызывает нарушение взаимопонимания между коммуникантами.

  1.  Принципы учебно-методической разработки

В     основу     учебно-методической     разработки     положены     следующие принципы:

1.   принцип      системности      и      последовательности      обучения предполагает отбор материала с учетом усложнения, возрастных особенностей обучающихся специальной (коррекционной) школы.

2.  принцип  учета индивидуальных особенностей обучающихся (в частности,    особенности  звукопроизношения,  развития речедвигательного аппарата). В начале каждого занятия предполагается речевая разминка, куда входят артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения по рекомендации логопеда)

3.  принцип наглядности образовывает тот каркас, на основе которого формируется языковая  и речевая деятельность обучающихся. Многоплановое использование наглядности (мультимедийные презентации, анимационные ролики, отрывки текстов, рисунки обучающихся,  сюжетные и предметные картинки), ряд специфических средств   (мимика, жесты,   драматизация, риторические игры) вводят обучающихся в определенные речевые ситуации.

4. принцип коммуникативной направленности Речевое недоразвитие, слабость  побудительных  к  речи  мотивов  вызывают  у  умственно-отсталых детей  затруднение  в  общении  с  окружающими людьми. Поэтому  разработка     направлена  на формирование практических навыков речевого самоконтроля. В результате их отработки обучающиеся получают возможность адекватно формулировать  свои  мысли  в  различных  ситуациях  для  решения коммуникативных задач (в учебной, неучебной деятельности и в быту), соблюдая этические нормы.

 

1.5.  Цель и задачи разработки

 Основная цель программы «Этика речевого общения» -  овладение обучающимися основами культуры речевого общения; усвоение правил, регулирующих речевое поведение.

    Задачи:

 1.Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;

 2.Способствовать совершенствованию речи обучающихся, повышению ее культуры;    

 3.Формировать умения выбирать языковые средства в конкретной речевой ситуации;           

 4.Формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

5. Развивать устойчивый интерес  к русскому языку;

6.Обогащать словарный запас, активизировать его.

1.6.  Предполагаемые результаты

  • наличие в активном словаре учащихся достаточного количества этикетных      стереотипов;
  • умение выбирать необходимую этикетную формулу с учётом ситуации общения;
  • соблюдение этических норм в ситуациях учебного и бытового речевого общения;
  • владение навыками речевого самоконтроля;
  • знание и соблюдение правил культурного поведения.

Обучающиеся 5 класса должны знать:

                 - правила поведения в школе, в группе;

                 - слова приветствия, благодарности, похвалы, одобрения;

                 - что такое хороший и плохой поступок;

Уметь:

              - выбирать нужную речевую формулу для выражения

            приветствия, благодарности, извинения, сожаления и т.п.

            с учётом ситуации общения и особенностей собеседника;

                - составить приглашение;

      - вести себя правильно в общественных местах.

Обучающиеся 6 класса должны знать:

     - правила поведения в общественных местах (за рамками школы);

    -  речевые формулы общения со взрослыми, незнакомыми людьми;

    -  речевые формулы, исключающие слова-паразиты;

    -  речевые формулы культуры спора;

Уметь:

     -  употреблять речевые формулы, помогающие

       избежать конфликтов в      общении друг с другом;

- строить диалог с использованием средств речевого этикета;

                 -  правильно выбрать дистанцию для общения

                ( по отношению к взрослым, незнакомым людям)

     Программа факультативных занятий «Этика речевого общения» предусматривает также реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.

     Достижение образовательных целей должно способствовать обогащению речи обучающихся, осознанию особенностей культуры общения, расширению кругозора, развитию самосознания.

    Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения (вежливость, тактичность и доброжелательность, внимание к окружающим и др.).

    Достижение развивающих целей программы факультативных занятий должно способствовать развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности. 

II.   Краткое описание разделов

Программа каждого класса состоит из двух разделов: «Речь и ее значение в жизни» (этот раздел с учетом практической направленности программы органично вливается в раздел «Речевой этикет»).

2.1. Речь и ее значение в жизни

Перед обучающимися 5-6  классов в доступной форме раскрываются основные функции речи:

  • речь   является   важнейшим   средством   общения,   средством   обмена чувствами и мыслями между людьми;
  • речь    является    средством    передачи    и    усвоения    определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
  • речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной);
  • речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.

С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией планирования и организации деятельности обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре, обязанностей дежурных по классу и т.п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: похвалить, ободрить или осудить, удержать от нежелательного поступка и т.п.

Таким образом, дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими им пользоваться речью во всех ее функциях.

2.2. Речевой этикет

        

Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Программой факультативных занятий предусмотрено знакомство с правилами речевого поведения, усвоение основных этических норм общения, формирование представления о речевом этикете и развитие умений правильно обратиться, поприветствовать, попрощаться, сформулировать вопрос, ответ, просьбу, благодарность, пожелание, поздравление, приглашение; развитие умений вступать в разговор с ровесниками, старшими по возрасту, выбрать тему для беседы, выбрать речевые формулы, помогающие избежать конфликтов в споре, соблюдать правила поведения и речевого общения в общественных местах.

Введение в речь школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

Факультативные занятия предоставят учителю возможность формировать личность человека, который в общественной жизни, в межличностном общении способен правильно воспринимать информацию, осмысливать ее, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других, т.е. будут способствовать его социализации в обществе.

  2.3. Организация образовательного процесса

      Организация факультативных занятий осуществляется с использованием таких способов и методических приёмов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям обучающихся с отклонением в развитии. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы.

Содержание обучения организуется исходя из сфер общения обучающихся с интеллектуальным недоразвитием.

    В содержании программы факультативных занятий представлены типичные ситуации этикетного общения и основные коммуникативные задачи, реализуемые в ходе общения.

На протяжении занятий используются различные средства обучения: аудио- и видеозаписи, сюжетные картинки, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания, риторические игры и т.п. В целях эффективности самостоятельной работы обучающихся применяются обучающие и компьютерные программы.

     Обучение культуре речевого общения, в частности речевому этикету, проводится с учётом трёх основных этапов: ознакомление, тренировка и применение.

     На этапе ознакомления обучающимся предъявляются образцы речевого поведения в типичных ситуациях, представленные с помощью анимационных роликов.

Обучающиеся знакомятся с правилами приемлемого речевого и неречевого поведения на основе мультимедийных презентаций. Им предлагаются тексты, содержащие не только информацию о правилах этикета, но и информацию о нормах и правилах этикета.

    Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации.

На данном этапе используются тесты, направленные на осуществление выбора правильного варианта формулы речевого этикета согласно ситуации общения и адресата направленной речи.

     Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение обучающихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из ситуации речевого общения.

Здесь также используются задания на установление интерактивного взаимодействия (умения начать разговор, привлечь к себе внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор).

На этом этапе используются тесты, но уже контролирующего характера.

 Основными средствами развития диалогической речи являются общение со взрослыми и сверстниками, а также организованные игры и занятия. Занятия строятся в жанре сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает как старший, но равноправный партнёр по общению, который стремится к установлению личностных, доверительных взаимоотношений Учитель уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие и значимые для него темы.

4.4.   Мониторинг речевого развития

Мониторинг речевого развития на данных занятиях проводится с использованием диагностических методик, методов наблюдения, анализа письменных работ обучающихся.

Так, устная речь (словарь и грамматический строй речи) диагностируются по методикам Е.И. Косиновой, М.Н. Фотековой и по анализу письменных творческих работ обучающихся.

Свойства устной речи, неязыковые средства общения, речевой этикет отслеживаются в результате наблюдения за обучающимися (общение их в учебной и неучебной деятельности со сверстниками, взрослыми).

Все параметры навыков общения и речевого поведения обучающихся оцениваются в баллах:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок

               (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок

               (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

Индивидуальная карта

речевого развития

(навыки общения и речевого поведения)

факультатив «Этика речевого общения»

ученика(цы)__________________________________         класса____________

                  Параметры

Начало года

Середина года

Динамика      за полугодие

Конец года

Динамика за год

Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

2. Антонимы

3. Омонимы

4. Многозначность слова

5. Образные сравнения

Свойства устной речи

1. Темп

2. Тембр

3. Тон

Неязыковые средства общения

1. Жест

2. Мимика

Речевой этикет

1. Формы приветствия и прощания

2. Формы выражения извинения

3. Формы обращения с просьбой

4. Формы выражения похвалы и одобрения

5. Формы выражения сочувствия и утешения

6. Формы поздравления и пожелания

7. Правила поведения во время знакомства

8. Правила поведения во время разговора

9.Умение вести диалог

10. Умение вести спор

11. Умение вести разговор по телефону

Итого



Предварительный просмотр:

               Контрольно-методический срез

                          (факультатив «Этика речевого общения»)

                                       6 класс      начало года

Оценка:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

 Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Назови предмет по-другому.

 Образец: автомобиль – машина.

а)  собака, друг, родник, врач, наездник, летчик, рукавички, метель.

.

2. Антонимы

Инструкция

 Подбери слово с противоположным значением.

 Образец: волк молодой – волк старый.

Девочка неряшливая, волосы прямые, сумка тяжелая,  дорожка узкая, дорожка кривая, дом высокий, дерево тонкое, заяц трусливый, ручеек мелкий, лес редкий.

3. Омонимы

Инструкция

 Прочитай стихотворение. Найди в нем существительные, которые пишутся и произносятся одинаково, а значения имеют разные.

Молоко покрыла пеночка,  

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

 Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский.)

4. Многозначность слова

Инструкция

 Прочитай. Объясни значение слова перемена, употребленного автором в начале и в конце стихотворения.

«Перемена,  перемена!» —        Продремавший весь урок?

Заливается звонок.        Неужели этот Вова

Первым Вова непременно        Пять  минут назад  ни  слова

Вылетает  за  порог.        У доски сказать не мог?

Вылетает за порог —        Если он, то, несомненно,

Семерых   сбивает  с  ног.        С ним бо-о-льшая перемена!

Неужели  это  Вова,                                                                                          (Б. Заходер.)

 5. Образные сравнения

Инструкция 

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Горячий, как огонь. Лёгкий, как .... Чёрный, как ….  Острая, как ....  Красный, как .... Тяжёлый, как ....

Слова   для   справок:  рак, камень, пух, игла, уголь.

                 Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст  про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».

3. Тон речи.

Инструкция

Рассмотри рисунки. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.

 Неязыковые средства общения.

1. Жест.                               2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема  выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке,  поведение на перемене,  поведение на прогулке, ситуация в группе)

                Речевой этикет.

         Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим  «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ  «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

               Контрольно-методический срез

                          (факультатив «Этика речевого общения»)

                                     6 класс      середина  года

Оценка:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

 Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы 

Инструкция

 Прочитать синонимы парами. Сказать, какие из существительных не только называют предмет, но и выражают наше отношение к нему.

Разговор, болтовня. Лошадь, кляча. Скупой, скряга. Плут, пройдоха.  Собака,  псина.

2. Антонимы

Инструкция

 Подбери слово с противоположным значением.

 Образец: волк молодой – волк старый.

 Грязь, правда, горе, отвага, слабость, вражда, болезнь, вежливость,  ненависть, грусть.

3. Омонимы   

      Инструкция

 Объясни разницу в значениях существительных.

1. Две головки лука. Стреляют из лука. 2. Глубокая норка. Зверёк норка.3. Острая коса. Длинная коса. 4. Стальное перо. Гусиное перо.        

4. Многозначность слова     

   Инструкция

 Выдели словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1. Копна сена. Копна волос. 2. Толстая стена. Стена тумана. 3. Море пшеницы. Синее море. 4. Горный поток. Поток слов. 5. Снежный вихрь. Вихрь событий. 6. Морская волна. Волна негодования. 7. Утолить жажду. Жажда знаний. 8. Лесной пожар. Пожар войны.

 5. Образные сравнения   

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Дрова, как …, сухие. Глаза, как …, голубые. Лицо, как …, белое. Лекарство, как …, горькое. Земляника, как …, сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.

                 Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст  про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».

3. Тон речи.

Инструкция

Рассмотри рисунки. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.

 Неязыковые средства общения.

1. Жест.                               2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема  выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке,  поведение на перемене,  поведение на прогулке, ситуация в группе)

                    Речевой этикет.

         Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим  «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ  «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

      Вопросник при обследовании навыков речевого этикета:

1.С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?

2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к  малознакомому человеку, если он вошел в комнату?

3.С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу в библиотеку, к стадиону?

4. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу,  коньки.

5.Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?

6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?

               Контрольно-методический срез

                          (факультатив «Этика речевого общения»)

                                      6 класс      конец  года

Оценка:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

 Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Подчеркнуть существительные, употребленные в значении «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

2. Антонимы

Инструкция

 Подбери слово с противоположным значением.

 Образец: волк молодой – волк старый.

а) Девочка неряшливая, волосы прямые, сумка тяжелая,  дорожка узкая, дорожка кривая, дом высокий, дерево тонкое, заяц трусливый, ручеек мелкий, лес редкий.

 б) Грязь, правда, горе, отвага, слабость, вражда, болезнь, вежливость,  ненависть, грусть.

3. Омонимы

Инструкция

Прочитай стихотворение. Найди в нем существительные, которые пишутся и произносятся одинаково, а значения имеют разные.

Молоко покрыла пеночка,  

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

 Подпевает ей овсянка.   

  Инструкция

 Объясни разницу в значениях существительных.

1. Водопроводный кран. Подъёмный кран. 2. Коровий язык. Русский язык. 3. Две головки лука. Стреляют из лука. 4. Глубокая норка. Зверёк норка. 5. Острая коса. Длинная коса. 6. Стальное перо. Гусиное перо.        

4. Многозначность слова 

  Инструкция

 Выдели словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

1. Поле деятельности. Овсяное поле. 2. Блеск солнца. Блеск славы. 3. Пятно позора. Сальное пятно. 4. Морская бездна. Бездна дел. 5. Съедобные плоды. Плоды небрежности. 6. Горы Кавказа. Горы арбузов. 7. Яркая звезда. Звезда кино. 8. Оглушительный гром. Гром победы.

Инструкция

 Прочитай. Объясни значение слова перемена, употребленного автором в начале и в конце стихотворения.

«Перемена,  перемена!» —        Продремавший весь урок?

Заливается звонок.        Неужели этот Вова

Первым Вова непременно        Пять  минут назад  ни  слова

Вылетает  за  порог.        У доски сказать не мог?

Вылетает за порог —        Если он, то, несомненно,

Семерых   сбивает  с  ног.        С ним бо-о-льшая перемена!

Неужели  это  Вова,                                                                                          (Б. Заходер.)

 5. Образные сравнения   

  Инструкция 

Прочитать предложения из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос». Найти в них сравнения.

  1. Как  саваном,  снегом одета,                                3. Пройдёт — словно   солнце

     Избушка в деревне стоит.                                                                   осветит!

2. Как   дождь,   зарядивший                                 4.  Как памятник, дедушка

                                  надолго,                                 старый

    Негромко   рыдает   она.                                            Стоял на  могиле  родной.

Инструкция

 Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Горячий, как огонь. Лёгкий, как .... Чёрный, как ….  Острая, как ....  Красный, как .... Тяжёлый, как ....

Слова   для   справок:  рак, камень, пух, игла, уголь.

б) Дрова, как …, сухие. Глаза, как …, голубые. Лицо, как …, белое. Лекарство, как …, горькое. Земляника, как …, сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.

            Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст  про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».

3. Тон речи.

Инструкция

Рассмотри рисунки. Подпиши под каждым рисунком словесное определение подходящего тона.

 Неязыковые средства общения.

1. Жест.                               2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема  выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке,  поведение на перемене,  поведение на прогулке, ситуация в группе)

                 Речевой этикет.

         Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим  «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ  «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

            Тест

«Дополни фразы»

1.В соответствии с этикетом к человеку, достигшему этого возраста, обращаются на «вы»…

А) 14 лет

Б) 16 лет

В) 18 лет

2. Во время приветствия мужчина должен снять…

А) берет

Б) шляпу

В) шапку

3.Первым приветствует…

А) женщина мужчину

Б) мужчина женщину

В) старший по возрасту младшего

4.Звонить по телефону по личным вопросам рекомендуется…

А) с 9 утра до 10 вечера

Б) с 8 утра до 8 вечера

В) с 7 утра до 9 вечера

5.Окончание телефонного разговора определяет…

А) тот, кто позвонил

Б) тот, кому позвонили

В) обе стороны одновременно

6.Деловой разговор по телефону длится…

А) 1-3 минуты

Б) 3 – 5 минут

В) 5 – 10 минут

7.Придя в гости, прежде всего здороваются…

А) с хозяином

Б) с хозяйкой

В) с гостями

8.При знакомстве первым представляют…

А) мужчину женщине

Б) старшего младшему

В) родителей другу

9.Первым предлагает рукопожатие…

А) мужчина женщине

Б) старший по возрасту младшему

В) оба ответа верны

10.На полученное письмо принято отвечать не позднее, чем через…

А) 1 -3 дня

Б) 5 – 7 дней

В) 8 – 10 дней

      Вопросник при обследовании навыков речевого этикета:

1.С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?

2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к  малознакомому человеку, если он вошел в комнату?

3.С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу в библиотеку, к стадиону?

4. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу,  коньки.

5.Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?

6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?

               Контрольно-методический срез

                          (факультатив «Этика речевого общения»)

                                       5 класс      начало года

Оценка:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

 Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция

Назови предмет по-другому.

 Образец: неправда- ложь

Друг, поддержка, храбрость

2. Антонимы

Инструкция

 Подбери слово с противоположным значением.

 Образец: смех – плач

Горе, мир, зло

3. Омонимы

Инструкция

 Прочитай стихотворение.  Объясни значение выделенных слов.

                    Шьет иглой портниха в строчку,

                    Взял коньки точильщик в точку.

                   Я заканчиваю строчку,

                   Ставлю маленькую точку.

4. Многозначность слова

Инструкция

 Прочитай стихотворение. В каком значении употреблено слово зайчик?

                                   Рыхлый снег темнеет в марте,

                                   Тают льдинки на окне.

                                   Зайчик бегает по парте

                                   И по карте на стене

5. Образные сравнения

Инструкция 

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Пушистый, как …,    белый, как …,  черный, как …

Слова   для   справок:  уголь, снег, молоко

               Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст  про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

Хвост пушистый, бело-рыжий                           Хвост здесь, видно, неспроста!

Едет плавно над травой,                                      Улетай, скворец, с дорожки!

Едет к птичке… Ближе…  Ближе…                   Бывают кошки без хвоста,

Замер, будто не живой…                                     Но не бывает хвост без кошки!

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитать отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», где волку удалось обмануть козлят, изменив свой голос.

3. Тон речи.

Инструкция

Прочитай выразительно стихотворение С.Я.Маршака «Мяч»

(Помни: какие его части нужно произносить радостно, звонко, какие – быстро, с тревогой, а какие – с замедлением и печально)

 Неязыковые средства общения.

1. Жест.                               2. Мимика.

Инструкция

Распределить роли в сказке «Лиса и заяц» и проинсценировать сказку.

                     Речевой этикет.

         Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим  «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ  «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

               Контрольно-методический срез

                          (факультатив «Этика речевого общения»)

                                     5 класс      середина  года

Оценка:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

 Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы 

Инструкция

Подбери к данным существительным слова  близкие по значению

Образец: актер – артист

Танцовщица. Доктор. Школьник. Преподаватель. Боец. Метель.

2. Антонимы

Инструкция

 Подбери слово с противоположным значением.

 Образец: .начало – конец.

День.  Чистота.  Приход.  Тьма. Тепло.  Подъем.

3. Омонимы   

      Инструкция

Прочитай стихотворение. Найди в нем существительные, которые пишутся и произносятся одинаково, а значения имеют разные.

Шел я с сумкой за плечом,                           Шарю я в ключе по дну,

Вижу, бьет в овраге ключ.                            Над водою спину гну.

Наклонился над ключом,                              Если ключ я не найду,

Уронил я в реку ключ.                                   Как домой я попаду?      

                                                                                                               В.Лифщиц

4. Многозначность слова     

   Инструкция

Прочитай  и отгадай загадку.

                                            Они обычно для  шитья;

                                            У ежа их  видел я;

                                            Бывают на сосне, на елке,

                                            А называются -  …

Составь предложения с данными словосочетаниями.

 5. Образные сравнения   

Инструкция

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Земляника, как … сладкая.  Земля, как … легкая.

Волосы, как  …  черные.      Солнце, как … горячее.

Слова для справок: пух, костер, уголь, сахар.

                 Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Загадать загадку и произнести ее в нужном темпе, так, чтобы всем было понятно.

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай разговор трех медведей из сказки «Три медведя».

3.Тон речи.

Инструкция

Прочитай стихотворение.

Была                                                                    Закрапал,

Тишина,                                                             Закрапал,                                                     

Тишина,                                                             Закрапал

Тишина…                                                           По крыше…

Вдруг                                                                   Наверно.

Грохотом                                                            Сейчас

Грома                                                                  Барабанить

Сменилась                                                          Он станет?

Она!                                                                     Уже

И вот уже дождик                                               Барабанит!

Тихонько –                                                         Уже

Ты слышишь!                                                      Барабанит!

                                                   

 Неязыковые средства общения.

1. Жест.                               2. Мимика.

Инструкция

Распределить роли в сказке «Колобок» и проинсценировать сказку.

                 Речевой этикет.

         Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим  «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ  «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

               Контрольно-методический срез

                          (факультатив «Этика речевого общения»)

                                      5 класс      конец  года

Оценка:

0 баллов -  невыполнение задания;

1 балл – при выполнении задания большое количество ошибок (значительная помощь, многочисленные подсказки);

2 балла – выполнение задания с минимальным количеством ошибок (с незначительной помощью);

3 балла – самостоятельное выполнение задания.

 Устная речь (словарь и грамматический строй речи)

1. Синонимы

Инструкция:

Замени имена существительные в данных словосочетаниях другими, близкими по смыслу

Образец: радостная весть – радостное известие.

Летний зной. Темная туча. Страшный ураган. Сильное беспокойство.

Слова для справок:  тревога, жара,  облако, буря.

2. Антонимы

Инструкция

Подбери слово с противоположным значением.

 Образец: грязь – чистота.

Правда, горе, отвага, слабость, вражда, болезнь, вежливость,  ненависть, грусть.

3. Омонимы

Инструкция: Поставь ударение в выделенных словах, объясни их значение.

Поля покрылись снежной пеленою. За работой Поля всегда пела.

 Замок был сломан и не открывался. На острове стоял старинный замок.

 Ворота были закрыты на засов. У ворота рубашки оторвана пуговица.

4. Многозначность слова 

  Инструкция: Прочитай стихотворение. Объясни значение выделенного слова.

                                                   Бросил палку кверху  Мишка:

                                                 -Падай в лапу с ели, шишка! –

                                                   Шишка хлоп по голове  -

                                                   Сразу шишек стало две.

 

Инструкция

 Прочитай. Объясни значение слова перемена, употребленного автором в начале и в конце стихотворения.

«Перемена,  перемена!» —        Продремавший весь урок?

Заливается звонок.        Неужели этот Вова

Первым Вова непременно        Пять  минут назад  ни  слова

Вылетает  за  порог.        У доски сказать не мог?

Вылетает за порог —        Если он, то, несомненно,

Семерых   сбивает  с  ног.        С ним бо-о-льшая перемена!

Неужели  это  Вова,                                                                                          (Б. Заходер.)

 5. Образные сравнения   

  Инструкция :

Вставь вместо точек подходящие по смыслу существительные.

а) Горячий, как огонь. Лёгкий, как .... Чёрный, как ….  Острая, как ....  Красный, как .... Тяжёлый, как ....

Слова   для   справок:  рак, камень, пух, игла, уголь.

б) Дрова, как …, сухие. Глаза, как …, голубые. Лицо, как …,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        белое. Лекарство, как …, горькое. Земляника, как …, сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.

              Свойства устной речи.

1.Темп речи.

Инструкция

Прочитай текст  про себя. А теперь прочитай его соответственно содержанию.

Хвост пушистый, бело-рыжий                           Хвост здесь, видно, неспроста!

Едет плавно над травой,                                      Улетай, скворец, с дорожки!

Едет к птичке… Ближе…  Ближе…                   Бывают кошки без хвоста,

Замер, будто не живой…                                     Но не бывает хвост без кошки!

2. Тембр речи.

Инструкция

Прочитай названия персонажей русских народных сказок.

 Какими ты представляешь их голоса?

Баба –Яга,  Дюймовочка,  Лиса,  Лягушка – квакушка.

3. Тон речи.

Инструкция

Вспомни мелодию песни крокодила Гены,

пропой ее, повторяя слова  «громко – громко»,  «тихо – тихо».

Неязыковые средства общения.

1. Жест.                               2. Мимика.

Инструкция

Разыграть пантомиму на определенную тему

(тема  выбирается по выбору: ситуация в классе на уроке,  поведение на перемене,  поведение на прогулке, ситуация в группе)

                        Речевой этикет.

         Тест

Вежлив ли ты?

1.Здороваешься ли ты с работниками интерната?

2.Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?

3.Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?

4.Ты извиняешься перед малышом, которого нечаянно толкнул?

5.Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?

6.Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7.Когда ложишься спать, говоришь ли окружающим  «спокойной ночи»?

8.Поздравляешь ли ты окружающих с праздником?

Подсчитай баллы:

За ответ  «да» - 2 балла

«иногда» - 1 балл

«нет» - 0 баллов.

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимателен!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

      Вопросник при обследовании навыков речевого этикета:

1.С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю? А вечером перед сном?

2. С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, работникам школы, к  малознакомому человеку, если он вошел в комнату?

3.С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку и попросить его, что бы он указал тебе дорогу в библиотеку, к стадиону?

4. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, что бы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу,  коньки.

5.Что надо сказать, когда тебе что-то дарят или оказывают услугу?

6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то попросят, а ты не можешь выполнить просьбу?



Предварительный просмотр:

          Занятие факультатива  «Этика речевого общения»

Класс – 5

Учитель – Фидикова С.В.

         Тема:   Жесты и мимика.

         Задачи:   Сформировать у обучающихся первичные представления о роли неязыковых средств речи в процессе общения (жесты, мимика).

  Развивать умения правильно использовать жесты и мимику для передачи содержания высказывания;

  Коррекция дыхательного и речедвигательного аппарата,  коррекция речи через работу с произведениями различных жанров, обогащение словарного запаса;

  Воспитание культуры поведения, культуры общения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка
  1. Задание 1,3  (инд. карт.)

                    2,4

  1. Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове. (на доске)

У Кондрата куртка коротковата.

У Кондрата куртка коротковата.

У Кондрата куртка коротковата.

  1. Работа со стихотворением
  2. Инд.картинка (повторение темы предыдущего урока)
  1. Работа по теме урока.
  1. – Ребята, можем ли мы «говорить» без слов?
  • Да, иногда можно выразить свои мысли и чувства без слов.  

Сегодня вы узнали много нового о помощниках устного слова.

  1. Игра «Каравай» (произносится без жестов).
  • Все ли вам ясно?
  1. «Каравай» ( с использованием жестов)

        - Что помогло лучше понять? (движение рук)  Жесты

  1. Проговаривание текста игры с использованием жестов (обучающиеся)
  2. –Догадайтесь (подумайте), что я хочу вам сказать?

Демонстрация учителем жестов:

  1. Прощание- машет рукой
  2. Выйти к доске
  3. Сесть на место
  4. Не шуметь

-Как здороваетесь с учителем, когда он входит в класс? (дети встают, кивают)

Вывод: Жесты - движение рук, головы во время речи.

  1. Мимика также помогает изложить свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателей, передавать настроение, отношение к тому о чем говорим, выражая свои чувства. Если мы говорим о радостном, приятном добром, то и на лице у нас будет выражена радость, если говорим о печальном, плохом, злом, то у нас будет соответствующее выражение лица.

  Вывод: Итак, жесты и мимика помогают нам выражать мысли и чувства более ярко и понятно, иногда даже заменяют какие-то слова, используются вместо них.

      -Но иногда жесты и мешают нам в речи. Во время ответа на уроке , во время разговора кто-либо из ваших товарищей постоянно что-то делает руками: крутит пуговицу, что-то поправляет…

  Все это мешает слушать. Это- лишние жесты. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые неопытный рассказчик постоянно повторяет: ну, это, значит, типа…

  А иногда рассказчик говорит о грустном и печальном, а сам улыбается, или, наоборот, рассказ веселый, а у говорящего безразличное выражение лица.

   Надо, чтобы всё: и мимика, и жесты, и слова – помогали рассказчику лучше передать содержание высказывания.

  1. Практические упражнения.

- Я буду описывать вам ситуации, а вы с помощью жестов и мимика постарайтесь изобразить действия и состояние их участников.

  1. На улице: Идя в школу, на другой стороне улицы видите своих друзей, идущих на каток (они учатся во вторую смену). Они тоже вас увидели и приглашают с собой. (Ваши действия).
  2. На уроке: Ученик у доски выполняет работу, учитель молча указывает на допущенную ошибку. (Ваши действия).
  3. Дома: Сообщаете, придя из школы, что получили «5».
  4. Использование жеста – палец, приложенный к губам (в разных ситуациях).

      - Кто спит дома, вас предупреждают об этом.

      - Предупреждение на уроке нарушителям тишины.

      - На рыбалке, когда начался клев, а в это время в вам подбегает товарищ.

  1. Использование мимики (в частности, улыбки) при проговаривании этикетных фраз, закончив их по-разному. (у  обучающихся индивидуальные карточки).
  2. Чтение текста по ролям. (использование мимики, позы, тона речи).

     - Отрывок про Карлсона (у обучающихся индивидуальные карточки).

  1. Итог урока. Подведение итогов.

  - Какие жесты я использовала на уроке?

  - Как менялось выражение моего лица (мимика)?

  - А как вы чувствовали себя на уроке?

 Выберите карточку с соответствующим выражением лица и покажите в правой руке.

Спасибо за урок.

  1. Д/з  Рассказ «Цыпленок» (на карточках) прочитать, использовать жесты, мимику, нарисовать цыпленка.



Предварительный просмотр:

Занятие факультатива

«Этика речевого общения»

Класс – 5

Учитель – Фидикова С.В.

         Тема:   Подводим итоги

         Задачи:   Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Вежливый человек»; предоставить обучающимся возможность оценивать свои достижения через использование компьютера; закрепить навыки работы обучающихся в текстовом редакторе «Word».

Развитие навыков самооценки; воспитание интереса, культуры поведения и общения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы урока, постановка задач урока.
  3. Речевая разминка
  1. Артикуляционные упражнения

    «Хоботок», «Лягушка», «Иголочка», «Качели».

  1. Дыхательные упражнения

   «Снежинка», «Задуем свечки».

  1. «Не запутайся в звуках» (обучающиеся читают стихотворные формы на экранах компьютеров).

(индивидуально, с учетом рекомендаций логопеда)  

  - Для чего проводим речевую разминку?

  1. Работа по теме занятия.  Практическая работа.

1.Задание на компьютерах.

  • Прочитай и разыграй ситуацию. (индивидуально у каждого)

2.Озаглавь и запиши название текста.

            -Подчерни предложение, в котором сделан вывод - выражена основная мысль автора. ( задание на компьютере «А ты вежлив?»)        

3.Поставь «+» напротив тех слов, которые обозначают положительные качества воспитанного человека.

4.Тест «Вежлив ли ты?» (самооценка)      

                    2балла-«да»

              1 балл-«иногда»

              0 баллов-«нет»

  Вывод

5.Вручение памятки «Правила общения»

  1. Итог урока.

Приложение к практической работе.

  1. Прочитай, выделяя голосом:

        

По склону вверх король повел

Полки своих стрелков,

                 

По склону вниз король сошел,

Но только без полков.

  1.  Прочитай и разыграй ситуацию:

-Он улыбнулся и поднял на меня глаза.

  1.  Озаглавь и запиши название текста. Подчеркни предложение, в котором сделан вывод - выражена основная мысль автора.

_______________________________

«… Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.

    Это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

    Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими (годами и по положению)».

    Это тот, кто «всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе».

    Вежливый человек – это воспитанный человек.

                                                                                          ( По Д.С. Лихачеву)

  1.  Поставь «+» напротив тех слов, которые обозначают положительные качества:

Воспитанный человек

Приветливый

Вежливый

Грубый

Крикливый

Корректный

Обходительный

Общительный

Злой

Спокойный

Угрюмый

  1.  Тест:  Вежлив ли ты?
  1. Здороваешься ли ты с работниками интерната?
  2. Благодаришь ли ты старших за обед (завтрак, ужин)?
  3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?
  4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?
  5. Воспитатель помог тебе в выполнении домашнего задания, благодаришь ли ты его?
  6. Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
  7. Когда ты ложишься спать, говоришь ли окружающим «спокойной ночи»?
  8. Поздравляешь ли ты с праздником окружающих?

Подсчитай баллы:

За ответ «да» - 2 балла

       «иногда» - 1 балл

             «нет» - 0 баллов

Если ты набрал:

От 12 до 16 баллов – с тобой пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 баллов – ты не всегда вежлив. Будь внимательнее!

Меньше 8 баллов – тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Введение в основы сельскохозяйственного труда Факультативный курс для 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Авторская рограмма курса «Введение в основы  сельскохозяйственного труда» предназначена для начальных классов сельских общеобразовательных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможнос...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Программа факультативных занятий для учащихся восьмых классов специальных (коррекционных) школ VIII вида «Будем беречь здоровье»

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является самосохранительное поведение, здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. Врачи конс...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...